.RU

Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов - часть 7

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты (средства), а также этапы его развития.

Субъектами экономического регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носителихозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т. п.. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, экологических) групп.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампания гражданского неповиновения и т. д.

Обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Но, это была идеальная картина зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости и обратной связи. В реальной жизни, как уже отмечалось в первой главе данной работы, наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики. Однако механизм государственного регулирования экономики должен функционировать все-таки не по отклонениям, а по правилам.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платежный баланс;

· цены

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.


tehnicheskoe-zadanie-dlya-razrabotki-sistemi-avtomatizirovannogo-upravleniya-tehnologicheskimi-processami-energobloka-2-krasnoyarskoj-tec-3-oao-enisejskaya-tgk-tgk-13.html
tehnicheskoe-zadanie-dokumentaciya-ob-aukcione-sovmestnij-otkritij-aukcion-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov.html
tehnicheskoe-zadanie-g-novosibirsk-15-iyunya-2009-g-soderzhanie.html
tehnicheskoe-zadanie-i-ishodnie-dannie-k-dissertacii-soderzhanie-magisterskoj-dissertacii-perechen-podlezhashih-razrabotke-voprosov.html
tehnicheskoe-zadanie-i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-10.html
tehnicheskoe-zadanie-ispolzuemie-termini-i-sokrasheniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-kursa-biznes-kak-sistema-vzaimodejstviya-mezhdu-finansovoj-hozyajstvennoj-i-investicionnoj-deyatelnostyu-sfera-prinyatiya-reshenij-upravlyayushimi-na-predpriyatii-stranica-16.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-bankovskij-vklad-depozit-bankovskij-schet-uchebno-prakticheskoe-posobie-po-kursu-bankovskoe-pravo-soderzhit.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihicheskoe-zdorove-v-germanii-i-rossii-klinicheskaya-i-issledovatelskaya-iniciativa.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravka-ob-itogah-kompleksnoj-inspekcionnoj-proverki-po-soblyudeniyu-zakonodatelstva-v-oblasti-obrazovaniya-i-kontrolyu-kachestva-obrazovaniya-v-atninskom-municipalnom-rajone-respubliki-tatarstan.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-obuchayushie-poznakomit-s-zhiznyu-i-tvorchestvom-sovremennogo-pisatelya-b-ekimova-viyavit-syuzhetno-kompozicionnie-osobennosti-rasskaza.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zheleznodorozhnij-put-dlya-studentov-4-5-kursa-specialnostej-290900-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-3-mehanicheskie-svojstva-materialov-kurs-lekcij-po-predmetu-materialovedenie-i-tkm.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizacionnie-voprosi-uchastie-v-konferencii-vozmozhno-kak-s-dokladom-tak-i-bez-nego-dlya-uchastiya-v-konferencii-neobhodimo-v-srok-do.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhanr-pkareski-v-lteratur.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-elektrotehnika-i-elektronika-discipline-dlya-specialnosti-650500-zemleustrojstvo-i-zemelnij-kadastr.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalizaciya-strahovoj-otrasli-stranica-11.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vladimirova-irina-nikolaevna-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-dlya-gruppi-gsz-08-na-3-semestr-2009-2010-uchebnogo-goda.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yan-oleshkovskij-aka-maddog-sw-teni-chernobilya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reprezentaciya-znanij-stranica-41.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novij-produkt-optika-i-zerkala-obshee-opisanie.html
  • tests.bystrickaya.ru/menedzhment-v-apk.html
  • student.bystrickaya.ru/16-delovaya-vstrecha-industriya-gostepriimstva-i-turizma.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakultet-zhurnalistiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-po-gidroekologii-issledovanie-sostoyaniya-vodnih-obektov-g-buzuluka-i-buzulukskogo-rajona.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektroprivod-teleskopicheskogo-kormorazdatochnogo-transportera.html
  • studies.bystrickaya.ru/chernij-avtor-richard-rajt-dlya-menya-bolshaya-chest-pisat-predislovie-k-sborniku-100-zapreshennih-knig-cenzurnie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-yuridicheskaya-terminologiya-v-latinskom-yazike-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-1-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolichestvo-pedagogicheskih-rabotnikov-v-ot-obshego-chisla-effektivno-ispolzuyushih-celostnie-obrazovatelnie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe.html
  • report.bystrickaya.ru/klass-prioritetnogo-dostupa-na-zare-razvitiya-mobilnoj-svyazi-a-bilo-eto-ne-tak-davno-v-nachale-vosmidesyatih.html
  • textbook.bystrickaya.ru/inter-rao-gazprom-energoholding-moskovskie-novosti-15.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-292-ot-31-08-2011-g-mou-sinyavskaya-sosh-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-stranica-8.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-anglijskogo-yazika-i-vvedenie-v-specfilologiyu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-issledovaniya-udk31661374-koncepciya-samoobrazovaniya-osnovnieponyatiyaistruktura-10-udk159.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-fiziki-kirilla-i-mefodiya-7-klass.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-prirodovedeniyu-mou-shahovskaya-oosh.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/syuzhetnij-plan-teksta-pedagogicheskoe-rechevedenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/variant-27-variant-28-neposredstvennij-podschet-veroyatnostej-v-ramkah-klassicheskoj-shemi-teoremi-slozheniya-i-umnozheniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-klass-34-chasa-iz-raschyota-1-chas-v-nedelyu-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-soderzhit-sleduyushie-razdeli.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-devyataya-mi-pokupaem-avtomobil-i-uezzhaem-ilya-ilf-evgenij-petrov-odnoetazhnaya-amerika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.