.RU

ТВОРЧЕСТВО ФЕТА - В. М. Акимов (Н. В. Гоголь), докт филол наук


^ ТВОРЧЕСТВО ФЕТА

Творчество Фета отчетливо делится на два периода – 30– 60-е годы и 80-е годы. Эти периоды отличаются и тематикой стихотворений, и особенностями поэтической манеры. Раннее творчество представлено двумя поэтическими сборниками – "Лирический пантеон" (1840) и "Стихотворения Фета" (1850).

В этих сборниках определилась особая поэтическая манера Фета – стремление передать неясные, смутные душевные движения, которые можно только "навеять на душу звуком", а не назвать точным словом. Это качество поэзии Фета критики называли по-разному: В. П. Боткин* назвал это "тонкими, эфирными оттенками чувства", М. Е. Салтыков-Щедрин увидел в этом "слабое присутствие сознания".

* Б о т к и н Василий Петрович (1811 – 1869) – литературный критик, переводчик с немецкого (известны его переводы произведений Э. Т. А. Гофмана), брат жены Фета.


По мнению Фета, поэзии близки именно такие состояния души, которые наиболее далеки от рассудочной деятельности: "грезы", "сны", "бред неясный", "мечты", "фантазии". Фет декларирует недоступность чувства сознанию: "искал блаженств, которым нет названья", "неизреченные глаголы", "Но что горит в душе моей, тебе сказать я не умею", "О, если б без слова сказаться душой было можно!", "Как дышит грудь свежо и емко – / Слова не выразят ничьи!". Фет постоянно подчеркивает неопределенность и неясность ощущений, испытываемых им самим:


...Я думал... не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор...

("Я долго стоял неподвижно...". 1843)

Сердце хочет, сердце просит,

Слезы льются в два ручья;

Далеко меня уносит,

А куда – не знаю я...

("Эти думы, эти грезы...". 1847)


Основное и единственное назначение искусства Фет определил в стихотворении 1847 года:


Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами –

Звуком на душу навей.


Слова неточны, "людские так грубы слова", "слова бессильны", "речи незначащи", только звуки (природные и поэтические) передают истинное чувство:


Я звука душою

Ищу, что в душе обитает.

("Как отрок зарею...". 1847)


Звук становится основной единицей поэзии Фета. Его лирика – это песня "крылатых", "полных", "сладких" звуков:


Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу...

("Вечер". 1855)


Прочтите стихотворение Фета "Вечер". Определите, что "звучит", "звенит", "катится", "светится". Найдите еще примеры замены слова звуками.


Но это не значит, что в понимании Фета слово бессильно, наоборот, Фет расширяет границы слова – оно может передать даже мгновенную, мимолетную красоту:


Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах...

("Как беден наш язык...". 1887)


^ Лирика природы. Всесилие поэзии Фет показал в новых жанрах – песни и лирической миниатюры. Содержанием этих произведений стало у Фета описание природы: "Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию...". Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: "любо мне", "рад я", "Люблю я приют ваш печальный". Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, тихая: "чудные извивы на коре возле дупла", "зари осенней след", "густая крапива шумит под окном", "свежо под липою густою", "злящийся ветер", "сухой лист".

Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета:


Плачась, комар пропоет,

Свалится плавно листок...

Слух, раскрываясь, растет,

Как полуночный цветок...

("Жду я, тревогой объят...". 1886)

...Уснули рыбаки у сонных берегов;

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой...

("Уснуло озеро; безмолвен черный лес...". 1847)


Острота восприятия природы сказывается в лирике Фета в богатстве эпитетов и метафор, передающих ароматы ("сладкий аромат", "запах медовой", "ароматные цветы", "весны душистой нега", "благовонная ночь", "манит куст душистой веткой"), звуки ("страстей твоих так звонок родной язык", "полуночные образы стонут", "полуночные образы воют", "валежник свистал на огне"), цвета ("Блестя чешуей, / Вдоль сонного озера быстро река /Бежала змеей золотой", "зеленая ива повисла шатром", "серебряные слезы") и т. д.

Исследователи отмечают импрессионистичность пейзажей Фета, т. е. стремление к передаче мгновенного впечатления от картины природы. Это подчеркивал и сам Фет: "Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление". Поэтому Фет описывает не столько действительный, сколько "кажущийся" пейзаж с помощью особых приемов, например отражения предмета в воде. При этом отраженное воспроизведение предмета становится более истинным и ценным, чем сам предмет, как будто даже более точным:


В этом зеркале под ивой

Уловил мой взор ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты...

("Ива". 1854)


"Отраженная" возлюбленная отвечает большей взаимностью, она ближе, чем реальная – горделивая и холодная.

Внешний мир в поэзии Фета окрашивается настроением лирического героя, одушевляется и оживляется им, поэтому в стихотворениях "цветы глядят с тоской влюбленной", вздохи обращаются в "полуночный хор соловьев", "травы в рыдании", у розы "румяное сердце".

Во времена Фета эти образы были настолько необычны, что у одних вызывали неприязнь и непонимание (например, друг Фета Ф. Ф. Фидлер на полях подаренного ему Фетом экземпляра сборника написал по поводу этих эпитетов: "Не понимаю"), у других – ощущение "лирической дерзости" автора (Л. Н. Толстой писал В. П. Боткину: "И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?").

Лирика природы Фета покоряла современников и своей музыкальностью. "Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музыкального настроения – нет художественного произведения", – считал сам Фет, поэтому для него особую ценность имеют музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звуковые повторы, разнообразные строфы.

Для каждого стихотворения Фет находит индивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные сочетания длинных и коротких строк, различные размеры, повторы.

Нередки в поэзии Фета трехсложные размеры.

Дактиль:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней.

Анапест:

Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...

Амфибрахий:

Шумела полночная вьюга

В лесной и глухой стороне...


Фет часто использует сочетание длинных и коротких строк:


Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно-радостно мне!


Некоторые стихотворения основаны на повторах, например: "Только в мире и есть, что тенистый...", "Это утро, радость эта...", "Серенада", "В лунном сиянии" и др.

Многие стихотворения Фета написаны в традиции романса, ими они и стали, и в 60-е годы, по отзыву М. Е. Салтыкова-Щедрина, романсы Фета распевала чуть ли не вся Россия.

В лирике Фета мир природы гармоничен и красив, противопоставлен житейскому миру "земной, гнетущей злобы", "душно-зловонной псарне". "Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ", – отмечал С. Я. Маршак. В стихотворении "Какая грусть!.. " Фет противопоставляет реальный холодный мир, в котором "на душе не рассветает", миру надежды, в котором душа "родной увидит край":


Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, –

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

("Какая грусть! Конец аллеи...". 1862)


Поэзия дарит возможность единения с природой. Только в поэзии может явиться край, "где все, что может сниться, трепещет въявь", потому что счастье


Не здесь, в среде убогой,

А вот оно – как дым.

За ним! За ним! воздушною дорогой –

И в вечность улетим!


("Майская ночь". 1870)


Этот уход Фета в мир цветущей природы не был понят радикальной критикой. Очень резко о ранних сборниках Фета высказался критик В. А. Зайцев: "...он (Фет) в стихах придерживается гусиного миросозерцания". Его поддержал Д. И. Писарев: "...со временем продадут его (сборник стихов Фета) пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы".

Фет парировал эти упреки сторонников социально значимой литературы: "В нашем деле истинная чепуха и есть истинная правда".

В 70-е годы Фет увлекся философией, он перевел книгу немецкого философа Артура Шопенгауэра1 "Мир как воля и представление", идеи которой совпали с собственным мироощущением Фета. "Шопенгауэр для меня, – отмечал Фет, – не только последняя крупная философская ступень, для меня это откровение, возможный ответ на те умственные вопросы, которые сами собой возникают в душе каждого". Это новое мироощущение отразилось в последнем сборнике Фета "Вечерние огни" (1883 – 1891, 4 выпуска). Фет разделял утверждение А. Шопенгауэра о "мраке жизни вседневной" и искал "счастия земного не у людей", а в мире природы, более человечном, чем людской:

* Шопенгауэр Артур (1786 – 1861) – немецкий философ, исследовал проблемы оптимизма и пессимизма, создал теорию "мировой воли" как иррациональной свободы, которая, действуя как вечное становление, способна породить любое зло, поэтому жизнь "нелепа, ничтожна и горестна". Шопенгауэра считают "философом мировой скорби".


Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

("Целый мир от красоты...". 1884)


Природа в поздней лирике Фета – это царство подлинной свободы, где человек живет не сиюминутными заботами, это мир освобожденной от мелких и неистинных практических потребностей души. Подлинное содержание жизни человека– приобщение к вечным началам стихийной природной жизни:

Пускай с души больной, борьбою утомленной,

Без грохота спадет тоскливой жизни цепь,

И пусть очнусь вдали, где к речке безыменной

От голубых холмов бежит немая степь...

("О нет, не стану звать утраченную радость...". 1857)


Отряхнув "невольничьи тревоги", в минуту прозрения человек может достичь "незапятнанных высот":

Я загораюсь и горю,

Я порываюсь и парю

В томленьях крайнего усилья

И верю сердцем, что растут

И тотчас в небо унесут

Меня раскинутые крылья.

("Я потрясен, когда кругом...". 1885)


Природа представляется "всемогущей" и "бессознательной силой", которая спасает человека, дает ему возможность победить самую смерть:


За рубежом вседневного удела

Хотя на миг отрадно и светло...

("Все, все мое, что есть и прежде было...". 1887)

В поздней лирике Фета его собеседниками становятся звезды, небо, Космос, его поэзия является "лирикой межзвездных пространств" (К. Паустовский):


И так прозрачна огней бесконечность,

И так доступна вся бездна эфира,

Что прямо смотрю я из времени в вечность...

("Измучен жизнью, коварством надежды...". 1864)


Прочитайте стихотворение Фета "Добро и зло" (1884). Как, с вашей точки зрения, оно соотносится с другими его лирическими произведениями?


^ Любовная лирика Фета. Состояние эмоционального восторга лирического героя поэзии Фета вызывает и чувство любви, которое поэт считал основной темой поэзии: "Изящная симпатия, установленная в своей всепобедной привлекательности самой природой в целях сохранения видов, всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить". В ранней лирике Фета чувство восторга вызывает женская красота – "всепобедная" красота Дианы, вакханки, "ангела неба безмятежного", Венеры Милосской. В описании женской красоты Фет следует античным традициям: гармонической уравновешенности, пластическому стилю, комбинации "прекрасных" деталей. Многие стихи первых сборников написаны гекзаметром. Особенный восторг современников вызвало стихотворение "Диана", написанное александрийским стихом*. "Всякая похвала немеет перед высокою поэзией этого стихотворения", – отозвался о "Диане" Н. А. Некрасов. Мраморная статуя Дианы настолько совершенна, что кажется живой:

* ^ Александрийский стих – шестистопный ямб с парной рифмовкой, который в XIX веке часто использовался в "подражаниях древним".


...ветер на заре между листов проник, –

Качнулся на воде богини ясный лик;

Я ждал, – она пойдет с колчаном и стрелами,

Молочной белизной мелькая меж древами...


Между лирическими героями любовных стихотворений нет дисгармонии, страдания – это "рифмы взаимных лобзаний":


Мне так отрадно с тобой:

Не отходи от меня!


Любовью-радостью навеяны такие стихотворения Фета, как "На заре ты ее не буди", "Я пришел к тебе с приветом", "Свеж и душист твой роскошный венок", "Полно спать...", "Шепот, робкое дыханье", "Какое счастие: и ночь, и мы одни!" и др.

Лирический герой этих стихотворений испытывает состояние счастья: "О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!", "И в сердце чувствую такой прилив любви, / Что не могу молчать, не стану, не умею!", "Счастию сердце легко предается", "Не могу унять стремленье, / Я не в силах не желать!".

Драматические события любовной истории Фета и Марии Лазич разрушили мажорный настрой и гармонию мира любви, любовь оказалась источником страданий, печали, тревог:


Давно в любви отрады мало.

Без отзыва вздохи, без радости слезы;

Что было сладко – горько стало,

Осыпались розы, рассеялись грезы.

("Давно в любви отрады мало...". 1891)


Образы весеннего леса, пушистой вербы, свежего венка, соответствовавшие счастливому состоянию героя, сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы.

Воспоминания о собственной трагической любви стали источником поздней любовной лирики Фета, где отражены глубокие психологические переживания от неизбежности утрат. Образ сгоревшей (в буквальном смысле) любви воплотился в разных вариантах в поэзии Фета: "Твоя душа, красы твоей звезда, / Передо мной, умчавшись, загорится", "Пускай и безбрежность сама / От нас загорится огнями", "И старый яд цепей, отрадный и жестокий, / Еще горит в моей крови", "Там человек сгорел!".

Пониманию любви как роковой силы способствовало духовное общение с Толстым в период создания писателем романа "Анна Каренина". Фет написал статью об этом романе, в котором отметил невозможность счастливого исхода для героини:

"Но невозможно, чтобы Каренина вышла замуж за Вронского и благодушествовала". В любви не может быть душевного спокойствия и благополучия, любовная гармония возможна только за гранью земного, только в "грядущем цветут все права красоты":


Окрылены неведомым стремленьем,

Над всем земным В каком огне, с каким самозабвеньем

Мы полетим!

("Люби меня! Как только твой покорный...". 1891)


Даже счастливая любовь "отзывается чем-то горьким", но, несмотря на горечь и страдание, любовь – одно из самых желаемых чувств:


Где ты? Ужель, ошеломленный,

Кругом не видя ничего,

Застывший, вьюгой убеленный,

Стучусь у сердца твоего?

("Прости! Во мгле воспоминанья...". 1888)


Глубина переживаний, исследование тончайших переливов душевного чувства, ощущение своей личности как полноправной части космического мироздания, нежная любовь к природе и женщине связали творчество Фета с последующим развитием русской поэзии. Несмотря на то что Фет настаивал на своей оторванности от земли, горящий огонь его поэзии "ни времени не знает, ни пространства".

Фет, как и вся литература, жил вопросами, заданными им самому себе: "Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? откуда все это? Что такое он сам? откуда? зачем? куда? И чем выше человек, тем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы".

tema-ochyom-rasskazivaet-muzikalnij-zhanr.html
tema-odnosostavnie-predlozheniya-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-domashnih-zadanij-i-drugih-vidov-samostoyatelnoj.html
tema-oksosoedineniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organicheskaya-himiya-dlya-studentov-1-kursa-ochnoj.html
tema-opasnie-situacii-na-dorogah-i-trotuarah.html
tema-operacii-poglosheniya-akcionernih-obshestv-zarubezhnij-opit-i-rossijskaya-praktika.html
tema-opisanie-dejstvij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-gosudarstvennih-nagradah-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-ukaz-prezidenta-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki.html
  • write.bystrickaya.ru/geologicheskaya-harakteristika-kuzneckogo-alatau.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-vojni-treh-gosudarstv-s-tanskim-kitaem-obedinenie-korei-pod-egidoj-silla.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-tehnologii-v-shkole-girba-eyu-kpn-zamestitel-direktora-po-nmr-moudpo-uchebno-metodicheskij-centr.html
  • university.bystrickaya.ru/esli-bi-u-letchika-bil-hvost-vse-bi-videli-kak-on-ego-podzhimaet-stranica-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnogo-obrazovaniya--postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-30082001-n-640.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-frontovoj-put-uchitelej-avtor-ryabova-viktoriya-anatolevna-20-11-1998-g-r-uchenica-11-klassa-mou-volipelginskaya-sosh.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-reshenie-olimpiadnih-zadach.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritoe-more-konspekt-lekcij-batichko-vik-t-taganrog-2011-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-samara-samarskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-2015-pechataetsya-po-resheniyu-metodicheskogo-soveta-fgo-samgtu-udk.html
  • school.bystrickaya.ru/access-chast-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formion-phormio.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konferenciya-izmerenie-i-sodejstvie-progressu.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornij-praktikum-en-f-02-informatika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-pismennie-raboti-k-zachetu-5-kurs-zo-2010-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-yazika.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovij-doklad-kardiologicheskoj-gruppi-po-nestabilnosti-gemodinamiki-u-novorozhdyonnih.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-brudnij-a-a.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vishli-na-bolshuyu-rechku-a-d-kolesnikov-a-d-kolesnikov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-xv-pravila-ohrani-truda-na-avtomobilnom-transporte-razdel-i.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-narusheniya-arterialnogo-krovyanogo-davleniya-pri-endokrinnih-zabolevaniyah-vidi-etiologiya-patogenez.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statistika-zhivotnovodstva.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-v-nacionalnom-reestre-pravovih-aktov-stranica-20.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-svedeniya-o-studencheskom-tvorcheskom-kollektive-svedeniya-o-studencheskih-tvorcheskih-kollektivah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizuemie-obrazovatelnie-programmi-obsheobrazovatelnie-programmi-nachalnogo-obshego-v-tom-chisle-programmi-specialnih-korrekcionnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-7-i-8-vida.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-kieve-proshla-xix-mezhdunarodnaya-vistavka-zdravoohranenie-2010.html
  • esse.bystrickaya.ru/rajonnij-konkurs-na-luchshee-sochinenie-i-referat.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-himiya-v-promishlennosti-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/altajskij-etnos-v-sisteme-rossijskoj-gosudarstvennosti-chast-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-68-chasov-2-chasa-v-nedelyu-vvedenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematicheskie-kompetencii-ladnaya-tematika-referatov-esse-i-kursovih-rabot-studentov-po-razdelam-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/132-novie-formi-adaptivnih-struktur-1organizacionnie-strukturi-upravleniya-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-3-sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-k-vo-chasov-integrirovannij-kurs-ekologiya-dlya-uchashihsya-5-9-klassov-osnovnoj-shkoli-koncepciya-programma.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-sd-f-02-optika-lazerov-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.