.RU

Тема : «Сленг молодёжи вчера и сегодня»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИКОЛАЕВСКАЯ СОШ


Д О К Л А Д


Тема : « Сленг молодёжи вчера и сегодня»


Мошкина Оксана, ученица 8 кл.


Руководитель : Мошкина Ирина

Ивановна


НИКОЛАЕВКА

2010


Проходят века, меняются поколения, а он, русский язык, как и испокон веков, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию России. В своём бесконечном и бескорыстном служении людям он подвергается порой глумлению, опасности разрушения, обесцвечивания. Как у Гумилёва:

И как пчёлы в улье опустелом,

Дурно пахнут мёртвые слова…

Мёртвых, уродливых слов в нашем языке сегодня много. Тем самым мы раним язык, наносим ему непоправимый вред. Поэтому русский язык нуждается в нашей защите, в общественном внимании. Сбережение этого бесценного духовного достояния русского и других народов России - нравственный долг молодёжи.


Научное общество «Логос» Николаевской средней школы совсем молодое, ему всего несколько месяцев. В его состав входят ученики 5, 6,

8 классов.

Название общества говорит само за себя. « Вначале

было Слово…». Вот с этой проблемы Слова мы и решили начать свою работу в «Логосе».

«Сленг молодёжи вчера и сегодня». Эта проблема всегда была, есть и будет актуальна для своего времени. Конечно, обо всей молодёжи говорить сегодня пока трудно, но всё же…

Современным состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: учителя, писатели, общественные деятели, политики. И мы, молодёжь 21 века.

Что происходит сегодня с языком, далеко не безразлично всем, кто понимает, что угрожает единству и целостности русского языка.

Мы попытались провести исследования о приобретениях и потерях в нашем родном языке за последние полтора-два десятилетия. Представителями молодёжи 20 века выступили наши родители, а представителями сегодняшней молодёжи выступили мы, подростки 21 века.

Вопрос мы всем задавали один: Как изменился язык молодёжи рубежа двух столетий, и что характерно для него было вчера и сегодня?

Идут школьные годы, меняются пиджаки, привычки… . А мы сами? В какой-то момент замечаем, что хотя в возрасте разница небольшая , но « это уже не наше поколение». И мы, спрашивая людей за 30, что такое современная молодёжь, видели, что они уже немного теряются в ответе. Ведь в этом возрасте они были другими . И большинство из них говорит: «Молодёжь нынче не та пошла. Вот мы в их годы…» Так ли это? Безусловно. Потому что и жизнь наша сейчас меняется гораздо быстрее, чем менялась раньше. Мы думаем, что, если бы с изменением темпа нашей жизни не менялась молодёжь, она бы просто не смогла выжить.

Итак, вопрос задан. Пока молодёжь разного возраста задумалась над ответом, мы обратимся к истории русского языка. К самому Михаилу Васильевичу Ломоносову, труды которого в области языка имеют особую важность с точки зрения развития и укрепления отечественной государственности и культуры ещё в 18 веке.


« Все науки в грамматике нужды имеют.

Тупа оратория, косноязычна поэзия,

Неосновательна философия, непонятна

История, сомнительна юриспруденция

Без грамматики».

М.В. Ломоносов.


М.В.Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи, за её связь с лучшими вековыми традициями,

составляющими питательную почву для новых языковых образований. Слово, в истолковании Ломоносова- это сгусток человеческого опыта. Оно отражает различные стороны бытия, в ней сказывается глубина восприятия отдельным человеком окружающего мира, темперамент личности. Значит, и относиться к слову надо серьёзно, ибо « тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, непонятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Конечно, ядро нашего языка в целом осталось прежним, но лексических новаций появилось немало. Мы не спорим, для каждого поколения своё время. Но есть и то, что объединяет целые поколения.

На долю наших родителей и нас выпало время Кризиса. Для молодёжи 20 века - это было время развала устоев, начала нищеты, и в то же время они узнали много того, что было под запретом долгие годы. Сегодня молодёжь сталкивается с проблемами неустроенности, неуверенности в завтрашнем дне, подмене ценностей и приоритетов, хотя тоже узнаёт много нового через Интернет и СМИ.


Вернёмся к вопросу, который мы задавали старшему поколению и младшему. Да , убеждали нас родители, изменилось всё и речь в том числе. Да, утвердительно говорили старшеклассники. Но, чтобы не быть голословными, мы провели анкетирование, как среди родителей, так и среди учеников. Вопросы в анкетах были разные, в том числе про интересы, увлечения, книги, фильмы, музыку и, конечно, молодёжный сленг


СЛЕНГ- слова, выражения, характеризующие речь определенных социальных возрастных групп людей. Слово в 20 веке заимствовано из английского- slang- « жаргон».


Результаты показали, что разговорная речь двух поколений различна и в то же время имеет схожие черты.

Мы попробовали составить словарь разговорной речи молодёжи 20 века и комментарий к нему.


КАПУСТА - деньги.


БАЛДЕТЬ -

ТОРЧАТЬ - быть в хорошем настроении.

ТАЩИТЬСЯ-


ОБАЛДЕНННЫЙ (балдёж)- восхитительный.


НИШТЯК- всё хорошо.


КАЙФ- наслаждение.


НЕ КОЛЫШЕТ - не волнует.


ВСЁ ПУТЁМ - как надо.


БЛАТНОЙ - имеющий выгодное знакомство.


ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ - обманывать.


ПАЦАН- подросток.


ШНУРКИ-

ПРЕДКИ - родители.


ПРИКОЛ- шутка, розыгрыш.


ШПОРЫ - шпаргалка.


ПРОКОЛ- неудача.


ТАЧКА- машина.


ЧУВАК - молодой человек.


ЧУВИХА - девушка.


ХВОСТ - невыполненная работа.


ПРОШВЫРНУТЬСЯ - гулять без дела.


ТОПИТЬ, ЗАСЫПАТЬ- задавать трудные вопросы на экзамене.


СЦЕНКА: Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами:- Тебя отпустили? Ты завалил? Что там? Рассказывай.

Он облегченно вздохнул и сказал: «Замётано!» Но ребята не унимались.

- Что делает ^ Сам?

- Режет всех подряд…

- А Русалка?

-Топит.

-Ну, а этот, их ассистент?

-Этот? Засыпает!

- А как же ты?

-Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.

- А Васька?

- Плавает на шпорах...


Если бы этот разговор услышал иностранец, он решил бы, что

здесь собрались жертвы какой-то расправы, а спасённый счастливчик рассказывает о проделках злодейской шайки или мафии. Но как в ней оказалась сказочная русалка? Или это чья-то кличка? И как можно «плавать на шпорах»?

Однако школьнику 20 века этот « язык» был понятен, ведь учительницу русского языка называли русалкой; о директоре говорили сам; топить, засыпать- значить задавать трудные вопросы на экзамене, а сечь - разбираться в учебном материале. На этом «языке», а точнее - жаргоне, шпаргалки называют шпорами, а о том, кто плохо отвечает,

говорят: плавает, о неудаче - прокол, о чем-то восхитительном - обалденный, балдёжный и т.д.

Как же следует оценить эти словечки, то есть жаргонизмы?


ЖАРГОН – ненормативная лексика , употребляемая

определённой социальной группой или представителями

различных профессий.

Конечно, тот, кто учился русскому языку у А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, не станет восхищаться жаргоном. Ведь это обеднённый, грубый и безобразный заменитель настоящего языка! Жаргонизмы перешли в разговорный язык из уголовной, тюремной лексики. Любила молодёжь бравировать режущими слух словами, выделиться не только поступками, но и крепким словцом, столь необычным для общества.


В разговорный язык из тюремного арго, по оценкам учёных-лингвистов, в 20 веке перешло около 340 единиц с одним или несколькими значениями. Давайте рассмотрим некоторые из них, заглянув в словарь.

АРГО - особая лексика отдельных социальных групп, условный язык.

ПРИКОЛ- 1. «показания арестованного»,

2. «испытание новичков в камере»,

3. «розыгрыш»,

4. «рассказ»,

5. «забавный случай»,

6. «смех».

В речь наших родителей это слово вошло со значением «розыгрыш». « Прикалывались» над кем-нибудь, разыгрывали, подшучивали.

ПАЦАН - 1. «молодой вор»,

2. «воспитанник детского дома»,

3. «подросток».

А пацанами были просто подростки, не больше, не меньше, о воровстве речь уже не шла.

Наибольшее распространение в 20 веке получил молодёжный жаргон, популярный у учащейся молодёжи. Жаргонизмы, как правило, имеют равнозначные выражения в общенародном языке.

ШПОРЫ- шпаргалки.


ОБЩАГА- общежитие.


УДОЧКА - удовлетворительная оценка.


Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодёжи ярче, эмоциональнее выразить своё отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: обалденный, клёвый, кайф, тащиться, а также слова на западный манер: гуд бай! Хелло! Все они распространены иногда только в устной речи и нередко отсутствуют в словарях.

В жаргонах искажаются и значения, и облик многих слов. Например, в ученическом и студенческом жаргоне бытуют словечки: пара-«оценка два», физра- «физкультура как школьный предмет», преп-

«преподаватель» и т.д.


Жаргонизмы и арго недостаточно ещё изучены, а также их

подвижность в языке. Это отражается в непоследовательности их толкования составителями разных словарей. Поэтому зачастую жаргонизмы ещё в большей степени имеют размытые, неточные значения. Понять их смысл удаётся только в зависимости от контекста.

Например, глагол «кемарить» может означать «отдыхать», «дремать»,

«спать».

Но дело ещё и в том, что и в начале 21 века наш язык испытывает сильнейшее влияние жаргонной и просторечной языковой среды. Что же мы услышали во внеурочное время в речи школьников и прочитали в анкетах. По этим результатам тоже был составлен словарь жаргонизмов учащихся.


КРУТО –

^ ПОТРЯСНО – ХОРОШО, ОТЛИЧНО

КЛЁВО -


ТАЧКА – МАШИНА


ПРИКОЛ – НАСМЕШКА


ТУСОВКА – ОБЩЕНИЕ


ЛОХ – ГЛУПЫЙ, НЕДАЛЁКИЙ


^ ОТСТОЙ – ХУЖЕ НЕКУДА


ПОНТЫ -


КОНКРЕТНЫЙ ПАЦАН – ВЫЗЫВАЮЩИЙ ДОВЕРИЕ, УВАЖЕНИЕ ПОДРОСТОК


Широко употреблены прозвища, нередко обидные. Распространены «лишние» слова: типа, вот, короче, ну, в общем.

Если вы заметили, сегодняшняя молодёжь приняла эстафету от старшего поколения. Многие слова перешли по наследству от старших к младшим: та же « тачка», тот же « пацан», только окраска стала экспрессивнее, ярче. «Общность интересов», порождающая жаргонизмы, стала более разнообразной. Что же влияет на появление жаргонизмов и в 21 веке? Не только криминальная обстановка в городе и селе, но и не последнюю роль в этом влиянии играет миграция: перемешивание разных слоёв населения, отток сельских жителей в города, усложнение социального положения горожан и сельских жителей.


Жаргонные слова и обороты далеко не редкость и в литературной речи. Сначала жаргонная лексика просачивалась главным

образом в устно- разговорную её разновидность, затем, ближе к нашим дням,- в язык средств массовой информации, а потом широким потоком хлынула в публицистику, в публичные выступления политиков, депутатов, писателей и даже президента и премьер- министра.


Если в 20 веке ещё существовала цензура на газеты, журналы, кино, музыку, то сегодня разгул жаргонной лексики льётся на нас с экранов телевизоров, прессы, литературы.

Хорошо это или плохо? Несомненно, плохо. Жаргонизмы романтизируют в глазах подростков уголовную эстетику, приводят к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияют на психику и мировоззрение. «Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри и лихими внешне словечками вроде клёвый, прошвырнуться, хелять…- пишет профессор Л. И. Скворцов о любителях жаргона. С ним нельзя не согласиться: в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам.

Употребление жаргонизмов делает речь не только грубой, непристойной, но и небрежной, нечёткой.


Возникновение и распространение жаргонизмов и арго справедливо оценивается как отрицательное явление в развитии национального языка. Но писатели зачастую обращаются к жаргонизмам в поисках реалистических красок при описании соответствующих сторон действительности. При этом нужно осторожно пользоваться такими выражениями и словами.


Однако лингвисты считают, что в потоке жаргонных слов и оборотов те, кто наделён языковым чутьём и вкусом, способны правильно оценить особенно ёмкие и выразительные слова и обороты для употребления их и в литературной речи. Это процесс обновления русского литературного языка. Не нужно забывать, что язык представляет собой саморазвивающийся механизм, действие которого регулируется определёнными закономерностями. Наш русский язык умеет самоочищаться, избавляться от ненужного: он это уже неоднократно демонстрировал. Каждое поколение пополняет разговорную речь жаргонизмами и арго, по истечении времени что-то остаётся как норма, а что-то утрачивается как ненужное, не прижившееся.

Формирование правильной и выразительной речи молодёжи требует длительной последовательной работы.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТЫ


Афонина Г.Н. Школьный толково – этимологический словарь. М.: Айрис- пресс, 2008.


Ж. «Русский язык в школе».- № 1, 2005.


Ж. «Русский язык в школе и дома».- №1, 2002.


Калинин А.В. Лексика русского языка. М., 1978.


Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М.: «Просвещение», 1986.


Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: «Просвещение», 1985.


Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., «Просвещение», 1972.


Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990.

tematicheskij-plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-34-kursa-ochnoj-i-zaochnoj.html
tematicheskij-plan-uchebnogo-kursa-e-a-stolbnikova-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza.html
tematicheskij-plan-uchebnogo-kursa-kurs-1-napravlenie-vse-napravleniya-forma-obucheniya-zaochnaya-semestr-1.html
tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-uchebnoj-disciplini-razdel-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-uchebnoj-disciplini-konstitucionnoe-pravo.html
tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-naimenovanie-tem-i-razdelov.html
tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-programma-disciplini-inostrannij-yazik-anglijskij-oshibka-element-avtoteksta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-zootehniya-petrozavodsk-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/gorod-alapaevsk.html
  • tests.bystrickaya.ru/list-68-lekarstva-s-ochishayushim-dejstviem-tantra-osnov-atlas-tibetskoj-medicini-list-1-vstuplenie-tantra-osnov-kratkoe.html
  • control.bystrickaya.ru/bilateralnaya-model-strukturi-psihiki-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvennoj-komissiej-rf-ot-21-07-96-g-2727p-p8-bo-rpo-ufa-1999-stranica-20.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovaniya-pamyati-v-associanizme-povedencheskoj-i-kognitivnoj-psihologii.html
  • composition.bystrickaya.ru/pamyatka-konsultanta-dlya-raboti-s-klientami-23-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchenij-sovet-itogi-zasedaniya-26-dekabrya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-aza-tl-mektep-hanari-zhom-tlebi-audani-kn.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-ekologiya-zhilisha-programma-elektivnogo-kursa-po-himii-dlya-uchashihsya-9-klassa-himiya-i-povsednevnaya-zhizn-cheloveka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-agitaciyata-v-iv-okrg-zapiski-po-blgarskite-vstaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/egor-letov-ya-ne-veryu-v-anarhiyu-sbornik-statej-stranica-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/fyuchersnie-kontrakti-i-ih-klassifikaciya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii-6-klass.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-61-tolyattinskij-gosudarstvennij-universitet-g-o-tolyatti-64-stranica-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/marnskaya-bitva-galaktionov-m-r-parizh-1914-tempi-operacij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-9-8-minimalnij-period-tverdeniya-proekt-rekonstrukcii-uchastka-km-536-593-avtomobilnoj-dorogi-almati-kordaj.html
  • letter.bystrickaya.ru/novoe-pokolenie-vibiraet-zdorove-usilenie-profilakticheskoj-raboti-posredstvom-podderzhki-nko-i-volonterskih-dvizhenij-v-severo-zapadnom-regione-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rimskoe-snaryazhenie-opit-rekonstrukcii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/travmaticheskij-shok-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-respubliki-belarus-28-03-2002-n-49-ministerstvo-zdravoohraneniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-russkomu-pravopisaniyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • university.bystrickaya.ru/eto-odna-iz-drevnejshih-dinastij-o-kotoroj-mi-znaem-ochen-malo-stranica-35.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-mehanika-shpargalka.html
  • college.bystrickaya.ru/13-obyazannosti-studenta-kursanta-rukovoditelya-i-konsultanta-obshie-trebovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnie-voprosi-razvitie-mozga-v-ontegeneze-nejroni-stroenie-i-funkcii-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nacionalnij-harakter.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vremya-v-kotorom-mi-zhivem-obladaet-sobstvennim-smislom-konec-veka-konec-tisyacheletiya-vremya-itoga-sobstvenno-itog-eto-ved-svoeobraznaya-reinkarnaciya-smer.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-01-teoriya-gosudarstva-i-prava-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/snovnie-rezultati-rabot-federalnogo-agentstva-po-nedropolzovaniyu-v-2009-godu-i-prioritetnie-zadachi-na-2010-god.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-forma-predlozheniya-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya-v-redakcii-ot-14-02-2012-g-po-otboru-oao-sizrangaz.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-romana-prestuplenie-i-nakazanie-prishlos-na-perelomnij-dlya-rossii-rubezh-pyatidesyatih-shestidesyatih-godov-proshlogo-veka-eto-bilo-vremya-vtoroj-imperii-v.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uhodyashij-god-bil-dlya-agrariev-ochen-slozhnim-i-napryazhennim-prezhde-vsego-potomu-chto-eto-vtoroj-god-nemislimoj-zasuhi-otsutstviya-perehodyashih-zapasov-i-strahov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-elektronnih-tablic-v-power-point-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-prikladnogo-kursa-ekologicheskaya-etika-34-chasa-1-chas-v-nedelyu-10-klass.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-sudebnaya-praktika-prakticheskoe-posobie-dlya-potrebitelej-g-rostov-na-donu-2008.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.