.RU

Тема IV.1. Религиозные системы и традиционная философия в Японии - Программа дисциплины Религиозно-философские традиции...


^ Тема IV.1. Религиозные системы и традиционная философия в Японии
Представления о духах-ками. Историко-мифологические своды «Кодзики» и «Нихонги». Миф о создании Японских островов Идзанами и Идзанаги, о происхождении императорской власти от богини солнца Аматерасу.

Основные доктрины синто: о всем сущем как результате саморазвития мира; о иерогамии богов и возможности «очищения нечистого»; о единстве мира, отсутствии разделения сущего на живое и неживое, посюстороннее и потустороннее; о многобожии; о порождении духами-ками именно японцев.

Постепенность складывания синтоистского комплекса. Суть культового действия в древности – поклонение божеству конкретного храма. Упорядочение синто с 5-6 вв. Учреждение департамента по делам синто с 8 в.

Связь религиозного учения с устройством храмов. Святилище-хондэн, в котором хранится святыня-синтай; зал для молящихся – хайдэн. Отсутствие изображений богов (только изображения священных животных). Культы лисы, волка (Оками), черепахи (камэ), обитателей рек и прудов таниси, рыбы-окодзэ, стрекозы-томбо, акулы-самэ, крабов (воины Тайра), духов гор, источников, камней, деревьев, в т.ч. ивы-янаги; культ Косин (года Обезьяны). Включение в народный пантеон буддийских святых (Сибарарэ Дзидзо, Дамо и другие).

Виды культов: производственные; исцеления; покровительства; хранителя домашнего очага; удачи и процветания; отпугивания злых духов.

^ Синто и идеология. 9 в. – идея о буддах как «исконных сущностях» (хондзи) ками, которые суть гонгэн – аватары. Санно итидзицу синто (Синто единой реальности Горного владыки) буд. школы Тэндай: почитание ками гор в качестве божеств-покровителей. Рёбу синто (Двучастное синто) школы эзотерического буддизма Сингон: два синтоистских храмовых комплекса в Исэ – «внешнее» и «внутреннее» святилища отождествлены с двумя наиболее популярными с Сингон мандалами, демонстрирующими два аспекта «пробуждения», объединенными образом будды Махавайрочана-Дайнити. В 13 в. – Ватараи синто (Исэ синто): переложение буддийской доктрины в понятиях синто; пересоздание священной истории, создание системы апокрифов, объявленных древними. Юйицу Согэн синто (Единственное Изначальное синто) Ёсида Канэтомо (1435-1511): три «сокровенных божественных писания» «тайного синто»; главный объект поклонения – Тайгэнсонсин, ками, существовавшийц прежде Неба и Земли; ками – основа, будды – их проявление; использование даосских текстов. Ритосинти синто (Синто присутствия принципа/закона в основе сердца) – «конфуцианизация» синто в духе чжусианского «учения о принципе» (Хаяси Радзан, ученик Фудзивара Сэйка, 1561-1619); отождествление «принципа»-ли (яп. ри) с первым ками: цель синто – выявление тождественного «принципу» исконного ками в собственном сердце. Ёсикава синто Ёсикава Коротару (17 в.): присутствие изначального ками в каждой частице мира, в том числе в человеке: идущий по «пути богов» нацелен на реализацию изначальной целостности мира (контон, кит. хуньдунь, «Хаоса»). Суйка синто Ямадзаки Ансая (1618-1682) – изложение синтоистской мифологии на языке неоконфуцианства, возвращение первенства богине Аматерасу, отождествление синто и «императорского пути». Фукка синто (Возрожденное синто) 18-19 вв., лингвистические штудии, отыскание в традиции синто не привнесенных извне признаков развитой религиозной традиции; кокка синто («государственное синто») после «реставрации Мэйдзи».
^ Буддизм и конфуцианство в Японии.Проникновение буддизма из Китая и Кореи, утверждение в Японии с 6-7 вв. Распространение китайских переводов буддийских текстов, утверждение китайского литературного языка вэньяня в качестве языка японского буддизма (до 18 в.). «Доктринальные» школы: Санрон-сю (кит. Саньлунь, мадхъямака), проникшая в Японию в 7 в. и ставшая объединением ученых монахов, а не религ. организацией, и др. Сайтё (кит. Цзуйдэн, 767-822) и проникновение школы Тяньтай (Тэндай-сю) в Японию; традиционная китайская догматика и доктрины Сайтё – концепция теократического государства, государство как объект спасения; монахи Тэндай как «бодхисатвы»; в 11 в. – эзотерическое учение Тэндай (Шакьямуни приравнен к Махавайрочаной, Лотосовая сутра объявлена эзотерической. Тэндай как «одна колесница», ведущая к «пробуждению». В 9-12 вв. Тэндай фактически государственное религ. объединение. Реформа догматики Тэндай Нитирэном (кит. Жилянь, 1222-1282), заявившим претензии на гос. статус свое школы: «три великих тайных закона» – поклонение мандале со знаками «Мё хо рэн гэ кё» (яп. название «Сутры Лотоса благого Закона»); посещение кайдана – всеобщего места единения, для получения посвящения в сокровенный смысл этих знаков; произнесение даймоку – «Наму Мё хо рэн гэ кё» («Слава Сутре Лотоса благого Закона»).
Проникновение в Японию в 10 в. буддийской тантры: основание Кукаем школы Сингон-сю (кит. Чжэньянь). Учение о запечатленности в сутрах «сокровенной сути» Дхармы, возвещенной «вселенским буддой» Махавайрочаной, который является субстратом всего сущего, воплощенном в «шести началах», пространстве и сознании (поэтому все единичное несет потенцию будды). Концепция тождества трех видов действий (жизни, звуков и разума) Махавайрочаны и человека; необходимость для выявления в себе потенции будды созерцания мандал и копирования трех действия Махавайрочаны посредством особых поз и магических формул (дхарани, или сингон), мудр и т.д.; развитая литургика. Сутры-«хранительницы».

Амидаизм – Дзёдо-сю (от кит. Цзинту), основана Хэнэном в кон. 12 в. «Трудный» и «легкий» пути спасения; религ. практика включает освоение вероучения, медитацию и нэмбуцу – произнесение формулы «Намэ Амида буцу».

Проникновение чань-буддизма (Дзэн) в 13-14 вв. в «южных» формах. Школы Риндзай-сю (Линьцзи), Сото-сю (Цаодун). Учение о «внезапном просветлении», методы достижения «пробуждения» – коаны, мондо и т.д. Секуляризация практики Дзэн, ее роль в японской культуре и искусстве: чайная церемония, боевые искусства, живопись, каллиграфия и т.п.

Взаимодействие буддизма и синтоизма: идея о ками как аватарах будд; Санно итидзицу синто (Синто единой реальности Горного владыки) школы Тэндай; Рёбу синто (Двучастное синто) школы Сингон; Ватараи синто (Исэ синто). Даосская терминология и символика в дзэнской культуре, интеграция «внутренней алхимии» в методику самосовершенствования Дзэн (напр. «Оратегама»).

Общественно-политическая реализация буддийских убеждений – Сокка гаккай, Комэйто.

Чжусианство (сюсигакуха) в японской версии Фудзивара Сэйка, согласование «учения о принципе» с синтоизмом и учением о карме. Его ученик Хаяси Раздан – наставник сёгуна и создатель высшей школы в Эдо; непримиримость к янминизму (оёмэйгакуха), основы к-рого в японии заложил Накаэ Тодзю (17 в.), попытавшийся синтезировать янминизм с синтоизмом. Акцент японского янминизма на социальной практике и причастность к идеологии «реставрации Мэйдзи». Оппозиционная чжусианству как идейной опоре сёгуната школа Мито (митогакуха), делавшая акцент на концепции «выправления имен» и восстановлении власти императора.

^ Расхождения религиозно-филос. традиций Восточной Азии во мнениях о высоких состояниях личности и способах их достижения.

1. На ценностной шкале конфуцианства жизнь социума (Поднебесной) выше жизни индивидуума, цель совершенствования которого – упорядочение общественной жизни и гармонизация «земного» плана бытия. В даосизме на первом месте вечная жизнь индивидуума, приобщенная к источнику бытия.

2. В конфуцианстве гармонизация жизни явленного социо-природного космоса требует ориентации на совершенные ритмы и структуры Неба (тянь) как высшей природной силы и главного аспекта универсума, в котором непосредственно выражается совершенство дао. В даосизме – задача непосредственного «телесного» приобщения к дао-универсуму в стадии «прежденебесного» (сянь тянь), которая генетически предшествует появлению видимого, натуралистически понимаемого Неба и иерархически выше стадии явленного универсума.

3. Конфуцианская идеальная личность осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы до своей кончины, физически оставаясь «в миру». Даосский «святой-бессмертный» (шэнь сянь), соединившийся с дао, обретает его всемогущество и вечность, а «бессмертные», достигшие высших ступеней святости, покидают этот мир и могут выступать в качестве руководящих начал природных сил – «небесных чиновников».

4. В конфуцианстве самосовершенствование (вхождение «тела/личности» в резонанс с «небесными» ритмами мироздания) осуществляется гл. обр. посредством учения и этико-ритуальных норм при минимальном использовании медитативныхъ практик. В даосизме конечная цель процесса самосовершенствования достижима только для избранных и строится главным образом на оккультных практиках.

5. В восточноазиатском буддизме самосовершенствование, как и в даосизме, сопряжено с медитативными техниками. Однако в буддизме достижение «пробуждения» (бодхи, кит. пути, у) связано с осознанием иллюзорности не только чувственного воспринимаемого, но и умопостигаемого мира, и обретением нирваны, которая характеризуется полным прекращением любых психических процессов, тогда как даосизме цель практики – приобщение к высшим слоям целостной реальности.


^ Вопросы для обсуждения на семинаре:

Каковы главные особенности содержания первых японских мифологических сводов? Какое значение они имели для формирования государственной идеологии и генезиса синтоизма как религиозной системы? Какое влияние оказали на генезис и развитие синтоизма школы японского буддизма? Неоконфуцианство?

Какие школы буддизма первыми проникли в Японию? В чем заключаются особенности догматики и практики школ японского буддизма (Тэндай, Сингон, Дзэн)? Каким образом буддизм взаимоедйствовал с синтоизмом? Каковы основные вехи этого взаимодействия? Какое влияние буддизм оказал на японскую культуру и искусство? В чем это влияние проявляется?

Как конфуцианство проявляло себя в развитии религиозно-философских традиций Японии?

Как различаются представления ведущих восточноазиатских религиозно-философских систем о высоких состояниях личности и способах их достижения?


Литература по теме:

Буддизм: словарь. М., 1992. С. 76-81, 153, 156, 212, 222, 227-228, 236, 193-195.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: очерк краткой истории. М., 1988.

Кодзики: Свиток 1-й: Мифы / Пер. Е.М. Пинус; Свитки 2-й и 3-й / Пер. со старояп. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб., 1994.

Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999. С. 128-167.

Накорчевский А.А. Синто. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2003. С. 63-287, 309-368.

Нихон сёки / Пер. со старояп. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. 1-2. СПб., 1997.

Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947. С. 327-343.

Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002.

tema-16-pravo-sobstvennosti-grazhdan-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-bakalavriata-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu.html
tema-16-prestupleniya-protiv-pravosudiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe-pravo-ch-osobennaya.html
tema-16-problema-istini-testi-dlya-samoproverki-znanij-razdel-i-chto-takoe-filosofiya-tema-filosofiya-v-sisteme.html
tema-16-sistema-prava-predmet-i-metodi-teorii-gosudarstva-i-prava.html
tema-16-taktika-predyavleniya-dlya-opoznaniya-posobie-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-bbk.html
tema-16-vekselnoe-obrashenie-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-podgotovki-vipusknikov-zakonodatelstvu-ustavu-i-polozheniyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-pustilis-po-moryu-v-grozu.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-informaciya-iz-programmi-ekzamena-po-specialnostyam-turizm-menedzhment-po-otraslyam-primernie-voprosi-1-etapa-ekzamena-po-specialnostyam-turizm-menedzhment-po-otraslyam-po.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-20-07-2005-18-00-00-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-blagoj-gospod-ne-igraet-v-kosti-albert-ejnshtejn-erih-fon-deniken-kamennij-vek-bil-inim-budushee.html
  • university.bystrickaya.ru/g-h-andersen-otv-za-vip-o-v-osipova-izd-po-brajlyu-1-e-petrozavodsk-gu-krbs-2009-1-kn-perepech-s-izd-andersen-g-h-skazki-i-istorii-petrozavodsk-kareliya-1980.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/list-74-vneshnie-proceduri-kompressi-vlazhnoe-lechenie-vtiraniya-ukalivaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktikum-po-vozrastnoj-i-pedagogicheskoj-psihologii-bbk-888-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-061100-menedzhment-organizacii.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vazhnejshie-prirodi-soedineniya-alyuminiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-materialovedenie-tehnologiya-konstrukcionnih-materialov.html
  • college.bystrickaya.ru/12rol-menedzhera-v-organizacii-menedzher-professiya-i-lichnost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-uchebno-metodicheskie-materiali-lekcionnogo-kursa-i-seminarskih-zanyatij-a-h-mahmutov-doktor-ekonomicheskih-nauk.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalnoj-ya-koncepcii-u-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-v-buguruslanskom-filiale-ogu-ukolova-a-b-buguruslanskij-filial-ogu-g-buguruslan.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ierarhiya-asov-aleksandr-alekseevich-hlevov-predvestniki-vikingov-severnaya-evropa-v-i-viii-vekah-epoha-vikingov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-istoricheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2003-goda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-reprezentaciya-goroda-permi-u-inostrancev.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-svod-pravil-po-proektirovaniyu-i-stroitelstvu-proektirovanie-i-ustrojstvo-osnovanij-i-fundamentov-zdanij-i-sooruzhenij-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-10-obshee-peregrevanie-organizma-i-ozhogi-ozhogovij-i-travmaticheskij-shok-osobennosti-okazaniya-ekstrennoj-medicinskoj-pomoshi-detyam-s-mehanicheskimi-i-termicheskimi-travmami.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-vi-vpolne-mozhete-uslishat-tam-prizrakov-oborotni-antologiya-2010.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-raboti-strukturnogo-podrazdeleniya-po-soprovozhdeniyu-deyatelnosti-pedagogov-rabotayushih-s-odarennimi-detmi-za-2009-2010-uch-god.html
  • bystrickaya.ru/vpliv-tonzuyuchih-napov-na-organzm-lyudini-ta-h-vikoristannya-v-pdprimstvah-restorannogo-gospodarstva.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-elektronnom-aukcione-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza3.html
  • education.bystrickaya.ru/34-plan-individualnoj-raboti-so-studentami-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-prakticheskij-kurs-pervogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-dissertacii-otrazheni-lingvisticheskoe-nasledie-n-v-nikolskogo-v-svete-sovremennogo-chuvashskogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-religioznogo-faktora-v-politike-obespecheniya-nacionalnoj-bezopasnosti-respubliki-kazahstan-23-00-02-politicheskie-instituti-etnopoliticheskaya-konfliktologiya-nacionalnie-i-politicheskie-processi-i-tehnologii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10ispolnitelskie-funkcii-i-effekti-rukovodstvo-polzovatelya-vvedenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-razrabotki-algoritmicheski-slozhnih-cifrovih-sistem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-i-literaturi-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-monitoringa-stepeni-obuchennosti-i-kachestva-znanij-za-2009-2010-uchebnij-god-razvitie-pedagogicheskogo-potenciala-2009-2010.html
  • writing.bystrickaya.ru/esli-nastupit-kinozatvra-otchet-vremennoj-period-s-01-04-g-po-15-05-2011-g-data-podgotovki-otcheta-15-05-2011-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-o-zhizni.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11rabbi-shalom-sharabi-rashash-17201777-skazka-o-pechalnom-volshebnike-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-petrov-brakhmanyandex-ru-stranica-25.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.