.RU

Тема: Самое дорогое у человека это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»)


Конспект урока литературы в 5-м классе

по программе «Школа 2100».


Тема: Самое дорогое у человека – это жизнь (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»).


Цели и задачи:

- проанализировать рассказ, определить изобразительные средства основной идеи рассказа;

- развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умения делать выводы, ведения диалога с автором;

- вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.


Оборудование:

Уголок по технике безопасности, таблички с правилами по технике безопасности, иллюстрации к произведению, портрет писателя, учебник, электронный толковый словарь русского языка, компьютер, экран, проектор, презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


^ Ход урока:

Хорошо, если платье твоё без прорех.

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо –

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Омар Хайям


Учитель.

Этот урок мне хочется начать со стихотворения Омара Хайяма, которое я выбрала в качестве эпиграфа.

- О чём говорит Омар Хайям в своём стихотворении? Что считает он дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Самое прекрасное и самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. К сожалению, жизнь даётся каждому из нас лишь один раз, и нередко бывают такие ситуации, когда необходимо за свою жизнь бороться.

- Какие опасности могут подстерегать человека в наше время?

(ответы учащихся)

- Что объединяет эти обстоятельства? Как мы можем их назвать?

(экстремальные ситуации)

Обратимся к электронному толковому словарю и найдём значение слова «экстремальный» (значение слова проецируется на экране)

(экстремальный – крайний, необычный по трудности, сложности)

- Что же требуется от человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах?

(ответы учащихся)

Обратимся к уголку по технике безопасности и повторим, что нам нужно уметь и знать, если мы вдруг окажемся в опасности.

Презентация «Правила поведения в экстремальной ситуации».


Учитель.

Раздел учебника, с которым мы знакомимся, так и называется «Экстремальные ситуации». Дома вы читали рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».

Докажите, что главный герой рассказа, действительно, оказался в экстремальной ситуации.

Работа с текстом: (ответы учащихся:

«оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений», «хорошо бы иметь хоть два патрона», «вода была холодная, как лёд», «путник поскользнулся и чуть не упал, но удержался на ногах, громко вскрикнув от боли», «это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду»)


Учитель.

Учитывая все эти обстоятельства, мы увидели, что главному герою нужна помощь, он попал в беду, т.е. оказался в экстремальной ситуации.

- Чем усугублялось положение главного героя?

(герой был ранен, его бросил друг)

- Какое первое чувство испытывает главный герой, оставшись один?

(страх)

- Какие ошибки он при этом совершает и как потом их исправляет?

(«пересилил свой страх», «собрался с духом», «медленно пошёл»)

- Как это помогло ему в дальнейшем?

(ответы учащихся)

- Какое же самое главное правило мы должны помнить, оказавшись в экстремальной ситуации?

(не поддаться панике, выбрать наиболее правильное решение)

На доске вывешиваю табличку:


Не поддаваться панике


Учитель.

Продолжим анализировать ситуацию, в которую попал герой.

- Что ещё он предпринял, чтобы спасти свою жизнь?

(определил, где находится: «оставшись один, он не сбился с пути», «старался идти по следам Билла», продвигался к тайнику с едой)

Вывод: заблудившись в лесу или оказавшись в незнакомой местности, нужно постараться сориентироваться, вспомнить, каким образом вы попали в это место, применить знания, полученные на уроке природоведения. Главное, заходя в незнакомое место, запоминай направление своего движения.

На доску вывешиваю табличку:


Запоминай направление своего движения


Вернёмся к нашему герою и прочитаем отрывок на страницах 112-114.

- Что ещё предпринял человек для спасения своей жизни?

(«срывал и ел бледные болотные ягоды», «развёл костёр и поставил на него котелок с водой», «просушил мокрую обувь у костра», посчитал и убрал спички, пытался добыть еду любым способом, к еде относился очень бережно)


Учитель.

В начале отрывка герой не желает расстаться со своим золотом, несмотря на то, что оно было очень тяжёлым. Почему же в конце отрывка он всё-таки оставляет (прячет), а затем просто выбрасывает золото, а это и есть то, зачем пришёл сюда этот человек, то, из-за чего терпит он все лишения?

(ответы учащихся)


Учитель.

Обратимся вновь к эпиграфу.

- Почему Омар Хайям говорит, что жизнь человека дороже любого богатства?

(ответы учащихся)

Вывод: Самое дорогое для человека – это жизнь. Нужно стараться сохранить её в любых условиях. При любой ситуации, не жалея ни о каких потерянных или утраченных вещах.

На доску вывешиваю табличку:


Самое дорогое – это жизнь


Учитель.

В своём рассказе Джек Лондон показывает нам множество опасностей, с которыми пришлось столкнуться и бороться герою. Одна из таких – это встреча с дикими зверями. Заблудившемуся в лесу, в пустынной местности человеку иногда приходится встречаться и даже бороться с дикими животными.

Дома вы анализировали эпизоды встречи главного героя с медведем и с волком.

1 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с медведем»

2 вариант готовил рисунки к эпизоду «Встреча с волком»

Анализ рисунков.

- Как ведёт себя герой в данных ситуациях?

(ответы учащихся)

- Что помогло ему победить диких зверей?

(ответы учащихся)


Учитель.

Может так случиться, что кто- то из вас тоже окажется один на один с природой. Что нужно сделать, чтобы оградить себя от столкновения с дикими животными? Нужно ли, как герой рассказа, вступать с ними в борьбу?

(ответы учащихся)

Вывод: Оказавшись в экстремальной ситуации, помнить об естественных природных опасностях, не быть излишне самоуверенным, постараться не приближаться к диким животным.

На доску вывешиваю табличку:


Не приближаться к диким животным.


Учитель.

В награду за мужество, стойкость и смелость, за упорство и борьбу Бог дарует человеку спасение. Дарит жизнь. Последнее, с чем пришлось столкнуться герою, - это тело Билла, его товарища.

- Почему Билл, который не был ранен, который был сильнее главного героя, всё-таки погиб?

(ответы учащихся)

Вывод: Ещё одно главное правило! Оказавшись в экстремальной ситуации, никогда не бросайте своих друзей!

На доску вывешиваю табличку:


Не бросайте своих друзей.


Учитель.

А теперь вернёмся к названию рассказа.

- В чём смысл названия рассказа «Любовь к жизни»?

(ответы учащихся)


Учитель.

Джек Лондон в своём произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни и что главный герой сохранил самое ценное – это жизнь. Сила его духа не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.


Самостоятельная групповая работа по материалу урока.

Учащимся предлагается составить инструкцию для своих сверстников: «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

Проверяем работы и лучшие инструкции вывешиваем в классе на стенде по технике безопасности.


Итоги по уроку.


Д.з.: выполнить свою презентацию «Правила поведения в экстремальных ситуациях».

tematicheskij-period-poznaj-sebya-eto-interesno-plan-raboti-mou-habarskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
tematicheskij-plan-10-lekcij-po-2.html
tematicheskij-plan-2003-matematika-estestvennie-nauki-59.html
tematicheskij-plan-4-literatura-5-tematicheskij-obzor-6-problema-mezhlichnostnih-otnoshenij-i-obsheniya-v-socialnoj-psihologii-6-stranica-3.html
tematicheskij-plan-besed-po-znakomstvu-s-professiyami-metodicheskie-razrabotki-zanyali-2-mesto-v-gorodskom-konkurse.html
tematicheskij-plan-delovoj-programmi-vistavki-yarmarki-nedvizhimost-vesna-2009.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-menedzher-svoej-zhizni-budushij-sobstvennik-zhilya-programma-prinyata-na-metodicheskom-sovete.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-putin-budet-peredavat-polnomochiya-medvedevu-gosduma-rf-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
  • books.bystrickaya.ru/erezhe-s-amanzholov-atindai-shmu-kafedra-po-ashi-sabatar-men-zara-sabaa-atisudi-zhrgzu-zhne-zhosparlau-turali.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tekst-44-uchebnoe-posobie-mozhet-bit-ispolzovano-dlya-podgotovki-aspirantov-l-f-gerasimova-2002.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b3-professionalnij-cikl-spisok-profilej-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-034700.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-11-sentyabrya-2009-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-o-rezultatah-osvoeniya-programmi-vipusknikami-formi-provedeniya-promezhutochnoj-attestacii-uchastie-v-olimpiadah-razdel.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vciom-obshestvenno-politicheskie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-10-fevralya-2010-god.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshiyat-broj-na-detskite-gradini-v-oblast-sliven-e-65-doklad-analiz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/seti-peredachi-dannih.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-01-zasedaniya-gosudarstvennoj-ekzamenacionnoj-komissii-kamchatskogo-kraya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udivitelnij-put-isceleniya-ot-detskoj-travmi-moim-vnukam-bidzheyu-dzhenel-i-eshli-budte-svobodni.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-posledstviya-stroitelstva-aes-v-respublike-belarus.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dpp-03-socialno-pedagogicheskoe.html
  • studies.bystrickaya.ru/bezopasnost-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prioritetnie-napravleniya-deyatelnosti-mou-2-gavrilovskoj-sosh-v-2009.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-harakteristika-proektnih-predlozhenij-generalnogo-plana-spisok-prinyatih-sokrashenij-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rashodomeri-postoyannogo-perepada-davleniya-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnayaprogramma-po-vozrastnoj-psihologii-dlya-studentov-visshih-medicinskih-uchebnih-uchrezhdenij-po-specialnosti-mediko-psihologicheskoe-delo-1-790105-obshee-kolichestvo-chasov-72.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-gruzovoj-stancii-i-primikayushih-podezdnih-putej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stress-so-znakom-plyus-polezen-n-a-vrublevskaya-ocr-i-vichitka-a-frolov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moj-lyubimij-poet-v-s-visotskij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-shkoli-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-specialnost-060400-finansi-i-kredit-status-disciplini.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-4-predstavitelstvo-v-otnosheniyah-reguliruemihzakonodatelstvom-o-nalogah-i-sborah.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-po-napravleniyu-210100-68-elektronika-i-nanoelektronika-magisterskaya-programma.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poznavatelnie-prikaz-451-ot-01-09-11-g-ob-utverzhdenii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-na-2011-2012-uchebnij.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-kommercheskoj-deyatelnosti-izuchenie-i-prognozirovanie-potrebitelskogo-sprosa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketirovanie-sostavlenie-anket.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferencii-2010-god-23-dekabrya-2010-g-plan-raboti-ogaou-dpo-ipkpr-na-2011-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povestvovanie-vedyot-olga-kodes-bez-pretenzii-na-obektivnost-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zabluzhdeniya-issaaka-nyutona-vtoraya-lekciya-aksiomi-edinstva-kanaryov-f-m.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-novosibirskoj-oblasti-na-dekabr-2007-goda-razdel-zasedaniya-soveta-administracii-novosibirskoj-oblasti.html
  • turn.bystrickaya.ru/pokazateli-obsluzhivaniya-dolga-ekonomicheskaya-diagnostika-predpriyatiya-s-pomoshyu-finansovih-koefficientov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-fizika-v-7-om-klasse-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/omvd-rossii-po-balahninskomu-rajonu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.