.RU

Тема урока : «Металлы»



Коржевская Оксана Владимировна, учитель химии и биологии

МОУ:СОШ п.Горноправдинск



Тема урока : «Металлы»

Цель: рассмотреть строение атома, выяснить тип химической связи, вид кристаллической решётки, связать данные с физическими свойствами металлов, а также выяснить роль металлов на здоровье и современный образ жизни человека.

Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, коллекция металлов, карточки – задания для класса, разные модели и таблицы металлической кристаллической решётки.

Оформление доски: тема урока, термин «аллотропия», «полиморфизм», вид самостоятельной работы, домашнее задание.

Подготовительный этап: двум ученикам даётся индивидуальное домашнее задание. Подготовить информацию по следующим вопросам: 1.Физические свойства металлов, и их использование.

2.Влияние металлов на здоровье человека, и значение в современной жизни.

Подготовленный материал оформить через компьютер в виде отдельных файлов. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «Металлы. Их роль в жизнедеятельности человека». Наша задача, используя таблицу Д.И.Менделеева вспомнить положение металлов в таблице, строение металлов, объяснить образование химической металлической связи и соответственно тип кристаллической решётки, связав их с физическими свойствами металлов, а также применение и роль металлов в жизни человека.


Вопрос 1. Где в периодической системе находятся металлы?

Вопрос 2. Сколько е у металлов на внешнем энергоуровне?

Вопрос 3. Как называются элементы 1 группы главной подгруппы?

Вопрос 4. Как называются элементы 2 группы главной подгруппы?

Вопрос 5. Почему в земной коре не могут встречаться в свободном состоянии щелочные металлы, их оксиды и гидроксиды? В 1 вопросе учитель ожидает получения однозначного ответа об активности щелочных металлов, взаимодействия их с водой и химических свойствах их соединений. Учащиеся на основании положения щелочных металлов в ПСХЭ делают вывод об их большой активности и высокой скорости протекания реакции с водой, а также о протекании реакции оксида и гидроксида щелочного металла с кислотными оксидами и кислотами. Учащиеся делают вывод о нахождении в земной коре щелочных металлов только в виде солей (опыт 1. Литий + вода).

Вопрос 6. Смесь двух металлов второй группы главной подгруппы растворили в воде. Один из этих металлов в воде не растворился. Эти элементы называют «элементами жизни». Какие это металлы? Ответ на данный вопрос предполагает сравнение активности металлов (магния и кальция), а также их соединений. Если учащиеся не отвечают на поставленный вопрос, то еще раз уточняется условие взаимодействия металла с водой (металл реагирует с водой, образуя растворимое основание и водород). Пользуясь таблицей растворимости, учащиеся убеждаются в том, что магний растворяться в воде не будет, т.к. его гидроксид является нерастворимым в воде.

Вопрос 7. Новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.

Вопрос 8. Для тепловозов, имеющих двигатели с чугунными и стальными блоками, в системе охлаждения используется вода с рН 11-12, а для дизельных поездов, имеющих двигатели с алюминиевыми блоками вода с рН 7-8. Чем это вызвано?

При поиске ответов на вопросы 5,6,7 учащимся необходимо найти решение путем выявления противоречия в содержании. Для сосредоточенности внимания учащихся на магнитной доске вопросы 3,4,5 изображены в виде схем – рисунков. При ответе на вопрос 5 учащиеся сравнивают активность металлов в электрохимическом ряду напряжений и делают вывод о протекании реакции растворимой соли с более активным металлом. Сравнивая активность металлов в электрохимическом ряду напряжений, учащиеся делают вывод о протекании реакции замещения активным металлом более слабого в растворимой соли, вследствие чего происходит разрушение стенок бака. Ответ на 6 вопрос должен уточнить наличие разной среды растворов, а также проявление металлами свойств амфотерности. При затруднении ответа на 6 вопрос учитель обращает внимание учащихся на стенд, в котором изображена шкала значений рН и её соответствие среде раствора. Анализируя значения рН, учащиеся делают вывод о разной среде растворов и невозможностью нахождения алюминия в щелочной среде раствора, т.к. будет протекать его взаимодействие со щелочью. Показывая связь предыдущего вопроса, о том, что алюминий и его соединения (оксидная пленка на поверхности металла) амфотерные, учащиеся приходят к выводу о щелочной среде раствора соды, образованной в результате гидролиза.

^ Проблемно-поисковый этап

Ученики класса разбиты на творческие группы, каждая из которых получает задание и необходимые реактивы для проведения эксперимента. Необходимо провести исследование, каждому предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний. Учащиеся, получив задание, осмысливают содержание и последовательность его выполнения. В исследовании каждой из групп учителем созданы проблемные ситуации противоречия теоретического материала и практически проведенного эксперимента. В процессе работы учащиеся заполняют протокол исследования.

^ Работа 1 группы - практики.

Цель исследования: изучение протекания химических реакций при взаимодействии металлов с растворами солей

А). Медь + нитрат серебра

Б). Железо + сульфат меди

Согласно теории протекает вытеснение активным металлом более слабого из раствора его соли с образованием металлического осадка. Проведённый эксперимент свидетельствует о вытеснении серебра, как менее активного металла из его соли медью. Обобщают полученные результаты и формулируют выводы, записывают уравнение реакции.

^ Металл + раствор соли?

Работа 2 группы – теоретики.

Цель: изучение физических свойств металлов, на примере металлов меди и алюминия с использованием электронной энциклопедии «Википедии»

Материал из электронной энциклопедии:

Алюминий - металл серебристо-белого цвета, лёгкий, плотность — 2,7 г/см³, температура плавления у технического алюминия — 658 °C, у алюминия высокой чистоты — 660 °C, удельная теплота плавления — 390 кДж/кг, температура кипения — 2500 °C, удельная теплота испарения — 10,53 МДж/кг, временное сопротивление литого алюминия — 10-12 кг/мм², деформируемого — 18-25 кг/мм², сплавов — 38-42 кг/мм².

Твёрдость по Бринеллю — 24-32 кгс/мм², высокая пластичность: у технического — 35 %, у чистого — 50 %, прокатывается в тонкий лист и даже фольгу.

Алюминий обладает высокой электропроводностью (0,0265 мкОм*м) и теплопроводностью (1,24*10-3 Вт/(м*К)), 65 % от электропроводности меди, обладает высокой светоотражательной способностью.

Медь — золотисто-розовый пластичный металл, на воздухе быстро покрывается оксидной плёнкой, которая придаёт ей характерный интенсивный желтовато-красный оттенок. Медь обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра). Имеет два стабильных изотопа — 63Cu и 65Cu, и несколько радиоактивных изотопов. Самый долгоживущий из них, 64Cu, имеет период полураспада 12,7 ч и два варианта распада с различными продуктами.

Существует ряд сплавов меди: латунь — сплав меди с цинком, бронза — сплав меди с оловом, мельхиор — сплав меди и никеля, и некоторые другие.

Работа 3 группы – проектировщики.

Цель: создание проекта в форме слайд презентации по теме «Значение металлов в жизни и деятельности человека»

^ Работа 4 группы – конструкторы – модельеры

Цель: создание модели кристаллических решеток меди и алюминия

Работа 5 группы – экспериментаторы:

Цель работы: в ходе химического эксперимента проанализировать процессы, протекающие в разных средах, назвать процесс, дать определение? Подведение итога работы групп:

Констатация достижения учащимися поставленных целей, они развивают умения публичного выступления и обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования.

Отчет групп учащихся поддерживается мультимедийной презентацией проведенного исследования.

^ V. Контроль знаний. Учащимся предлагается индивидуальная работа программированный тест на компьютерах.

Компьютерная программа позволяет учащимся проверить уровень усвоения материала, показывает результаты тестирования и оценку.

^ VI. Рефлексия.

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

VIII. Домашнее задание.

Первый уровень.

1. Закончите уравнение:

Натрий + этиловый спирт

Магний + уксусная кислота

Цинк + соляная кислота

Алюминий + сера

Второй уровень.

  1. Осуществите превращение:

  2. Натрий-пероксид натрия-оксид натрия- гидроксид натрия-гидроксид натрия-сульфат натрия9

^ Третий уровень

выполнить кроссворд по теме "Металлы".

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Инструкционная карта - практикам.

^ Цель исследования: Изучение взаимодействия металлов с растворами солей

Реактивы: Растворы нитрата серебра, медь, железо, сульфат меди (2)

Ход эксперимента: Опыт №1 В раствор нитрата серебра поместите медную проволоку. Что наблюдаете? По результатам проведённого эксперимента сделайте вывод о продуктах данных реакций и запишите их.
^ Опыт №2 В раствор сульфата меди поместите железа. Что вы наблюдаете?
Объясните результаты эксперимента и запишите уравнения реакций. Сделайте вывод о взаимодействии щелочных металлов с растворами солей.

Металл + раствор соли?


^ Инструкционная карта - теоретикам

Цель: изучение физических свойств металлов, на примере металлов меди и алюминия с использованием электронной энциклопедии «Википедии».

У вас образцы металлов: медь и алюминий. Опишите физические свойства этих металлов, дополнительную информацию получите пользуясь электронной энциклопедией «Википедия»


^ Инструкционная карта - проектировщикам

Цель: создание проекта в форме слайд презентации по теме «Значение металлов в жизни и деятельности человека»


^ Инструкционная карта - моделистам

Цель: создание модели кристаллических решеток меди и алюминия


Работа 5 группы – экспериментаторы:

Цель работы: в ходе химического эксперимента проанализировать процессы, протекающие в разных средах, назвать процесс, дать определение? Подведение итога работы групп:


Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.


Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.


Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

teoreticheskie-osnovi-informacionnogo-obespecheniya-upravleniya-predpriyatiem.html
teoreticheskie-osnovi-issledovaniya-psihologicheskih-osobennostej-etnicheskih-stereotipov-sovremennoj-molodezhi-6.html
teoreticheskie-osnovi-konstruirovaniya.html
teoreticheskie-osnovi-metoda.html
teoreticheskie-osnovi-obucheniya-detej-schetu-stranica-2.html
teoreticheskie-osnovi-organizacii-upravlencheskogo-ucheta-i-formirovanie-upravlencheskoj-otchetnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sv-suslova-vorobeva-i-p-rzhimatorskaya-t-n.html
  • reading.bystrickaya.ru/korporativnie-informacionnie-sistemi-konspekt-lekcij-informacionnie-tehnologii-prepodavatel-grebenev-igor-valerevich-kirov-2005.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tradicionnie-mirnie-sredstva-uregulirovaniya-sporov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mi-horosho-znaem-mnogih-polkovodcev-i-prezidentov-no-nam-neizvestni-imena-mnogih-vrachej-otkritiya-kotorih-pozvolili-sohranit-rod-chelovecheskij-imena-vrachej-stranica-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravo-mezhdunarodnih-dogovorov-stranica-2.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-mezhdunarodnij-vokalno-horeograficheskij-festival-konkurs-nevskaya-kapel.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-nutriciologiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-byudzhetnie-celevie-programmi-i-neprogrammnaya-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kto-pobedit-v-yuzhnom-butove-gosduma-rf-monitoring-smi-22-iyunya-2006-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/promishlennosti-harakteristika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-literaturno-teatralnogo-marshruta-po-gtobolsku.html
  • college.bystrickaya.ru/31-ksbi-blm-beru-badarlamalarin-baalaudi-dstemelk-sinistari.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-tkzu-turali-habarlandiru.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-habarovsk-2008-udk-159-9-323-28-07-l-481-stranica-21.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovaniya-obshestva-znanie.html
  • education.bystrickaya.ru/4-1929-g-chikago-chudovishnoe-ubijstvo-v-den-svyatogo-valentina-goddard-ustanavlivaet-oruzhie-iz-kotorogo-strelyali-ubijci-pervaya-v-amerike-nauchno-kriminalisticheskaya-laboratoriya.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-slovnikadlya-glossariya-bolonskogo-processa-onitoringovogo-issledovaniya-pod-nauchnoj-redakciej-doktora.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stoimost-spravochnika-kniga-179-grn-spravochnik-ventilyaciya-proektirovanie-montazh-ekspluataciya-spravochnik.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-21-tehnologiya-pedagogicheskogo-obsheniya-i-ustanovleniya-pedagogicheski-celesoobraznih-vzaimootnoshenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-istoriya-metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-uchebnih-predmetov-s-uchetom-primernogo-uchebnogo-plana.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-analiz-i-podderzhka-reshenij-dlya-napravleniya-010500-prikladnaya-matematika-i-informatika-specialnosti-010500-68-matematicheskoe-modelirovanie-podgotovki-magistra.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-deyatelnosti-studenta-po-osnovnoj-specialnosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/panel-komponentov-win32.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-i-attestacii-professionalnih-buhgalterov-kommercheskih-organizacij-po-mezhdunarodnim-standartam-finansovoj-otchetnosti-520-chasov-utverzhdena.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajni-russkogo-naroda-vpoiskah-istokov-rusi-stranica-33.html
  • turn.bystrickaya.ru/poiskovie-cistemi-obichno-sostoyat-iz-treh-komponent.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-skolko-do-linii-fronta-mihalenko-k-f-nebo-stoit-vernosti.html
  • university.bystrickaya.ru/geografiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompyuter-moj-drug.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-ispolzovanie-materialnih-resursov-tema-raschet-pokazatelej-proizvodstva-i-realizacii-produkcii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mesto-uchebnogo-predmeta-informatika-i-ikt-prikaz-ministerstva-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-ot-05-marta-2004.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vrednie-veshestva-na-rabochem-meste-i-metodi-ih-filtracii.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-primernaya-tematika-kursovih-rabot-rabochaya-programma-disciplini-prakticheskij-kurs-vtorogo-inostrannogo-yazika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-3-iyulya-2009-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskva-molodaya-gvardiya-1987-stranica-16.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.