.RU

Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н. В. Гоголя «Вий»


Сценарий урока литературы в 6 классе (Авторы учебника Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева).

Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий».

Цель урока - Знакомство с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону.

Анализ тех цен повести Н.В.Гоголя «Вий», в которых преобладает мистическое начало.

Доказать, что в повести удачно сочетаются реалистическое и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя.

Развивающий аспект цели – развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора.

Образовательный аспект цели – формирование навыков анализа литературного произведения, умения передавать изобразительными средствами художественные образы по прочитанным произведениям.

Воспитательный аспект цели – воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания.

Задачи урока:

  1. Организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ.

  2. Развивать умение давать оценку прочитанным текстам, систематизировать, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал.

  3. Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Н.В.Гоголя.

  4. Формировать у учащихся нравственные качества личности.

Оборудование: Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску Smart.


Ход урока:

1.Слово учителя.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» близки народному творчеству. Фантастика Н.В.Гоголя- это в первую очередь то лукавая, то смешная, то трагическая фантастика народных сказок и легенд. Часто Гоголь изображает свою нечисть с бытовой стороны, переплетая мистическое и реальное так тесно, что их уже невозможно разъединить. Черт у него ухаживает за Солохой, ревнует её к другим поклонникам ( «Ночь перед Рождеством»). Ведьмы в адском пекле играют в карты и бессовестно жульничают («Пропавшая грамота»).И даже в тех повестях, где фантастическое не является средством комического изображения, оно продолжает идти рука об руку с реальным: «колдун» в «Страшной мести» является отцом пани Катерины, панночка-русалка из «Майской ночи…» помогает Левко тем, что отдает ему записку, написанную «комиссаровой рукой».

Та же традиция изображения фантастического, мистического начала как части реального, причем с опорой на народное творчество, сохраняется в повести «Вий», вошедшей во второй сборник повестей Н.В.Гоголя- «Миргород»(1835г).

^ 2.Сначала познакомимся с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону.


Предлагаю следующие вопросы и задания:

1.Смешным или страшным показалось вам произведение Н.В.Гоголя?

2.Докажите, что в повести удачно сочетаются реалистическое (изображение жизни, быта, нравов) и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя.

3.Перечитайте описание жизни учеников бурсы в начале повести. Какие подробности из жизни бурсаков вы узнали? Как, с вашей точки зрения, относится к бурсакам сам автор? С какой интонацией он повествует об их быте и нравах?

4.Какими вам представляются Хома Брут, Халява и Тиберий Горобец в начале повести? Найдите строчки, где Гоголь представляет своих героев читателю. Попробуйте объяснить их странные имена. С какой целью в повесть введены друзья Хомы?

Перечитайте сцены, рисующие быт сотника. О каких традициях, обычаях, суевериях жителей Малороссии рассказывает Н.В.Гоголь?

6.С какой целью Гоголь продолжает свое повествование после смерти Хомы Брута? Проанализируйте последнюю сцену и попробуйте определить её роль в повести.

2.Анализ эпизодов повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону.

Работа с текстом.

В повести удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Абсолютно реалистическое описание хутора, хлева, где философ «толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева свинью» (Слайд №2)

Это описание сменяется жуткой сценой со старухой – ведьмой; ведьмой оказывается панночка, дочка всеми уважаемого сотника, никакого отношения не имеющего к нечистой силе. После страшной гибели Хомы Брута повесть не заканчивается: следует финальная сцена, где не без юмора и совершенно реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Таким образом, все мистическое как бы спрятано Гоголем внутрь реалистической повести, и автор словно говорит читателю, что в этой жизни обыденное и необычное идут рядом. Он не видит в этом ничего странного, и в этом состоит одна из особенностей художественного мира Н.В.Гоголя.

Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними (Слайд №3,4,5).

Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец»(по-украински «воробей»), и эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор».Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит.

Рассказ о быте сотника, обрядах, обычаях, традициях (Слайд №6)

Знание народных обычаев и традиций - одна из черт творчества Н.В.Гоголя.


3.Анализ эпизодов повести, в которых преобладает мистическое начало.

Работа с текстом.

Первый этап урока - анализ сцены. Когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, смотрит сверху на мир. (Слайд № 7,8,9)

Вопросы:

1.Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?

2.В каком состоянии находится сам Хома?

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. ^ Анализ отрывка.

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Как только Хома начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и уже он не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу. Следующая часть урока посвящается ей.

Вопросы:

1.Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?

2.Для чего он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?

3. Что поражает в этом портрете?

Превращение старухи ведьмы в молодую красавицу предает повествованию определённую романтику, делает его более напряжённым, захватывающим. Кроме того, это позволяет Гоголю мотивировать ту силу власти, которую имела панночка над всеми людьми, в том числе над Хомой. Портрет её, сначала чуть намеченный автором, затем становится подробным, необыкновенно выразительным и образным.

^ Первый раз Хома видит её такой : « Перед ним лежала красавица, с растрёпанною роскошною косою, с длинными как стрелы ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя к верху очи, полные слёз». (Слайд №10)

Хоме становится и страшно и жалко её. Он испытывает «какое-то странное волнение» и убегает.

^ Во второй раз, в доме сотника, чувства его становятся более определёнными: «Трепет побежал по его жилам; перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное как снег, как серебро, казалось мыслило ; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста- рубины, готовые усмехнуться…Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшное пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст её, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшное знакомое показалось в лице её.

-Ведьма!- воскликнул он не своим голосом, отвел глаза в сторону, побледнел весь и стал читать молитвы.

Это была та самая ведьма, которую убил он». (Слайд № 11)

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови: «Он подошёл ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота. Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не успел, уходя не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул ещё раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в её чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови». (Слайд №12)

Вопросы:

1.Почему же красота панночки была страшной?

2. Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?

В её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое.

Троекратный повтор, столь характерный для народного творчества, будет иметь место и в самых страшный сценах повести - сценах ночных бдений Хомы над телом умершей. Им будет посвящена заключительная часть урока.

Сцены в церкви.

Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, не только рассказанные о ней истории, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» (Слайд № 13)

Вопрос:

1.Как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки?

Выделим ключевые фрагменты:

Ночь первая - покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому , гроб летает по церкви , позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха. (Слайд №14)

Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания , нечистая сила ломится в церковь , но не может попасть в неё, раздается крик петуха. (Слайд №15)

Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания , падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви. (Слайд №16)

Вопрос:

1.Кто такой Вий?

2.Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

Вий.

У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово Вий означает ресницы. (Слайд №17)

Вывод:

Может быть, Вий - та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость

(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх , заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать в последний момент».

В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала : реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

teoriya-veroyatnosti-i-mat-statistika.html
teoriya-visshih-psihicheskih-funkcij-ls-vigotskogo.html
teoriya-yazika.html
teoriya-zhiznennogo-cikla-kurs-lekcij-po-makroekonomike-a-a-fridman.html
teoriya-znakovoj-prirodi-yazika-ocherki-po-obshemu-yazikoznaniyu.html
teoriyu-algoritmov-yaziki-programmirovaniya-voprosi-postroeniya-kompyuternih-setej-iskusstvennij-intellekt-i-t-d.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-31-vnimanie-dejstvie-postanovleniya-pravitelstva-kr.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nejrofiziologiya-zritelnoj-sistemi-mgu-im-m-v-lomonosova-i-gumanitarnom-institute-dlya-studentov-aspirantov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/timd-innovaciyali-tehnologiyalar-arili-ou-rdsn-subektlern-damuin-basaru.html
  • credit.bystrickaya.ru/odin-iz-dvenadcati-tisyach-igor-mihajlov-rozhdyonnaya-i-pogibshaya-pod-vyazmoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-k-gavryushin-nauchnij-redaktor-a-d-chervyakov-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-letchiku-po-ekspluatacii-samoleta-il-2-s-motorom-m-38-m-voennoe-izdatelstvo-nko-sssr-1942-84-s-tehopisanie-samoleta-il-2-s-motorom-am-38-chast-m-voennoe-izdatelstvo-nko-sssr-1941-48-s-stranica-12.html
  • studies.bystrickaya.ru/knizhnij-rinok-organizaciya-upravlenie-finansi-proizvodstvo.html
  • composition.bystrickaya.ru/odnomernoe-dvizhenie-turbulentnogo-reagiruyushego-gaza-vizvannoe-porshnem.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tematika-individualnih-domashnih-zadanij-rabochaya-programma-disciplini-ekonomicheskaya-geografiya-i-regionalistika-mira.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uilson-charlz-kongressmen-ssha.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-zdorove-nash-vibor-oblastnaya-celevaya-programma-razvitie-obrazovaniya-v-sverdlovskoj-oblasti-nasha.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/astrologicheskata-karta-na-etnosa-na-blgariya.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossijskoj-federacii-2011-2018-godi-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-obrabotka-zaprosov-s-pomoshyu-php.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/masaki-ko-yaponskaya-kuhnya-chast-12.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vagon-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mehanizm-upravleniya-innovaciyami.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sterlitamak-2010-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-kursu-teoriya-organizacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kto-podpadaet-pod-programmi-amb-biznesi-razmera-zadannogo-standartami-toj-ili-inoj-otrasli-konkretno-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/priroda-v-okrestnostyah-ilinskogo-i-usova-chast-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-problemnoe-obuchenie-kak-sposob-monografiya-moskva-2003.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modul-ucheta-sdelok-na-birzhevom-rinke-cennih-bumag-plan-raboti-vvedenie-3-osobennosti-informacionnih-bankovskih.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-koncu-goda-ucheniki-dolzhni-umet-tematicheskoe-planirovanie-2-klass-shkola-2100-uchitel-nachalnih-klass.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-obekt-i-predmet-psihologii-predvaritelnie-opredeleniya-sokolova-e-e-vvedenie-v-psihologiyu-uchebnik.html
  • college.bystrickaya.ru/25-marketingovaya-deyatelnost-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uprazhnenie-issledujte-okruzhayushih-vas-lyudej-i-opredelite-kak-u-nih-obstoyat-dela-s-etimi-dostoinstvami-simvolnij-test.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-v-chuvpilo-optimizaciya-gidravlicheskih-parametrov-setchatih-turbulizatorov-dlya-opresnitelnih-ustanovok.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-diplomnij-proekt-po-teme-obespechenie-bezgidratnogo-rezhima-ekspluatacii-skvazhin-i-shlejfov-na-urengojskom-gazokondensatnom-mestorozhdenii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-15zemlyanie-raboti-obshie-polozheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priglashenie-i-programma-shestaya-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-informacionnie-tehnologii-v-promishlennosti-28-29-oktyabrya-2010-goda-minsk.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uroven-i-kachestvo-zhizni-naseleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-municipalnih-celevih-programm-rashodi-na-vipolnenie-kotorih-finansiruyutsya-v-2012-godu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-devyatnadcataya-glava-xl-ilya-ilf-evgenij-petrov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-5-severo-zapadnij-ekonomicheskij-rajon-uchebno-metodicheskoe-posobie-ekonomicheskaya-i-socialnaya.html
  • college.bystrickaya.ru/11-etazhnij-zhiloj-dom-s-mansardoj-chast-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.