.RU

Тема IV.1. Религиозные системы и традиционная философия в Японии - Программа дисциплины Религиозно-философские традиции...


^ Тема IV.1. Религиозные системы и традиционная философия в Японии
Представления о духах-ками. Историко-мифологические своды «Кодзики» и «Нихонги». Миф о создании Японских островов Идзанами и Идзанаги, о происхождении императорской власти от богини солнца Аматерасу.

Основные доктрины синто: о всем сущем как результате саморазвития мира; о иерогамии богов и возможности «очищения нечистого»; о единстве мира, отсутствии разделения сущего на живое и неживое, посюстороннее и потустороннее; о многобожии; о порождении духами-ками именно японцев.

Постепенность складывания синтоистского комплекса. Суть культового действия в древности – поклонение божеству конкретного храма. Упорядочение синто с 5-6 вв. Учреждение департамента по делам синто с 8 в.

Связь религиозного учения с устройством храмов. Святилище-хондэн, в котором хранится святыня-синтай; зал для молящихся – хайдэн. Отсутствие изображений богов (только изображения священных животных). Культы лисы, волка (Оками), черепахи (камэ), обитателей рек и прудов таниси, рыбы-окодзэ, стрекозы-томбо, акулы-самэ, крабов (воины Тайра), духов гор, источников, камней, деревьев, в т.ч. ивы-янаги; культ Косин (года Обезьяны). Включение в народный пантеон буддийских святых (Сибарарэ Дзидзо, Дамо и другие).

Виды культов: производственные; исцеления; покровительства; хранителя домашнего очага; удачи и процветания; отпугивания злых духов.

^ Синто и идеология. 9 в. – идея о буддах как «исконных сущностях» (хондзи) ками, которые суть гонгэн – аватары. Санно итидзицу синто (Синто единой реальности Горного владыки) буд. школы Тэндай: почитание ками гор в качестве божеств-покровителей. Рёбу синто (Двучастное синто) школы эзотерического буддизма Сингон: два синтоистских храмовых комплекса в Исэ – «внешнее» и «внутреннее» святилища отождествлены с двумя наиболее популярными с Сингон мандалами, демонстрирующими два аспекта «пробуждения», объединенными образом будды Махавайрочана-Дайнити. В 13 в. – Ватараи синто (Исэ синто): переложение буддийской доктрины в понятиях синто; пересоздание священной истории, создание системы апокрифов, объявленных древними. Юйицу Согэн синто (Единственное Изначальное синто) Ёсида Канэтомо (1435-1511): три «сокровенных божественных писания» «тайного синто»; главный объект поклонения – Тайгэнсонсин, ками, существовавшийц прежде Неба и Земли; ками – основа, будды – их проявление; использование даосских текстов. Ритосинти синто (Синто присутствия принципа/закона в основе сердца) – «конфуцианизация» синто в духе чжусианского «учения о принципе» (Хаяси Радзан, ученик Фудзивара Сэйка, 1561-1619); отождествление «принципа»-ли (яп. ри) с первым ками: цель синто – выявление тождественного «принципу» исконного ками в собственном сердце. Ёсикава синто Ёсикава Коротару (17 в.): присутствие изначального ками в каждой частице мира, в том числе в человеке: идущий по «пути богов» нацелен на реализацию изначальной целостности мира (контон, кит. хуньдунь, «Хаоса»). Суйка синто Ямадзаки Ансая (1618-1682) – изложение синтоистской мифологии на языке неоконфуцианства, возвращение первенства богине Аматерасу, отождествление синто и «императорского пути». Фукка синто (Возрожденное синто) 18-19 вв., лингвистические штудии, отыскание в традиции синто не привнесенных извне признаков развитой религиозной традиции; кокка синто («государственное синто») после «реставрации Мэйдзи».
^ Буддизм и конфуцианство в Японии.Проникновение буддизма из Китая и Кореи, утверждение в Японии с 6-7 вв. Распространение китайских переводов буддийских текстов, утверждение китайского литературного языка вэньяня в качестве языка японского буддизма (до 18 в.). «Доктринальные» школы: Санрон-сю (кит. Саньлунь, мадхъямака), проникшая в Японию в 7 в. и ставшая объединением ученых монахов, а не религ. организацией, и др. Сайтё (кит. Цзуйдэн, 767-822) и проникновение школы Тяньтай (Тэндай-сю) в Японию; традиционная китайская догматика и доктрины Сайтё – концепция теократического государства, государство как объект спасения; монахи Тэндай как «бодхисатвы»; в 11 в. – эзотерическое учение Тэндай (Шакьямуни приравнен к Махавайрочаной, Лотосовая сутра объявлена эзотерической. Тэндай как «одна колесница», ведущая к «пробуждению». В 9-12 вв. Тэндай фактически государственное религ. объединение. Реформа догматики Тэндай Нитирэном (кит. Жилянь, 1222-1282), заявившим претензии на гос. статус свое школы: «три великих тайных закона» – поклонение мандале со знаками «Мё хо рэн гэ кё» (яп. название «Сутры Лотоса благого Закона»); посещение кайдана – всеобщего места единения, для получения посвящения в сокровенный смысл этих знаков; произнесение даймоку – «Наму Мё хо рэн гэ кё» («Слава Сутре Лотоса благого Закона»).
Проникновение в Японию в 10 в. буддийской тантры: основание Кукаем школы Сингон-сю (кит. Чжэньянь). Учение о запечатленности в сутрах «сокровенной сути» Дхармы, возвещенной «вселенским буддой» Махавайрочаной, который является субстратом всего сущего, воплощенном в «шести началах», пространстве и сознании (поэтому все единичное несет потенцию будды). Концепция тождества трех видов действий (жизни, звуков и разума) Махавайрочаны и человека; необходимость для выявления в себе потенции будды созерцания мандал и копирования трех действия Махавайрочаны посредством особых поз и магических формул (дхарани, или сингон), мудр и т.д.; развитая литургика. Сутры-«хранительницы».

Амидаизм – Дзёдо-сю (от кит. Цзинту), основана Хэнэном в кон. 12 в. «Трудный» и «легкий» пути спасения; религ. практика включает освоение вероучения, медитацию и нэмбуцу – произнесение формулы «Намэ Амида буцу».

Проникновение чань-буддизма (Дзэн) в 13-14 вв. в «южных» формах. Школы Риндзай-сю (Линьцзи), Сото-сю (Цаодун). Учение о «внезапном просветлении», методы достижения «пробуждения» – коаны, мондо и т.д. Секуляризация практики Дзэн, ее роль в японской культуре и искусстве: чайная церемония, боевые искусства, живопись, каллиграфия и т.п.

Взаимодействие буддизма и синтоизма: идея о ками как аватарах будд; Санно итидзицу синто (Синто единой реальности Горного владыки) школы Тэндай; Рёбу синто (Двучастное синто) школы Сингон; Ватараи синто (Исэ синто). Даосская терминология и символика в дзэнской культуре, интеграция «внутренней алхимии» в методику самосовершенствования Дзэн (напр. «Оратегама»).

Общественно-политическая реализация буддийских убеждений – Сокка гаккай, Комэйто.

Чжусианство (сюсигакуха) в японской версии Фудзивара Сэйка, согласование «учения о принципе» с синтоизмом и учением о карме. Его ученик Хаяси Раздан – наставник сёгуна и создатель высшей школы в Эдо; непримиримость к янминизму (оёмэйгакуха), основы к-рого в японии заложил Накаэ Тодзю (17 в.), попытавшийся синтезировать янминизм с синтоизмом. Акцент японского янминизма на социальной практике и причастность к идеологии «реставрации Мэйдзи». Оппозиционная чжусианству как идейной опоре сёгуната школа Мито (митогакуха), делавшая акцент на концепции «выправления имен» и восстановлении власти императора.

^ Расхождения религиозно-филос. традиций Восточной Азии во мнениях о высоких состояниях личности и способах их достижения.

1. На ценностной шкале конфуцианства жизнь социума (Поднебесной) выше жизни индивидуума, цель совершенствования которого – упорядочение общественной жизни и гармонизация «земного» плана бытия. В даосизме на первом месте вечная жизнь индивидуума, приобщенная к источнику бытия.

2. В конфуцианстве гармонизация жизни явленного социо-природного космоса требует ориентации на совершенные ритмы и структуры Неба (тянь) как высшей природной силы и главного аспекта универсума, в котором непосредственно выражается совершенство дао. В даосизме – задача непосредственного «телесного» приобщения к дао-универсуму в стадии «прежденебесного» (сянь тянь), которая генетически предшествует появлению видимого, натуралистически понимаемого Неба и иерархически выше стадии явленного универсума.

3. Конфуцианская идеальная личность осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы до своей кончины, физически оставаясь «в миру». Даосский «святой-бессмертный» (шэнь сянь), соединившийся с дао, обретает его всемогущество и вечность, а «бессмертные», достигшие высших ступеней святости, покидают этот мир и могут выступать в качестве руководящих начал природных сил – «небесных чиновников».

4. В конфуцианстве самосовершенствование (вхождение «тела/личности» в резонанс с «небесными» ритмами мироздания) осуществляется гл. обр. посредством учения и этико-ритуальных норм при минимальном использовании медитативныхъ практик. В даосизме конечная цель процесса самосовершенствования достижима только для избранных и строится главным образом на оккультных практиках.

5. В восточноазиатском буддизме самосовершенствование, как и в даосизме, сопряжено с медитативными техниками. Однако в буддизме достижение «пробуждения» (бодхи, кит. пути, у) связано с осознанием иллюзорности не только чувственного воспринимаемого, но и умопостигаемого мира, и обретением нирваны, которая характеризуется полным прекращением любых психических процессов, тогда как даосизме цель практики – приобщение к высшим слоям целостной реальности.


^ Вопросы для обсуждения на семинаре:

Каковы главные особенности содержания первых японских мифологических сводов? Какое значение они имели для формирования государственной идеологии и генезиса синтоизма как религиозной системы? Какое влияние оказали на генезис и развитие синтоизма школы японского буддизма? Неоконфуцианство?

Какие школы буддизма первыми проникли в Японию? В чем заключаются особенности догматики и практики школ японского буддизма (Тэндай, Сингон, Дзэн)? Каким образом буддизм взаимоедйствовал с синтоизмом? Каковы основные вехи этого взаимодействия? Какое влияние буддизм оказал на японскую культуру и искусство? В чем это влияние проявляется?

Как конфуцианство проявляло себя в развитии религиозно-философских традиций Японии?

Как различаются представления ведущих восточноазиатских религиозно-философских систем о высоких состояниях личности и способах их достижения?


Литература по теме:

Буддизм: словарь. М., 1992. С. 76-81, 153, 156, 212, 222, 227-228, 236, 193-195.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: очерк краткой истории. М., 1988.

Кодзики: Свиток 1-й: Мифы / Пер. Е.М. Пинус; Свитки 2-й и 3-й / Пер. со старояп. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб., 1994.

Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999. С. 128-167.

Накорчевский А.А. Синто. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2003. С. 63-287, 309-368.

Нихон сёки / Пер. со старояп. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. 1-2. СПб., 1997.

Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947. С. 327-343.

Синто – путь японских богов. В 2 т. СПб., 2002.

tema-16-pravo-sobstvennosti-grazhdan-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-bakalavriata-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu.html
tema-16-prestupleniya-protiv-pravosudiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ugolovnoe-pravo-ch-osobennaya.html
tema-16-problema-istini-testi-dlya-samoproverki-znanij-razdel-i-chto-takoe-filosofiya-tema-filosofiya-v-sisteme.html
tema-16-sistema-prava-predmet-i-metodi-teorii-gosudarstva-i-prava.html
tema-16-taktika-predyavleniya-dlya-opoznaniya-posobie-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-bbk.html
tema-16-vekselnoe-obrashenie-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/anuradhapura-drevnyaya-stolica-cejlona-nadezhda-ionina.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriopisanie-i-problema-prevrasheniya-istoricheskih-znanij-v-nauku-istoricheskoj-nauki-istoriopisanie-moskva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stadiya-profilaktiki-i-predvaritelnoj-trenirovki.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-razvitiya-v-biologii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-uchenoj-stepeni-kandidata-nauk-arhangelsk.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanochnik-shirokogo-profilya-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/innovacionnie-metodi-vedeniya-obrazovatelnogo-processa-vestnik-baltijskoj-pedagogicheskoj-akademii-vip-92-2009.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkaya-harakteristika-molochno-tovarnoj-fermi-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-po-kompleksnomu-remontu-v-mdou-38-zorenka-naimenovanie-obekta-stranica-9.html
  • lecture.bystrickaya.ru/agentstva-socialnoj-informacii.html
  • college.bystrickaya.ru/30-v-leksike-nediskretnost-proyavlyaetsya-v-vide-paronimii-glebova-e-a-general-linguistics-materials-consolidation.html
  • lesson.bystrickaya.ru/setevaya-bezopasnost-programmnie-sredstva-setevoj-bezopasnosti-tehnicheskie-sredstva-setevoj-be.html
  • report.bystrickaya.ru/ish151-dzl-ot-21-yanvarya-2010g.html
  • books.bystrickaya.ru/blok-podklassa-as-metodicheskoe-posobie-po-perevodu-sokrashenij-i-virazhenij-chasto-vstrechayushihsya-v-aeronavigacionnih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciyaukaz-gubernatora-kaliningradskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/3-osnovnie-puti-sovershenstvovaniya-remontnogo-hozyajstva-kursovaya-rabota-po-kursu-organizaciya-proizvodstva-na-predpriyatii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-provedeniya-1-go-tura-obsherossijskogo-konkursa.html
  • education.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/gghpi.html
  • education.bystrickaya.ru/24-go-chisla-izbrannie-zhitiya-svyatih-po-izlozheniyu-filareta-chernigovskogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-vihodu-v-svet-knigi-s-v-fomina-bozhe-hrani-svoih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-garcuyushij-poni-predislovie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-7-kalendar-perehodyashih-cerkovnih-dat-utochnenie-dat-po-prazdnikam.html
  • essay.bystrickaya.ru/cyclical-considerations-3-avgust-2000-kreditnie-rejtingi-i-dopolnitelnie-istochniki-informacii-dlya-ocenki-kachestva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-kalendarnij-plan-organizacii-uchebno-metodicheskoj-deyatelnosti-plan-raboti-orskogo-gumanitarno-tehnologicheskogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raschet-tarifnih-stavok-v-strahovanii-chast-11.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diagramma-1-otvet-na-voprosi-podnyatie-v-punkte-1-perechnya-voprosov.html
  • college.bystrickaya.ru/2-fizicheskie-osnovi-i-metodi-radiometrii-i-dozimetrii-uchebnoe-posobie-v-p-mashkovicha-i-a-m-panchenko-osnovi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-62-korporativnij-imidzh-kurs-dlya-distancionnogo-obucheniya-kurs-podgotovlen-docentom-kafedri-upravleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-ugroz-i-razrabotka-predlozhenij-po-obespecheniyu-informacionnoj-bezopasnosti-rossijskoj-federacii-v-pravoohranitelnoj-i-sudebnoj-sferah.html
  • tests.bystrickaya.ru/matveev-n-p-protokol-4-zasedaniya-municipalnogo-sobraniya-ot-14-04-2009-g-prisutstvovali.html
  • report.bystrickaya.ru/interfejsi-polzovatelya-i-formi-predstavleniya-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/reabilitaciya-kibernetiki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-a-azarenok-v-a-usolcev-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/arhitektura-vtoroj-polovini-xix-veka-v-rossii-chast-5.html
  • exam.bystrickaya.ru/vnastoyashee-vremya-vryad-li-najdetsya-specialist-v-oblasti-svinovodstva-somnevayushijsya-v-celesoobraznosti-ispolzovaniya-specialnih-prestarternih-kormov-dlya-kormle.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.