.RU

Творческий отчет «Познавательный интерес как один из факторов повышения успеваемости на уроках географии». Учитель географии



Муниципальное образовательное учреждение

«Корликовская общеобразовательная средняя школа»

Творческий отчет


«Познавательный интерес как один из факторов повышения успеваемости на уроках географии».

Учитель географии:

Федюнина Елена Андреевна

Корлики
2006 г.


Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов, но наиболее существенные из них это – межпредметные связи.

Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

«Велика и поразительна область географии, - писал Н.В. Гоголь. – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!». И восхищаясь, и принимая сердцем гоголевские «Мысли о географии», не следует забывать слов, сказанных профессором первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «слишком уж долго сушили географию, усердно превращая ее в долбежно - зубрежный, номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей чисто влагой художественного творчества…».

С тех пор минуло немало лет, школьная география перестала быть «чисто номенклатурным» предметом, ее содержание значительно изменилось и продолжает изменяться.

География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.

Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.

Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.

Различные формы проведения урока географии: экскурсии, уроки на местности, а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность.

И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Однако, анализ проведенных исследований (Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

С целью разрешения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес» и разработке системы работы, направленной на его формирование.

Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников познавательного интереса не ново. Я.А.Коменский, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он утверждал, что внешний механизм «приневоливания» не достигает нужного результата. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике желание, учиться, без которого он далеко не уйдет. К.Д. Ушинский считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Общая теория интереса в отечественной психологии разрабатывалась такими учеными, как Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.

Обобщенный взгляд на проведенные данными авторами исследования позволяет сделать вывод о том, что в самом общем виде познавательный интерес представляет собой личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором органически представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Однако для меня наиболее значимыми выступают исследования Г.И. Щукиной, поскольку разработанная ею концепция имеет, на мой взгляд, неоспоримые достоинства: целостность и практикоориентированность.

Основными положениями концепции выступают:

В представленной концепции наибольший интерес у меня, как учителя географии, вызывают условия, способствующие формированию познавательного интереса. Однако, в отличие от автора, определяющего три группы условий, я считаю очень важным учитывать такой дополнительный фактор, как выбор средств и форм организации учебного процесса.

Кроме того, в отличие от Г.И. Щукиной, определяющей в качестве условия формирования личность учителя, я придерживаюсь позиции, предполагающей учет особенностей социальных взаимодействий трех видов: учитель-ученик; учитель-группа детей; ученик-ученик.

И, наконец, вносимые мною изменения проявляются в умении наполнять географическим содержанием общие дидактические положения теории формирования познавательного интереса Г.И. Щукиной.

Таким образом, предлагаемая мною система работы имеет своей целью - формирование познавательного интереса у учащихся на уроках географии.

Графически система может быть представлена следующим образом:


содержание географии



средства

обучения

особенности социальных взаимодействий


методы

обучения
Большое влияние на формирование познавательного интереса оказывает содержание географии, которое я строю с учетом межпредметных связей.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи, играют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин). С моей точки зрения, межпредметные связи призваны синтезировать отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности. Они отражены в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции.

Мною разработаны положения, раскрывающие влияние применения межпредметных связей на развитие познавательного интереса.


  1. Интересно то, что понятно: межпредметные связи позволяют не только создать целостную картину явления, события, мира и т.д. но и объяснить ее, в результате мир становится понятным и научно обоснованным.




  1. Межпредметные связи позволяют актуализировать субъектный опыт школьников, ранее приобретенные знания на других предметах и в повседневной жизни становятся востребованными на уроках географии, учитель реально показывает значимость этих знаний, тем самым, формируя у школьников желание, их пополнять и расширять.

  2. Взгляд на ранее изученное явление с другой позиции, появление альтернативных точек зрения с одной стороны, способствует возникновению целостного представления об изучаемом объекте, с другой стороны стимулирует желание самостоятельно пополнить эти представления, тем самым инициируется процесс самостоятельного познания.


Используемые мною межпредметные связи могут быть представлены как система, состоящая из трех уровней.

I уровень: над предметные связи .
Например, понятие биосфера - изучается всеми дисциплинами естесственно-научного цикла. Усложнение этого термина происходит от шестого класса к одиннадцатому. При формировании этого понятия, дети используют знания, полученные на других уроках:

- биологии (учение о биосфере Н.И.Вернадского; вещественном составе биосферы; понятие «эволюция») и т.д.;

- химии (круговорот веществ в природе) и т.д.

II уровень: кумулятивные связи (взаимодополнение знаний из различных областей)
Например, построение графика хода температур в процессе изучения географии требует знаний из математики (система координат, положительные и отрицательные числа) и т.д.

Выявление приспособленности растений и животных к различным природным условиям возможны при сформированности у учащихся таких биологических понятий как корневая система, образ жизни, метаморфоз.

Ш уровень: межпреметные связи о мета объектах.

Для создания их образа требуются ЗУНы многих наук.

В качестве примера я приведу краткий конспект урока географии, на котором происходит формирование у шестиклассников научного представления о вулкане.

Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».

Затем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и в тетрадях учащихся.

Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана Везувий. В рассказ вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С. Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует демонстрация опыта учителем, позволяющего увидеть в миниатюре извержение и образование вулкана.

Далее возможна работа с различными средствами обучения: текстом учебника (классификация вулканов) и географической картой (географическая номенклатура).

Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан».

Домашнее задание носит творческий и дифференцированный характер.

Его обязательный минимум предполагает знакомство с параграфом учебника и оформление контурной карты.

Творческий блок предлагает учащимся изготовить макет вулкана, провести опыт «извержение вулкана» в домашних условиях, оформить фотоальбом по теме.

Следующий компонент представленной системы, направленной на формирование познавательного интереса: методы и методические приемы.

Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий и т.д. способствует формированию ситуативного интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся. В начале это факты, а затем их глубокое истолкование и раскрытие причинно- следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность. Специфика выбора методов обучения в зависимости от этапов формирования познавательного интереса представлена мною в таблице.


tema-kto-delaet-chernovuyu-rabotu-za-rezhissyora-na-semochnoj-ploshadke.html
tema-kto-i-zachem-dolzhen-soblyudat-pravila-stranica-13.html
tema-kubanskoe-znachit-kachestvennoe.html
tema-kultura-i-iskusstvo-kazahstana-prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-8-iyulya-2009.html
tema-kultura-vizantii.html
tema-kurs-raboti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-m-lvovskij-predvaritelnaya-rabochaya-versiya-stranica-16.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-336-nevskogo-rajona-sankt-peterburga-na-2011-2015-godi-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-28-fevralya-2008-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremennie-metodi-issledovaniya-serdechno-sosudistoj-sistemi-i-fizicheskoj-rabotosposobnosti-u-sportsmenov-i-fizkulturnikov.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-12-prikosnis-ko-tme-karen-chens.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-roli-zakazchika-v-organizacii-stroitelnogo-processa-na-rusi-v-xvii-v-chast-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mou-sosh-35-stanici-novominskoj-kanevskogo-rajona-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-gorah-uzbekistana-svyashennik-gregor-prihodko-novosti-41.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-lekcij-po-vnutrennim-boleznyam-i-vpt-na-kafedre-gospitalnoj-terapii-dlya-rossijskih-studentov-5-kursa-lechebnogo-fakulteta.html
  • write.bystrickaya.ru/evrei-rossii-antisemitizm.html
  • control.bystrickaya.ru/beloe-more-kniga-znakomit-chitatelej-s-osobennostyami-morskoj-ribalki-prakticheski-vo-vseh-bassejnah-nashej-strani.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-skolko-dorozhaet-cement-stranica-5.html
  • exam.bystrickaya.ru/vibor-ekonomicheski-vigodnogo-varianta-energosnabzheniya-potrebitelej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-duhovno-nravstvennie-cennosti-molodezhi-kompleksnie-meri-po-realizacii-molodezhnoj-politiki-83.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-rascheta-vozmesheniya-rashodov-obrazovatelnih-i-inih-uslug-s-fizicheskimi-i-yuridicheskimi-licami.html
  • studies.bystrickaya.ru/asinhronnie-elektrodvigateli-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/pasport-1.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federacii-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-rassmotreniya-voprosov-grazhdanstva-rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/volgodonskaya-gorodskaya-duma-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/romanov-vladimir-kirillovich.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-korrekcionno-razvivayushih-zanyatij-po-razvitiyu-psihomotoriki-i-sensornih-processov-uchashihsya-1-4-klassov-skshi-viii-vida-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pdprimnictvo-chast-26.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-yadovitih-peryah-shporah-i-zubah.html
  • university.bystrickaya.ru/f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-osenenie-i-ozarenie-kniga-pravoslavnogo-bogoslova-i-patrologa-doktora-filosofii-oksfordskogo-universiteta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reklama-kak-sredstvo-psihologicheskogo-vozdejstviya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ru-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-http.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbiratelnaya-komissiya-irkutskoj-oblasti.html
  • esse.bystrickaya.ru/puti-stimulirovaniya-poznavatelnoj-deyatelnosti-studentov-na-uchebnom-zanyatii.html
  • report.bystrickaya.ru/izolirovannij-i-infundibulyarnij-stenoz-legochnoj-arterii-defekti-mezhpredserdnoj-peregorodki.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-iii-ekipazh-sudna-narushenie-trebovanij-nastoyashego-ustava-vlechet-za-soboj-disciplinarnuyu-ili-inuyu-ustanovlennuyu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/masson-v-m-ekonomika-i-socialnij-stroj-drevnih-obshestv-v-svete-dannih-arheologii-l-nauka-1976-98-s.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/princip-skolzyashego-okna-lekciya-1-9.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovannaya-literatura-kvantovaya-priroda-izlucheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Этап

    Цель

    Методы

    Влияние на развитие познавательного интереса

    Особенности использования

    Примеры из практики

    I

    формирование любопытства и любознательности

    приоритет

    игровых методов

    - школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, актуализируют субъектный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение;

    - особенности игры, способствующие развитию познавательного интереса: активность, занимательность и эмоциональность, состязательность, соревнователь-ность, проблемность, моделирование профессиональной деятельности

    - игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства;

    - игра служит для создания мотивации к изучения курса "География" и подготавливает школьников к усвоению научных понятий;

    элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, вплоть до 11 класса, это позволяет поддержать любознательность школьников.

    - деловая игра (размещение завода в гипотетическом районе и т.д.);

    - общая тема в частном преломлении «Сокращение расходов воды в быту. Что может сделать моя семья?»

    - составление ребусов, кроссвордов;

    - действие за другого (директора завода, туриста, путешественника и др.)

    II

    формирование познавательного интереса

    опора на проблемный метод с использованием элементов игры

    - вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" знаний стимулирует активную умственную деятельность;

    - реализуется через частично поисковую и исследовательскую деятельность, что развивает познавательную самостоятельность

    - применяется при сформиро-ванности устойчивой любознательности при помощи

    проблемных вопросов, заданий, ситуаций и т.д.

    - вопросы и задания парадоксального, практического, межпредметного, причинно-следственного характера

    III

    формирование устойчивого познавательного интереса

    опора на метод проектов с использованием элементов проблемного и игрового методов

    - развитие познавательных процессов, рационального стиля мышления, эмоционального теоретического, практического познания окружающего мира;

    - развитие познавательного интереса способствуют следующие особенности создания учебного проекта: наличие значимой проблемы и задачи для решения, которых требуется актуализация предметных знаний, интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений

    -применяется при сформированном познавательном интересе

    -предполагается высокая степень самостоятельности;

    - деятельность учащихся строится по следующей схеме

    ПИ ВЫБОР

    УСПЕХ

    (НЕУДАЧА)
    РЕФЛЕКСИЯ
    ПЕРЕНОРМИ-

    РОВАНИЕ

    - творческие проекты;

    - исследовательские проекты

    - практико-ориентированные проекты