.RU

Тема: Самое дорогое у человека это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»)


Конспект урока литературы в 5-м классе

по программе «Школа 2100».


Тема: Самое дорогое у человека – это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»).


Цели и задачи:

- проанализировать рассказ, определить изобразительные средства основной идеи рассказа;

- развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умения делать выводы, ведения диалога с автором;

- вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.


Оборудование:

Уголок по технике безопасности, таблички с правилами по технике безопасности, иллюстрации к произведению, портрет писателя, учебник, электронный толковый словарь русского языка, компьютер, экран, проектор, презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


^ Ход урока:

Хорошо, если платье твоё без прорех.

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо –

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Омар Хайям


Учитель.

Этот урок мне хочется начать со стихотворения Омара Хайяма, которое я выбрала в качестве эпиграфа.

- О чём говорит Омар Хайям в своём стихотворении? Что считает он дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Самое прекрасное и самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. К сожалению, жизнь даётся каждому из нас лишь один раз, и нередко бывают такие ситуации, когда необходимо за свою жизнь бороться.

- Какие опасности могут подстерегать человека в наше время?

(ответы учащихся)

- Что объединяет эти обстоятельства? Как мы можем их назвать?

(экстремальные ситуации)

Обратимся к электронному толковому словарю и найдём значение слова «экстремальный» (значение слова проецируется на экране)

(экстремальный – крайний, необычный по трудности, сложности)

- Что же требуется от человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах?

(ответы учащихся)

Обратимся к уголку по технике безопасности и повторим, что нам нужно уметь и знать, если мы вдруг окажемся в опасности.

Презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


Учитель.

Раздел учебника, с которым мы знакомимся, так и называется «Экстремальные ситуации». Дома вы читали рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».

Докажите, что главный герой рассказа, действительно, оказался в экстремальной ситуации.

Работа с текстом: (ответы учащихся:

«оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений», «хорошо бы иметь хоть два патрона», «вода была холодная, как лёд», «путник поскользнулся и чуть не упал, но удержался на ногах, громко вскрикнув от боли», «это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду»)


Учитель.

Учитывая все эти обстоятельства, мы увидели, что главному герою нужна помощь, он попал в беду, т.е. оказался в экстремальной ситуации.

- Чем усугублялось положение главного героя?

(герой был ранен, его бросил друг)

- Какое первое чувство испытывает главный герой, оставшись один?

(страх)

- Какие ошибки он при этом совершает и как потом их исправляет?

(«пересилил свой страх», «собрался с духом», «медленно пошёл»)

- Как это помогло ему в дальнейшем?

(ответы учащихся)

- Какое же самое главное правило мы должны помнить, оказавшись в экстремальной ситуации?

(не поддаться панике, выбрать наиболее правильное решение)

На доске вывешиваю табличку:


Не поддаваться панике


Учитель.

Продолжим анализировать ситуацию, в которую попал герой.

- Что ещё он предпринял, чтобы спасти свою жизнь?

(определил, где находится: «оставшись один, он не сбился с пути», «старался идти по следам Билла», продвигался к тайнику с едой)

Вывод: заблудившись в лесу или оказавшись в незнакомой местности, нужно постараться сориентироваться, вспомнить, каким образом вы попали в это место, применить знания, полученные на уроке природоведения. Главное, заходя в незнакомое место, запоминай направление своего движения.

На доску вывешиваю табличку:


Запоминай направление своего движения


Вернёмся к нашему герою и прочитаем отрывок на страницах 112-114.

- Что ещё предпринял человек для спасения своей жизни?

(«срывал и ел бледные болотные ягоды», «развёл костёр и поставил на него котелок с водой», «просушил мокрую обувь у костра», посчитал и убрал спички, пытался добыть еду любым способом, к еде относился очень бережно)


Учитель.

В начале отрывка герой не желает расстаться со своим золотом, несмотря на то, что оно было очень тяжёлым. Почему же в конце отрывка он всё-таки оставляет (прячет), а затем просто выбрасывает золото, а это и есть то, зачем пришёл сюда этот человек, то, из-за чего терпит он все лишения?

(ответы учащихся)


Учитель.

Обратимся вновь к эпиграфу.

- Почему Омар Хайям говорит, что жизнь человека дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Вывод: Самое дорогое для человека – это жизнь. Нужно стараться сохранить её в любых условиях. При любой ситуации, не жалея ни о каких потерянных или утраченных вещах.

На доску вывешиваю табличку:


Самое дорогое – это жизнь


Учитель.

В своём рассказе Джек Лондон показывает нам множество опасностей, с которыми пришлось столкнуться и бороться герою. Одна из таких – это встреча с дикими зверями. Заблудившемуся в лесу, в пустынной местности человеку иногда приходится встречаться и даже бороться с дикими животными.

Дома вы анализировали эпизоды встречи главного героя с медведем и с волком.

1 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с медведем»

2 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с волком»

Анализ рисунков.

- Как ведёт себя герой в данных ситуациях?

(ответы учащихся)

- Что помогло ему победить диких зверей?

(ответы учащихся)


Учитель.

Может так случиться, что кто- то из вас тоже окажется один на один с природой. Что нужно сделать, чтобы оградить себя от столкновения с дикими животными? Нужно ли, как герой рассказа, вступать с ними в борьбу?

(ответы учащихся)

Вывод: Оказавшись в экстремальной ситуации, помнить об естественных природных опасностях, не быть излишне самоуверенным, постараться не приближаться к диким животным.

На доску вывешиваю табличку:


Не приближаться к диким животным.


Учитель.

В награду за мужество, стойкость и смелость, за упорство и борьбу Бог дарует человеку спасение. Дарит жизнь. Последнее, с чем пришлось столкнуться герою, - это тело Билла, его товарища.

- Почему Билл, который не был ранен, который был сильнее главного героя, всё-таки погиб?

(ответы учащихся)

Вывод: Ещё одно главное правило! Оказавшись в экстремальной ситуации, никогда не бросайте своих друзей!

На доску вывешиваю табличку:


Не бросайте своих друзей.


Учитель.

А теперь вернёмся к названию рассказа.

- В чём смысл названия рассказа «Любовь к жизни»?

(ответы учащихся)


Учитель.

Джек Лондон в своём произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни и что главный герой сохранил самое ценное – это жизнь. Сила его духа не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.


Самостоятельная групповая работа по материалу урока.

Учащимся предлагается составить инструкцию для своих сверстников: «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

Проверяем работы и лучшие инструкции вывешиваем в классе на стенде по технике безопасности.


Итоги по уроку.


Д.з.: выполнить свою презентацию «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

tematicheskij-period-poznaj-sebya-eto-interesno-plan-raboti-mou-habarskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
tematicheskij-plan-10-lekcij-po-2.html
tematicheskij-plan-2003-matematika-estestvennie-nauki-59.html
tematicheskij-plan-4-literatura-5-tematicheskij-obzor-6-problema-mezhlichnostnih-otnoshenij-i-obsheniya-v-socialnoj-psihologii-6-stranica-3.html
tematicheskij-plan-besed-po-znakomstvu-s-professiyami-metodicheskie-razrabotki-zanyali-2-mesto-v-gorodskom-konkurse.html
tematicheskij-plan-delovoj-programmi-vistavki-yarmarki-nedvizhimost-vesna-2009.html
  • school.bystrickaya.ru/a-dannie-ob-emitente-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prisyazhnaya-vlast-rossijskaya-gazeta-anna-zakatnova-24032008-062-p-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-22-24.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspolozhenie-ksp.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-030501-yurisprudenciya-vseh-form-obucheniya-kemerovo-2010.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sociokulturovedcheskij-aspekt-v-obuchenii-anglijskomu-yaziku-v-starshih-klassah-shkol-s-uglublennim-izucheniem-anglijskogo-yazika.html
  • report.bystrickaya.ru/kartina-vtoraya-tennessi-uilyams.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-prepodavaniyu-elektivnogo-kursa-vvedenie-v-mir-himii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-meropriyatij-ministerstva-kulturi-uchrezhdenij-kulturi-na-iyul-2011-goda-data.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-po-proektu-tehnicheskoe-zadanie-po-proektu-7-metodologiya-ocenki-byudzhetnih-ekonomicheskih-i.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-soznanie-cheloveka-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-izdatelskaya-programma-uchebniki-i.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tovarovedenie-prodovolstvennih-tovarov-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-skladskogo-hozyajstva-chast-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shanhajskaya-organizaciya-sotrudnichestva-shos-spravka-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-17-shkola-dlya-gluhih-i-surdopedagogika-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-19411945.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-chastichno-ili-polnostyu-dopolnyaet-uchebnik-oficialno-utverzhdeno.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-itogovaya-attestaciya-vipusknikov-xi-klassov-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sozdanie-i-obrabotka-baz-dannih-sredstvami-yazika-visual-basic-60.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magazini-elektricheskih-velichin-stranica-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/auditorskoe-zaklyuchenie-po-finansovoj-buhgalterskoj-otchetnosti-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihokultura-vostochnih-slavyan-v-tradiciyah-obryadah-predaniyah-legendah-i-mifah.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-na-poslednij-zvonok-proshalnij-bal-uroki-nachinayutsya-148.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-1-programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-ananevskie-chteniya-2010-sovremennie-prikladnie-napravleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-obshestvoznaniyu-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-i-primernoj-programmi-dlya-sostavleniya-rabochej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-alekseev-vozniknovenie-cheloveka-i-obshestva-stranica-9.html
  • student.bystrickaya.ru/28-testovie-zadaniya-dlya-samokontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizika-dlya-specialnosti-050710.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vgkamskij-predsedatel-sverdlovskogo-obkoma-gmpr-informacionnij-byulleten-mezhdunarodnogo-obedineniya-profsoyuzov.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-zhizni-premer-ministra.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-informacionnie-tehnologii-i-it-obrazovanie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zagryaznenie-i-degradaciya-pochv-shema-territorialnogo-planirovaniya-respubliki-kalmikiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-klass.html
  • report.bystrickaya.ru/import-derevoobrabativayushego-oborudovaniya-marki-vajning-iz-germanii-v-rossiyu-chast-5.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-mirotvorcheskih-missij-oon-obse-i-rossijskoj-federacii-v-razreshenii-konfliktov-na-territorii-bivshej-yugoslavii.html
  • report.bystrickaya.ru/iii--5semestr-6semestr-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-070302-horeograficheskoe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-doklada-prezidenta-tpp-rf-e-m-primakova-navi-sezde-torgovo-promishlennoj-palati-rossijskoj-federacii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-rostove-gorela-pristrojka-proteznogo-zavoda-internet-resurs-delovoj-kvartal-sajt-rostov-14042011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.