.RU

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Модуль 1. Теория языка - Учебно-методический комплекс опд. Ф. 06 Теория языка


^ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ


Модуль 1. Теория языка.
 Нормативное время для изучения модуля:

лекции – 12 часов

практические занятия – 4 часа

самостоятельная работа студента – 8 часов

 Цели модуля:

- познакомить с важнейшими теоретическими проблемами современного языкознания и навыками лингвистического анализа.

- изложить сведения о устройстве языка, его функционировании в обществе, соотношении его с экстралингвистическими факторами: культурой, обществом, историей, мышлением и др.

- показать коммуникативные, информационные, эстетические и другие возможности языка;

- ознакомить студентов с основами когнитивистики, принципами структурно-семантического и коммуникативно-функционального анализа.

 Перечень учебных элементов модуля

Учебный элемент 1.1. Введение.

Введение. Место, цель и задачи курса «Теория языка» в системе лингвистических дисциплин. Основные лингвистические источники. Основные разделы теории языка: история языкознания (основные этапы), теория языкознания (основные проблемы современного языкознания) и методы и приемы лингвистического анализа (методы изучения и описания языка).

^ Учебный элемент 1.2. Функции языка.

Понятие функции в лингвистике. Функции и функциональность языка. Двуединство функциональности языка, общечеловечность различия функциональности языка как средство общения и как особого общественного (социального) явления. Типология функций языка. Онтология и гносеология функциональности языка.

Учебный элемент 1.3. Основные аспекты изучения языка.

чения языка. Типы аспектов в исследованиях языка: глоттогенетический (новый взгляд на происхождение языка и критический анализ традиционных теорий); онтологический аспект (характеристика основных категориально-понятийных свойств языка); функциональный аспект (принцип дополнительности функций языка по отношению к его субстанциональности); антропо-социативный аспект (связь и противопоставленность антропоцентричности и социональности в языке).

Учебный элемент 1.4. Язык и общество.

Теория происхождения человека, общества, мышления и языка в процессе совместной трудовой деятельности. Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык и культура.

^ Учебный элемент 1.5. Язык как важнейший этнический признак.

Язык племени и народности. Национальный язык. Языки субэтнических общностей. Русский язык и особая историческая общность людей - российский народ. Языковое поведение. Этикет и речь. Лингвострановедческая теория слова.

^ Учебный элемент 1.6. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики.

Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи. Языковая ситуация как объект социолингвистики, ее структура (социальные условия существования языков). Контакты языков как социальный фактор. Лингвистические ареалы. Виды языковой ситуации: простая и сложная.

^ Учебный элемент 1.7. Развитие языка.

Развитие общества - причина и условие развития языка. Внутриструктурные закономерности языкового развития. Языковые антиномии как конкретное проявление закона марксистско-ленинской диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка. Темпы языковых изменений. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Прогнозирование языковых процессов. Формы и проблемы "планирования" языкового развития. Роль выдающихся представителей общественной мысли, науки, литературы и искусства в становлении и развитии национальных языков. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.

^ Учебный элемент 1.8. Изучение и задачи интерлингвистики.

Множество языков и практические труды организации общения в многоязычном мире. Проблемы организации эффективной коммуникации в многоязычном мире и перспективы языкового развития человечества. Понятие об искусственных языках (эсперанто и др.). Выбор естественного языка в качестве всеобщего и единственного средства общения, достоинства и недостатки подобного выбора.

^ Учебный элемент 1.9. Знаковая природа языка.

Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и ее методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Знаковые свойства языка. Языковые знаки, их структура и классификация. Вопрос об универсальности языка. Язык и несловесные формы общения.

^ Учебный элемент 1.10. Система и структура языка.

Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Понятие единицы языка. Имманентные свойства единиц языка; их системность и структурность. Промежуточные ярусы языковой системы. К вопросу о ярусе дифференциальных признаков фонем. Место морфологии и словообразования в системе языка. Целесообразность выделения других промежуточных уровней (словосочетаний, сверхфразовых единств и т.п.). Своеобразие системности языка. Соотношение системности языка и асистемности языка.

^ Учебный элемент 1.11. Язык и мышление.

Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Языковые единицы и логические формы мышления. Понятие о нейролингвистике. Язык и психика человека. Понятие о психолингвистике. Психолингвистическая теория слова. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления. Влияние развития на язык. Вопрос о воздействии языка на мышление. Критика гипотезы Сепира-Уорфа. Разграничение содержания и техники мышления. "Языковая картина" мира и ее соотношение к логической модели действительности.

^ Учебный элемент 1.12. Язык и речь, речевая деятельность.

Понятие "язык" и "речь" в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Лингво-психологическая характеристика иллокуции в языке. Понятие адресанта и адресата в полукации. Речь как реализация языка. Речевая деятельность в соотношении с языковой системой, узусом и нормой. Свойства речи в сопоставлении языком как специфической функционирующей структуры.

^ Учебный элемент 1.13. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка.

Современное языкознание как результат длительного развития науки о языке. Тесная связь истории языкознания с историей общества и его актуальными задачами. Недопустимость нигилистического отношения к лингвистической традиции и предшествующим этапам истории языкознания. История языкознания как постепенное углубление лингвистической теории, накопление языкового материала и совершенствование методов лингвистического анализа. Основные этапы истории языкознания.

^ Учебный элемент 1.14. Языковая система, норма, узус.

Определение понятий нормы, узусы, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.


Контрольные вопросы к модулю 1.

  1. Языкознание как система наук о языке

  2. Разделы, структура, отрасли общего языкознания.

  3. Основные проблемы общего языкознания.

  4. Связь языкознания с другими науками.

  5. trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obshestvoznaniyu-vklyuchaya.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-rabochaya-programma-pedagoga-zharkovoj-marini-evgenevni-ikvalifikacionnaya.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-rabochie-programmi-kursa-matematike-na-osnove-primernoj-programmi-na.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature.html
    trebovaniya-k-usloviyam-realizacii-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnaya-shkola.html
    trebovaniya-k-vidache-svidetelstv-o-dopuske-k-rabotam-kotorie-okazivayut-vliyanie-na-bezopasnost-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-nekommercheskogo-partnerstva-alyans-stroitelej-primorya.html
  6. laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-en-r-02-osnovi-biohimii-rastenij.html
  7. znanie.bystrickaya.ru/abadzhidi-mariya-andreevna-oralnij-gomeostaz-u-detej-s-bronhialnoj-astmoj-14-00-09-04200514593-stranica-13.html
  8. holiday.bystrickaya.ru/monako.html
  9. turn.bystrickaya.ru/pediatricheskij-fakultet.html
  10. university.bystrickaya.ru/etyud-11-vladimir-shahidzhanyan.html
  11. paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-kolloidnaya-himiya-dlya-studentov-himiko-tehnologicheskih-specialnostej-herson-2003.html
  12. tasks.bystrickaya.ru/3-klassifikaciya-intellektualnih-informacionnih-sistem-intellektualnie-informacionnie-sist-emi.html
  13. tests.bystrickaya.ru/konstruktivnie-resheniya-dlya-sooruzheniya-turisticheskih-kompleksov.html
  14. kolledzh.bystrickaya.ru/8-b-golicinskij-grammatika-sbornik-uprazhnenij-str-13-upr-11-str-14-upr-12-str-15-16-upr-13-14-str-108-upr-138-str-112-upr-140-141-str-126-129-upr-157-160-9a.html
  15. learn.bystrickaya.ru/glava-ii-metodika-obucheniya-audirovaniyu-dannogo-issledovaniya-audirovanie-na-nachalnom-etape-obucheniya-yavlyaetsya.html
  16. desk.bystrickaya.ru/osobennosti-ispolzovaniya-sovremennih-obrazovatelnih-tehnologij-v-processe-obucheniyu-inostrannomu-yaziku-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  17. otsenki.bystrickaya.ru/sestrinskoe-delo-v-terapii-s-kursom-vpt.html
  18. uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-predyavlyaemie-k-tovaru.html
  19. doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii-goroda-gubahi-permskogo-kraya.html
  20. znanie.bystrickaya.ru/arhitektura-blue-genec.html
  21. school.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-sdelki-chast-3.html
  22. urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-moj-dom.html
  23. composition.bystrickaya.ru/otvet-16-religii-v-rossii-metodicheskoe-posobie.html
  24. paragraph.bystrickaya.ru/kommentarij-ezhegodnij-doklad-prezidentu-rf.html
  25. essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-2000-g-stranica-76.html
  26. esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-mezhbyudzhetnie-otnosheniya-i-raspredelenie-postuplenij-i-rashodov-mezhdu-urovnyami-byudzhetov.html
  27. zadachi.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-130400-gornoe-delo-stranica-5.html
  28. kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-pravovoe-regulirovanie-stroitelstva-i-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-novosti-stroitelnoj-otrasli.html
  29. student.bystrickaya.ru/1-predostavlenie-pavilona-48-h-72-h-08-i-komplekta-zvukovogo-oborudovaniya-dlya-provedeniya-meropriyatiya-i-repeticij.html
  30. writing.bystrickaya.ru/celi-i-rol-informacionnih-potokov-v-logisticheskoj-sisteme.html
  31. knigi.bystrickaya.ru/smeshnie-dengi.html
  32. paragraph.bystrickaya.ru/kollekciya-242-churin-evgenij-ivanovich-456317-chelyabinskaya-g-miass.html
  33. klass.bystrickaya.ru/4-neprerivnaya-model-transportirovok-bekmanna-metodika-ocenki-koefficienta-tovaroprovodnosti-territorii-18-ocenka.html
  34. college.bystrickaya.ru/112-nalog-na-imushestvo-zadachi-i-informacionnoe-obespechenie-ucheta-analiza-i-audita-raschetov-s-byudzhetom-28-analiz.html
  35. uchit.bystrickaya.ru/statya-1042-vkladi-tovarishej-rekomendacii-podgotovleni-v-ramkah-proekta-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj.html
  36. knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-provedeniyu-specialnih-tematicheskih-urokov-vserossijskaya-perepis-2010-g-v-rossii-v-ramkah-urokov-po-grazhdanovedeniyu-567-klassi.html
  37. prepodavatel.bystrickaya.ru/srok-priema-dokumentov-s-20-iyunya-po-25-iyulya-2012-g.html
  38. obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-russkomu-yaziku-obuchenie-sochineniyam-raznih-zhanrov.html
  39. notebook.bystrickaya.ru/heather-grothaus-the-champion-2007.html
  40. kolledzh.bystrickaya.ru/9formirovanie-innovacionnih-infrastruktur-kak-uslovie-vihoda-iz-krizisa.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.