.RU

Учебная программа дисциплины дисциплина Основной язык: Современный русский язык




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор института филологии и языковой коммуникации
_____________/Л.В. Куликова/

«___»_______ 2010 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина Основной язык: Современный русский язык:

Синтаксис


(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)


Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки

(номер и наименование укрупненной группы)


Направление №031000 «Филология»

(номер и наименование направления)


Институт филологии и языковой коммуникации


Кафедра русского языка


Автор-составитель: И.В. Башкова


Красноярск

2010


^ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

«Синтаксис» завершает курс «Современный русский язык». Одна из главных задач его преподавания – ввести студента в современную синтаксическую проблематику, актуализируя все общеграмматические знания, приобретенные в изучении предшествующих дисциплин – морфемики, словообразования и морфологии. Замысел провести единую линию сквозь все грамматические разделы курса должен получить здесь свое завершение. Главный ожидаемый при этом «конечный резуль­тат» – умение анализировать любой русский текст, определяя его грамматическую устроенность «снизу доверху» – от морфемики до структуры текста. Эта традиция на нашем факультете заложена профессором Татьяной Викторовной Шмелевой – ученицей выдающегося русского синтаксиста Веры Арсеньевны Белошапковой. Данный учебно-методический комплекс во многом ориентируется на программу, составленную Т.В. Шмелевой в 1991 г., когда она работала на нашем факультете. В настоящее время Татьяна Викторовна работает в университете им. Ярослава Мудрого в Великом Новгороде.

Синтаксис имеет одно явное преимущество перед другими разделами грамматики: он демонстрирует «язык в действии», тогда как предыдущие позволяют увидеть его «в разобранном виде» – в виде системы элементов, которые содержат лишь потенциальную информацию о своем использовании. Имея дело с готовыми для общения единицами, синтаксис уже поэтому более функционален, чем та же морфология. Это обстоятельство с тем большей настойчи­востью диктует функциональный поворот в его преподавании.

Современная синтаксическая наука представлена, по существу, тремя синтаксисами: формальным, семантическим и актуальным. Приоритет формального объясняется традициями преподавания и ведения исследований, а не его «первенством» в синтаксичес­ком механизме языка. Функциональный поворот в преподавании предполагает отказ от приоритета формального синтаксиса и, со­ответственно, выдвижение на первый план двух других – тех, ко­торые «обслуживаются» формальным. Иначе говоря, можно поста­вить вопрос так: сначала систематизировать синтаксические средства, а потом узнать, чему они служат; а можно иначе – сначала познакомиться с теми содержательными сущностями, кото­рые подлежат обслуживанию, а затем систематически обозреть средства, которые это делают.

В программе, включенной в этот учебно-методический комплекс, представлена попытка построить курс согласно логике перехода от содержания к формальным средствам его воплощения. Курс открывается семантическим синтаксисом, за ним следует актуальный, и лишь затем, когда студент познакомится с аппаратом содержательного анализа предложения, он на­чинает изучать систему русского синтаксиса с его конструктив­ной стороны, имея возможность охарактеризовать функционально каждое из средств и их системные отношения.

Предлагаемая в учебно-методическом комплексе информация структурирована следующим образом:

1) Цели и задачи курса.

2) Рабочая программа с вопросами, обсуждаемыми на лекционных занятиях.

3) Методические указания к практическим и семинарским занятиям, куда включены и материалы для анализа.

4) Методические указания к самостоятельным занятиям.

5) Контрольные вопросы и задания (лабораторные и контрольные работы). Лабораторные работы выполняются дома, контрольные работы пишутся в аудитории. Только при наличии этих выполненных работ студенты допускаются к зачету и экзамену.

6) Список литературы включает два раздела: обязательная литература и дополнительная. К каждой теме даются конкретные работы из этого списка в условном сокращении, дополнительная отмечается значком «*».

Объем литературы и задания ориентированы на программу-максимум, на то, чтобы в поле зрения студента оказалась большая часть важнейших идей и фактов, находящихся в распоряжении современной русистики. Сократить этот объем в каждом из случаев не составит труда.


^ II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



  1. Введение в современный синтаксис


1.1. Синтаксис как наука об устройстве коммуникативных единиц

Субъективность в языке (Э. Бенвенист) и коммуникативность. Коммуникативность и предикативность. Трехаспектность коммуникативных единиц (Ф. Данеш): формальный (конструктивный), семантический и коммуникативный (актуальный) аспекты. Поаспектная дифференциация синтаксической науки. Исторический комментарий к традициям трех синтаксических дисциплин, современные представления о задачах каждой из них. Синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Классификацион­ный подход к единицам в традиционном синтаксисе и поиск моде­лей при дифференциации представлений об объекте в современном.
^ 2. Семантический синтаксис

2.1. Основные понятия

Семантический (номинативный) аспект предложения как новый синтаксический объект (60-е годы ХХ века). «Семантический компонент» учения о членах предложения, наблюдения языковедов 70 – 80-х гг. ХIХ века (Виноградов, 1958). Представления о смысловой организации предложения. Эксплицитные и имплицитные смыслы в зна­чении предложения. Основные типы имплицитных смыслов (пресуппозиция, следствие, коммуни­кативная импликатура, условия успешности речевого акта).

Основной принцип смысловой организации предложения – соединение объективного и субъектив­ного элементов, или диктума и модуса (Ш. Балли).


2.2. Модус

Модус как субъективное начало предложения. Модус и идея субъективности в языке Э Бенвениста. Модус и предикативность в понимании В. В. Виноградова. Современные направления изучения субъективного содержания предложения.

Состав модуса. Метакатегории – речевой, номинативный смыслы: понятие речевого жанра М. М. Бахтина, идеи теории речевых актов. Средства выражения метакатегорий, их склонность к имплицитному присутствию в высказывании, случаи экспликации метасмыслов. Идея метатекста А. Вежбицкой.

Актуализационные смыслы модуса – локализация в «мирах» – реальность/ирреальность, времени – сейчас/тогда/потом, пространстве – здесь/там. Персонализация – я/ты/они. Актуализационные смыслы и предикативность. Грамматические способы выражения актуализации. Абсолютная и относительная актуализация. Пробле­мы согласования времен.

Квалификативные смыслы модуса – авторизация, персуазивность, оценочность. Нулевые показатели авторизации и персуазивности. Вводные слова и конструкции на службе авторизации и персуазивности. Взаимодействие этих смыслов и их комплексные показатели (напр., якобы). Факультативность оценочности и мно­гообразие средств ее выражения. Интонация на службе оценочности.

Социальный аспект модуса. Его значимость для адресатно-ориентированных высказываний. Неграмматикализованность этого аспекта в русском языке (сравните с восточными языками). Выражение соци­ального аспекта в выборе номинаций, местоимения и социальный аспект.

Текстообразующая роль модуса. Понятие модусного ключа, модусного переключения. Удельный вес модуса в тексте.


2.3. Диктум

Диктум как объективная часть содержания предложения, «портретирующая» его часть. Способы описания объективного содержания предложения в современной синтаксической нау­ке.

Пропозиция как единица измерения диктума. Структура пропозиции: предикат и актанты, их типы и способы выражения. Актантная перспектива. Сирконстанты, атрибуты, их типы и способы выражения. Семантические типы слов по их роли в смысловой организации предложения.

Моно- и полипропозитивный диктум. Пропозитивность и предикативность. Способы представления пропозиции в предложении: финитные и нефинитные глагольные формы, субстантив, нуле­вые показатели пропозиции.

Типология пропозиций: событийные и логические пропозиции, их типы.

Припропозитивные смыслы – фазисность, негация, квантитативность, интенсивность.

teoriya-perevoda-i-mezhyazikovaya-kommunikaciya-programmi-master-programs-izhevsk-2010-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
teoriya-politicheskoj-ekonomii.html
teoriya-potrebleniya.html
teoriya-prava-i-gosudarstva-problemi-teorii-prava-i-gosudarstva-voprosi-i-otveti.html
teoriya-predelov-14-ch-otvetstvennij-redaktor-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor-n-i-merlina-utverzhdeno.html
teoriya-psihologicheskoj-differenciacii-uchebnik-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravovaya-priroda-statusa-arbitrazhnih-upravlyayushih-v-zakonodatelstve-o-nesostoyatelnosti-chast-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sposobi-i-meri-obespecheniya-ispolneniya-po-uplate-nalogov.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumenti-ezhemesyachnij-informacionnij-byulleten.html
  • credit.bystrickaya.ru/podsekciya-aviacionnoe-oborudovanie-samoletov-i-vertoletov-programma-16-18-fevralya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mladenec-gerakl.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhetnoe-ustrojstvo-rossijskoj-ekonomiki-chast-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-mesto-i-god-izdaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-strahovanie.html
  • school.bystrickaya.ru/amerikanskij-i-yaponskij-menedzhment-na-poroge-xxi-veka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-podgotovka-v-semyu-trebovaniya-k-sostoyaniyu-zdorovya-kandidata-v-usinoviteli.html
  • control.bystrickaya.ru/eposi-legendi-i-skazaniya-starshaya-edda-stranica-19.html
  • shkola.bystrickaya.ru/marketing-v-pitanie.html
  • write.bystrickaya.ru/fristajl.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnastoyashee-vremya-neftegazovij-kompleks-predstavlyaet-soboj-naibolee-dinamichno-razvivayushuyusya-otrasl-ne-tolko-v-rossii-no-i-vo-vsem-mire-razrabativayutsya-novie.html
  • essay.bystrickaya.ru/empiricheskij-uroven-nauchnogo-znaniya-ego-priroda-i-struktura-otveti-kandidatskogo-ekzamena-po-filosofii-biologi.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlitelnost-vozdejstviya-obem-i-normi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modul-04-obshaya-harakteristika-posledovatelnih-i-parallelnih-processov-sbora-peredachi-obrabotki-i-nakopleniya-informacii-osnovi-sred-struktur-i-sistem-kollektivov-vichislitelej.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskie-konflikti.html
  • college.bystrickaya.ru/4-klass-34-chasa-iz-raschyota-1-chas-v-nedelyu-programma-ritorika-dlya-chetiryohletnej-nachalnoj-shkoli-t-a-ladizhenskaya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shikitova-ajshat-chechenskaya-respublika-associaciya-uchitelej-chechni-regionalnaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kruz-aleksandr-ivanovich.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-proveden-na-respublikanskom-konkurse-master-klass-na-respublikanskom-seminare-direktorov-shkol.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/-izognutih-linij-k-peredache-izobrazheniya-s-pomoshyu-neskolkih-razovih-vdavlivanij-orudiya-pisma-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vosproizvodstvo-socialno-professionalnogo-potenciala-agrarnih-kadrov-rossii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-ii-ocenka-effektivnosti-ispolzovaniya-gorodskih-zemel-miigaik-kafedra-kadastra-i-ozp-kursovaya-rabota.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/poka-eshe-est-vremya-pomoch-segodnya-v-kinoteatre-hudozhestvennij-projdet-gorodskoe-blagotvoritelnoe-meropriyatie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dnevnik-k-i-chukovskogo-stranica-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42ustrojstvo-livnevoj-kanalizacii-prilozhenie-5-k-dokumentacii-ob-aukcionestroitelstvo-federalnoj-avtodorogi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problema-ustojchivosti-rastenij-k-boleznyam-i-vreditelyam-trudi-otdeleniya-selskohozyajstvennih-nauk-vipusk-3-sankt-peterburg-2010.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nashi-deti-prakticheskie-soveti-roditelyam-deti-kotorih-obuchayutsya-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodologicheskij-anarhizm-p-fejerabenda-po-rabote-protiv-metodologicheskogo-prinuzhdeniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-1u-deyatelnost-deputatov-soveta-reglament-soveta-selskogo-poseleniya-maginskij-selsovet-municipalnogo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-restavraciya-hudozhestvennih-izdelij-obrazovatelnaya-professionalnaya-programma-opp.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polki-novogo-stroya-xvii-v.html
  • write.bystrickaya.ru/filu-i-debre-piccolato-i-ih-detyam-dzho-nikolette-filippu-i-adriane.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.