.RU

Учебная программа дисциплины дисциплина Основной язык: Современный русский язык




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор института филологии и языковой коммуникации
_____________/Л.В. Куликова/

«___»_______ 2010 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина Основной язык: Современный русский язык:

Синтаксис


(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)


Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки

(номер и наименование укрупненной группы)


Направление №031000 «Филология»

(номер и наименование направления)


Институт филологии и языковой коммуникации


Кафедра русского языка


Автор-составитель: И.В. Башкова


Красноярск

2010


^ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

«Синтаксис» завершает курс «Современный русский язык». Одна из главных задач его преподавания – ввести студента в современную синтаксическую проблематику, актуализируя все общеграмматические знания, приобретенные в изучении предшествующих дисциплин – морфемики, словообразования и морфологии. Замысел провести единую линию сквозь все грамматические разделы курса должен получить здесь свое завершение. Главный ожидаемый при этом «конечный резуль­тат» – умение анализировать любой русский текст, определяя его грамматическую устроенность «снизу доверху» – от морфемики до структуры текста. Эта традиция на нашем факультете заложена профессором Татьяной Викторовной Шмелевой – ученицей выдающегося русского синтаксиста Веры Арсеньевны Белошапковой. Данный учебно-методический комплекс во многом ориентируется на программу, составленную Т.В. Шмелевой в 1991 г., когда она работала на нашем факультете. В настоящее время Татьяна Викторовна работает в университете им. Ярослава Мудрого в Великом Новгороде.

Синтаксис имеет одно явное преимущество перед другими разделами грамматики: он демонстрирует «язык в действии», тогда как предыдущие позволяют увидеть его «в разобранном виде» – в виде системы элементов, которые содержат лишь потенциальную информацию о своем использовании. Имея дело с готовыми для общения единицами, синтаксис уже поэтому более функционален, чем та же морфология. Это обстоятельство с тем большей настойчи­востью диктует функциональный поворот в его преподавании.

Современная синтаксическая наука представлена, по существу, тремя синтаксисами: формальным, семантическим и актуальным. Приоритет формального объясняется традициями преподавания и ведения исследований, а не его «первенством» в синтаксичес­ком механизме языка. Функциональный поворот в преподавании предполагает отказ от приоритета формального синтаксиса и, со­ответственно, выдвижение на первый план двух других – тех, ко­торые «обслуживаются» формальным. Иначе говоря, можно поста­вить вопрос так: сначала систематизировать синтаксические средства, а потом узнать, чему они служат; а можно иначе – сначала познакомиться с теми содержательными сущностями, кото­рые подлежат обслуживанию, а затем систематически обозреть средства, которые это делают.

В программе, включенной в этот учебно-методический комплекс, представлена попытка построить курс согласно логике перехода от содержания к формальным средствам его воплощения. Курс открывается семантическим синтаксисом, за ним следует актуальный, и лишь затем, когда студент познакомится с аппаратом содержательного анализа предложения, он на­чинает изучать систему русского синтаксиса с его конструктив­ной стороны, имея возможность охарактеризовать функционально каждое из средств и их системные отношения.

Предлагаемая в учебно-методическом комплексе информация структурирована следующим образом:

1) Цели и задачи курса.

2) Рабочая программа с вопросами, обсуждаемыми на лекционных занятиях.

3) Методические указания к практическим и семинарским занятиям, куда включены и материалы для анализа.

4) Методические указания к самостоятельным занятиям.

5) Контрольные вопросы и задания (лабораторные и контрольные работы). Лабораторные работы выполняются дома, контрольные работы пишутся в аудитории. Только при наличии этих выполненных работ студенты допускаются к зачету и экзамену.

6) Список литературы включает два раздела: обязательная литература и дополнительная. К каждой теме даются конкретные работы из этого списка в условном сокращении, дополнительная отмечается значком «*».

Объем литературы и задания ориентированы на программу-максимум, на то, чтобы в поле зрения студента оказалась большая часть важнейших идей и фактов, находящихся в распоряжении современной русистики. Сократить этот объем в каждом из случаев не составит труда.


^ II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



  1. Введение в современный синтаксис


1.1. Синтаксис как наука об устройстве коммуникативных единиц

Субъективность в языке (Э. Бенвенист) и коммуникативность. Коммуникативность и предикативность. Трехаспектность коммуникативных единиц (Ф. Данеш): формальный (конструктивный), семантический и коммуникативный (актуальный) аспекты. Поаспектная дифференциация синтаксической науки. Исторический комментарий к традициям трех синтаксических дисциплин, современные представления о задачах каждой из них. Синтаксические единицы: словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Классификацион­ный подход к единицам в традиционном синтаксисе и поиск моде­лей при дифференциации представлений об объекте в современном.
^ 2. Семантический синтаксис

2.1. Основные понятия

Семантический (номинативный) аспект предложения как новый синтаксический объект (60-е годы ХХ века). «Семантический компонент» учения о членах предложения, наблюдения языковедов 70 – 80-х гг. ХIХ века (Виноградов, 1958). Представления о смысловой организации предложения. Эксплицитные и имплицитные смыслы в зна­чении предложения. Основные типы имплицитных смыслов (пресуппозиция, следствие, коммуни­кативная импликатура, условия успешности речевого акта).

Основной принцип смысловой организации предложения – соединение объективного и субъектив­ного элементов, или диктума и модуса (Ш. Балли).


2.2. Модус

Модус как субъективное начало предложения. Модус и идея субъективности в языке Э Бенвениста. Модус и предикативность в понимании В. В. Виноградова. Современные направления изучения субъективного содержания предложения.

Состав модуса. Метакатегории – речевой, номинативный смыслы: понятие речевого жанра М. М. Бахтина, идеи теории речевых актов. Средства выражения метакатегорий, их склонность к имплицитному присутствию в высказывании, случаи экспликации метасмыслов. Идея метатекста А. Вежбицкой.

Актуализационные смыслы модуса – локализация в «мирах» – реальность/ирреальность, времени – сейчас/тогда/потом, пространстве – здесь/там. Персонализация – я/ты/они. Актуализационные смыслы и предикативность. Грамматические способы выражения актуализации. Абсолютная и относительная актуализация. Пробле­мы согласования времен.

Квалификативные смыслы модуса – авторизация, персуазивность, оценочность. Нулевые показатели авторизации и персуазивности. Вводные слова и конструкции на службе авторизации и персуазивности. Взаимодействие этих смыслов и их комплексные показатели (напр., якобы). Факультативность оценочности и мно­гообразие средств ее выражения. Интонация на службе оценочности.

Социальный аспект модуса. Его значимость для адресатно-ориентированных высказываний. Неграмматикализованность этого аспекта в русском языке (сравните с восточными языками). Выражение соци­ального аспекта в выборе номинаций, местоимения и социальный аспект.

Текстообразующая роль модуса. Понятие модусного ключа, модусного переключения. Удельный вес модуса в тексте.


2.3. Диктум

Диктум как объективная часть содержания предложения, «портретирующая» его часть. Способы описания объективного содержания предложения в современной синтаксической нау­ке.

Пропозиция как единица измерения диктума. Структура пропозиции: предикат и актанты, их типы и способы выражения. Актантная перспектива. Сирконстанты, атрибуты, их типы и способы выражения. Семантические типы слов по их роли в смысловой организации предложения.

Моно- и полипропозитивный диктум. Пропозитивность и предикативность. Способы представления пропозиции в предложении: финитные и нефинитные глагольные формы, субстантив, нуле­вые показатели пропозиции.

Типология пропозиций: событийные и логические пропозиции, их типы.

Припропозитивные смыслы – фазисность, негация, квантитативность, интенсивность.

teoriya-perevoda-i-mezhyazikovaya-kommunikaciya-programmi-master-programs-izhevsk-2010-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
teoriya-politicheskoj-ekonomii.html
teoriya-potrebleniya.html
teoriya-prava-i-gosudarstva-problemi-teorii-prava-i-gosudarstva-voprosi-i-otveti.html
teoriya-predelov-14-ch-otvetstvennij-redaktor-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor-n-i-merlina-utverzhdeno.html
teoriya-psihologicheskoj-differenciacii-uchebnik-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-po-razrabotke-obosnovaniya-investicij-v-stroitelstvo-tes-ozyornogo-goka-respublika-buryatiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-sherlin-harris-mertv-kak-gvozd.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-26-normativnie-pravovie-akti-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-3-kvartal-2008-goda-stranica-42.html
  • learn.bystrickaya.ru/gdk-fpii100162-rukovodstvo-po-programmirovaniyu-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-proektnoj-kulturi-studentov-v-socialno-pedagogicheskom-prostranstve-vuza-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-podgotovke-aukcionnih-zayavok-razdel-i-1-stranica-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-teoriya-i-metodika-obucheniya-kulture-obsheniya-formirovanie-kommunikativnoj-gramotnosti-rabotnikov.html
  • turn.bystrickaya.ru/okruzhayushij-mir-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sakmarskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-konkurentosposobnosti-predpriyatij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/42-integrirovannie-v-upats-meridian-1-podsistemi-kratkij-ekskurs-v-istoriyu-7-3-oblasti-primeneniya-setej-isdn-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-mail-croobraz-orenburg-ru.html
  • control.bystrickaya.ru/devis-erik-tehnognozis-mif-magiya-i-misticizm-v-informacionnuyu-epohu-stranica-24.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-zapiska-ob-itogah-kollektivno-dogovornoj-kampanii-v-2009-godu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nagruzka-utomlenie-vosstanovlenie-i-adaptaciya-v-sportivnoj-trenirovke.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-moj-kraj-yaroslavskij-chastica-rossii.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-3-tema-programmirovanie-funkcij-rekursivnie-funkcii-funkcii-s-peremennim-kolichestvom-parametrov-standartnie-funkcii-sortirovki-i-poiska.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-pravila-sostavleniya-i-podgotovki-k-izdaniyu-listov-gosudarstvennoj-geologicheskoj-karti-belarusi-masshtaba.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sociologiya-upravleniya-ogd-f-10.html
  • university.bystrickaya.ru/generalnaya-prokuratura-vozvela-gosudarstvennogo-prestupnika.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-trudoemkost-1-sushnost-formi-funkcii-istoricheskogo-znaniya-modul-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-knigi-stivena-koena-sovetskie-sudbi-i-uteryannie-alternativi-ot-stalinizma-do-novoj-.html
  • notebook.bystrickaya.ru/individualnaya-programma-reabilitacii-invalida-poryadok-razrabotki-i-realizacii-reneva-galina-nikolaevna.html
  • control.bystrickaya.ru/budut-iskat-vinovnih-novie-izvestiya-vladlen-maksimov-19112008.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-konsultacij-vstupitelnih-ekzamenov-i-ekzamenacionnih-ispitanij.html
  • college.bystrickaya.ru/4-indikatori-ocenki-kachestva-raboti-priemnogo-otdeleniya-dissertaciya-na-soiskanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sro-np-ssr-specstrojrekonstrukciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-professionalnogo-masterstva-luchshij-specialist-po-ohrane-truda-chuvashskoj-respubliki-2014-goda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-vi-uchebnoe-posobie-posvyasheno-osoboj-gruppe-nauchnih-psihologicheskih-znanij-izuchaemih-socialnoj-psihologiej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-principi-trudovogo-prava-uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-metodicheskoj-komissiej-fakulteta-upravleniya.html
  • college.bystrickaya.ru/33trebovaniya-k-soderzhaniyu-dokumentov-vhodyashih-v-sostav-zayavki-na-uchastie-v-aukcione.html
  • college.bystrickaya.ru/2sotrudnichestvo-pri-osushestvlenii-investicionnih-proektovi-proizvodstvenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otnosheniya-mvf-i-rossii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ul-prichalnaya-7-a-spravochnik-po-perechnyu-vipuskaemoj-produkcii-promishlennimi-predpriyatiyami-goroda-permi-perm-2007.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-podgotovki-specialista-050303-65-inostrannij-yazik-francuzskij-s-dopolnitelnoj-specialnostyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.