.RU

Теория социальной работы - страница 5


Рекомендуемая литература




  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. — М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.

  2. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Издательский центр «Академия», 2001. — 592 с.

  3. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. — 1136 с., илл. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

  4. Выготский Л. С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.

  5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. / Главы «Отчужденный труд», «Частная собственность и коммунизм…», «Значение потребностей человека…». / Маркс К. Социология. Сборник / Пер. с нем. Вступ. статья Ю. Н. Давыдова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 225-291 с.

  6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология (первая глава «Фейербах») / Маркс К. Социология. Сборник / Пер. с нем. Вступ. статья Ю. Н. Давыдова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 325-410 с.

  7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А. М. Вступительная статья Акулиной Н. Н. — СПб: Евразия, 1999. — 478 с.

  8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

  9. Социальная работа: теория и практика. Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. — М.: «ИНФРА-М», 2001. — 427 с.

  10. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. — М.: «Юрист», 1998. — 332 с.

  11. Хорни К. Нервотическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 480 с.

  12. Фейербах Л. Сущность христианства. Гл. 1. Общая сущность человека. Гл. 2. Общая сущность религии. / Фейербах Л. Собр. соч. в 2 т. Перевод с нем. / Институт философии. — М.: Наука, 1995. Т. 2. — С. 24-50.

  13. Фейербах Л. Против дуализма тела и души, плоти и духа. / Фейербах Л. Собр. соч. в 2 т. Перевод с нем. / Институт философии. — М.: Наука, 1995. Т. 1. — С. 146-167.

  14. Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии. / Фейербах Л. Собр. соч. в 2 т. Перевод с нем. / Институт философии. — М.: Наука, 1995. Т. 1. — С. 197-322.

  15. Фейербах Л. Эвдемонизм. / Фейербах Л. Собр. соч. в 2 т. Перевод с нем. / Институт философии. — М.: Наука, 1995. Т. 1. — С. 427-475.

  16. Франкл В. Психолог в концентрационном лагере. Общий экзистенциальный анализ. Что такое смысл. Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии. / Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. — (Б-ка зарубежной психологии).

  17. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 256 с. — (Б-ка зарубежной психологии).

  18. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. / Перевод с англ.; Предисловие П. С. Гуревича. — М.: Айрс-Пресс, 2004. — 384 с. — (Человек и мир).

  19. Фромм Э. Здоровое общество. / Психоанализ и культура: избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 1995. — С. 274-596. (Лики культуры)

  20. Фромм Э. Свобода — психологическая проблема. / Судьба и воля. Психология свободы: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000. — С. 314-330. (Библиотека практической психологии).

  21. Фромм Э. Пути из больного общества. / Проблема человека в западной философии: Переводы. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988. — С. 443-482.

  22. Уильямс Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия. / Проблема человека в западной философии: Переводы. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988. — С. 420-442.




^ Глава 3

Гуманизм как идеология социальной работы


А.\ Гуманизм как мировоззрение


В применении исторического антропологизма, ставящего в центр своего рассмотрения конкретно-историческое существование человеческих индивидов, реализуется гуманизм социальной работы как ее общая идейная (идеологическая1) и аксиологическая (ценностно-практическая) установка, обусловленная, в свою очередь, целью и задачами социальной работы.

Гуманизм как таковой не сводится к эмоциональному переживанию симпатии к конкретному человеку или всем людям без разбора. Требовать от социального работника способности к такому переживанию (сентиментальному «человеколюбию») столь же нелепо, как требовать от литературоведа любви ко всем книгам. В этом смысле можно сказать, что социальный работник может испытывать (и имеет на это право, если иметь в виду возможность естественного несовпадения человеческих вкусов, пристрастий, убеждений и т. д.) глубокие антипатии, вплоть до отвращения, к своему клиенту, но как раз в силу гуманизма своей профессии и своих убеждений он обязан творить ему благо. Он не имеет права ставить свои профессиональные обязанности в зависимость от сиюминутно переживаемых, преходящих эмоций.

Под гуманизмом, следовательно, нужно понимать нечто большее, чем эмоцию. А именно — целостную мировоззренческую систему (идеологию в «широком» смысле), основанную не на бессознательных влечениях, а на осознаваемых, рациональных, аргументированных доводах. Короче говоря, гуманизм — это не сиюминутная эмоция, не филантропическое настроение, а устойчивое рациональное мировоззрение. Какого же содержание этого мировоззрения, и каким образом оно проявляется в социальной работе?

Содержание гуманистического мировоззрения раскрывается в ходе его исторической эволюции.


Б\ Дофилософский и религиозный гуманизм


В самых общих чертах гуманизм отличается от всех других мировоззренческих систем повышенным вниманием к человеку и тем, что он наделяет человеческое существо высшей ценностью. История гуманизма в этом смысле начинается задолго до того, как он обособился в виде философского учения и философской традиции, даже до того, как возникла сама философия. В те далекие от нас времена гуманистическое мировоззрение прорастало в фольклоре, мифах и религиях — тех, которые принято называть «языческими». Тогда оно выражало опыт человечества, живущего в условиях изолированных общин, непосредственной зависимости от природы и острого конфликта с ней. Гуманистическим содержанием были наполнены многие моральные нормы и правила («заповеди»), строгое соблюдение которых помогало сохранять и воспроизводить конкретную человеческую общину и человеческие отношения в ней. Само по себе перенос этих норм и правил из устной традиции в письменную, их кодификация, закрепление в качестве общеобязательных, было актом, без сомнения, прогрессивным. Однако общечеловеческая значимость самих этих моральных норм и правил в контексте мировых реалий выражалась абстрактно. Кроме того, они были включены в такой идейный (мифологический и мистический) контекст, который определялся отнюдь не только гуманистическими ценностями. Поэтому они не развивали, а, скорее, консервировали человеческие отношения.

Ограниченность этого неразвитого гуманизма сказалась еще и в том, что носителем гуманистического начала всегда выступал какой-либо мифологический Герой. Роль же простых смертных сводилась при этом к пассивному ожиданию счастья, а затем поклонению этому Герою. Классическими примерами таких гуманистических мифов являются древнегреческий миф о Прометее, укравшем у богов для людей огонь и за то богами наказанном, а так же шумерский миф о царе Гильгамеше, совершавшем так же ради людей разные блистательные подвиги.

Сложившаяся в языческих мифах традиция гуманистического героизма последовательно воплотилась в христианском мифе об И. И. Христе. Уже сама личность Христа представляет собой, так сказать, персонифицированный гуманизм: он — Абсолютная Личность, носитель всевозможных человеческих достоинств и добродетелей. В этом состояла революция в сфере религии как таковой: верующий поклонялся (и, стало быть, уподоблялся) не природной стихии, не антропоморфному «богу» с древнегреческого Олимпа, чья психология мало чем отличалась от психологии самого древнего грека. Объектом поклонения верующего теперь было само человеческое совершенство, воплощенное в Христе. Поклоняясь ему, верующий должен был критически осмыслить свои поступки в исповеди, дать им оценку перед лицом обожествленного человеческого идеала и попытаться усовершенствоваться сам («очиститься от греха»), выполняя те или иные заповеди.

Канонические Евангелия, где рассказано о трагедии Христа, можно упрекать в противоречиях, но нельзя не увидеть, как согласно они проводят гуманистическую линию его истории, заключающейся в его жертвоприношении и искуплении им «человеческих грехов». И даже если очистить их повествование от чудес и мистико-религиозных сентенций, то мы увидим притчу, наполненную именно гуманистическим содержанием (что сделали, например, М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» и авторы рок-оперы «Jesus Christ Superstar» Э. Уэббер и Т. Райс). Притчу о человеческом величии, о том, что ждет выдающуюся творческую личность в мире, населенном фарисеями и ханжами, и о том, что она неизбежно победит («воскреснет») постольку, поскольку будет иметь последователей. В этом заключается общечеловеческий, гуманистический смысл, содержащийся в Евангелиях.

Но общечеловеческое — гуманистическое — содержание мы без труда находим в любой другой мировой религии или светской мифологии. Ни одна из них (даже пресловутый «сталинизм») не содержит прямых предписаний убивать, воровать, насиловать и тому подобного. Все они, так или иначе, проповедуют ценности, проникнутые человеколюбием. И в этом смысле ни одной из них нельзя отдать предпочтение, не покидая именно общечеловеческие ценности.

Но при этом всякая религия, равно как и светская мифология (или идеология в «узком» смысле) представляют собой противоречие. Противоречие между абстрактно декларируемыми общечеловеческими (гуманистическими) ценностями и идеалами — с одной стороны, а с другой — конфессиональной или партийной замкнутостью, а так же ограниченностью тех догм и мифов, с верой в которые связывают религиозные или идеологические адепты реализацию этих ценностей. В сфере морали это противоречие выражается в том, что выполнение моральных норм объявляется зависимой не столько от поступков индивида по отношению к другим людям, сколько с выполнением им разного рода религиозных ритуалов, например, великого поста. Не трудно заметить, что в этом случае нравственное содержание человеческих поступков попросту подменяется демонстрацией верности по отношению к той или иной конфессии или светской партии.

Это противоречие обнаруживает себя особенно остро в годы социальных потрясений и при решении конкретных социально-практических проблем, когда общечеловеческие ценности по необходимости реализуются вне каких бы то ни было конфессиональных или партийных рамок. В «годину лихую» раскол в обществе происходит не между конфессиями или партиями, а внутри них, так же как общество сплачивается не по принципу веры, а по иным, неконфессиональным и неидеологическим принципам. Так было, например, в годы Второй мировой войны, когда верующие разных религий и атеисты объединились против общего врага — фашизма.

Вместе тем, можно указать на противоречия и острые конфликты, возникающие между христианскими конфессиями (например, между православными и протестантами), несмотря на провозглашаемую ими верность одному и тому же богу.

Следовательно, реально-всеобщее содержание между людьми заключено в их совместной деятельности, а не в исповедуемых мифах и идеологиях. Не бог, не мистические сущности объединяют людей и не вера в эти сущности, а совместная чувственно-практическая, и при том осмысленная деятельность по решению социальный проблем.

Социальная работа как раз является примером такой практической деятельности, которая требует от людей забыть все идеологические, религиозные и национальные разногласия и объединиться для оказания помощи нуждающимся. В этом светском характере социальной работы заключается ее конкретный, практический гуманизм. Сам социальный работник, конечно, имеет право исповедовать какую угодно религию или идеологию, но свои профессиональные задачи он обязан решать только вне их рамок. Этим деятельность социального работника похожа на врачебную деятельность: равно как для врача пациент — прежде всего больной человек, которого необходимо вылечить, каких бы убеждений он не придерживался, так и для социального работника клиент — прежде всего человек-нуждающийся и имеющий полное право на удовлетворение своих потребностей.

Противоречивый и ограниченный характер гуманизма, выражаемого в рамках религии (в данном случае — христианской), стал обнаруживаться на закате античной эры и в Средние века, когда христианство, став государственной религией, превратилось в средство классового господства и социальной манипуляции. Впервые особенно остро это проявилось в практике феодально-католических государств Западной Европы, в таких эксцессах, как, например, карательная деятельность «духовной полиции» иезуитов, охоты на ведьм и в массовых аутодафе, а в России — во время Раскола. Из сферы образования и культуры гуманистическое содержание первоначального христианства было изгнано догматизмом, поклонением перед авторитетами и схоластикой. (Следует отметить, правда, что с тех пор католицизм несколько раз реформировался и не стоит смешивать современную католическую религию с католицизмом эпохи Игнасио Лойолы.) Вместе с тем, подспудно шло развитие новых человеческих отношений, которые требовали иного гуманистического мировоззрения. И новый гуманизм развивался уже в конфликте с господствующей церковью и другими официальными социальными институтами.



В\ Философский гуманизм; гуманизм Возрождения



Образцы философского гуманизма впервые можно найти у первых китайских философов Лао-цзы (род. ок. 604 г. до н. э.), Конфуция (551-479 гг. до н. э.), Мо-цзы (V в. до н. э.), Мэн-цзы (род. в 372 г. до н. э.). В Индии гуманистическая этика складывалась под влиянием идей Будды (550-477 гг. до н. э.), в Иране — Заратустры (VII в. до н. э.). В античном мире гуманистические взгляды мы находим у философа-материалиста (атомиста) Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и поздних стоиков — Сенеки (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.), Эпиктета (род. в 138 г. н. э.) и Марка Аврелия (121-180 гг. н. э.). Гуманистические взгляды последних, например, критика рабства и проповедь равенства всех людей, повлияли на христианское учение.

Но обычно гуманизмом в конкретно-историческом смысле слова называется широкое философско-литературное движение, охватившее почти все европейские страны в XIV-XVI веках, в эпоху Возрождения. У его истоков стояли два великих итальянских поэта — Данте Алигьери и Франческо Петрарка. Классиками гуманистической мысли так же являются Джованни Пико делла Мирандола, Пьетро Помпонацци, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Томас Мор. Гуманистическими идеями были вдохновлены открытия и произведения таких ученых и художников, как Николай Коперник, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Рафаэль и многих других. Причем, необходимо особо отметить, что подавляющее большинство деятелей гуманистического движения эпохи Возрождения жили и творили вне церковных и университетских структур, будучи свободными художниками и гражданами вольных городов-коммун. Подчеркнем еще раз: гуманизм в то время зарождается именно как светское движение, как направление светской мысли, развивавшейся вне господствующих официальных институтов интеллектуальной жизни — церкви и университетов. Он торил себе дорогу, борясь за свободу слова и самовыражения в остром конфликте именно с религиозно-догматическим и академическим мышлением, являя собой пример того, что сейчас называется нонконформизмом.

Гуманизм Возрождения вывел европейскую культуру за рамки феодального христианства, его конфессиональных, ограниченных приоритетов. Европейская культура была им обогащена тем, что подверглась синтезу с нехристианской культурой — главным образом с античной, но так же и с арабской и еврейской культурами. На основе этого обогащающего культурного диалога он сформулировал фундаментальные идеи, означавшие для европейской культуры новую парадигму, то есть радикально изменившие ее развитие. И хотя итальянское Возрождение погибло под ударами феодально-католической реакции, а Возрождение Центральной, Восточной и Северной Европы было сметено разгулом религиозного (католического, протестантского и православного) фанатизма эпохи Реформации (на Западе) и Раскола (на Востоке), наследие Возрожденческого гуманизма послужило теоретическим фундаментом для всех последующих завоеваний европейской культуры в целом.

Основные идеи Возрожденческого гуманизма таковы.

Хотя большинство его представителей применяло христианскую риторику, содержание используемых богословских понятий было принципиально новым постольку, поскольку новым был сам подход, метод рассмотрения этих понятий. Прежде всего, было признано, что источником знания является не авторитет, будь то авторитет Священного Писания или какого либо выдающегося ученого древности вроде Аристотеля. Всякий авторитет становится «чепухой» (как выразился философ-гуманист Пьетро Помпонацци), если он противоречит данным опыта и человеческому разуму. Таким образом, гуманистическое мировоззрение уже в своих первых исторических формах было связано в сфере познания с рационализмом (учением о ценности человеческого разума как способности понимания, самопонимания и научной критики) и сенсуализмом (учением о ведущей роли человеческих чувств в деле познания природного мира). Этим Возрожденческий гуманизм прокладывал дорогу экспериментальной науке, первым представителем которой можно считать Галилео Галилея.

Из идеи, что источником знания является не авторитет, а человеческие опыт и разум, что они могут быть множественны, индивидуальны, то есть, не сводимы к одному-единственному результату и по разному интерпретированы, прямо следует идея веротерпимости, толерантности. Высказанная светскими интеллигентами в эпоху инквизиции, охоты за ведьмами, религиозного террора во имя «спасения души», аутодафе и сжигания книг во имя «духовности», эта идея имела революционное значение и не утратила смысл и в нашу эпоху, в которую вернулись социальные конфликты, основанные на религиозных мотивах.

Если не священный, потусторонний авторитет и не абстрактные ценности, то что должно быть высшей ценностью для мыслящего и добродетельного человека? Высшей ценностью для человека является человек, причем, человек не как умозрительная, потусторонняя, абстракция, а как конкретный индивид. Такова сокровенная, краеугольная мысль Возрожденческого гуманизма и гуманизма как такового. Такое отношение к человеку называется антропоцентризмом и в сфере ценностных ориентаций выражается в форме индивидуализма, учения, рассматривающего индивидуальную жизнь, жизнь данного, конкретного, уникального индивида, как высшую ценность. Философия антропоцентризма впервые ясно и четко была выражена в 1486 году итальянским мыслителем Джованни Пико делла Мирандолой в его «Речи о достоинстве человека».

В понимании человеческой природы гуманисты противостоят ортодоксальному христианскому учению о человеке, в особенности, идеям о грехопадении и о разрыве человеческой природы на высшую ипостась — «духовную» и низшую — «материальную», плотскую. Христианский дуализм тем неприемлем для гуманистов, что из него следует проповедь аскетизма, «подавления страстей» и проповедь ритуальности, которые якобы служат основой добродетели. Редко напрямую критикуя эту христианскую догматику, гуманисты Возрождения просто ее игнорируют и высказывают свою точку зрения без всякого соотнесения с ней. Ставя человеческого индивида — а не бога — в центр мироздания, они создают учение о достоинстве и благородстве человека, прямо противоположное ортодоксально-христианской концепции низменности и греховности человеческой природы Августина Аврелия. Человек в построениях гуманистов предстает как неразрывное, естественное единство тела и души, материального и духовного начал. А если это так, то осуществление человеческого предназначения требует не борьбы с собственной природой (с плотью), не подавление естественных потребностей, а напротив — следование природе, обогащение и многостороннее развитие, воспитание, окультуривание естественных потребностей. С борьбой против христианского дуализма в понимании человеческого существа связано возникновение таких гуманистических ценностей, как здоровье и здоровый образ жизни (хотя в ту эпоху они по понятным причинам еще не могли быть научно обоснованы). Опираясь на учение древнегреческого философа-атомиста (материалиста) Эпикура о наслаждении как цели человеческого существования и условия счастья (это учение называется «гедонизмом»), гуманисты не сводят наслаждение только к пассивному удовлетворению чувственных потребностей. Для них гедонизм означает, кроме этого, еще и активное наслаждение познанием и творческой деятельностью. Даже добродетельное поведение не должно противостоять наслаждению, а должно быть его источником. Традиционные христианские подвиги — уход от мира, аскетизм — воплощенные в идеале монашеской святости, для гуманистов лишены всякого смысла. Они, оцениваемые в контексте их ценностных ориентаций, трактуются гуманистами как самоубийственные для человека.

Из гуманистического понимания человеческой природы вытекает знаменитый Возрожденческий идеал гармонично, разносторонне (в том числе и физически) развитой личности, реализовавшей себя (ставшей счастливой) уже в посюстороннем, земном мире. Для выражения этого идеала гуманисты часто употребляют понятие «божественный», но, в общем контексте их взглядов, оно лишено мистического содержания и означает только высшую степень развитости человеческих способностей. Тем более это верно, что если раньше, в ортодоксально-христианской традиции, творчество признавалось только прерогативой бога, то, начиная именно с эпохи Возрождения, оно признается атрибутом так же и человеческого существования. Причем таким, в котором человек выражает свое истинное предназначение.

Проецируя идеи Возрожденческого гуманизма на практику социальной работы, мы можем выделить следующие общие для них обоих моменты.

1. Высшей целью деятельности человека (стало быть, и социальной работы) является человек, высшим служением — служение человеку, высшим благом — благо человека. Этот антропоцентризм Возрождения в рамках профессиональной сферы социальной работы проявляет себя как клиентоцентризм: предмет социальной работы определяют потребности и ситуация клиента. Ее практической, конкретной целью является удовлетворение этих потребностей и разрешение проблем клиента.

2. Клиент же — в духе гуманистического индивидуализма — воспринимается как неповторимая, уникальная личность, чья природа не сводится ни к одному своему проявлению. Отсюда следует, что

3. В работе с клиентом социальный работник должен проявлять терпимость к недостаткам и убеждениям клиента. Тем социальная работа и отличается от миссионерства (хотя миссионерство может использовать социальную работу как средство), что ее целью является не мистическое «спасение души», что на деле проявляет себя в виде привлечения клиента на сторону определенной религиозной конфессии или секты, а конкретная помощь страдающему человеку. В обратном случае социальная работа может обернуться дискуссиями, содержащими риск утраты доверия к социальному работнику со стороны клиента. Это еще одна причина, по которой в

tema-3-resursnij-potencial-mirovoj-ekonomiki-voprosi-temi-rabochaya-programma-specialnost-mirovaya-ekonomika-status-disciplini.html
tema-3-rinok-tovarov-i-uslug-uchebno-metodicheskih-materialov-po-kursu-makroekonomika-vsootvetstvii-s-programmoj.html
tema-3-sensornoe-vospitanie-v-produktivnoj-detskoj-deyatelnosti-programma-disciplini-dpp-f-09-doshkolnaya.html
tema-3-sistema-esteticheskih-kategorij-i-ponyatij-6-chasov-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-tematicheskij-plan.html
tema-3-sistemnij-podhod-k-upravleniyu-kachestvom-uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovlen-mahalinim-v-n-kandidatom.html
tema-3-skladskoe-hozyajstvo-kurs-lekcij-dlya-studentov-vuzov-specialnosti-351100-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-severstal.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-tematicheskij-plan-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • institute.bystrickaya.ru/glav-1-sostoyanie-teoreticheskoj-i-prakticheskoj-razrabotannosti-problemi-formirovaniya-navikov-i-umenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/13-harakteristika-sistemi-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-ustrojstv-scb-1-ekspluatacionnaya-chast.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-8-nora-roberts-rebellion-1988.html
  • studies.bystrickaya.ru/administrativnoe-presechenie-kak-mera-administrativno-pravovogo-prinuzhdeniya-chast-15.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-mezhdunarodnie-soglasheniya-o-nauchno-tehnicheskom-sotrudnichestve-stranica-15.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-klimatti-zonalardai-klimat-erekshelktern-salistiru.html
  • crib.bystrickaya.ru/investicii-i-struktura-ekonomiki-ukraini-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literaturnij-redaktor-i-kondrateva-hudozhestvennij-redaktor-s-lebedev-hudozhnik-v-grenda-korrektor-l-komarova-original-maket-podgotovila-i-kondrateva-bbk88-5-stranica-18.html
  • testyi.bystrickaya.ru/amurskogo-pravozashitnika-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-uchebnaya-programma-elektivnogo-kursa-osnovi-praktiki-delovogo-obsheniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-primeneniyu-stroitelnih-materialov-31-trebovaniya-po-primeneniyu-stroitelnih-materialov-31.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-gosudarstvennim-zakupkam-uslug-po-obsluzhivaniyu-sistem-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-2-obshie-polozheniya-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoj-zakon-respubliki-kazahstan-konstituciya-respubliki-kazahstan.html
  • turn.bystrickaya.ru/pesn-dvadcat-pyataya-dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zashita-trudovih-prav-rabotnikov-po-zakonodatelstvu-rossijskoj-federacii-i-respubliki-belarus.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschet-stoimosti-na-vipolnenie-rabot-opredeleniya-stoimosti-rabot-po-ekologicheskomu-soprovozhdeniyu-proektno-investicionnoj.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-vse-zhe-pochemu-bajkami.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovecheskaya-deyatelnost-stranica-92.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-vedomosti-avtor-ne-ukazan-28032008-056-str-b5-gosduma-rf-monitoring-smi-28-marta-2008-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/genezis-institutov-gosudarstva-v-antichnoj-evrope-i-na-dr-vostoke-obshee-i-osobennoe.html
  • essay.bystrickaya.ru/bryusov-valerij-yakovlevich-tolstoj-aleksej-nikolaevich-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-regionah-sibiri-sohranyayutsya-silnie-morozi-informacionnoe-agentstvo-regnum-27012012.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seminara.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-upravleniya-razvitiem-municipalnogo-hozyajstva.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-yuzhnij-ural-v-epohu-drevnosti-1-chas-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-bashkortostana.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tarifi-po-osago-poka-ne-snizyat-tv-6-pervij-kanal-15-06-2004-novosti-9-00-00-voloshko-anton-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroki-algebri-7-8-klass-stranica-88.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-primorskogo-kraya-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-primorskogo-kraya-o-byudzhetnom-ustrojstve-byudzhetnom-processe-i-mezhbyudzhetnih-otnosheniyah-v-primorskom-krae.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nacionalnie-proekti-srednesrochnaya-programma-razvitiya-kirgizskoj-respubliki-na-2012-2014-godi-vvedenie.html
  • student.bystrickaya.ru/1-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-posobie-po-napisaniyu-oformleniyu-i-zashite-dlya-studentov-specialnosti-1-25-01.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-9-zhiro-nahodit-uliki-agata-kristi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.