.RU

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Модуль 1. Теория языка - Учебно-методический комплекс опд. Ф. 06 Теория языка


^ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ


Модуль 1. Теория языка.
 Нормативное время для изучения модуля:

лекции – 12 часов

практические занятия – 4 часа

самостоятельная работа студента – 8 часов

 Цели модуля:

- познакомить с важнейшими теоретическими проблемами современного языкознания и навыками лингвистического анализа.

- изложить сведения о устройстве языка, его функционировании в обществе, соотношении его с экстралингвистическими факторами: культурой, обществом, историей, мышлением и др.

- показать коммуникативные, информационные, эстетические и другие возможности языка;

- ознакомить студентов с основами когнитивистики, принципами структурно-семантического и коммуникативно-функционального анализа.

 Перечень учебных элементов модуля

Учебный элемент 1.1. Введение.

Введение. Место, цель и задачи курса «Теория языка» в системе лингвистических дисциплин. Основные лингвистические источники. Основные разделы теории языка: история языкознания (основные этапы), теория языкознания (основные проблемы современного языкознания) и методы и приемы лингвистического анализа (методы изучения и описания языка).

^ Учебный элемент 1.2. Функции языка.

Понятие функции в лингвистике. Функции и функциональность языка. Двуединство функциональности языка, общечеловечность различия функциональности языка как средство общения и как особого общественного (социального) явления. Типология функций языка. Онтология и гносеология функциональности языка.

Учебный элемент 1.3. Основные аспекты изучения языка.

чения языка. Типы аспектов в исследованиях языка: глоттогенетический (новый взгляд на происхождение языка и критический анализ традиционных теорий); онтологический аспект (характеристика основных категориально-понятийных свойств языка); функциональный аспект (принцип дополнительности функций языка по отношению к его субстанциональности); антропо-социативный аспект (связь и противопоставленность антропоцентричности и социональности в языке).

Учебный элемент 1.4. Язык и общество.

Теория происхождения человека, общества, мышления и языка в процессе совместной трудовой деятельности. Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык и культура.

^ Учебный элемент 1.5. Язык как важнейший этнический признак.

Язык племени и народности. Национальный язык. Языки субэтнических общностей. Русский язык и особая историческая общность людей - российский народ. Языковое поведение. Этикет и речь. Лингвострановедческая теория слова.

^ Учебный элемент 1.6. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики.

Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи. Языковая ситуация как объект социолингвистики, ее структура (социальные условия существования языков). Контакты языков как социальный фактор. Лингвистические ареалы. Виды языковой ситуации: простая и сложная.

^ Учебный элемент 1.7. Развитие языка.

Развитие общества - причина и условие развития языка. Внутриструктурные закономерности языкового развития. Языковые антиномии как конкретное проявление закона марксистско-ленинской диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка. Темпы языковых изменений. Проблема активного вмешательства человека в развитие языка. Прогнозирование языковых процессов. Формы и проблемы "планирования" языкового развития. Роль выдающихся представителей общественной мысли, науки, литературы и искусства в становлении и развитии национальных языков. Культура речи как один из способов влияния на ход и темпы языковых изменений.

^ Учебный элемент 1.8. Изучение и задачи интерлингвистики.

Множество языков и практические труды организации общения в многоязычном мире. Проблемы организации эффективной коммуникации в многоязычном мире и перспективы языкового развития человечества. Понятие об искусственных языках (эсперанто и др.). Выбор естественного языка в качестве всеобщего и единственного средства общения, достоинства и недостатки подобного выбора.

^ Учебный элемент 1.9. Знаковая природа языка.

Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и ее методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Знаковые свойства языка. Языковые знаки, их структура и классификация. Вопрос об универсальности языка. Язык и несловесные формы общения.

^ Учебный элемент 1.10. Система и структура языка.

Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Понятие единицы языка. Имманентные свойства единиц языка; их системность и структурность. Промежуточные ярусы языковой системы. К вопросу о ярусе дифференциальных признаков фонем. Место морфологии и словообразования в системе языка. Целесообразность выделения других промежуточных уровней (словосочетаний, сверхфразовых единств и т.п.). Своеобразие системности языка. Соотношение системности языка и асистемности языка.

^ Учебный элемент 1.11. Язык и мышление.

Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Языковые единицы и логические формы мышления. Понятие о нейролингвистике. Язык и психика человека. Понятие о психолингвистике. Психолингвистическая теория слова. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления. Влияние развития на язык. Вопрос о воздействии языка на мышление. Критика гипотезы Сепира-Уорфа. Разграничение содержания и техники мышления. "Языковая картина" мира и ее соотношение к логической модели действительности.

^ Учебный элемент 1.12. Язык и речь, речевая деятельность.

Понятие "язык" и "речь" в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Лингво-психологическая характеристика иллокуции в языке. Понятие адресанта и адресата в полукации. Речь как реализация языка. Речевая деятельность в соотношении с языковой системой, узусом и нормой. Свойства речи в сопоставлении языком как специфической функционирующей структуры.

^ Учебный элемент 1.13. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка.

Современное языкознание как результат длительного развития науки о языке. Тесная связь истории языкознания с историей общества и его актуальными задачами. Недопустимость нигилистического отношения к лингвистической традиции и предшествующим этапам истории языкознания. История языкознания как постепенное углубление лингвистической теории, накопление языкового материала и совершенствование методов лингвистического анализа. Основные этапы истории языкознания.

^ Учебный элемент 1.14. Языковая система, норма, узус.

Определение понятий нормы, узусы, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.


Контрольные вопросы к модулю 1.

  1. Языкознание как система наук о языке

  2. Разделы, структура, отрасли общего языкознания.

  3. Основные проблемы общего языкознания.

  4. Связь языкознания с другими науками.

  5. trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obshestvoznaniyu-vklyuchaya.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-rabochaya-programma-pedagoga-zharkovoj-marini-evgenevni-ikvalifikacionnaya.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-rabochie-programmi-kursa-matematike-na-osnove-primernoj-programmi-na.html
    trebovaniya-k-urovnyupodgotovki-vipusknikov-standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature.html
    trebovaniya-k-usloviyam-realizacii-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnaya-shkola.html
    trebovaniya-k-vidache-svidetelstv-o-dopuske-k-rabotam-kotorie-okazivayut-vliyanie-na-bezopasnost-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-nekommercheskogo-partnerstva-alyans-stroitelej-primorya.html
  6. turn.bystrickaya.ru/ot-serdca-k-serdcu-gosudarstvo-reshilo-pomogat-negosudarstvennim-organizaciyam-svyazannim-s-razvitiem-grazhdanskogo.html
  7. control.bystrickaya.ru/chajkovskij-p-i-albom-pes-perelozhenie-dlya-skripki-i-f-no.html
  8. credit.bystrickaya.ru/paspor-t-sostoyaniya-i-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-stranica-4.html
  9. doklad.bystrickaya.ru/vasilyok-skaz-o-zolotoj-sosne-predislovie.html
  10. write.bystrickaya.ru/espozito-prosit-za-priezd-v-moskvu-100-tisyach-dollarov-30-06-2010-27-01-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  11. desk.bystrickaya.ru/permskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya-im-akademika-e-a-vagnera-roszdrava.html
  12. tests.bystrickaya.ru/kosmos-vo-imya-budushego.html
  13. laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazov-s-d-stranica-33.html
  14. uchebnik.bystrickaya.ru/valerij-lejbin-slovar-spravochnik-po-psihoanalizu-izdatelstva-stranica-70.html
  15. otsenki.bystrickaya.ru/sklonenie-chlennih-polnih-form-prilagatelnih-uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik-specialnost.html
  16. lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-5-6-iyunya-2006-goda-g-tyumen-organizatori.html
  17. institut.bystrickaya.ru/stolica-i-provinciya-andrej-tayushev-andrej-belishev-pavel-trubinskij.html
  18. literature.bystrickaya.ru/byudzhetnoe-planirovanie-chast-6.html
  19. notebook.bystrickaya.ru/kankun-durban-konkretizaciya-i-formalizaciya-novoj-paradigmi-globalnih-dejstvij.html
  20. prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-110-nalogovie-dohodi-stranica-10.html
  21. education.bystrickaya.ru/36-slovosochetanie-sintaksicheskaya-svyaz-i-vidi-sintaksicheskih-svyazej.html
  22. college.bystrickaya.ru/12-socialnaya-transformaciya-modernizacionnaya-ramka-sovet-po-nacionalnoj-strategiialternativi-rossijskoj-modernizacii.html
  23. school.bystrickaya.ru/akciznoe-nalogooblozhenie-v-rf-chast-3.html
  24. writing.bystrickaya.ru/luna-i-nlo-chast-4.html
  25. zadachi.bystrickaya.ru/rasskazov-azimova-predlozhil-vipustit-knigu-pod-nazvaniem-i-robot-stranica-11.html
  26. kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-14-proektirovanie-valov-metodicheskoe-posobie-po-kursu-osnovi-inzhenernogo-proektirovaniya-dlya-studentov.html
  27. essay.bystrickaya.ru/chast-ii-evolyuciya-simvolizma-nauki-religii-i-filosofii.html
  28. bukva.bystrickaya.ru/ostrov-samos-rodina-pifagora.html
  29. control.bystrickaya.ru/biblioteka-mirovoj-literaturi-vostochnaya-seriya-stranica-15.html
  30. student.bystrickaya.ru/32-harakteristika-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-oop-metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-osnovnih.html
  31. zanyatie.bystrickaya.ru/proekt-kulturologii-l-uajta.html
  32. institute.bystrickaya.ru/glava-2-elektronnaya-versiya-publikuetsya-s-ispravleniyami-i-dobavleniyami.html
  33. letter.bystrickaya.ru/o-i-ananin-kurs-prepodavatel-temi-usoskin-v-m-matovnikov-m-yu-vernikov-a-v.html
  34. studies.bystrickaya.ru/23-polozhenie-diaspori-v-xx-veke-polozhenie-diaspori-v-xx-veke-32-sovremennoe-sostoyanie-moskovskoj-indijskoj-diaspori-37.html
  35. bukva.bystrickaya.ru/odno-iz-poslednih-proizvedenij-znamenitogo-amerikanskogo-pisatelya-ezhi-kosinski-1933-1991-psihologicheskij-triller-vpechatlyayushaya-rok-n-rollnaya-misteriya-v-k-stranica-12.html
  36. esse.bystrickaya.ru/rd-3404122-83-metodicheskie-ukazaniya-normi-kachestva-setevoj-i-podpitochnoj-vodi-vodogrejnih-kotlov-organizaciya.html
  37. ekzamen.bystrickaya.ru/specialnie-uchebnoe-posobie-po-discipline-ekonomika-i-menedzhment-promishlennogo-proizvodstva-prednaznacheno-dlya.html
  38. lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-shetelderdeg-mekemelern-azastan-respublikasini-azamattiinan-shiu-zhnndeg-zhattardi-resimdeu.html
  39. uchit.bystrickaya.ru/tabii-obektlerd-zara-karim-katinastai-atmosferalik-auani-zherd-azon-kabatin-sudi-topirakti-zher-kojnauin-zhanuarlar-men-smdkter-duniesn-sondaj-ak-klimatti-kosa-algandagi-zhiini-n-m.html
  40. college.bystrickaya.ru/35prosmotr-rezultatov-vipolneniya-zadachi-instrukciya-po-ekspluatacii-elektronnih-klyuchej-123-prilozhenie-a-sistemnie-soobsheniya-125.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.