.RU

Тема: Самое дорогое у человека это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»)


Конспект урока литературы в 5-м классе

по программе «Школа 2100».


Тема: Самое дорогое у человека – это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»).


Цели и задачи:

- проанализировать рассказ, определить изобразительные средства основной идеи рассказа;

- развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умения делать выводы, ведения диалога с автором;

- вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.


Оборудование:

Уголок по технике безопасности, таблички с правилами по технике безопасности, иллюстрации к произведению, портрет писателя, учебник, электронный толковый словарь русского языка, компьютер, экран, проектор, презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


^ Ход урока:

Хорошо, если платье твоё без прорех.

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо –

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Омар Хайям


Учитель.

Этот урок мне хочется начать со стихотворения Омара Хайяма, которое я выбрала в качестве эпиграфа.

- О чём говорит Омар Хайям в своём стихотворении? Что считает он дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Самое прекрасное и самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. К сожалению, жизнь даётся каждому из нас лишь один раз, и нередко бывают такие ситуации, когда необходимо за свою жизнь бороться.

- Какие опасности могут подстерегать человека в наше время?

(ответы учащихся)

- Что объединяет эти обстоятельства? Как мы можем их назвать?

(экстремальные ситуации)

Обратимся к электронному толковому словарю и найдём значение слова «экстремальный» (значение слова проецируется на экране)

(экстремальный – крайний, необычный по трудности, сложности)

- Что же требуется от человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах?

(ответы учащихся)

Обратимся к уголку по технике безопасности и повторим, что нам нужно уметь и знать, если мы вдруг окажемся в опасности.

Презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


Учитель.

Раздел учебника, с которым мы знакомимся, так и называется «Экстремальные ситуации». Дома вы читали рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».

Докажите, что главный герой рассказа, действительно, оказался в экстремальной ситуации.

Работа с текстом: (ответы учащихся:

«оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений», «хорошо бы иметь хоть два патрона», «вода была холодная, как лёд», «путник поскользнулся и чуть не упал, но удержался на ногах, громко вскрикнув от боли», «это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду»)


Учитель.

Учитывая все эти обстоятельства, мы увидели, что главному герою нужна помощь, он попал в беду, т.е. оказался в экстремальной ситуации.

- Чем усугублялось положение главного героя?

(герой был ранен, его бросил друг)

- Какое первое чувство испытывает главный герой, оставшись один?

(страх)

- Какие ошибки он при этом совершает и как потом их исправляет?

(«пересилил свой страх», «собрался с духом», «медленно пошёл»)

- Как это помогло ему в дальнейшем?

(ответы учащихся)

- Какое же самое главное правило мы должны помнить, оказавшись в экстремальной ситуации?

(не поддаться панике, выбрать наиболее правильное решение)

На доске вывешиваю табличку:


Не поддаваться панике


Учитель.

Продолжим анализировать ситуацию, в которую попал герой.

- Что ещё он предпринял, чтобы спасти свою жизнь?

(определил, где находится: «оставшись один, он не сбился с пути», «старался идти по следам Билла», продвигался к тайнику с едой)

Вывод: заблудившись в лесу или оказавшись в незнакомой местности, нужно постараться сориентироваться, вспомнить, каким образом вы попали в это место, применить знания, полученные на уроке природоведения. Главное, заходя в незнакомое место, запоминай направление своего движения.

На доску вывешиваю табличку:


Запоминай направление своего движения


Вернёмся к нашему герою и прочитаем отрывок на страницах 112-114.

- Что ещё предпринял человек для спасения своей жизни?

(«срывал и ел бледные болотные ягоды», «развёл костёр и поставил на него котелок с водой», «просушил мокрую обувь у костра», посчитал и убрал спички, пытался добыть еду любым способом, к еде относился очень бережно)


Учитель.

В начале отрывка герой не желает расстаться со своим золотом, несмотря на то, что оно было очень тяжёлым. Почему же в конце отрывка он всё-таки оставляет (прячет), а затем просто выбрасывает золото, а это и есть то, зачем пришёл сюда этот человек, то, из-за чего терпит он все лишения?

(ответы учащихся)


Учитель.

Обратимся вновь к эпиграфу.

- Почему Омар Хайям говорит, что жизнь человека дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Вывод: Самое дорогое для человека – это жизнь. Нужно стараться сохранить её в любых условиях. При любой ситуации, не жалея ни о каких потерянных или утраченных вещах.

На доску вывешиваю табличку:


Самое дорогое – это жизнь


Учитель.

В своём рассказе Джек Лондон показывает нам множество опасностей, с которыми пришлось столкнуться и бороться герою. Одна из таких – это встреча с дикими зверями. Заблудившемуся в лесу, в пустынной местности человеку иногда приходится встречаться и даже бороться с дикими животными.

Дома вы анализировали эпизоды встречи главного героя с медведем и с волком.

1 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с медведем»

2 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с волком»

Анализ рисунков.

- Как ведёт себя герой в данных ситуациях?

(ответы учащихся)

- Что помогло ему победить диких зверей?

(ответы учащихся)


Учитель.

Может так случиться, что кто- то из вас тоже окажется один на один с природой. Что нужно сделать, чтобы оградить себя от столкновения с дикими животными? Нужно ли, как герой рассказа, вступать с ними в борьбу?

(ответы учащихся)

Вывод: Оказавшись в экстремальной ситуации, помнить об естественных природных опасностях, не быть излишне самоуверенным, постараться не приближаться к диким животным.

На доску вывешиваю табличку:


Не приближаться к диким животным.


Учитель.

В награду за мужество, стойкость и смелость, за упорство и борьбу Бог дарует человеку спасение. Дарит жизнь. Последнее, с чем пришлось столкнуться герою, - это тело Билла, его товарища.

- Почему Билл, который не был ранен, который был сильнее главного героя, всё-таки погиб?

(ответы учащихся)

Вывод: Ещё одно главное правило! Оказавшись в экстремальной ситуации, никогда не бросайте своих друзей!

На доску вывешиваю табличку:


Не бросайте своих друзей.


Учитель.

А теперь вернёмся к названию рассказа.

- В чём смысл названия рассказа «Любовь к жизни»?

(ответы учащихся)


Учитель.

Джек Лондон в своём произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни и что главный герой сохранил самое ценное – это жизнь. Сила его духа не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.


Самостоятельная групповая работа по материалу урока.

Учащимся предлагается составить инструкцию для своих сверстников: «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

Проверяем работы и лучшие инструкции вывешиваем в классе на стенде по технике безопасности.


Итоги по уроку.


Д.з.: выполнить свою презентацию «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

tematicheskij-period-poznaj-sebya-eto-interesno-plan-raboti-mou-habarskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
tematicheskij-plan-10-lekcij-po-2.html
tematicheskij-plan-2003-matematika-estestvennie-nauki-59.html
tematicheskij-plan-4-literatura-5-tematicheskij-obzor-6-problema-mezhlichnostnih-otnoshenij-i-obsheniya-v-socialnoj-psihologii-6-stranica-3.html
tematicheskij-plan-besed-po-znakomstvu-s-professiyami-metodicheskie-razrabotki-zanyali-2-mesto-v-gorodskom-konkurse.html
tematicheskij-plan-delovoj-programmi-vistavki-yarmarki-nedvizhimost-vesna-2009.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchetlivo-sam-otel-delfin-v-moem-sne-iskazhenno-vityanutih-ochertanij-stranica-14.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arhitekturnie-pamyatnik-russkogo-srednevekovya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-10-mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-polozheniya-naseleniya-v-gosudarstve.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transformaciya-mirovogo-rinka-nefti-v-usloviyah-finansovoj-globalizacii-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/1211-fragmentarnoe-dialekticheskoe-mishlenie-issledovanie-form-mishleniya-logicheskih-kategorij-ochen-blagodarnaya.html
  • school.bystrickaya.ru/e-v-chernenko-pohod-dariya-v-skifiyu-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskie-voprosi-k-ekzamenacionnim-biletam-po-sokrashennomu-kursu-nachertatelnoj-geometrii-dlya-lekcionnogo-potoka-avtora-rabochej-tetradi.html
  • student.bystrickaya.ru/32razyasnenie-polozhenij-konkursnoj-dokumentacii-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-kursovaya-rabota-po-kursu-grazhdanskoe-pravo-osobennaya-chast-tema.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-velikobritanii-i-ssha-poyasnitelnaya-zapiska-predmetno-orientirovannij-kurs-literatura-velikobritanii-i-ssha.html
  • turn.bystrickaya.ru/onkologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-noyabr-dekabr-2004-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-ustanovlenie-kontakta-s-rebenkom-sozdanie-personificirovannogo-obraza-tvorcheskoe-samovirazhenie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-osnovnie-ponyatiya-marketinga-koncepciya-kostromskoj-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-im-n-a-nekrasova.html
  • studies.bystrickaya.ru/konstruirovanie-i-raschet-frikcionnogo-scepleniya-avtomobilya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-zashita-ponyatijno-terminologicheskij-slovar-pod-obshej-redakciej-yu-l-vorobeva-moskva-izdatelstvo-flajst-informacionno-izdatelskij-centr-geopolitika-2001-stranica-21.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obshaya-auditorskaya-proverka-raschetnih-operacij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-3opredelenie-norm-otdachi-ot-investicij-v-chelovecheskij-kapital-na-primere-obrazovaniya-v-rossii.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-kolhide-nine-nazivaemoj-glazami-russkih-i-inostrannih-puteshestvennikov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-3-po-kursu-istoriya-mezhdunarodnih-otnoshenij-v-konce-xviii-pervoj-polovine-xix-vv.html
  • znanie.bystrickaya.ru/64-upravlenie-oborudovaniem-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij-i-setej-rossijskoj-federacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-rassvet-v-anglii-kniga-otkrivaet-russkomu-chitatelyu-sovershenno-nevedomuyu-emu-storonu-zhizni-i-tvorchestva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/49-molniezashita-instrukciya-po-ustrojstvu-setej-zazemleniya-i-molniezashite-data-vvedeniya-1993-01-01.html
  • testyi.bystrickaya.ru/62-63-laak-ya-ter-l01-psihodiagnostika-problemi-soderzhaniya-i-metodov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-doshkolnih-grupp-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vrednie-privichki-ili-zdorove.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vizvana-obespechit-nravstvennoe-vospitanie-uchashihsya-ideya-programmi-poisk.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-iziskaniya-i-proektirovanie-zheleznih-dorog-dlya-studentov-4-kursa-specialnostej-270204-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-18.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otveti-po-ekzamenu-investicii.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnoe-zadanie-4-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-distancionnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-barnaul-2000.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tainstvo-miropomazaniya-uchebnoe-posobie-vtoraya-redakciya-2010-g-udk-2627-bbk-86-286-33.html
  • klass.bystrickaya.ru/952post-modeli-dlya-predstavleniya-diagramm-processov-i-p-belyaev-proektirovanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mount-wachusett-community-college-annotacii-dokladov.html
  • studies.bystrickaya.ru/8-programma-korrekcionnoj-raboti-programma-nachal-nogo-obshego-obrazovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zasedanie-otkrivaetsya-v-15-chas-10-min-predsedatel.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurentosposobnost-predpriyatiya-i-puti-ee-povisheniya-ooo-progress.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.