.RU

Тема: Самое дорогое у человека это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»)


Конспект урока литературы в 5-м классе

по программе «Школа 2100».


Тема: Самое дорогое у человека – это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»).


Цели и задачи:

- проанализировать рассказ, определить изобразительные средства основной идеи рассказа;

- развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умения делать выводы, ведения диалога с автором;

- вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.


Оборудование:

Уголок по технике безопасности, таблички с правилами по технике безопасности, иллюстрации к произведению, портрет писателя, учебник, электронный толковый словарь русского языка, компьютер, экран, проектор, презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


^ Ход урока:

Хорошо, если платье твоё без прорех.

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо –

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Омар Хайям


Учитель.

Этот урок мне хочется начать со стихотворения Омара Хайяма, которое я выбрала в качестве эпиграфа.

- О чём говорит Омар Хайям в своём стихотворении? Что считает он дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Самое прекрасное и самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. К сожалению, жизнь даётся каждому из нас лишь один раз, и нередко бывают такие ситуации, когда необходимо за свою жизнь бороться.

- Какие опасности могут подстерегать человека в наше время?

(ответы учащихся)

- Что объединяет эти обстоятельства? Как мы можем их назвать?

(экстремальные ситуации)

Обратимся к электронному толковому словарю и найдём значение слова «экстремальный» (значение слова проецируется на экране)

(экстремальный – крайний, необычный по трудности, сложности)

- Что же требуется от человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах?

(ответы учащихся)

Обратимся к уголку по технике безопасности и повторим, что нам нужно уметь и знать, если мы вдруг окажемся в опасности.

Презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


Учитель.

Раздел учебника, с которым мы знакомимся, так и называется «Экстремальные ситуации». Дома вы читали рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».

Докажите, что главный герой рассказа, действительно, оказался в экстремальной ситуации.

Работа с текстом: (ответы учащихся:

«оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений», «хорошо бы иметь хоть два патрона», «вода была холодная, как лёд», «путник поскользнулся и чуть не упал, но удержался на ногах, громко вскрикнув от боли», «это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду»)


Учитель.

Учитывая все эти обстоятельства, мы увидели, что главному герою нужна помощь, он попал в беду, т.е. оказался в экстремальной ситуации.

- Чем усугублялось положение главного героя?

(герой был ранен, его бросил друг)

- Какое первое чувство испытывает главный герой, оставшись один?

(страх)

- Какие ошибки он при этом совершает и как потом их исправляет?

(«пересилил свой страх», «собрался с духом», «медленно пошёл»)

- Как это помогло ему в дальнейшем?

(ответы учащихся)

- Какое же самое главное правило мы должны помнить, оказавшись в экстремальной ситуации?

(не поддаться панике, выбрать наиболее правильное решение)

На доске вывешиваю табличку:


Не поддаваться панике


Учитель.

Продолжим анализировать ситуацию, в которую попал герой.

- Что ещё он предпринял, чтобы спасти свою жизнь?

(определил, где находится: «оставшись один, он не сбился с пути», «старался идти по следам Билла», продвигался к тайнику с едой)

Вывод: заблудившись в лесу или оказавшись в незнакомой местности, нужно постараться сориентироваться, вспомнить, каким образом вы попали в это место, применить знания, полученные на уроке природоведения. Главное, заходя в незнакомое место, запоминай направление своего движения.

На доску вывешиваю табличку:


Запоминай направление своего движения


Вернёмся к нашему герою и прочитаем отрывок на страницах 112-114.

- Что ещё предпринял человек для спасения своей жизни?

(«срывал и ел бледные болотные ягоды», «развёл костёр и поставил на него котелок с водой», «просушил мокрую обувь у костра», посчитал и убрал спички, пытался добыть еду любым способом, к еде относился очень бережно)


Учитель.

В начале отрывка герой не желает расстаться со своим золотом, несмотря на то, что оно было очень тяжёлым. Почему же в конце отрывка он всё-таки оставляет (прячет), а затем просто выбрасывает золото, а это и есть то, зачем пришёл сюда этот человек, то, из-за чего терпит он все лишения?

(ответы учащихся)


Учитель.

Обратимся вновь к эпиграфу.

- Почему Омар Хайям говорит, что жизнь человека дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Вывод: Самое дорогое для человека – это жизнь. Нужно стараться сохранить её в любых условиях. При любой ситуации, не жалея ни о каких потерянных или утраченных вещах.

На доску вывешиваю табличку:


Самое дорогое – это жизнь


Учитель.

В своём рассказе Джек Лондон показывает нам множество опасностей, с которыми пришлось столкнуться и бороться герою. Одна из таких – это встреча с дикими зверями. Заблудившемуся в лесу, в пустынной местности человеку иногда приходится встречаться и даже бороться с дикими животными.

Дома вы анализировали эпизоды встречи главного героя с медведем и с волком.

1 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с медведем»

2 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с волком»

Анализ рисунков.

- Как ведёт себя герой в данных ситуациях?

(ответы учащихся)

- Что помогло ему победить диких зверей?

(ответы учащихся)


Учитель.

Может так случиться, что кто- то из вас тоже окажется один на один с природой. Что нужно сделать, чтобы оградить себя от столкновения с дикими животными? Нужно ли, как герой рассказа, вступать с ними в борьбу?

(ответы учащихся)

Вывод: Оказавшись в экстремальной ситуации, помнить об естественных природных опасностях, не быть излишне самоуверенным, постараться не приближаться к диким животным.

На доску вывешиваю табличку:


Не приближаться к диким животным.


Учитель.

В награду за мужество, стойкость и смелость, за упорство и борьбу Бог дарует человеку спасение. Дарит жизнь. Последнее, с чем пришлось столкнуться герою, - это тело Билла, его товарища.

- Почему Билл, который не был ранен, который был сильнее главного героя, всё-таки погиб?

(ответы учащихся)

Вывод: Ещё одно главное правило! Оказавшись в экстремальной ситуации, никогда не бросайте своих друзей!

На доску вывешиваю табличку:


Не бросайте своих друзей.


Учитель.

А теперь вернёмся к названию рассказа.

- В чём смысл названия рассказа «Любовь к жизни»?

(ответы учащихся)


Учитель.

Джек Лондон в своём произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни и что главный герой сохранил самое ценное – это жизнь. Сила его духа не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.


Самостоятельная групповая работа по материалу урока.

Учащимся предлагается составить инструкцию для своих сверстников: «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

Проверяем работы и лучшие инструкции вывешиваем в классе на стенде по технике безопасности.


Итоги по уроку.


Д.з.: выполнить свою презентацию «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

tematicheskij-period-poznaj-sebya-eto-interesno-plan-raboti-mou-habarskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
tematicheskij-plan-10-lekcij-po-2.html
tematicheskij-plan-2003-matematika-estestvennie-nauki-59.html
tematicheskij-plan-4-literatura-5-tematicheskij-obzor-6-problema-mezhlichnostnih-otnoshenij-i-obsheniya-v-socialnoj-psihologii-6-stranica-3.html
tematicheskij-plan-besed-po-znakomstvu-s-professiyami-metodicheskie-razrabotki-zanyali-2-mesto-v-gorodskom-konkurse.html
tematicheskij-plan-delovoj-programmi-vistavki-yarmarki-nedvizhimost-vesna-2009.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vosproizvedenie-zvuka-v-sisteme-personalnogo-kompyutera.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-obrazovaniya-i-raspredeleniya-chasti-dotacij-statya-dejstvie-zakona-respubliki-tatarstan-o-byudzhete-respubliki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otchet-po-preddiplomnoj-praktike-v-nochnom-klube-barin-chast-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-predstavleniya-psihologii-o-strukture-i-mehanizmah-vospriyatiya-teoriya-obnaruzheniya-signala.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-zadanij-tekushego-kontrolya-programma-disciplini-anglijskij-yazik-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-dlya-studentov-specialnosti-060808-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-yazik-specialnosti-nemeckij-yazik-dlya-studentov-fakulteta-iskusstv-mgu-im-m-v-lomonosova-ii-kurs-4-sem.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-interesuyushihsya-primeneniem-kibernetiki-v-nejropsihologii-i-gumanitarnih-naukah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-matematika-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu-030500-yurisprudenciya-po-specialnosti-030500.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strugackie-a-i-b-problema-nravstvennosti-i-chelovecheskoj-lichnosti-v-povesti-a-i-b-strugackih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-torgovli-moskva-2008-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-eksperimentalnie-metodi-fizicheskih-issledovanij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-nauchno-issledovatelskih-rabot-po-gumanitarnim-estestvennim-i-tehnicheskim-naukam-sredi-uchashihsya-uchrezhdenij-obespechivayushih-poluchenie-obshego-srednego-obrazovaniya-letopis-shkoli.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ya-m-svet-za-kormoj-sto-tisyach-li.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-28-avgusta-2008-g-provedena-rajonnaya-avgustovskaya-konferenciya-kompleksnij-proekt-modernizacii-magdagachinskogo-rajona-predposilki-i-puti-realizacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-6-upravlenie-realizaciej-programmi-obrazovatelnaya-programma.html
  • turn.bystrickaya.ru/otdel-buhgalterskogo-ucheta-i-finansovoj-ekspertizi-spravochnik-sankt-peterburg.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/neotlozhnie-sostoyaniya-v-ambulatornoj-stomatologicheskoj-praktike.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-051312-po-discipline-visokourovnevie-metodi-inormatiki-i-programmirovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-poryadok-osushestvleniya-kontrolya-za-razmesheniem-sredstv-kompensacionnogo-fonda.html
  • bystrickaya.ru/ustrojstvo-stoyanki-vremenno-zaderzhannogo-gruzovogo-transporta-rezhimnaya-zona-v-g-zhovtobryuh-2009-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-evropejskoe-pravo-dlya-studentov-3-kursa-dnevnogo-otdeleniya-dlya-slushatelej-2-kursa-vechernego-otdeleniya-mezhdunarodno-pravovogo-fakulteta.html
  • writing.bystrickaya.ru/grizlov-popravki-v-byudzhet-2006-vazhnij-vklad-v-nacproekt-razvitie-apk-boris-grizlov-monitoring-smi-8-10-iyulya-2006-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-proverke-tetradej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-8-fevralya-2011-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovaya-priroda-organa-yuridicheskogo-lica-plan-seminarskih-zanyatij-spisok-literaturi-voprosi-k-zachetu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/po-probleme-diagnostiki-i-lecheniya-boleznej-organov-pishevareniya-prodolzheno-vipolnenie-15-tem-zadanij-po-4-napravleniyam.html
  • crib.bystrickaya.ru/kadrovoe-planirovanie-i-prognozirovanie-zadachi-metodi-tehnologii-na-primere-kontrolling-v-sisteme-upravleniya-organizaciej-na-primere.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pyatigorskij-gosudarstvennij-lingvisticheskij-universitet-3-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-aktualnie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-12-osnovi-setevoj-bezopasnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/frazeologiya-kak-obekt-lingvisticheskogo-issledovaniya-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mihail-nikolaevich-volkonskij-vologda-v-vospominaniyah-i-putevih-zapiskah-konec-xviii-nachalo-xx-vv.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-l-smishlyaev-nyanya-kormilica-v-sude-rimskogo-namestnika-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-razvitie-zakonodatelstva-o-mestnom-samoupravlenii-v-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.