.RU

Тверской бульвар, д. 2 или 4. Церковь Иоанна Предтечи близ Никитских ворот - Битва под Москвой. 65 годовщина



^ Тверской бульвар, д. 2 или 4. Церковь Иоанна Предтечи близ Никитских ворот

Казалось бы, что нового можно рассказать о Никитских воротах и их окрестностях? Всем известны фонтан «А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова» на месте старинного квартала, два храма – Фёдора Студита, где певал на клиросе А.В. Суворов и Большого Вознесения, где венчался А.С. Пушкин. А через площадь – дом П.Б. Огарёва (бывший кинотеатр повторного фильма) и обрезанная волевым решением еще на стадии проекта высотка – здание ТАСС.

Но лет 250 назад здесь все было иначе. Еще стояла на месте бульваров стена Белого города, и Никитские ворота были башней с воротами, а не названием. На месте здания ТАСС или чуть дальше, на месте дома № 4 по Тверскому бульвару стояла маленькая церковь Иоанна Предтечи близ Никитских ворот, третий храм в этом районе.





Интересна форма названия церкви «близ Никитских ворот», а не «у Никитских ворот» – то есть рядом с воротами, но не совсем, чуть поодаль. Расстояние примерно в 27 саженей (менее 60 метров) воспринималось тогда как достаточное, чтоб считать храм расположенным поодаль, не совсем у ворот.


Церковь не имела колокольни, три ее главы были едва видны над стеной Белого города. Храм был построен в XVII веке, такие небольшие церкви строили для себя жители ближайших кварталов. В XVII веке здесь, на восточной (четной) стороне Большой Никитской близ стены Белого города располагалась Устюжская черная сотня – слобода выходцев из Устюга. Чуть ближе к Кремлю, в Новгородской слободе близ храма Малого Вознесения (Большая Никитская, 18) жили выходцы из Новгорода. Церковь Иоанна Предтечи тоже могла быть построена слобожанами Устюжской слободы.

Ко второй половине XVIII века состав жителей близ ворот полностью обновился, уже никто не мог вспомнить, когда построен храм Иоанна Предтечи. Так, в 1770 году священник Иоанн Антонов на этот вопрос отвечал приблизительно: «Построена в давних годах». Три главы в одну линию с юга на север – не часто встречающаяся форма завершения. Под высокой кровлей, наверное, могли скрываться ряды кокошников, служивших подножием для барабанов глав. Первоначально в храме был один престол во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Впоследствии в алтаре, в правой (южной) апсиде был устроен придел Иоанна Предтечи «для наилучшего в священнослужении управления». Как часто бывало в Москве, название придела перешло на весь храм. Придел был очень маленький, тесный и темный.

В 1770 году священник Иоанн Антонов подает прошение о построении в ц. Знамения Пресвятой Богородицы и св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна что близ Никитских ворот в трапезе для зимнего времени теплого придела.

Он пишет, что в состоящем справа от «внутрь алтарной настоящей церкви стены» приделе в тесноте и темноте из-за сильного холода зимой служить нельзя. Отец Иоанн просит перенести придел в правую (южную) часть трапезной.

6 сентября 1770 года прошение о. Иоанна было удовлетворено митрополитом Московским Амвросием (Зертис-Каменским). Московская Духовная Консистория на основе резолюции митрополита вынесла свое решение: придел перенести, а стену, разделявшую алтарь храма и придел – сломать. А чтоб место, «где стоял Святый престол в знак того и чтоб оное ногами попираемо не было, поставить каменный по надлежащей пропорции небольшой столб».

В январе 1771 года все указания консистории были выполнены и новый придел готов к освящению. Царские врата придела были решетчатые, «вызолочены двойником». Иконостас - «по голубой земле без золота». В иконостасе иконы справа от Царских врат: Господь Вседержитель и Рождество Иоанна Предтечи, слева: Богоматерь, Деисус и на нем три венца, св. Димитрий Ростовский, Знамение Божией Матери. Храмовая икона придела, вторая справа от Царских врат – Рождество Иоанна Предтечи, поэтому можно уверенно сказать, что и придел освятили во имя Рождества Предтечи.





В 1782 году разобрали стену Белого города на месте будущего Тверского бульвара. Стоявший в узком проезде вдоль крепостной стены храм Иоанна Предтечи оказался на широком пространстве будущего бульвара (бульвар создан в 1796 году).


Вскоре, в 1785 году, возникло дело о приписке дворов церкви Иоанна Предтечи близ Никитских ворот к другой за ветхостью. Для начала, 2 марта 1786 года, храм осмотрел знающий архитектуру прапорщик Яков Волков. Он отметил, что церковь построена давно, крайне ветха и никогда не ремонтировалась со времени постройки. Фундамент во многих местах осел, в стенах и сводах трещины: над арками, в перемычках над дверьми и окнами. «И час от часу больше умножаются». Стены от тяжести сводов местами распирает, пол опустился. Здание склонно к падению, починить его нельзя.

Яков Волков не только осмотрел храм, но и сделал его чертежи: фасад и план. Только благодаря им, можно понять, каков был храм Иоанна Предтечи.

Безрадостная картина, нарисованная Яковом Волковым, удивляет – в 1770 году трещин и оседания стен не было или они были малы, и вдруг появились? История почти детективная. Из сравнения двух планов храма, 1770 и 1786 годов видно, что за это время разобрана стена в алтаре и южная паперть. Несколько окон, существовавших в 1786 году, на плане 1770 г. показаны как ниши. Что это? Недосмотр чертежника, неаккуратность снятия плана или фактическое состояние?

Еще до осмотра здания архитектором, в ноябре 1785 года священник о. Иоанн Антонов начал приискивать себе новое место. В прошении на имя архиепископа Платона (Лёвшина) он сообщает, что церковь так ветха, что починить почти станет как вновь построить и «архитектура нынешнему времени, и особливо по здешнему городу, неприличная».





Интересно, что архитектурные формы XVII века: кокошники, карнизы с поребриком, асимметрия в расположении окон и т.д. воспринимались как «неприличные», особенно в Москве. Одной из дополнительных причин разборки могло быть несоответствие архитектуры древних зданий принципам классицизма.


Место, которого добивался о. Иоанн, освободилось после смерти священника ц. Иоанна Предтечи в Кисловке о. Петра Лукина. Назначение не состоялось, и в следующем 1786 году Иоанн Антонов был направлен священником в ц. Введения в бывшем Новинском монастыре (Новый Арбат, 52, не сохр.). Дьячку же велено было самому приискивать себе свободного места.

Архиепископ Платон указал, что различные вещи и церковную утварь из закрываемой ц. Иоанна Предтечи хранить в находившейся поблизости ц. Вознесения за Никитскими воротами (Бол. Никитская, 36), но на службу не употреблять. Церковь запереть и опечатать, следить за нею священнику церкви Вознесения. 22 июня 1786 года в Консисторию был подан рапорт о свершившемся опечатывании ц. Иоанна Предтечи. Впоследствии церковь была разобрана, а освободившаяся земля использовалась под городскую застройку.

В связи с закрытием храма прихожане были распределены по ближайшим приходам. Дворы Соловьёва и Шабурова отошли к ц. Николы в Гнездниках (Бол. Гнездниковский пер., 4/8). Двор Вадбильского приписали к ц. Федора Студита (Бол. Никитская, 29). Дворы княжны Сибирской и немца Михайлы Андреева были приписаны к ц. Николы в Хлынове (Хлыновский тупик, 3), а двор кн. Прозоровской отошел к ц. Вознесения что за Никитскими воротами (Бол. Никитская, 36).

^ Автор текста – Александр Фролов. Рисунки предоставлены автором.

Пояснение к чертежу 1776 года:
Красным показаны Высочайшие утвержденные «Красные линии», регулирующие улицы и переулки, задающие положенную ширину проездов. Хозяева зарезанных линиями построек со временем, по мере их износа, должны были строить новые на красных линиях. Земля, отрезаемая от участков линиями, выкупалась городом.
1. ц. Иоанна Предтечи (Знамения);
2. двор священника Иоанна Антова;
3. владение кн. Е.И. Прозоровской;
4. Никитские ворота Белого города;
5. Стена Белого города, ныне здесь Тверской бульвар;
6. переулок – несуществующее ныне окончание Большого Гнездниковского переулка;
7. Леонтьевский переулок.

Стремянный переулок, 2. Зацепская площадь

Близ Павелецкого вокзала есть квартал, последние постройки которого снесли в 1985 году. Двадцать лет здесь было запустение, наконец, в 2005 году появился строительный забор. Границы квартала: новый офисный центр на Павелецкой площади (архитектор Михаил Посохин) - Малая Пионерская (Малая Дворянская) улица - Стремянный переулок - Зацепская площадь.

С конца XVI столетия, со времени Бориса Годунова, здесь располагалась Коломенская-Ямская слобода. Ямщики жили тут и в XIX веке, это была окраина старой Москвы. Небогатые хозяева окрестных владений строили лишь утилитарные постройки, архитектурных изысков здесь не было. Чаще всего это одно-, двухэтажные дома, каменные, деревянные или полукаменные - первый этаж кирпичный, второй - деревянный. Имена авторов таких домов, сараев, заборов, навесов, крылец и выгребных ям ничего не говорят даже специалистам, историки архитектуры не занимаются изучением такого зодчества. А между тем, эти архитекторы создали лицо московских окраин XIX - начала ХХ веков.

Дом, о котором пойдет речь, стоял на углу Стремянного переулка и Зацепской площади, напротив церкви Флора и Лавра (эти святые - покровители лошадей и, следовательно, ямщиков).

В Южной части квартала, в 1821 году жили три ямщика, их владения, узкими полосами пересекали весь квартал от Зацепской площади до проулка Тупик, так на плане названа будущая Малая Дворянская (Малая Пионерская) улица. Она и впрямь была тогда тупиком. Итак, жили здесь ямщики: Иван Шаров, Иван Филатович Фролов и Василий Кержаков. Через 20 лет, к 1841 году у среднего участка появился новый владелец Сергей Иванович Фролов, видимо, сын И.Ф. Фролова. Тогда же он увеличил свою собственность за счет шаровского участка. Теперь ширина объединенного владения составила около 12,5 саженей (более 26,5 м). Все постройки этого участка были деревянными. Судя по тому, что вдоль границы с Кержаковым стоял длинный навес, какие строили для лошадей и экипажей на постоялых дворах, хозяева участка могли содержать постоялый двор. К 1849 году Сергей Иванович Фролов скончался, участок перешел к его малолетним дочерям Анне и Агафье, за которых подписывали бумаги опекуны - ямщики Федор Петрович Шерапов и Василий Филиппович Фролов. Они хотели построить дополнительный навес на углу Стремянного пер. и Малой Дворянской улицы, но что-то не случилось. А имена "ямщичих" Анны и Агафьи Фроловых встречаются в документах вплоть до 1870-х годов.

В 1874 году у владения появился новый хозяин - крестьянин Кузьма Ульянович Ульянов.

Он сразу же начал большое строительство. Для составления проектов был приглашен кондуктор Владислав Осипович Скачковский. По его чертежам в 1879 году был построен двухэтажный полукаменный дом на углу Стремянного переулка и Зацепской площади.





Кондуктор это не только железнодорожный служащий или билетер в трамвае, это еще и чертежник, звание инженерного ведомства.


Рядом с этим домом на Зацепской площади в 1881 году началось строительство еще одного каменного двухэтажного дома по проекту 1874 года все того же В.О. Скачковского. Летом 1882 года, когда стройка еще продолжалась, Кузьму Ульяновича постигла катастрофа - полностью сгорел угловой дом. С этого момента начинается история здания по Стремянному переулку. В августе 1882 года Ульянов подает прошение о разрешении ему построить новый трехэтажный каменный угловой дом на месте сгоревшего. Автор проекта дома - Курнакин.

По проекту в Стремянный переулок выходила длинная сторона дома - шестнадцать окон, а на Зацепскую площадь - шесть. В реальности на Зацепской площади построен фасад в 14 окон. Оказывается, правые шесть принадлежат дому, строившемуся в 1881-1882 гг. по проекту В.О. Скачковского. Пространство между двумя домами застроили - получился единый длинный фасад в размер участка К.У. Ульянова.

Почему же этот фасад оформлен в едином стиле? Угловой дом в точности соответствует проектным чертежам Курнакина. Проект В.О. Скачковского 1874 года, по которому в 1881-82 гг. строили правую часть, не сохранился. Возможно, что разрабатывая свой проект, Курнакин взял за образец работу В.О. Скачковского. А может быть и наоборот, правый дом переоформлен под левый, тем более что в момент пожара он был недостроен да и первоначально предполагался двухэтажным.

Рассматриваемый дом - распространенный вариант кирпичного стиля. Неоштукатуренные стены были украшены многочисленными, но однообразными карнизами, между окнами - небольшие пилястры. Из-за высокого качества кирпича такой фасад не требовал штукатурки или окраски, был дешев в эксплуатации и достаточно красив. Угловое помещение первого этажа в начале ХХ века занимала булочная Чуева. Рядом, вдоль переулка, была его квартира. В 1916 году участок с домом принадлежал уже сыну Кузьмы Ульяновича Ульянова - Ивану. В советское время дом оставался жилым, снесен в 1985 году.


^ Малый Знаменский переулок, д. 7/10. Шталмейстерский дом

Дом Новикова в Малом Знаменском переулке, более известный как «шталмейстерский» - одна из самых тяжелых старомосковских потерь нашего времени. Но парадоксальным образом, в этой истории нет виноватых, потому что снос выдающегося памятника архитектуры официально признан наилучшим и единственно возможным способом его реставрации…

История этого дома уходит в глубь времен. Письменных известий о его возникновении не сохранилось, так же как и имен людей, построивших на западе Белого города эти большие палаты. Специалисты расходятся во мнении о дате их строительства: одни говорят, что белокаменные своды подвалов безусловно относятся к допетровскому времени, возможно, даже концу 16 века; другие, что декор, частично сохранявшийся на фасадах, стилистически хоть и принадлежит к 17-му, но выложен из кирпича первой половины 18 века. Или подвалы были древнее самого дома, или же он весь являлся необычным для центра города анахронизмом - проверить это теперь непросто.

Однако внешне он выглядел ярким представителем второй половины 18 столетия, во многом перекликавшимся с его знаменитым соседом – стоящим по другую сторону Знаменки Пашковым домом. Академик Грабарь приписывал авторство фасада дома Новикова Василию Баженову: а если не он, то уж точно кто-то из его учеников. Долгое время проработавшая на памятнике реставратор Алла Филиппова говорила: «Когда я побывала в Италии, поняла, что у нашего дома были действительно хорошие каноны, не какие-нибудь доморощенные московские». Прежде всего, это относилось к белокаменной резьбе коринфских капителей и сложных карнизов здания.

Первый известный владелец дома - вдова гофф-интенданта Петра Мошкова (середина 18 века). А после домом владел Николай Иванович Новиков, один из главных московских масонов екатерининского времени. Роль этого человека в русской истории до сих пор оценивается крайне противоречиво, одни называют его просветителем, другие развратителем России. Родившийся в 1744 году Новиков прославился как издатель прогрессивных журналов ("Трутень", "Живописец" и др.), основной целью которых было "вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания крепостных", напомнить о том, что "и рабы - человеки". Авторы этих журналов первыми, еще до Радищева, обратились к теме бытописания крепостных. Но поскольку Новиков и его единомышленники были масонами, вскоре между строк о свободе, равенстве и братстве начали появляться выпады в сторону самодержавия и православия, поначалу вполне скромные. Новиков, которого императрица называла "умным и опасным человеком", и сам говорил: "против Бога и правления... в наше время никто ничего не напишет, кто хотя бы искру понятия имеет". Историк Валишевский уточнял: "Екатерина вначале благосклонно смотрела на развитие этого движения, от которого ждала воды для своей мельницы: классическое франкмасонство, с которого начали Новиков и его друзья, держалось вполне благонамеренных взглядов в области государственных вопросов". Кроме того, Новиков был участником переворота, доставившего императрице русскую корону. Однако со временем представители прогрессивной ложи договорились до того, что "тирана истребить есть долг не злодеянье", и в 1785 году Екатерина, наконец, дала указ графу Брюсу и Московскому Митрополиту Платону о проверке всех книг, изданных Новиковым. А в 1792 он был заточен в Шлиссельбургскую крепость (на 15 лет), откуда через 4 года был освобожден Павлом I.

В 1814 году дом "с принадлежащими оному строениями" был куплен у полковника Якова Ланского ведомством Московской Дворцовой конторы (конюшенным отделением) и в нем поселилась семья обер-шталмейстера князя Б.А. Святополк-Четвертинского. Его дочь Надежда дожила до 97 лет и вспоминала о балах в отцовском доме, на которых она танцевала с самим Пушкиным...





От этих времен в перестроенном дворце сохранялись фрагменты парадных интерьеров: на обычной лестничной площадке из-под штукатурки виднелись полукруглые ниши с лепными гирляндами. Сами они давно осыпались, но осталась карандашная разметка, по которой их делали.


С 1870-х дом стал сдаваться в наем. Начались мелкие переделки, обычные в таких случаях переносы дверей и окон. Уже тогда появилась необходимость укрепления стен кирпичными контрфорсами (поперечных стенок, усиливающих несущую конструкцию). А в 1899 году на месте парадного двора усадьбы, в тот момент принадлежавшей К.К.Мазингу, появился доходный дом с угловым эркером. Его построил архитектор П.М.Самарин, чаще работавший по заказам московских приходов. Узкое пространство между новостройкой и бывшим дворцом было занято подвалами, которые еще более ослабили его фундаменты. В 1912 году к брандмауэру дома Мазинга со стороны Малого Знаменского переулка была пристроена еще одна доходка, отрезавшая южную треть старинного особняка. Оставшаяся часть памятника была окончательно спрятана от города внутри темного двора.

В 1975 году зданию наконец-то присвоили статус памятника федерального значения, отселили жильцов и, по идее, дом ожидала реставрация. Были проведены комплексные исследования, составлен проект восстановления и сметы. Рассматривались варианты приспособления здания под филиал музея имени Пушкина, музыкальную школу. Но дальше смет дело так и не пошло. Тридцать лет простоял дом брошенным, с провалившейся крышей, выбитыми окнами, залитыми водой подвалами и огромными трещинами в стенах. За все 30 лет ни у кого не нашлось денег даже на элементарные противоаварийные работы. Дошло до того, что некие благоустроенные жители, наблюдавшие медленную гибель памятника из окон соседнего дома, сами предложили инвестировать его реконструкцию под элитное жилье. Однако это оказалось невозможно по санитарным нормам: двор был слишком тесен.

В июне 2001 года статус памятника специальным постановлением был понижен до "объекта местного значения", и он был переведен на баланс правительства Москвы. Через год дома Новикова и Мазинго отошли в пользование ОАО «Городской дом», которое для начала обеспечило обстановку полной секретности на объекте: ни пресса, ни наблюдатели не допускались. Потом начался снос дома Мазинго. Здание это было рядовое, но создавало хороший исторический фон для целого букета первостатейных памятников: церкви Антипия, Музея изобразительных искусств и усадьбы Долгоруких. Входило в их охранные зоны, а также имело свой собственный статус памятника истории: в квартире №14 на первом этаже угловой части дома в 1931-33 годах жил и работал ученик Петрова-Водкина, художник-график Николай Купреянов (кстати, автор знаменитого плаката 1920 года "Граждане, храните памятники искусства!»).

В начале 2000-х при участии родственников художника, по-прежнему проживавших в хорошо сохранявшейся мемориальной квартире, был выполнен проект ее реставрации. Для остального дома предусматривался режим реконструкции с сохранением фасадной стены и возможной надстройкой одним этажом. Согласованием особо оговаривалось, что при этом «за основу должны быть приняты щадящие строительные технологии, с тем, чтобы обеспечить физическое сохранение и мероприятия по инженерной защите памятника архитектуры, расположенного во дворе». Ничего этого сделано не было, сейчас на месте снесенного памятника истории строится совершенно новое здание. А инженерно незащищенный дворец после такого потрясения окончательно пошел по швам.

После этого - надо отдать должное - застройщики три года пытались выправить рассыпающийся памятник древности, тратили большие деньги. Потом участвовавшие в спасении дома специалисты-конструкторы признали, что спасти дом невозможно. Поверить в это непросто, однако Москомнаследие уверяет, что дом упал бы и без посторонней помощи, так что снос, то есть разборка аварийного строения – единственно возможная форма его реставрации…

Сейчас на месте дома Новикова сохраняется лишь незначительная часть сводчатых помещений подвала. Все «итальянские» белокаменные детали аккуратно изъяты и хранятся в подсобке, в случае дальнейшего воссоздания будут возвращены на место. Будет ли это воссоздание, или заказчик предпочтет строительство подземного паркинга, пока сказать никто не может. Но как бы там ни было, уже никто не вернет на Знаменку этой вековечной замшелости старых, перекошенных временем, бесконечно подлинных стен.



Хронология развития московского метрополитена



1935




15.05.1935 — 50 коп.

01.08.1935 — 40 коп.
(оплата по абонементу — 35 коп.)

01.10.1935 — 30 коп.
(оплата по абонементу — 25 коп.)



В 1935 году для оплаты проезда использовался картонный билет на одну поездку в одном направлении, действительный в течение 35 минут после простановки отметки. Позже были введены отрывные бумажные талоны. Одновременно используются именные льготные абонементы. До 1 декабря 1935 года они были зелеными, потом — красными («второй выпуск»).

10 процентов пассажиров — владельцы абонементов. Ежедневно продается в среднем более 700 абонементов.

В октябре на станции «Дворец советов» (сейчас — «Кропоткинская») проходят испытания первых двух турникетов.

1942

31.05.1942 — 40 коп.

Стоимость проезда увеличена в связи с войной.

В июле в вестибюле станции «Комсомольская» установлен новый опытный автомат для монет в 10 и 15 копеек.

Выпущены абонементные книжки на 2 и 8 рублей.

1943




В декабре на станции «Дзержинская» установлен новый билетный автомат, принимающий монеты достоинством в 10, 15 и 20 копеек.

1947




Вышла книга Агнии Барто «Я живу в Москве». В ней есть такие строчки:

Дают нам билеты и сдачу с рубля,
И вот наверху остается земля…

1948

16.08.1948 — 50 коп.




1952




На станции «Красные ворота» установлен первый турникет.

1957




Объявлен всесоюзный конкурс на лучшую конструкцию турникета. Поступило 31 предложение.

1959




В августе на станции «Лермонтовская» установлен опытный турникет, основанный на принципе свободного прохода.

15 сентября 1959 года на станции «Рижская» установлен еще один тип турникета — с поворотной крестовиной.

1961

01.01.1961 — 5 коп.

^ В СССР денежная реформа — десятикратная деноминация. Вместо жетонов использутся пятикопеечные монеты.
Все станции оборудованы АКП (автоматическими контрольными пунктами — т. е. турникетами).
Для размена более крупных монет (10, 15 и 20 копеек, кроме гнутых и юбилейных) установлены разменные автоматы, которые и по сей день висят на многих станциях (видимо, на черный день).

1991

02.04.1991 — 15 коп.

Распад СССР.

Для прохода через турникет используются ^ 15-копеечные монеты.

Некоторые турникеты оборудованы для приема трех пятаков (для различия на самих турникетах кустарным образом сделаны надписи краской: «15» и «5+5+5»). В них вмонтированы два светодиода: бросаешь пятак — загорается один, бросаешь второй — еще один, бросаешь третий — гаснут лампочки и включается зеленый свет для прохода.

В июле группой специалистов фирмы Olivetti и объединения «Электромаш» разработана первая в России автоматическая система оплаты проезда в метрополитене (проект «Метромат»), предполагающая использование магнитных карточек.

1992

01.03.1992 — 50 коп.
24.06.1992 — 1 руб.
01.12.1992 — 3 руб.

1 марта в обращение вводятся металлические жетоны. 15 ноября года их заменяют пластиковыми.

1993

16.02.1993 — 6 руб.
25.06.1993 — 10 руб.
15.10.1993 — 30 руб.

На станции «Проспект Мира» проводится эксперимент: установлено два турникета, принимающих магнитные карты.

1994

01.01.1994 — 50 руб.
18.03.1994 — 100 руб.
23.06.1994 — 150 руб.
21.09.1994 — 250 руб.
20.12.1994 — 400 руб.




1995

20.03.1995 — 600 руб.
21.07.1995 — 800 руб.
20.09.1995 — 1000 руб.
21.12.1995 — 1500 руб.




1996




С 15 мая 1996 года для прохода использутся бумажные билеты на 1—10 поездок.

В сентябре введена в эксплуатацию автоматизированная система оплаты проезда (АСОП).

1997

11.06.1997 — 2000 руб.

С 1 сентября продаются билеты на 20 и 60 поездок.

31.12.1997 прекращается обращение магнитных билетов первого поколения.

1998

01.01.1998 — 2 руб.
01.09.1998 — 3 руб.

В России тысячекратная деноминация.

С 1 сентября продаются билеты на 5 и 10 поездок. На 15 станциях начата продажа транспортных карт.

С 15 декабря на 10 станциях московского метро в качестве эксперимента продаются билеты на 1 поездку.

С 25 декабря продаются билеты на 2 поездки, действительные в течение 3 дней со дня первого использования.

1999

01.01.1999 — 4 руб.

14 января московское метро начало кампанию по отлову нелегальных магнитных карт. По оценкам соответствующих служб метро, число студенческих и школьных проездных билетов, полученных по подложным письмам от учебных заведений составляет 100 000 штук. Весь список номеров «неправильных» билетов загружен в турникеты и при проходе каждый такой билет будет погашен.

С 15 января прекращена продажа жетонов.

С 1 февраля турникеты перестали принимать жетоны. В продаже появились два новых билета — «Багажный» (4 руб.) и «Багажно-пассажирский» (8 руб.).

С 28 февраля бесконтактные транспортные карты сроком действия до 3 лет продаются на всех станциях.

2000

15.07.2000 — 5 руб.

С 1 сентября введены «Единые транспортные карты» для поездок в метро и на пригородных поездах. Карты продаются в кассах метро и на станциях МЖД, залоговая стоимость 50 рублей.

2002

01.10.2002 — 7 руб.

В июне метрополитен полностью заменил магнитные проездные билеты школьников на бесконтактные карты.

2004

01.04.2004 — 10 руб.




2005

01.01.2005 — 13 руб.




2006

01.01.2006 — 15 руб.







1931

15 июня

Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.










1934

ноябрь

Образование при Моссовете Управления метрополитена.










1935

14 мая

Торжественное заседание в Колонном зале Дома Союзов, посвященное пуску метрополитена.




15 мая

открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» (часть Сокольнической линии) с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» (часть Филевской линии) протяженностью 11,2 км;
введены в эксплуатацию эскалаторы типа Э-1 и Н-30;
на линию пущены четырехвагонные составы;
вагоны типа «А»;
график движения — 12 пар;
суточные перевозки 177 тыс. пассажиров;
начало эксплуатации электродепо Северное.










1936

3 января

Задействованы Главные мастерские на площадке электродепо Северное.

Осуществлен переход с чугунных тормозных колодок на бакелитовые.

На линии выпущены шестивагонные составы.

За год метрополитен перевез 110,5 млн пассажиров, со дня открытия — 151 млн. Ежедневно перевозилось 360—400 тысяч человек. По загруженности московский метрополитен перегнал парижский, считающийся наиболее загруженным метрополитеном в мире. Движение: около 20 пар.










1937

20 марта

Введен в действие участок метрополитена от станции «Смоленская» до станции «Киевская» с метромостом через Москву-реку протяженностью 1,3 км.










1938

13 марта

Вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская» длиной 2,3 км. Поезда стали ходить раздельно по двум линиям: Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской.




11 сентября

Сдан в эксплуатацию участок новой линии от станции «Площадь Свердлова» до станции «Сокол» протяженностью 8,5 км;
введены в работу тяговые подстанции, оборудованные режимной автоматикой ртутных выпрямителей, автоматическим повторным включением и автоматикой включения резерва фидеров 825 В;
началась эксплуатация электродепо Сокол, о также эскалаторов типа Н-20 и Н-40;
изготовлен первый агрегат для промывки тоннелей;
на линии выпущены вагоны типа «Б»;
впервые на автотелеуправлении работала понизительная подстанция «Киевская».










1939




Создан первый женский комсомольский поезд.










1940




На площадке в электродепо Сокол начали действовать ремонтные мастерские, преобразованные в дальнейшем в ВРЗ, а затем в завод по ремонту электроподвижного состава (ЗРЭПС);
впервые на метрополитене тяговые подстанции работают на телеуправлении без дежурного персонала.










1941

июнь

Открытие пионерского лагеря на железнодорожной станции Катуар (ныне Лесной городок).




22 июня

Метрополитен начал работать в двух режимах: как транспортное предприятие и как убежище населения во время воздушных тревог.










1943

1 января

Вступила в эксплуатацию линия от станции «Площадь Свердлова» до станции «Автозаводская» протяженностью 6,2 км.




21 марта

Передача Красной Армии бронепоезда «Московский метрополитен», построенного на средства, собранные метрополитеновцами.




сентябрь

Организована вечерняя школа рабочей молодежи.




20 ноября

Сданы в эксплуатацию станции Новокузнецкая и Павелецкая.










1944

18 января

Принята в эксплуатацию линия от станции «Курская» до станции «Измайловский парк» (ранее «Стадион народов») протяженностью 7,1 км;
внедрение авторежимных устройств на подвижном составе.




15 мая

Сдана в эксплуатацию станция «Электрозаводская».










1946

23 мая

Решением ВЦСПС и МПС Московскому Метрополитену за самоотверженный труд рабочих, ИТР и служащих в период Великой Отечественной войны в очередной раз присуждено и затем оставлено на постоянное хранение знамя Государственного Комитета Обороны.










1947

6 сентября

Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники московский метрополитен награжден орденом Ленина.




7 сентября

На линии выпущены вагоны типа «Г»;
впервые на метрополитене (на станции «Кировская») применено люминесцентное освещение;
начало внедрения интервальных часов на станциях.










1949




Функционирует первая телескопическая вышка.




17 июня

Главные мастерские но территории депо Северное преобразованы в механический завод метрополитена;
введена в работу первая электрополомоечная машина.










1950

1 января

Принят в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,4 км;
начало действовать электродепо «Измайлово»;
на вагонах устанавливаются скоростемеры;
замена рельсов типа Р-43 на Р-50 (в 1955 г. эта работа завершена);
внедрение первой вагономоечной машины (электродепо Сокол);
внедрение ультразвуковой дефектоскопии главных валов и валов редукторов эскалаторных машин;
замена деревянных балюстрад эскалаторов на щиты с пленочным покрытием;
внедрение «пяточных дверных механизмов» дверей станций (ПДМ).










1952




На станции «Красные ворота» установлен первый турникет.




29 января

Организована проектная контора метрополитена (в дальнейшем проектно-конструкторское бюро).




30 января

Введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7 км;







пущены эскалаторы типа ЭМ.










1953

5 апреля

Принят в эксплуатацию участок от станции «Арбатская» (глубокого заложения) до станции «Киевская» (глубокого заложения) протяженностью 4 км;.







Эксплуатируется первый безмасляный трансформатор ТС-180 но 10 кВ.;
организован «склад хранения забытых вещей».










1954

9 марта

Начало работы электродепо Красная Пресня.




14 марта

пуск участка Кольцевой линии (замкнувшего ее) от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры» протяженностью 5,9 км;
установка первых аварийных тормозов на эскалаторах (в 1983 г. эта работа завершена);
на Кировско-Фрунзенской линии пущены семивагонные составы;
введена в действие первая камера очистки вагонов от пыли (электродепо Измайлово).










1955

29 ноября

Указом Президиума Верховного Совета СССР Московскому метрополитену присвоено имя В. И. Ленина.










1956




Начало внедрения радиофикации вагонов;
совместно с ЦАГИ разработан способ глушения шумов с использованием звукопоглощающих блоков.










1957




Отныне действует радиопоездная связь (в 1965 г. эта работа завершена на всех линиях);
на линии выпущены вагоны типа «Д».




1 мая

продление Кировско-Фрунзенской линии от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная» протяженностью 2,5 км.










1958

1 мая

Вступил в строй участок Рижской линии от станции «Ботанический сад» (теперь — «Проспект Мира») до станции «ВСХВ» (теперь— «ВДНХ») длиной 4,5 км.




7 ноября

Сдан в эксплуатацию участок от станции Киевская до станции Кутузовская протяженностью 2,4 км.







начало массового внедрения автоматических контрольных пунктов на станциях (в 1961 году все станции оборудованы АКП, на входах оставлено по одному контролеру).










1959

12 января

Продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции «Спортивная» до станции «Университет» протяженностью 4,5 км;
перевод скорости движения лестничного полотна эскалаторов с 0,75 м/с до 0,94 м/с;
начало серийного выпуска автоматических контрольных пунктов.




7 ноября

Арбатская линия (мелкого заложения) продлена от станции «Кутузовская» до станции «Фили» длиной 1,6 км.










1960




Введен в эксплуатацию Дом связи Метрополитена;
внедрена дефектоскопия колесных пар.










1961

13 октября

Принят участок Филевской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяженностью 3,6 км.




21 октября

Принят участок от станции «Измайловская» (ранее «Измайловский парк») до станции «Первомайская» протяженностью 3,2 км.










1962

январь

Введено в эксплуатацию депо Фили (ТЧ-9), ранее Филевская линия обслуживалась электродепо Измайлово (ТЧ-3).




19 февраля

Открыта поликлиника метрополитена.




март

Организована машиносчетная станция;
включен первый кремниевый выпрямитель типа ВАК-3000.




13 октября

Вступила в строй Калужская линия от станции «Октябрьская» до станции «Новые Черемушки» протяженностью 8,1 км;
введено в действие электродепо Калужское;
начата эксплуатация эскалаторов типов ЛТ и ЛП.










1963

22 июля

Сдан в эксплуатацию участок от станции «Первомайская» до станции «Щелковская» протяженностью 1,6 км.




30 декабря

Продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции «Университет» до станции «Юго-западная» длиной 4,5 км.










1964

15 апреля

Калужская линия продлена от станции «Новые Черемушки» до станции «Калужская» протяженност 1,4 км.




31 декабря

Горьковская линия продлена от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал» протяженностью 6,2 км.










1965

5 июля

Филевская линия продлена от станции «Пионерская» до станции «Молодежная» длиной 3,8 км.




31 декабря

Введен в эксплуатацию участок от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь» протяженностью 2,5 км.










1966

31 декабря

Пуск в эксплуатацию Ждановской линии от станции «Таганская» до станции «Ждановская» протяженностью 12,9 км;
введено в действие электродепо Ждановское.










1967




Система электроснабжения метрополитена полностью телемеханизирована.




6 ноября

Открытие музея Московского метрополитена.










1968




В депо Красная Пресня начал работать станок КЖ-20К для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под вагона;
принял отдыхающих второй пионерский лагерь Бекасово.










1969

11 августа

Вступил в строй участок от станции «Автозаводская» до станции «Каховская» длиной 9,5 км;
началась эксплуатация электродепо Замоскворецкое;
введена в действие первая преобразовательная подстанция СТП-39 для автономного питания контактной сети и парковых путей электродепо Замоскворецкое.




30 сентября

Открыт санаторий-профилакторий.










1970

11 августа

вентиляторы, установленные в шахтах, полностью оборудованы дистанционным управлением;
все оборотные станции снабжены автоматической маршрутно-релейной централизацией.




30 декабря

Пуск участка Калужской линии от станции «Октябрьская» до станции «Китай-город» (ранее «Площадь Ногина») протяженностью 3,1 км;
Ждановская линия продлена от станции «Таганская» до станции «Площадь Ногина» на 2,9 км.










1971




В подстанциях завершена замена ртутных выпрямителей на кремниевые.




15 февраля

На Горьковско-Замоскворецкой линии введен график движения 44 пар поездов в час.




31 декабря

Образована Калужско-Рижская линия;
вступил в строй участок от станции «Китай-город» (ранее «Площадь Ногина») до станции «Проспект Мира» длиной 3,2 км.










1972




Впервые в мировой практике введен график движения 45 пар поездов в час (Горьковско-Замоскворецкая линия);
внедрена система АРС по второму главному пути Кольцевой линии на вагонах типа «Г» с управлением одним машинистом;
начало применения клееболтовых изолирующих стыков;
Механический завод метрополитена преобразован в Опытно-электромеханический завод (ОЭМЗ).




30 декабря

Вступил в строй участок Краснопресненской линии от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское поле» протяженностью 7,2 км.










1973




Для телемеханизации санитарно-технических устройств внедрена система ЭСТ-62;
уборка снега на главных путях наземных станций производится скоростным снегоочистителем.










1974




Начало действия системы АРС и автоведения на вагонах «ЕжЗ» с управлением одним машинистом на новом участке Краснопресненской линии от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское поле»;
включен в работу первый безмасляный тяговый трансформатор ТСЗП-1600/10.




12 августа

Принят в эксплуатацию участок от станции «Новые Черемушки» до станции «Беляево» длиной 3,6 км.










1975

21 мая

В целях осуществления единого руководства работой метрополитенов они переданы в ведение МПС;
внедрена система АРС на вагонах типа «Г» по первому главному пути Кольцевой линии с управлением одним машинистом, а также электронная система телемеханики ТЭМ-74 для подстанций;
начало модернизации узлов подвески контактного рельса;




июнь

Введен в эксплуатацию корпус в санатории «Горняк» в Ялте для работников московского метрополитена.




17 декабря

Вошел в строй действующих участок от станции «Баррикадная» до станции «Площадь Ногина» длиной 4,1 км;
образовалась Ждановско-Краснопресненская линия.




28 декабря

Продление Ждановско-Краснопресненская линии от станции «Октябрьское поле» до станции «Планерная» составило 8,1 км;
движение электропоездов осуществляется с отключенным рабочим освещением в тоннеле.










1976

1 января

введено в эксплуатацию электродепо Планерное;
заменяются деревянные кабины на платформах станций стеклометаллическими (в 1981 г. эта работа завершена).










1977

1 января

впервые использована самоходная одновагонная снегоуборочная машина;
внедрена система АРС и автоведение на вагонах «ЕжЗ» с управлением одним машинистом по всей Ждановско-Краснопресненской линии;
начали работать машины для покраски кабелей.










1978




Завершена телемеханизация санитарно-технических устройств Калужско-Рижской и Ждановско-Краснопресненской линий;
на линии появились вагоны типа 81-717 (головные) и 81-714 (промежуточные, без кабин).




10 мая

задействован грузовой вагон для транспортировки тяговых двигателей и колесных пар.




29 сентября

продлена Калужско-Рижская линия от станции «ВДНХ» до станции «Медведково» на 8,1 км.




30 сентября

введено в эксплуатацию электродепо Свиблово;
задействован первый безмасляный трансформатор для питания устройств СЦБ.




декабрь

на метромосту Филевской линии сооружена шумопоглощающоя галерея;
начало работы вагона-лаборатории службы СЦБ;
внедрены эскалаторы типа ЭТ.










1979

15 июля

открыта станция «Тверская» (ранее «Горьковская»);
изготовлен гидравлический самоходный кран грузоподъемностью 3 т (КТСТ-3).




30 декабря

Началось движение по Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево» на участке длиной 11,4 км;
завершено сооружение электродепо Новогиреево;
внедрено автоведение и АРС на всей Калининской линии с управлением поездов одним машинистом;
создано Центральное справочное бюро.










1980




Торцы всех станций оборудованы устройством контроля за проходом человека в тоннель (УКПТ).




5 ноября

Открылась для пассажиров станция «Шаболовская».










1981

май

Проведена реконструкция и значительно расширена экспозиция музея Московского метрополитена.










1982

1 января

Создан вычислительный центр Московского метрополитена;
введен в эксплуатацию комплекс машин для механизации путевых работ.










1983

январь

Завершен большой комплекс работ по замене на всех подземных подстанциях маслонаполненных трансформаторов на трансформаторы с кремнийорганической изоляцией;
внедрена выправочно-подбивочно-рихтовочноя машина ВПР-500;
введен в объеме пускового комплекса инженерный корпус метрополитена;
начато освоение второго завода по ремонту вагонов в Выхино;
на Серпуховской линии действует система АРС;
телемеханизация санитарно-технических устройств по системе «Лисна».




27 сентября

На Ждановско-Краснопресненской линии началась эксплуатация восьмивагонных составов при 40-парном графике движения поездов.




8 ноября

Вступила в строй Серпуховская линия от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13 км;
закончено строительство электродепо Варшавское;
введена в действие электронная защита контактной сети.










1984

январь

Включен первый силовой трансформатор 2500 кВА с изоляцией типа «Монолит».




28 марта

Впервые за сутки перевезено 8226 тыс. пассажиров.




30 декабря

Завершен участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» длиной 2,8 км.










1985

6 сентября

Принят в эксплуатацию участок Замоскворецкой линии с 2 станциями «Домодедовская» и «Красногвардейская» протяженностью 3,4 км.




6 ноября

Началась эксплуатация участка Серпуховской линии со станцией «Пражская» длиной 1,1 км.
Максимальные суточные перевозки составили 8481 тыс.человек, годовые — достигли 2,5 млрд. пассажиров (без учета бесплатных пенсионеров).










1986

январь

Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 2 станциями — «Полянка» и «Боровицкая» протяженностью 2,6 км;
завершено строительство участка Калининской линии со станцией «Третьяковская» длиной 1,7 км.




25 августа

Станция «Лермонтовская» переименована в «Красные ворота»;
завершено освоение инженерного корпуса Московского метрополитена;
введена в эксплуатацию система АЛС-АРС с централизованным размещением аппаратуры на Замоскворецкой линии;
началась телемеханизация санитарно-технических устройств Арбатско-Покровской и Филевской линий;
внедрена телемеханика «Лисна» на эскалаторах Серпуховской линии;
максимальные суточные перевозки достигли 8535 тыс. пассажиров, годовые — 2,55 млрд. человек.










1987

16 марта

Введены 8-вагонные составы на Калужско-Рижской линии.




1 октября

Организовано ПКТБ метрополитена.




6 ноября

Принят в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии с 2 станциями — «Коньково» и «Теплый стан» протяженностью 2,9 км.




31 декабря

Началась эксплуатация участка Серпуховско-Тимирязевской линии со станцией «Чеховская» длиной 1,6 км;
максимальные суточные перевозки составили 8741 тыс. пассажиров, годовые — 2,6 млрд. человек.










1988

15 января

ОЭМЗ переименован в Электромеханический завод, служба электроподстанций и сетей — в службу электроснабжения; закончена телемеханизация управления инженерно-техническими устройствами Кольцевой линии.




30 декабря

В структуру службы сигнализации и связи включен информационно-вычислительный центр.




31 декабря

Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 3 станциями — «Цветной бульвар», «Менделеевская», «Савеловская» протяженностью 4,2 км;
максимальные суточные перевозки — 8938 тыс. пассажиров, годовые — 2,6 млрд. человек.










1989

13 января

Станция «Ждановская’ и электродепо переименованы в «Выхино».




31 декабря

Введен в эксплуатацию новый участок Филевской линии от станции «Молодежная» до станции «Крылатское» протяженностью 1,9 км;
внедрена система АРС на Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях;
максимальные суточные перевозки составили 8543 тыс. пассажиров, годовые — 2,6 млрд. человек.










1990

17 января

введен в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии с 2 станциями «Ясенево» и «Битцевский парк» протяженностью 3,6 км.




24 июня

Принято в эксплуатацию депо Черкизово.




1 апреля

ЗРЭПС стал арендным предприятием.




1 августа

Принят в эксплуатацию участок Сокольнической линии с 2 станциями — «Черкизовская» и «Улица Подбельского» длиной 3,8 км.




5 ноября

переименованы следующие станции: «Кировская» — «Чистые пруды», «Дзержинская» — «Лубянка», «Площадь Ногина» — «Китай-город», «Проспект Маркса» — «Охотный ряд», «Площадь Свердлова» — «Театральная», «Горьковская» — «Тверская», «Калининская» — «Александровский сад», «Колхозная» — «Сухаревская», «Щербаковская» — «Алексеевская», «Ленино» — «Царицыно»;
Кировско-Фрунзенская линия стала Сокольнической, а Горьковско-Замоскворецкая — Замоскворецкой линией.










1991

1 марта

Введены в эксплуатацию депо Владыкино и участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 8,5 км с 5 станциями: «Дмитровская», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская», «Владыкино», «Отрадное».







разработана система управления вентиляторами типа ВСМ-18;
создан и внедрен новый тип кабелей 825 В с поливинилхлоридной негорючей изоляцией;
разработан и задействован новый выпрямитель с мощными таблеточными диодами;
завершена работа, начатая в 1985 г., по переводу на телемеханическое управление с ДП инженерного корпус эскалаторов всех 8 линий; одновременно внедрена новая прогрессивная система управления и технического обслуживания оборудования;
введена система АСНП (автоматического считывания номера поезда) на Замоскворецкой линии;
впервые на метрополитенах разработана и испытана автоматическая система управления технологическим процессом на 5 станциях Замоскворецкой линии;
внедрено автоматическое рабочее место диспетчера ЭМС на Калининской линии;
закончился перевод на управление в «одно лицо» поездов на Калужско-Рижской линии; всего на 6 из 9 линий используется этот вид управления;
максимальные суточные перевозки — 8258 тыс. пассажиров, годовые — 2,3 млрд.










1992




разработан и внедряется новый одноступенчатый вентилятор главного проветривания типа ВСМ-18 с механизмами, осуществляющими на ходу поворот лопастей рабочих колес;
введена в эксплуатацию подстанция с распределительным устройством (РУ-10 кВ) с вакуумным выключателем;
проведены испытания управляемого выпрямителя В-ТПКГ-1,6 кВ с таблеточными тиристорами и испарительными охладителями;
осуществлена замена систем телемеханики ЭСТ-62 на систему «Лисна»;
внедрена система УВТК УН управления ИТУ (инженерно-технических устройств);
проведена реконструкция шахт тоннельной вентиляции с использованием нового типа вентиляторов типа ВОМ-18;
решен вопрос механизированной очистки водосборников водоотливных установок в тоннелях метрополитена;
в электродепо Сокол, Измайлово и инженерном корпусе введены в эксплуатацию электронные АТС, причем между ними начла действовать система волокнисто-оптической связи;
выполнена реконструкция поездной радиосвязи на Арбатско-Покровской и Филевской линиях;
проведены работы по оборудованию вагона 81-717 под вагон-дефектоскоп;
введены 7-вагонные составы на Калининской линии;
в электродепо Черкизово внедрен метод плазменного напыления для восстановления деталей;
произведена замена парка вагонов типа «Д» на «Е» в электродепо Фили;
внедрена система «Ремонт» в электродепо Калужское;
подвижной состав оборудован системой АВУ-0,45, повышающей безопасность движения;
вагоны типа «Е» заменены на вагоны типа 81-717 и 81-714 в электродепо Свиблово;
введена в эксплуатацию СТП-812 («Бибирево»).




31 декабря

Принят в эксплуатацию участок Серпуховской линии «Отрадное» — «Бибирево» протяженностью 2,6 км;
максимальные суточные перевозки составили 7660 тыс. пассажиров, годовые — 2581136 тыс. человек.










1993




Проведены испытания новой системы телемеханики для управления подстанциями ПТК ТЛС (разработана ЦНИИ КА);
разработана и изготовлена опытная партия КЛП с магнитным контролем;
изготовлена и внедрена информационно-поисковая система «Архив» в депо Северное, Измайлово, Фили, Планерное, Выхино, Черкизово; Годовые перевозки Московского метрополитена достигли 3 162 289 тыс., максимальные суточные — 9293 тыс. человек. За период с 1935 г. по 1994 год перевезено 83 млрд пассажиров.










1994




Введена в эксплуатацию СТП-811 (станция «Алтуфьево»), на которой впервые были установлены КРУ типа К-104 с вакуумными выключателями ВВЭ-10;
проведены испытания на тяговой подстанции Т-4 (Крымская) головного образца быстродействующих выключателей 825 В нового поколения — типа ВАТ-48;
разработана и внедрена на СТП-81 (станция «Калужская») новая система телемеханики ПТК ТЛС, основанная но базе вычислительной техники;
проведены испытания импульсных энергоемких конденсаторов типа МИГ-10/100 в цепях 110 В, которые забирая на себя значительную часть нагрузок при включении коммутационных аппаратов, облегчают режимы работы аккумуляторной батареи и зарядно-подзарядных агрегатов;
испытаны в условиях эксплуатации опытные образцы устройств автоматического контроля прохода пассажиров на станции метрополитена с магнитным кодированием;
на станциях Проспект Мира-кольцевая и радиальная установлено по два контрольно-пропускных автомата. В 1995 г. такими устройствами планируется оборудовать все станции метрополитена (по двое — на каждой) для проведения полномасштабной опытной эксплуатации;
в четырех электродепо внедрена информационно-поисковая система «Архив» для документации на вагоны метрополитена. На Серпуховско-Тимирязевской линии принята в опытную эксплуатацию автоматизированная система считывания поезда и АРМ поездного диспетчера. Разработано, изготовлено и испытано, с также освоено серийное производство поездных устройств АРС на современной элементной базе (с привлечением ВПК);
для очистки подвагонного оборудования, верхнего строения пути, лотков тоннелей, сооружений и другого оборудования в службах и электродепо внедрены очистители высокого давления




15 июля

введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии «Бибирево»-«Алтуфьево» протяженностью 2 км. «Алтуфьево» стала 150-й станцией Московского метрополитена, а эксплуатационная длина линий (в двухпутном исчислении) составляет на 1 января 1995 г. 243,6 км.







За 1994 год перевезено 3,18 млрд пассажиров, максимальные суточные перевозки составили (1 сентября) 9 281 300 человек, среднесуточные годовые — 8 723 000. За период с 1935 по 1994 гг. перевезено 86,3 млрд пассажиров.










1995




С этого года участок от станции «Каширская» до станции «Каховская» эксплуатируется как Каховская линия.




28 декабря

Сдан в эксплуатацию участок Люблинской линии со станциями «Чкаловская», «Римская», «Крестьянская застава», «Кожуховская», «Печатники» и «Волжская» протяженностью 12,2 км.










1996

25 декабря

Сдан в эксплуатацию участок от станции «Волжская» до станции «Марьино» протяженностью 5,5 км.










1997

25 августа

Сданы в эксплуатацию второй выход на станции «Белорусская»-кольцевая и второй выход на станции «ВДНХ».










1999

11 декабря

Открыта станция «Дубровка».










2000

31 августа

Сдан в эксплуатацию участок от станции «Пражская» до станции «Улица Академика Янгеля» протяженностью 2 км.










2001

12 декабря

Сдан в эксплуатацию участок от станции «Улица Академика Янгеля» до станции «Аннино» протяженностью 1,4 км.










2002

14 декабря

После реконструкции сдана в эксплуатацию станция «Воробьевы горы» (ранее «Ленинские горы»).




26 декабря

Сдан в эксплуатацию участок от станции «Аннино» до станции «Бульвар Дмитрия Донского» протяженностью 2,1 км.










2003

6 мая

Сдан в эксплуатацию участок от станции «Киевская» до станции «Парк Победы» (на самом деле — 2 станции) протяженностью 4,2 км. Нижняя точка станции «Парк Победы» — 84 м. На станции установлены рекордно длинные эскалаторы — 126 метров (740 ступеней).




27 декабря

Открылась первая линия легкого метро. Станция «Бульвар Дмитрия Донского» стала пересадочной, новый участок от «Улицы Старокачаловской» до «Бунинской аллеи» имеет эксплуатационную протяженность 5,8 км.




tema-dokazatelstva-evolyucii-evolyucionnaya-teoriya-zh-b-lamarka-i-ch-darvina.html
tema-doklada-uchebno-metodicheskoe-posobie-smolensk.html
tema-doklada-utochnyaetsya-sankt-peterburg-gastro-2006.html
tema-dolzhna-bit-interesna-rebenku-dolzhna-uvlekat-odarennie-deti-v-detskom-sadu-i-shkole-ucheb-posobie-dlya-stud.html
tema-dostoprimechatelnosti-londona.html
tema-drama-an-ostrovskogo-groza-v-russkoj-kritike-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-andrej-dvornik.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kameralnaya-obrabotka-geohimicheskih-dannih-shema-territorialnogo-planirovaniya-respubliki-kalmikiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-primernih-polozhenij-o-gruppah-kratkovremennogo-prebivaniya-detej-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-i-na-domu.html
  • college.bystrickaya.ru/-17-neoplatonizm-plotin-i-drugie-filosofiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prirodnie-zoni-svoeobrazie-organicheskogo-mira-avstralii.html
  • report.bystrickaya.ru/istochniki-konstitucionnogo-prava-i-ego-sistema-chast-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-platezhesposobnosti-i-finansovoj-ustojchivosti-predpriyatiya-2.html
  • control.bystrickaya.ru/dostup-v-internet-opisanie-i-usloviya-predostavleniya-uslugi.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcionalnie-i-esteticheskie-aspekti-diagnostiki-i-rekonstruktivnogo-hirurgicheskogo-lecheniya-svezhih-travm-naruzhnogo-nosa-14-00-04-bolezni-uha-gorla-i-nosa.html
  • student.bystrickaya.ru/01-sentyabrya-2011g-prejskurant-na-uslugi-zhenskij-zal.html
  • bukva.bystrickaya.ru/priklyucheniya-erasta-fandorina-v-xix-veke-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-patrologii-izdanie-voronezhsko-lipeckoj-eparhii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-ustanovke-sistemi-avtomatizacii-na-predpriyatii-obshestvennogo-pitaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-rekursiya-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-raschetnogo-zadaniya-po-kursu-informatika-dlya-studentov-specialnostej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-v-8-klasse.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologya-viboru-elektrodv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-n-chestyunina-2011-g-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-m-bahtin-tvorchestvo-fransua-rable-i-narodnaya-kultura-srednevekovya-i-renessansa-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-l-a-v-a-h-h-i-i-vvedenie-v-prigovori-zvyozd.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-siktivkar-2009-glubokouvazhaemij-aya-priglashaem-vas-prinyat-uchastie-v-rabote-viii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-obucheniya-inostrannomu-yaziku-dlya-specialnosti-05303-inostrannij-yazik-utverzhden-na-zasedanii-kafedri-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-stranica-17.html
  • student.bystrickaya.ru/10-procedura-bankrotstva-yuridicheskih-lic-1-ponyatie-grazhdanskogo-prava-predmet-i-metod-grazhdanskogo-prava.html
  • composition.bystrickaya.ru/odinnadcataya-glava-tatyana-yurevna-solomatina.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gyustav-flober-gospozha-bovari-stranica-17.html
  • crib.bystrickaya.ru/institucionaldi-ekonomika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kategorii-po-satir-prajm-evroznak.html
  • lesson.bystrickaya.ru/themes-in-a-farewell-to-arms-essay.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-sushnost-finansov-organizacii-osobennosti-organizacii-finansov-razlichnih-otraslej-finansi-organizacij-malogo-biznesa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozheniya-zhertvi-politicheskih-repressij-v-uzbekistane-v-2009-2010-gg-pravozashitnij-centr-memorial-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-otechestvennaya-istoriya-tema-stolipin-p-a-i-ego-reformi.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-chtecov-i-perevodchikov-interpretatorov-v-soavtorstve-s-poetom.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vserossijskaya-konferenciya-razvitie-postoyannih-form-semejnogo-ustrojstva-detej-sirot-v-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-yuzhnij-pochtovij-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/algebra-8-klass-rabochaya-programma-algebra-uchebnij-predmet-7-9-klassi-klassi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.