.RU

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Модуль 1. Теория языка - Учебно-методический комплекс опд. Ф. 06 Теория языка


^ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ


Модуль 1. Теория языка.
 Нормативное время для изучения модуля:

лекции – 12 часов

практические занятия – 4 часа

самостоятельная работа студента – 8 часов

 Цели модуля:

- познакомить с важнейшими теоретическими проблемами современного языкознания и навыками лингвистического анализа.

- изложить сведения о устройстве языка, его функционировании в обществе, соотношении его с экстралингвистическими факторами: культурой, обществом, историей, мышлением и др.

- показать коммуникативные, информационные, эстетические и другие возможности языка;

- ознакомить студентов с основами когнитивистики, принципами структурно-семантического и коммуникативно-функционального анализа.

 Перечень учебных элементов модуля

Учебный элемент 1.1. Введение.

Введение. Место, цель и задачи курса «Теория языка» в системе лингвистических дисциплин. Основные лингвистические источники. Основные разделы теории языка: история языкознания (основные этапы), теория языкознания (основные проблемы современного языкознания) и методы и приемы лингвистического анализа (методы изучения и описания языка).

^ Учебный элемент 1.2. Функции языка.

Понятие функции в лингвистике. Функции и функциональность языка. Двуединство функциональности языка, общечеловечность различия функциональности языка как средство общения и как особого общественного (социального) явления. Типология функций языка. Онтология и гносеология функциональности языка.

Учебный элемент 1.3. Основные аспекты изучения языка.

чения языка. Типы аспектов в исследованиях языка: глоттогенетический (новый взгляд на происхождение языка и критический анализ традиционных теорий); онтологический аспект (характеристика основных категориально-понятийных свойств языка); функциональный аспект (принцип дополнительности функций языка по отношению к его субстанциональности); антропо-социативный аспект (связь и противопоставленность антропоцентричности и социональности в языке).

Учебный элемент 1.4. Язык и общество.

Теория происхождения человека, общества, мышления и языка в процессе совместной трудовой деятельности. Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык и культура.

^ Учебный элемент 1.5. Язык как важнейший этнический признак.

Язык племени и народности. Национальный язык. Языки субэтнических общностей. Русский язык и особая историческая общность людей - российский народ. Языковое поведение. Этикет и речь. Лингвострановедческая теория слова.

^ Учебный элемент 1.6. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики.

Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи. Языковая ситуация как объект социолингвистики, ее структура (социальные условия существования языков). Контакты языков как социальный фактор. Лингвистические ареалы. Виды языковой ситуации: простая и сложная.

^ Учебный элемент 1.7. Развитие языка.

Развитие общества - причина и условие развития языка. Внутриструктурные закономерности языкового развития. Языковые антиномии как конкретное проявление закона марксистско-ленинской диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка. Темпы языковых изменений. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Прогнозирование языковых процессов. Формы и проблемы "планирования" языкового развития. Роль выдающихся представителей общественной мысли, науки, литературы и искусства в становлении и развитии национальных языков. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.

^ Учебный элемент 1.8. Изучение и задачи интерлингвистики.

Множество языков и практические труды организации общения в многоязычном мире. Проблемы организации эффективной коммуникации в многоязычном мире и перспективы языкового развития человечества. Понятие об искусственных языках (эсперанто и др.). Выбор естественного языка в качестве всеобщего и единственного средства общения, достоинства и недостатки подобного выбора.

^ Учебный элемент 1.9. Знаковая природа языка.

Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и ее методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Знаковые свойства языка. Языковые знаки, их структура и классификация. Вопрос об универсальности языка. Язык и несловесные формы общения.

^ Учебный элемент 1.10. Система и структура языка.

Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Понятие единицы языка. Имманентные свойства единиц языка; их системность и структурность. Промежуточные ярусы языковой системы. К вопросу о ярусе дифференциальных признаков фонем. Место морфологии и словообразования в системе языка. Целесообразность выделения других промежуточных уровней (словосочетаний, сверхфразовых единств и т.п.). Своеобразие системности языка. Соотношение системности языка и асистемности языка.

^ Учебный элемент 1.11. Язык и мышление.

Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Языковые единицы и логические формы мышления. Понятие о нейролингвистике. Язык и психика человека. Понятие о психолингвистике. Психолингвистическая теория слова. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления. Влияние развития на язык. Вопрос о воздействии языка на мышление. Критика гипотезы Сепира-Уорфа. Разграничение содержания и техники мышления. "Языковая картина" мира и ее соотношение к логической модели действительности.

^ Учебный элемент 1.12. Язык и речь, речевая деятельность.

Понятие "язык" и "речь" в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Лингво-психологическая характеристика иллокуции в языке. Понятие адресанта и адресата в полукации. Речь как реализация языка. Речевая деятельность в соотношении с языковой системой, узусом и нормой. Свойства речи в сопоставлении языком как специфической функционирующей структуры.

^ Учебный элемент 1.13. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка.

Современное языкознание как результат длительного развития науки о языке. Тесная связь истории языкознания с историей общества и его актуальными задачами. Недопустимость нигилистического отношения к лингвистической традиции и предшествующим этапам истории языкознания. История языкознания как постепенное углубление лингвистической теории, накопление языкового материала и совершенствование методов лингвистического анализа. Основные этапы истории языкознания.

^ Учебный элемент 1.14. Языковая система, норма, узус.

Определение понятий нормы, узусы, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.


Контрольные вопросы к модулю 1.

  1. Языкознание как система наук о языке

  2. Разделы, структура, отрасли общего языкознания.

  3. Основные проблемы общего языкознания.

  4. Связь языкознания с другими науками.

  5. trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obshestvoznaniyu-vklyuchaya.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-rabochaya-programma-pedagoga-zharkovoj-marini-evgenevni-ikvalifikacionnaya.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-rabochie-programmi-kursa-matematike-na-osnove-primernoj-programmi-na.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature.html
    trebovaniya-k-usloviyam-realizacii-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnaya-shkola.html
    trebovaniya-k-vidache-svidetelstv-o-dopuske-k-rabotam-kotorie-okazivayut-vliyanie-na-bezopasnost-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-nekommercheskogo-partnerstva-alyans-stroitelej-primorya.html
  6. letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-kodeks-po-ohrane-sudov-i-portovih-sredstv.html
  7. obrazovanie.bystrickaya.ru/postroenie-aerodinamicheski-ustojchivoj-raschetnoj-modeli-nadzemnogo-gazoprovoda-s-odnostoronnej-svyazyu.html
  8. zadachi.bystrickaya.ru/programma-neprerivnogo-obucheniya-informatike-so-2-po-11-klass.html
  9. literatura.bystrickaya.ru/spisok-dissertacionnih-issledovanij-po-voennomu-pravu-i-voennim-aspektam-drugih-otraslej-prava-1941-god-lunev-a-e-komplektovanie-vooruzhennih-sil-dis-kand-yurid-nauk-m-vyua-1941-stranica-3.html
  10. portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-otdiha-ozdorovleniya-vvedenie.html
  11. uchit.bystrickaya.ru/stilisticheskij-komponent-slova-i-ego-leksikograficheskoe-otrazhenie-chast-15.html
  12. institut.bystrickaya.ru/tairip-1-kriminalistikani-pn-zhjes-dster-men-mndetter-kriminalistikali-identifikaciya-zhne-diagnostika.html
  13. bukva.bystrickaya.ru/razrabotka-formatov-hraneniya-dannih-programmi-strukturirovanie.html
  14. universitet.bystrickaya.ru/temi-esse-1-metodologiya-issledovaniya-ekonomicheskih-processov-i-yavlenij-predmet-issledovaniya-politicheskoj-ekonomii-i-ekonomiks-sravnitelnij-analiz.html
  15. uchenik.bystrickaya.ru/literatura-1976-bbk-r-2-f-33-f-70803-406-m101-0376-bez-obyavl-na-rassvete-14-maya-1944-goda-amerikanskaya-stranica-13.html
  16. lecture.bystrickaya.ru/6-primernie-zadachi-metodicheskie-rekomendacii-razrabotala-hmiz-olga-vasilevna-kandidat-ekonomicheskih-nauk-docent.html
  17. notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-programma-kulturnoe-nasledie-na-2004-2006-godi-ukaz-prezidenta-respubliki-kazahstan-ot-13-yanvarya-2004-goda-1277.html
  18. universitet.bystrickaya.ru/tema-6-pravovoe-regulirovanie-informacii-ogranichennogo-dostupa-programma-disciplini-pravovie-osnovi-visokotehnologichnogo.html
  19. kanikulyi.bystrickaya.ru/words-and-word-combinations-to-be-memorized-tematicheskij-plan-izdatelstva-visshaya-shkola-vuzi-i-tehnikumi-na.html
  20. ekzamen.bystrickaya.ru/shest-mnogokvartirnih-domov-v-centre-rostova-na-donu-ostalis-na-neskolko-chasov-bez-tepla-i-goryachej-vodi-internet-resurs-webrostovru-26012012.html
  21. education.bystrickaya.ru/16-obzhigalshik-radiokeramiki-pezokeramiki-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-20-chast-2-razdeli-proizvodstvo.html
  22. textbook.bystrickaya.ru/kak-uletet-podeshevle-gudok-sergej-shishkarev-predsedatel-komiteta-gosdumi-po-transportu-28052008-090-str-3.html
  23. doklad.bystrickaya.ru/uroka-tema-soderzhanie-materiala.html
  24. literatura.bystrickaya.ru/russko-latinskij-slovar-nalivajko-g-r-shevchenko-g-i-latinskij-yazik-s-elementami-rimskogo-prava-dlya-studentov.html
  25. esse.bystrickaya.ru/prosto-skazat-chto-praga-stolica-chehii-znachit-ne-skazat-nichego-takoe-opredelenie-slishkom-oficialnoe-i-ne-raskrivaet-vsej-suti-etogo-krasivejshego-goroda.html
  26. shkola.bystrickaya.ru/metodi-zoopsihologicheskih-issledovanij-i-issledovanij-v-sravnitelnoj-psihologii.html
  27. credit.bystrickaya.ru/pax-americana-zbignev-bzhezinskij-velikaya-shahmatnaya-doska.html
  28. shpargalka.bystrickaya.ru/virusi-nekletochnaya-forma-zhizni-osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-virusov.html
  29. occupation.bystrickaya.ru/na-bolee-visokom-urovne-razvitie-sistemi-povisheniya-kvalifikacii-orientirovannoj-na-vnedrenie-sovremennoj-nauchno-obrazovatelnoj.html
  30. essay.bystrickaya.ru/doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  31. otsenki.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studenta-47-kultura-e-gejskogo-mira.html
  32. paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-6-upravlenie-zemelnimi-resursami-plan-lekcii-socialnaya-obuslovlennost-zemelnogo-prava-istoriko-pravovoe.html
  33. uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-anglijskij-yazik-dlya-professionalnih-celej-svodnie-dannie-po-byudzhetu-vremeni-v-nedelyu.html
  34. university.bystrickaya.ru/glava-iii-osobennosti-funkcionirovaniya-televideniya-v-informacionnom-processe-predislovie.html
  35. occupation.bystrickaya.ru/ocenka-riskov-realizacii-programmi-vedomstvennaya-celevaya-programma-innovacionnoe-razvitie-kartofelevodstva-v.html
  36. literature.bystrickaya.ru/chto-ni-zvuk-to-i-podarok-z-v-savkova-iskusstvo-oratora.html
  37. predmet.bystrickaya.ru/sistema-prioritetov-innovacionnogo-razvitiya-v-neftehimicheskoj-promishlennosti.html
  38. literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-gosdumi-rassmotrit-kandidaturu-zubkova-v-pyatnicu-grizlov-b-v-monitoring-smi-13-sentyabrya-2007-g.html
  39. letter.bystrickaya.ru/n-i-ulyanov-proishozhdenie-ukrainskogo-separatizma-stranica-5.html
  40. textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-otopitelnij-shkaf-instrukciya-po-ekspluatacii-otopitelnij-shkaf.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.