.RU

Учебная программа Дисциплина специализации Психологическое консультирование


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

''Тобольский государственный педагогический

институт имени Д.И. Менделеева''


Кафедра практической психологии и педагогики


Учебная программа


Дисциплина специализации Психологическое консультирование

Специальность «050706.65 - Педагогика и психология»


^ Автор - составитель:

канд. психол. наук

Якушева Л.М.,

старший преподаватель

Ложкова Г.М.


Тобольск, 2008
Пояснительная записка

В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности к условиям жизни и ситуациям, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями, возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области – психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Таким образом, дисциплина «Психологическое консультирование» - это часть системы подготовки специалиста в области консультативной работы с различными категориями детей и взрослых.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования), знакомство студентов с важнейшими теоретическими положениями и понятиями, основными техниками и процедурами психологического консультирования, универсальными принципами психологического консультирования с позиции различных теоретических подходов.

Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения (психологического консультирования) у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Психологическое консультирование – это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей – клиента и психолога. В ситуации обучения необходимо, на наш взгляд, введение еще одной позиционной роли – ''наблюдателя- супервизора''. Для профессионального диалога и триалога недостаточно обычного языка общения. Требуется соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Незаменимым помощником в процессе поиска пути к индивидуальности, выбора профессионального инструмента (техник и приемов), которые позволят сделать общение действительно глубоким, а консультирование – эффективным, выступают знания современных достижений консультативной психологии.

^ Задачи дисциплины - дать знания об условиях установления и поддержания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем, а также усовершенствовать профессиональные навыки. Показать многообразие подходов психологического консультирования с оценкой сильных и слабых их сторон; подчеркнуть важность выбора той концепции, которая более всего соответствует собственной индивидуальности и специфике задач, решаемых в психологической практике; актуализировать необходимость формирования профессионального мышления психолога, предметом которого являются свойства психической реальности человека; сформировать систему понятий и представлений триалогического подхода к индивидуальному психологическому консультированию (консультант, клиент, наблюдатель– супервизор).

Вышесказанное определило направленность и содержание практикума по психологическому консультированию, включенного в обсуждаемую учебную программу и ориентированного на раскрытие средств и способов воздействия на свойства психической реальности человека с целью их выявления, фиксации, а при необходимости и изменения.

^ Основная задача практикума: осваивать и совершенствовать техники психологического консультирования – специфические действия психолога, проживающего позиции ''консультанта'', ''клиента'' и ''наблюдателя – супервизора'' в ситуациях реальной практической работы с личностно- значимыми запросами и проблемами.

^ Дисциплина ориентирует на социально-педагогическую, учебно-воспитательную, развивающую, культурно-просветительскую, научно-методическую, учебно-воспитательную, развивающую, культурно-просветительскую, научно-методическую и организационно-упраленческую виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

  1. проектированию и проведению работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

  2. организации взаимодействия родителей, учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

  3. оказанию помощи в решении задач социализации учащихся;

  4. организации субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

  5. психологической поддержке учителей в образовательном процессе;

  6. формированию общей культуры учащихся;

  7. анализу собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

- современные представления о целях консультирования;

- теоретические принципы современных психологических направлений;

- структуру процесса консультирования;

- требования, предъявляемые к личности консультанта;

- современные представления о консультативном контакте;

- способы предотвращения «синдрома сгорания»;

- методы обучения консультированию.

Студент должен уметь:

- создавать терапевтический климат;

- структурировать время консультирования;

- поддерживать консультативный контакт;

- осуществлять перенос и контрперенос в консультировании;

- организовать процесс психологического консультирования.

^ Студент должен владеть:

- основными навыками консультирования;

- различными психологическими подходами к консультированию;

- основными категориями вмешательств используемых в терапии и консультировании;

- техникой организации консультативного процесса;

- процедурами и техниками консультирования.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

ДО

7

8

9

10

^ Общая трудоемкость

500

144

104

130

122

Аудиторные занятия

210

72

52

42

44

Лекции

98

18

26

28

22

Практические занятия

126

54

26

14

22

^ Самостоятельная работа:

290

72

52

88

78

Итоговый контроль

экзамен

экзамен

зачет

зачет

экзамен



^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел

дисциплины

Всего часов

Лекции

ПЗ (или С)

Практикум по индивидуальному консультированию

72

18

54

Психологическое консультирование в особых случаях

52

26

26

Психологическое консультирование при нарушениях психического развития

42

28

14

Профессиональное консультирование

44

22

22


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Лекционный курс*

Семестр

№ ЛК

Раздел, тема учебного курса,

содержание лекции

Кол-во

часов

Седьмой семестр

Раздел 1. Практикум по индивидуальному консультированию

1.1.

Основы практики индивидуального консультирования

8

1.2.

Варианты индивидуального психологического консультирования

6

1.3.

Индивидуальное психологическое консультирование на основе экспрессивных искусств

6

1.4.

Выбор стратегии и практики консультирования

6




Раздел 2. Психологическое консультирование в особых случаях

2.1.

Консультирование плачущих клиентов

6

2.2.

Консультирование при чувстве вины

8

2.3.

Консультирование при переживании утраты

6

2.4.

Психологическое консультирование лиц, перенесших стресс

6




Раздел 3. Психологическое консультирование при нарушениях психического развития

3.1.

Психологическая устойчивость личности

4

3.2.

Консультирование тревожных клиентов

2

3.3.

Консультирование при реакциях страха и фобиях

2

3.4.

Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

2

3.5.

Консультирование асоциальных личностей

2

3.6.

Консультирование при алкоголизме

2

3.7.

Консультирование клиентов с депрессией и суицидальными намерениями

2

3.8.

Консультирование истерических личностей

2

3.9.

Консультирование психосоматических личностей

2

3.10.

Консультирование при сексуальных проблемах

2

Раздел 4. Профессиональное консультирование




4.1.

Профессиональное консультирование: типы, психотехнологии

4

4.2.

Психодиагностика в профессиональном консультировании

6

4.3.

Этические проблемы профессионального консультирования

4

4.4.

Особенности деятельности психолога-профконсультанта

6

4.5.

Профконсультирование в системе образования

4


^ 4.2.2. Практические (семинарские) занятия **

№ занятия

Наименование темы практического занятия

ПР/СМ

^ Кол-во часов

Раздел 1. Практикум по индивидуальному консультированию

1.1

Навыки активного слушания

ПР

6

1.2.

«Отзеркаливание» клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий аспекты

ПР

4

1.3.

Умение задавать рефлексивные вопросы

ПР

6

1.4.

Умение передавать психологическую информацию

ПР

4

1.5.

Умение раскрывать на общение

ПР

6

1.6.

Развитие эмпатии и толерантности

ПР

4

1.7.

Телефонное консультирование

ПР

4

Раздел 2. Психологическое консультирование в особых случаях

2.1.

Консультирование плачущих клиентов

ПР

2

2.2.

Консультирование при чувстве вины

ПР

8

2.3.

Консультирование при переживании утраты

ПР

6

2.4.

Психологическое консультирование лиц, перенесших стресс

ПР

6

2.5.

Переживание утраты при разводе

ПР

8

2.6.

Консультирование умирающего человека

ПР

4

2.7.

Работа консультанта с социально- возрастными кризисами

ПР

4

Раздел 3. Психологическое консультирование при нарушениях психического развития

3.1.

Консультирование тревожных клиентов

ПР

4

3.2.

Консультирование при реакциях страха

ПР

2

3.3.

Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

ПР


2

3.4.

Консультирование истероидных личностей

ПР

4

3.5.

Психологическая помощь клиентам с депрессией

ПР

2

3.6.

Консультирование клиентов при сексуальных проблемах

ПР

2

3.7.

Консультирование шизоидных личностей

ПР

2

3.8.

Консультирование обсессивно-компульсивной личности

ПР

2

3.9.

Консультирование параноидальной личности

ПР

2

Раздел 4. Профессиональное консультирование

4.1.

Психодиагностика в профессиональном консультировании

ПР

6

4.2.

Этические проблемы профессионального консультирования

ПР

6

4.3.

Консультирование при приеме на работу

ПР

8

4.4.

Консультирование в ситуации увольнения, сокращения, ухода на пенсию служащего

ПР

6

4.5.

Консультирование при вертикальном передвижении работника в организации

ПР

6

4.6.

Особенности консультирования в службе занятости населения

ПР

6


^ 4.2.3. Задания для самостоятельной работы ***



Разделы и темы

дисциплины

Содержание

СРС

Форма контроля



^ Раздел 1. Практикум по индивидуальному консультированию

Работа с чувствами человека в процессе консультирования

Изучение литературы. Тренинг навыков консультирования

Собеседование. Дневник сессионной рефлексии

Подходы в психологическом консультировании

Изучение литературы

Составление схемы-таблицы

Техники психологического консультирования

Изучение литературы

Собеседование

^ Раздел 2. Психологическое консультирование в особых случаях

Консультирование по поводу неудач в избавлении от комплексов

Подбор литературы.

Список литературы по проблеме

Проблемы взаимоотношения между супругами в сложившейся семье

Изучение литературы

Составление схемы-таблицы

Современные концепции супружеской терапии

Изучение литературы

Оформление и заполнение таблицы

Консультирование при неразделенной любви

Изучение литературы

Дискуссия

^ Раздел 3. Психологическое консультирование при нарушениях психического развития

Консультирование при наркотической зависимости

Изучение литературы

Дискуссия

Консультирование больных СПИДом

Изучение литературы

Собеседование

Консультирование при игромании

Изучение литературы

Оформление и заполнение таблицы

Консультирование умственно отсталых

Изучение литературы

Дискуссия

^ Раздел 4. Профессиональное консультирование

Игровые формы работы в центре занятости населения

Изучение литературы

Отчетное занятие

Консультирование при профессиональном самосовершенствовании педагога

Изучение литературы

Составление схемы

Консультирование при педагогическом конфликте

Изучение литературы

Составление таблицы

Консультирование при синдроме «эмоционального выгорания»

Изучение литературы

Составление плана консультации

Возрастно-психологическое консультирование

Изучение литературы

Коллоквиум


^ 4.2.4. Лабораторные занятия

Лабораторный практикум не предусмотрен.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература по психологическому консультированию

а) основная литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учеб. Для студ.вузов. – М., 2001.

  2. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт. – М., 2000.

  3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- М.,2000.

  4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2000.

  5. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология.- СПб.,2001.

  6. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М., 2005.

  7. Колесникова Г.И. Основы психологического консультирования для студентов вузов. – Ростов н/Д., 2004.

  8. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия.- М.,2002.

  9. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.

  10. Р. Нельсон – Джоунс. Теория и практика консультирования. – СПб, 2000.

  11. Психолого-педагогический практикум: Учеб пособие для студ. высш учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2005.

  12. Филипп Бурнард. Тренинг навыков консультирования.- СПб.,2002.

б) дополнительная литература:

  1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. – М., 1995.

  2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1994.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – Л.,1992.

  4. Васьковская С. В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: ситуационные задачи. – Киев,1996.

  5. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: проблемный подход. – Киев, 1995.

  6. Елизаров А. Н. Телефон доверия: работа психолога – консультанта с родителями в ситуации родительско– юношеских конфликтов // Вопр. психологии. – 1995. - № 3. – С. 38-45.

  7. Капустина С. А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопр. психологии. – 1993. - № 5. – С. 50-56.

  8. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – К., 1994.

  9. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

  10. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: методическое пособие. – СПб, 1993.

  11. Психологическое консультирование в школе: Хрестоматия/ Сост.Н. В. Коптева. – Пермь, 1993.

  12. Самоукина Н. Практический психолог: лекции, консультирование, тренинги. –М., 1997.

  13. Харрис Т. А. Я хороший, ты хороший: Пер. с англ. – М., 1993.

  14. Хэмбли Г. Телефонная помощь. – Одесса, 1992.

  15. Шостром Э. Анти- Карнеги, или Человек- манипулятор. – Минск, 1992.

  16. Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопр. психологии. – 1995. - № 4. – С. 49- 55.


^ 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:


^ 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины


^ 7. Содержание текущего и промежуточного контроля

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Понятие ''психологическая помощь''. Становление психологической помощи как социального института.

  2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире.

  3. Составляющие процесса психологической помощи и основные задачи.

  4. Уровни и формы психологической помощи.

  5. Понятие о профессиональном мышлении психолога- консультанта и его предмете.

  6. Понятие о ''тексте'' как проявлении психической реальности человека. Отличительные качества текста психолога.

  7. Понятие о теории консультирования и ее основные функции.

  8. Источники теорий консультирования.

  9. Ограничения теории консультирования и принципы изучения теории.

  10. Особенности ''Я – концепции'' в теории психологического консультирования К. Роджерса.

  11. Принципы неадекватного поведения с точки зрения личностно - центрированного консультирования.

  12. Центральная гипотеза и цели личностно - центрированного консультирования.

  13. Консультант в процессе личностно - центрированного консультирования, эффективность его работы.

  14. Культурно- историческая концепция в психологическом консультировании.

  15. Модель ''картины мира'' и ее значение в консультативной практике.

  16. Я и умение жить- тема психологического консультирования.

  17. Другие люди- тема психологического консультирования.

  18. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования (детский и школьный возраст).

  19. Алгоритм возрастно-психологического консультирования (детский и школьный возраст).

  20. Понятие о переживании и боли. Задачи консультанта по решению задач, адекватных ситуации горя.

  21. Проблематика семейного консультирования в системе детско – родительских отношений.

  22. Алгоритм психологического консультирования и коррекции взаимоотношений родителей с подростками и юношами.


^ 7.2. Примерный перечень заданий к экзамену

  1. Определение цели психологического консультирования. Типы проблемных ситуаций.

  2. Консультирование тревожных клиентов.

  3. Консультирование при реакциях страха.

  4. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

  5. Особенности консультирования «немотивированных» клиентов.

  6. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.

  7. Консультирование при переживании вины.

  8. Особенности консультирования плачущих клиентов.

  9. Консультирование асоциальных личностей.

  10. Консультирование при алкоголизме.

  11. Консультирование клиентов с депрессией и суицидальными намерениями.

  12. Консультирование при переживании утраты.

  13. Особенности беседы с умирающим человеком.

  14. Консультирование при сексуальных проблемах.

  15. Консультирование при эмоциональных расстройствах (аффект, стресс).

  16. Консультирование шизоидных личностей.

  17. Консультирование истероидных личностей.

  18. Консультирование психосоматиков.

  19. Консультирование параноиков.

  20. Консультирование при неудачах в избавлении от комплексов.

  21. Бессонница- проблема психофизиологического недомогания клиента.

  22. Консультирование при снижении работоспособности.

  23. Проблемы взаимодействия между супругами в сложившейся семье.

  24. Современные концепции супружеской терапии.

  25. Консультирование по поводу неудач в избавлении от комплексов.

  26. Особенности психологического консультирования больных СПИДом.

  27. Консультирование при приеме на работу.

  28. Консультирование при увольнении.

  29. Теории личности и практика консультирования.

  30. Современные представления о консультативном контакте в разных направлениях и школах.


^ 7.3. Примерная тематика рефератов

  1. Психологическое консультирование по проблемам дошкольников.

  2. Психологическое консультирование школьников и их родителей.

  3. Психологическое консультирование по проблемам одиночества.

  4. Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении.

  5. Психологическое консультирование инвалидов.

  6. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей- инвалидов.

  7. Особенности дистантного психологического консультирования.

  8. Психологическое консультирование в ситуации близкой кончины или утраты близких.

  9. Основные принципы работы и этика телефонной консультативной помощи.

  10. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношения семьи и подростка, юноши.

  11. Использование методов психологического консультирования в работе с детьми группы риска и с детьми, пострадавшими от насилия.


^ 7.4. Методика проведения контрольных мероприятий

Программа дисциплины включает два вида контроля знаний студентов:

  1. Контроль промежуточных результатов усвоения;

  2. Итоговый контроль

^ Промежуточный контроль осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством.

К итоговому контролю относятся семестровые зачеты и экзамены.

Зачёт может проводиться в двух формах:


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Лекционные занятия. Роль лектора заключается в обеспечении общения лю­дей в диалогической форме, в обстановке доверия и открытости, на положительном эмоциональном уровне, в условиях повышения творческого потенциала аудитории. В изучении данного курса мы предполагаем использовать принципы проблемного и личностно-развивающего обучения.

^ Проблемная лекция. Основная задача лектора заключается не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям научного знания. Знания в проблемной лекции не дается в готовом виде, а вводятся как неизвестное в виде проблем (содержа­тельного противоречия). У слушателя при разрешении проблемы во­зникает иллюзия "открытия" уже известного в науке, т.е. он не просто перерабатывает и усваивает информацию, а перевивает ее освоение как субъективное открытие неизвестного для себя знания.

Лекция-визуализация. Её применение связано, с одной стороны, с реализацией прин­ципа проблемности, а с другой - с реализацией принципа наглядности. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включе­нии в процесс мыслительной работы зрительных образов.

^ Практические занятия проходят в форме тренинга. Основные задачи практикума состоят в том, чтобы предоставить возможность студентам:

  1. получить, обобщить и транслировать друг другу личный опыт участия в практике индивидуального психологического консультирования;

  2. освоить три основные позиции практики индивидуального консультирования (клиент, консультант, наблюдатель- супервизор);

  3. апробировать основной метод индивидуального консультирования- консультативную беседу (ее основные этапы: начало беседы, формулирование исходного запроса, экспозиция проблемы, борьба с гипотезами и интерпретациями, смена языка и переформулирование запроса клиентом и технологические принципы проведения; лаконичность речи и адаптивность языков консультанта, акцентирование эмоциональных переживаний клиента, акцентирование новых и терапевтических моментов в опыте клиента);

  4. попрактиковать некоторые общие установки и техники работы психолога – консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение, язык принятия);

  5. ощутить специфику психологического контакта психолога- консультанта с клиентом и различные уровни этого контакта (поведенческий, эмоциональный и семантический);

  6. опробовать каталог проявлений психолога- консультанта на различных уровнях общения с клиентом (паузы, реформулировки и метафоры, темпоритм речи, позы, мимика и дыхание; эмоциональные проявления; интуиции и образы);

  7. познакомить с некоторыми вариантами практики индивидуального психологического консультирования (психологическое консультирование с использованием элементов экспрессивных искусств, онтоконсультирование).

Дополнительные задачи практикума заключаются в том, чтобы создать условия триалогического подхода к индивидуальному психологическому консультированию, обеспечив студентам возможность для более целостного видения данной практики, характеризующейся в настоящее время чрезвычайной пестротой теоретических ориентаций и конкретных техник работы, затрудняющей практическое освоение данной разновидности активной психологической работы с человеком. Понятие триалога как реального феномена практики индивидуального консультирования, задающегося системой общений между позициями «консультант», «консультируемый», «наблюдатель», выступает в ходе практических занятий в виде важнейшей и универсальной для данной области обучающей процедуры (с одной стороны, как супервизорство процесса консультирования, а с другой, как практика работы в триадах консультант - консультируемый – наблюдатель).

Практикум проводится в форме групповых занятий (работа в триадах, специализированных группах, общей группе). Базу практикума образуют не отдельные упражнения, выполняемые студентами в учебных (искусственных, игровых, моделирующих) ситуациях, но каждый раз ситуации реальной практической работы с личностно-значимыми запросами и проблемами. На наш взгляд, только такая работа предоставляет студентам полную свободу в выборе в качестве психологов-консультантов любой стратегии и практики консультирования, любой теоретической позиции (от психоанализа до гуманистически-ориентированного консультирования) и практической ориентации (интерпретативной, рациональной, диалогической, процессуальной, реконструктивной, парадоксальной) в сочетании с системой разнообразных рефлексий и обратных связей.

^ Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. В учебном процессе по изучению данной дисциплины мы рекомендуем применять индивидуальные практикумы в двух видах: упражнения (или тренировка) и задания.

Индивидуальные задания двух видов:

1. Аудиторные индивидуальные задания:

  1. творческие, позволяющие обучаемым использовать их знания и умения в новой ситуации, при поиске оригинального решения знакомой задачи ;

  2. поисковые, дающие обучаемым возможность на основе анализа из нескольких вариантов выбрать один и обосновать этот выбор.

^ 2. Внеаудиторные индивидуальные задания:

Применяются в форме подготовки студентами рефератов, проведения индивидуального консультирования (материалы представляются в письменной форме). Данный метод наиболее эффективен, когда обучаемые психологически подготовлены к исследовательской работе; они ясно представляют цели, задачи и пути решения данной проблемы; проблема имеет социальную ценность и практическую значимость.


9. Учебная практика по дисциплине не предусмотрена.

* Содержание лекционного курса приведено в УМК (приложение 1).

* * Развернутые планы практических занятий даны в УМК (приложение 2)

*


*** Задания для самостоятельной работы даны в УМК (приложение 3).

*


*


teoreticheskie-voprosi-uprazhneniya-zadachi-dlya-podgotovki-k-kontrolnoj-rabote-individualnie-domashnie-zadaniya.html
teoreticheskie-zanyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-1-3-kursov-otdeleniya.html
teoreticheskij-analiz-podhodov-k-periferii-lichnosti-model-soglasovannosti-nekotorie-voprosi-voznikayushie-pri-analize-treh-modelej.html
teoreticheskij-analiz-urovnevih-empiricheskih-harakteristikdoponyatijnoj-i-ponyatijnoj-misli.html
teoreticheskij-i-empiricheskij-analiz-predstavlenij-o-yadre-lichnosti-model-soglasovannosti-nekotorie-voprosi-voznikayushie.html
teoreticheskij-kurs-sravnitelnaya-tipologiya-5-kurs-9-semestr-programma-razrabotana-k-f-n-doc-e-v-gusevoj-obem-i-vidi-uchebnoj-raboti.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-obucheniya-god-obucheniya-klass-fakulteta-ekologicheskoj-bezopasnosti-i-osvoeniya-shelfa-instituta-zashiti-morya-i-osvoeniya-shelfa-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya-pedagogov-i-psihologov-v-sisteme-visshego-i-srednego-obrazovaniya-dlya-rukovoditelej-i-vseh-teh-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rok-akademicki-stranica-23.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kruzhka-etiket-povedeniya-i-obsheniya-stepen-obucheniya-klass-vneurochnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-1-klass-kolichestvo-chasov-33-chasa.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-rossijskaya-federaciya-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-223200-68-tehnicheskaya-fizika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preodolenie-zastenchivosti-u-detej.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-specializaciya-i-kooperaciya-mirovaya-ekonomika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-onlajnovaya-revolyuciya-v-nauke-nachinaetsya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-respublikanskoj-celevoj-programmi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-naimenovanie-uchebnogo-predmeta-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specializaciya-i-razdelenie-truda-uchebnoe-posobie-ekaterinburg-2001-288-s-oglavlenie-vvedenie-izuchenie-nauka.html
  • control.bystrickaya.ru/blok-13-12-0-kakoe-uslovie-yavlyaetsya-osnovnim-i-obyazatelnim-dlya-vozniknoveniya-kulturno-odobryaemogo-otkloneniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/45-proizvodstvo-muchnih-konditerskih-izdelij-dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya-spravochnaya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/associirovannie-chleni-krasnodarskoj-regionalnoj-organizacii-obshestvennoj-organizajii-soyuz-arhitektorov-rossii.html
  • institute.bystrickaya.ru/generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-gorodskogo-okruga-gorod-fokino-bryanskaya-oblast.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvalifikaciyatehnik-spravochnik-dlya-postupayushih-v-uchebnie-zavedeniya-srednego.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-sostoit-iz-6-razdelov-v-kotorie-vhodyat-45-meropriyatij-predusmotrennie-dlya-realizacii-v-2007-2008-gg.html
  • bukva.bystrickaya.ru/meta-osnovn-principi-ob-kti-standartizac.html
  • college.bystrickaya.ru/1-oitushilar-turali-mlmetter-zhne-bajlanisu-aparattari.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-prodvinutih-polzovatelej-sobak-natalya-i-valerij-misilyuk-stranica-10.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-vserossijskoj-studencheskoj-olimpiadi-po-prikladnim-matematike-i-fizike.html
  • books.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-istoricheskih-nauk.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-osnovnie-polozheniya-ekzistencialistskoj-koncepcii-bitiya-mificheskoe-soznanie-eto-i-sposob-vhozhdeniya-cheloveka.html
  • institute.bystrickaya.ru/fantazii-o-faetone-yablokov-maksim-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovoe-obespechenie-voennih-reform-60-70-h-godov-xix-veka-v-rossii-istoriko-pravovoe-issledovanie-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-i-provedenii-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov-oblastnih-gosudarstvennih-i-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-tomskoj-oblasti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-v-argillofitoterapiya-semenova-nadezhda-kremnij-element-zhizni.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zabudte-o-formalnom-obrazovanii-rework-biznes-bez-predrassudkov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yuaisaeva-nizhnij-novgorod-sbornik-statej-po-materialam-vserossijskoj-nauchnoj-konferencii-23-24-aprelya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rassmatrivayutsya-voprosi-izucheniya-svojstv-nanoalmazov-detonacionnogo-sinteza.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-strahovanie-v-turizme-kurs-menedzhment-v-turizme-tema-1-menedzhment-upravleniem-turizmom.html
  • report.bystrickaya.ru/izvestiya-moskva-n056-342009-pust-ne-rastut-u-nas-gevei-anonsi-sobitij-na-pyatnicu-3-aprelya-2009-g-3-lenta-novostej-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-msu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-vasilevich-suvorov-velikij-russkij-polkovodec-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.