.RU

Тема: Введение. Возникновение и развитие исторических знаний - Учебно-методический комплекс по дисциплине история...


Тема: Введение. Возникновение и развитие исторических знаний

с древнейших времен до конца XVII века


1. Представления восточных славян о своем прошлом до появления письменности отразились:

 в мифах, героическом эпосе, прозаическом фольклоре

 в анекдотах, баснях

 в мифах, былинах, летописях

 в выступлениях вождей и старейшин

 в мифах, героическом эпосе, поэмах

2. Летописями назывались:

 сборники нравоучительных и бытовых рассказов разных авторов

 сочинения, посвященные какому-либо событию

 повествования о жизни и деятельности святых

 сочинения, основанные на критике источников.

 исторические сочинения с изложением материала строго по годам

3. В период политической раздробленности происходило:

 расширение географии летописания

 расширение круга летописцев

 отмирание летописания

 вытеснение летописания другими формами исторического повествования.

 сокращение числа центров летописания

4. Историографическим источником является:

 труды историков в любой их форме

 рецензии на исторические исследования

 мысли и намерения историков.

 неопубликованные работы историков, черновики, отброшенные варианты текстов

 документация научно-исследовательских организаций, касающаяся исторической науки

5. Установите хронологическую последовательность создания следующих произведений

^ 1: "Русская правда"

2: "Повесть временных лет"

3: "Слово о полку Игореве"

4: "Ипатьевская летопись"

5: "Судебник Ивана III"

6. Крупнейшими летописями XVI века являются:

 Никоновская, Воскресенская, Лицевой свод

 Ипатьевская, Лаврентьевская

 Строгановская, Есиповская

 Радзивилловская, Симеоновская

 «Новый летописец», «Летопись о многих мятежах».

7. Хронографом называлось:

 историческое произведение, повествующее о событиях русской и всемирной истории

 сочинение на историческую тему XIV–XV веков

 сочинение, посвященное конкретному историческому событию

 произведение об особенностях летоисчисления в разных странах

 сочинение, аналогичное летописи.

8. «Степенную книгу» характеризуют следующие положения:

 события в ней располагались не по годам, а по степеням-граням

 она была составлена в начале 1560-х годов духовником Ивана Грозного Андреем (впоследствии митрополит Афанасий)

 русская история в ней представлялась как деяния московских государей и их предков

 изложение материала в ней начиналось с правления Рюрика и доводилось до Иоанна Грозного

 она была составлена в начале XVI века по приказу Василия III

9. Установите соответствие между названием летописи и временем ее составления:

Лаврентьевская летопись

Вторая половина 1370-х годов

Никоновская летопись

Конец 1520-х годов

Воскресенская летопись

Первая половина 1540-х годов

Лицевой свод

1568 – 1576 года

Ипатьевская летопись

Начало XV века

Радзивилловская летопись

Конец XV века




Середина XV века

10. Дополните

Родословную московских государей в XVI начинают выводить от императора:

^ Правильные варианты ответа: Августа;

11. Большое распространение в эпоху единого российского государства кроме летописей получили:

 хронографы

 исторические былины и песни

 сказания

 учебные книги по истории

12. Первое русское историческое произведение, изданное печатным способом и ставшее учебной книгой по истории, называлось ...

^ Правильные варианты ответа: Синопсис;

13. Является историческим сочинением XVII века:

 «Новый летописец»

 «Строгановская летопись»

 «История» Ф. Грибоедова

 Лицевой свод

 Степенная книга

14. Установите соответствие автора и исторического сочинения XVII века:

С. Медведев

«Созерцание краткое», «Известие истинное»

А. Лызлов

«Скифская история»

А. Палицын

«Сказание»

Дьяк И. Тимофеев

«Временник»

И. Римский – Корсаков

«Генеалогия»



«Синопсис»

15. Получает распространение в XVII веке следующая теория:

 происхождения имени «славяне» от славных дел, прославивших этот народ

 происхождения имени «россияне» от того, что они жили «в рассеянии»

 «Август – Рюрик»

 «Москва – третий Рим».

 «Мосох – Москва»

16. Характерной чертой историографии XVII века являлось:

 более широкое распространение исторических знаний в обществе

 увеличение числа переводных с древних и славянских языков произведений

 влияние развития национального самосознания на характер исторических произведений

 апология самодержавия

 отрицание исторической исключительности своего государства, народа и династии

17. Первые учебные пособия по истории, созданные в XVII веке назывались:

 "История" Ф. Грибоедова

 "Синопсис"

 "Новый летописец"

 "Сказание" А. Палицына

18. Характерной чертой историографии XVII века являлось:

 "обмирщение" исторического повествования

 стремление дать характеристику личности и деятельности исторических лиц

 появление размышлений о смысле происшедших событий

 расширение круга исторических источников

 расцвет общерусского летописания




Тема: Русская историография XVIII века


1. В историографии первой четверти XVIII века наблюдались следующие изменения:

 история становится самостоятельной отраслью знания

 популярность получают идеи естественного права и общественного договора

 происходит окончательный отказ от провиденциализма в объяснении истории.

 центр внимания в объяснении истории переносился с Божьего повеления на действия отдельных людей и их групп

 исторические произведения начинают отделяться от произведений литературы и публицистики

2. Правильным является соответствие между фамилией историка и названием его сочинения:

А.И. Манкиев

«Ядро российской империи»

Ф. Прокопович

«История императора Петра Великого…»

П.П. Шафиров

«Рассуждение…»

Б.И. Куракин

«Гистория о царе Петре Алексеевиче»



«История Северной войны».

3. В.М. Татищев главными «способами всемирного умопросвещения» называл:

 появление письменности

 распространение христианства

 изобретение книгопечатания

 создание механических машин

 сочинение музыки.

4. В.Н. Татищев был сторонником теории:

 финского происхождения Рюрика и варягов

 того, что имя «славяне» имеет греческое происхождение и звучит как «амазоны»

(блестящие», «славные»)

 естественного права и общественного договора

 происхождения славян от греческих амазонок

 норманской происхождения Древнерусского государства

5. В.Н. Татищев во введении к своей «Истории…» предложил такую периодизацию русской истории:

 862–1238; 1238–1462; 1462–1613.

 862–1132; 1132–1238; 1238–1598

 IX в. – начало XII в.; середина XIII в. – XV в.; XVI–XVII вв.

 862–1598; 1598–1613; 1613 – первая половина XVIII века

 IX в. – 1462; 1462–1598; 1598–1682.

6. Укажите соответствие между фамилией историка и названием его сочинения:

Г. Байер

"О варягах", "О происхождении Руси"


Г. Миллер

"История Сибири", "Опыт новейшей истории России"


А. Шлецер

"Нестор"

М.В. Ломоносов

"Древняя российская история...", "Краткий российский летописец с родословием"




"Ядро российской истории"

7. Установите последовательность работы с летописными источниками, предлагавшуюся А. Шлецером:

^ 1: сбор списков летописи

2: установление первоначального правильного текста

3: прочтение текста летописи и выяснение его смысла

4: сравнение разных летописей с целью проверки содержащихся в них разнородных сведений;

8. М.В. Ломоносов доказывал:

 значительную давность появления славян в Восточной Европе

 отсутствие этнически чистых народов

 зарождение у славян государственности независимо от варягов

 вымышленность легенды о пребывании на Руси апостола Андрея


9. Установите соответствие между фамилией историка и его историческим сочинением:

М.М. Щербатов

"История России от древнейших времен" в 7 томах

И.Н. Болтин

"Примечания..." в 2 томах и "Критические примечания ..." в 2 томах

И.И. Голиков

"Деяния Петра Великого"

М.Д. Чулков

"Историческое описание российской коммерции"




"История государства Российского"


10. Распространенным явлением в историографии второй половины XVIII века стало:

 расширение круга лиц, деятельность которых представлена в исторических сочинениях

 появление в числе авторов исторических произведений многих представителей купечества, мещанства и разночинной интеллигенции

 развитие экономической тематики исторических исследований

 усиливание внимания исследователей к истории городов

 наличие историков многих выходцев из рабочих и крестьян

 критика крепостнических порядков

 опубликование произведений и материалов видных историков XVIII века

 выпуск журнала "Всякая всячина"


^ Тема: Отечественная историография в первой половине XIX века


1. Дополните

Н.М. Карамзин писал, что "основало и воскресило Россию" ...

Правильные варианты ответа: самодержавие;

2. Отметьте правильный ответ

Н.М. Карамзин считал, что Петр I

 исказил ход русской истории

 изменил национальному началу

 подорвал моральное влияние русского духовенства

 осуществлял насильственную европеизацию

 был идеальным российским правителем

3. Установите соответствие этапов русской истории и их характерных особенностей по Н.М. Карамзину:

от Рюрика до Ивана III

система уделов

от Ивана III до Петра I

единовластие


от Петра I до Александра I

изменение гражданских обычаев


от Петра I до Александра I

деспотизм


4.Укажите правильное сочетание фамилии историка и названия его исторического произведения:

Н.А. Полевой

"История русского народа", "История Петра Великого"

М.Т. Каченовский

"О баснословном времени в российской истории"

И. Эверс

"Древнейшее право руссов", "История руссов"




"История государства российского"


5. Установите последовательность элементов в схеме образования государства, выдвинутой И. Эверсом:

^ 1: Патриархальная семья с абсолютной властью отца

2: Род с господством патриарха-родовладыки

3: Народность с господством народного вождя

^ 4: Государство

6. Установите последовательность эпох в русской истории, предлагавшуюся Н.А. Полевым:

1: История русского народа

2: История русского царства

3: История российской империи

7. Отметьте правильный ответ

М.Т. Каченовский утверждал, что:

 многие источники древнерусской истории (летописи, "Русская правда") поддельные

 решающую роль в складывании Древнерусского государства сыграли варяги

 Древнерусское государство возникло благодаря зрелости внутренних предпосылок

 древнерусские источники открывают большие возможности для реконструкции истории Киевской Руси

 весь киевский период русской истории является баснословным

8. Отметьте правильный ответ

Основателями государственной (юридической) школы в русской историографии являются:

 К.Д. Кавелин

 С.М. Соловьев

 М.П. Погодин

 Б.Н. Чичерин

 Н.А. Полевой

9. Отметьте правильный ответ

Славянофильская концепция русской истории наиболее полно представлена в творчестве:

 К.С. и И.С. Аксаковых

 И.Д. Беляева

 А.С. Хомякова

 К.Д. Кавелина

 Н.Г. Устрялова

10. Установите последовательность этапов русской истории, по М.П. Погодину:

1: норманский

2: удельный

3: монгольский

4: европейско-русская эпоха

5: национально-самобытный

11. Историческим взглядам А.С. Хомякова было характерно:

 восприятие истории как процесса постепенного проявления полноты духа в общественной жизни человечества

 понимание процесса исторического развития народа как постепенного проявления его "начала", субстанции

 представление о всемирной истории как арене борьбы двух основных "начал" бытия – свободы и необходимости

 материалистическое понимание истории

 особое внимание к изучению сельской общины

12. Основные положения славянофильской доктрины состоят в следующем:

 неприятие индивидуализма и культа стяжательства

 вера в великое будущее русского народа

 приверженность православию как единственно истинному направлению христианства

 скептическое отношение к историческим перспективам европейской цивилизации

 толерантность в вопросах вероисповедания


^ Тема: Отечественная историография

во второй половины ХIХ – начале ХХ веков

1. Отметьте правильный ответ

Факторы, оказывающие, по С.М. Соловьеву, наибольшее влияние на ход исторического процесса:

 природа страны

 природа племени

 ход внешних событий

 уровень образования и культуры

 уровень развития хозяйства

2. Отметьте правильный ответ

Источником развития С. М. Соловьев называл борьбу таких противоположностей:

 "леса" и "степи"

 "старых" и "новых" городов

 уровни развития аристократии и народа

 высокие идеалы христианства и ограниченные человеческие возможности

 уровни развития производительных сил и производственных отношений

3. Отметьте правильный ответ

Особенностью развития России в сравнении с Западной Европой, по мнению С.М. Соловьева, являлось:

 неблагоприятные природные условия

 смешанный характер населения

 отсутствие завоевания и насильственного покорения восточных славян

 идея власти родилась у восточных славян из состояния первоначального безвластия

 у восточных славян утверждалась монархическая власть, основанная на завоевании

4. Установите соответствие между периодом русской истории и его содержанием (по С.М. Соловьёву)

От Рюрика до Андрея Боголюбского

Период господства родовых отношений в политической жизни

От Андрея Боголюбского до Ивана Калиты

Начало борьбы родовых и государственных отношений

От Ивана Калиты до Ивана III

Время объединения Руси вокруг Москвы

От Ивана III до начала XVII века

Период борьбы за полное торжество государственного начала

С начала XVII века до середины XVIII века

Период вступления России в систему европейских государств

С середины XVIII века до реформ 60-х гг. XIX века

Новый период русской истории




Период политической раздробленности

5. Отметьте правильный ответ

С.М. Соловьёвым были разработаны следующие теории:

 родовая

 всеобщего закрепощения сословий

 перерастания государства из возраста чувств в возраст мысли

 бродячей Руси

 русского феодализма

6. В.О. Ключевский выделял следующие периоды в русской истории (установите последовательность)

1: днепровский

2: верхневолжский

3: великорусский

4: всероссийский

7. Отметьте правильный ответ

В. О. Ключевский называл три исторические силы, создающие "людское общежитие":

 личность

 общество

 природа

 власть

 религия

8. Установите последовательность перехода, по В. О. Ключевскому, к государственным отношениям:

1: род

2: племя

3: народ

4: государство

9. Установите соответствие между периодом русской истории и его экономическим и политическим содержанием (по В.О. Ключевскому)

днепровский

городовая, торговая

верхневолжский

вольноземледельческая, удельно-княжеская

великорусский

военно-землевладельческая, царско-боярская

всероссийский

крепостная, императорско-дворянская




сельскохозяйственная, феодальная

10. Дополните

Крупным историком, считавшим одним из важнейших факторов русской истории борьбу федеративного (удельно-вечевого) начала с единодержавным началом, являлся ...

^ Правильные варианты ответа: Н.И. Костомаров; Костомаров; Костомаров Н.И.;

11. Дополните

Крупным историком и правоведом, выделявшим в истории народа три закономерных этапа: кровнородственный союз - гражданское общество - государство, являлся ...

^ Правильные варианты ответа: Чичерин Б. Н.; Чичерин; Б. Н. Чичерин;

12. Дополните

Создателем теории русского феодализма в отечественной историографии является:

^ Правильные варианты ответа: Павлов-Сильванский Н.П.; Павлов-Сильванский; Н. П. Павлов-Сильванский;

13. Отметьте правильный ответ

С. Ф. Платонов считал, что Смута в конце XVI-начале XVII вв. в своем развитии прошла следующие этапы:

 династический

 социальный

 национальный

 внешнеполитический

 освободительный

14. Установите соответствие фамилии историка и его научной специализации:

А.А. Кизеветтер

история города

А.А. Корнилов

аграрная проблематика

К.Н. Бестужев-Рюмин

историография и источниковедение

С.Ф. Платонов

история смуты

А.С. Лаппо-Данилевский

дипломатия Древней Руси


15. Установите соответствие между фамилией историка и его научной специализацией:

С.Б. Веселовский

история феодального землевладения

М.К. Любавский

историческая география

М.М. Богословский

реформы Петра I

М.И. Туган-Барановский

история промышленности




военная история


16. Установите соответствие между фамилией историка и его научной специализацией:

Н.Ф. Дубровин

военная история

Н.К. Шильдер

биограф русских императоров

С.С. Татищев

история внешней политики

Д.И. Иловайский

политическая история




история смуты и декабристов



tezisi-lekcij-plan-tipi-posrednikov-i-ih-osnovnie-funkcii-struktura-kanalov-raspredeleniya.html
tezisi-lekcionnih-zanyatij-po-discipline-bazi-dannih-i-ih-prilozheniya.html
tezisi-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konf-garantii-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya.html
tezisi-na-konferenciyu.html
tezisi-nauchnih-rabot-budut-opublikovani-v-sbornike-materialov-konferencii.html
tezisi-o-fejerbahe-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/premer-vologda-13122011-stalfond-15-let-na-pensionnom-rinke-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-14-dekabrya-2011-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-polemiki-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-rashodi-ne-uchitivaemie-dlya-celej-nalogooblozheniya-nalogovij-uchet-dlya-buhgaltera-2007-n-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-elektroustanovok.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetskij-narod-rukovodimij-kommunisticheskoj-partiej-dobilsya-v-proshedshem-1952-godu-novih-uspehov-strana-pobedivshego-socializma-v-glazah-vsego-peredovogo-ch-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-fevralya-2012-g-v-izhgtu-projdut-sostyazaniya-po-programmirovaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturnoe-chtenie-tema-urokaetap-proektnoj-ili-issledovatelskoj-deyatelnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-inzhenernoj-grafiki-61-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-posvyashennaya-50-letiyu-pervogo-polyota-cheloveka-v-kosmos-programma.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-za-dejnostta-na-albena-ad-km-31-03-2011-godina-sglasno-iziskvaniyata-na-chl-100o-al-4-t-2-ot-zppck-albena.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashena-avantyuristam-odni-iz-nih-ispitivali-sudbu-stanovyas-piratami-drugie-poyavlyalis-pod-chuzhimi-imenami-odni-stroili-finansovie-piramidi-i-pl-stranica-21.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-i-optimizaciya-nalogooblagaemoj-bazi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-pomosh-organizatoru-delovoj-igri-programma-organizacii-letnego-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-i-podrostkov-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-dobrie-ruki-sensornij-sad-budet-postroen-na-territorii-odnogo-iz-vladivostokskih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-kreativnie-industrii-pravitelstvo-orenburgskoj-oblasti-postanovleni-e.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-institut-rinka-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/1318-nasosnaya-stanciya-32-instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-6-podacha-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-9.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zashita-denezhnih-znakov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-d-amusin-nahodki-u-mertvogo-morya-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kazhdogo-voprosa-3-slovar-osnovnih-ponyatii-i-terminov-dopolnitelnij-material-dlya-uglublennogo-izucheniya-kazhdogo-voprosa.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primenenie-antracita-kak-napolnitelya-uglerodnoj-produkcii.html
  • education.bystrickaya.ru/2-sistema-rinkov-ih-klassifikaciya-po-opredelennim-priznakam-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-doktora-ekonomicheskih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnogo-processa-v-isemestre-20102011-uchebnogo-goda-dlya-studentov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-utverzhdena-kompleksnaya-programma-modernizacii-i-reformirovaniya-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-regiona-na-2012-2015-godi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-denezhnoe-obrashenie-1-dengi-i-ih-rol-v-ekonomike-dengi-eto-istoricheskaya-kategoriya-poyavilis-na-opredelennoj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diskussiya-kachestvo-shkolnogo-obrazovaniya-rezultati-pisa-i-obshestvennie-ocenki-kachestva-obrazovaniya-esli-mozhno-davajte-podnimem-stulya-vot-i-ya-obyavlyu-pe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-realizaciya.html
  • credit.bystrickaya.ru/politicheskaya-kultura-i-socializaciya.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-organizaciya-sluzhbi-marketinga-na-promishlennom-predpriyatii-oao-cheboksarskij-priborostroitelnij-zavod-elara.html
  • literature.bystrickaya.ru/dene-shinitiru-zhne-sport-salasindai-memlekettik-krsetiletin-izmetter-reglamentterin-bekitu-turali-izilorda-oblisi.html
  • school.bystrickaya.ru/civilizaciya-bogov-prognoz-razvitiya-nauki-i-tehniki-v-21-m-stoletii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsego-po-krayu-monitoring-pechatnih-i-elektronnih-smi-iyun-2007.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zoni-zhiloj-zastrojki-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-palkinskoe-selskoe-poselenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2011-goda.html
  • report.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-poziciya-molodih-izbiratelej-avtoreferat-sherstnevoj-n-s-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-yuridicheskih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.