.RU

Тема: « Аналогия в практике мышления» - Авторская программа элективного курса для 9 класса по теме «логика»


Тема: « Аналогия в практике мышления».

^ Цель: обсудить и дать представления о применении формы мышления «аналогия» на практике.

Задачи: 1) познакомить с такими видами мыслительных операций как:

- допущение, предположение, догадки

- ближайший прогноз, фантазия, научная гипотеза; условие непротиворечивости;

Тип: практикум.

Вид: игровой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Упражнения.

1. Велосипед - аэроплан как хижина - небоскреб

а. ... и ... используются для путешествий.

б. ... проще, но используется для тех-же целей что и ...

в. Вы можете жить в ... или ...

2. Уменьшать - меньше как увеличивать - больше

а. ... значит ...

б. ... значит делать ...

в. ...значит делать короче, или

3. 20 - 10 как 50-40

а. .., на десять больше

б. ... это дважды ...

в. ... это половина от

Запишите родственные утверждения:

1 . Корни - растения :

рот - животное


(Ответ: ... обеспечивает питание...)
2. Автор - книга . : мать-ребенок

(Ответ: ... дает жизнь ...)

например: запишите родственное утверждение для пар слов

бумага - дерево : железо - руда.

Ответ: родственное утверждение: "делают из". Получаем пару утверждений.

  1. Бумагу делают из дерева.

  2. Железо делают из руды.

- задачи на установление "родственных отношений";

Например (из теста Кэтепла): "Если бы земля была небом, зимой было жарко, то, как бы нам следовало назвать бандита:

а) разбойник;

б) преступник;

в) святой

Здесь правильный, ответ - "святой", так как в условии отношение противоположности (Земля не небо, зимой не жарко следовательно, выбираем: бандит не святой).

^ В приложении приведен ряд задач на использование аналогий (крылья помогают двигаться птице, как плавники помогают двигаться рыбе). Вот ей несколько задач такого класса.

^ Для следующих аналогий выберете наилучшие родственные утверждения и запишите получившиеся высказывания:

1 . Книга – бумага, как рубашка - ткань

а. ... сделана из линованной или другой „.

б. ... слова напечатанные на ...

в. … в основном сделана из…

- выведение следствий, подтверждающих гипотезу.

^ Методически Вы можете использовать полилог или работу по карточкам в паре), ученики объясняют и обосновывают свое решение соседу по парте).

3. Игра "также как..." позволит Вам вести разговор об аналогии, используя серию примеров - упражнений (эти ряды слов можно записать на кодопозитиве):

В каждой строке необходимо восстановить пропущенное слово, выбирая такое, которое находится в том-же отношении к своей паре, что и слова из образцовой пары (например: книги в библиотеке, как экспонаты в музее - пропущенное слово "экспонаты")

^ 4. Игра "Объедини".

Учителю: Очень эффективными являются упражнения на применение разных видов аналогий:

  1. символическая - основана на выделении противоречивых свойств:
    называются два противоположных свойства, подбираются предметы,
    которым присущи эти свойства (например: мягкий - диван, котенок, коврик,
    подушка; жесткий - стул, подушка).

  2. прямая аналогия - сравнение объектов из разных областей и
    выделение черт их сходства (например: муравейник - дом).

3) фантастическая аналогия - сравнение сказочного объекта и реального.

^ 5. Подведение итогов.


Занятие 18

Тема: « Гипотеза".

Цель: Дать представление о гипотезе как форме развития знаний.

Задачи: 1)познакомить учащихся с понятием « гипотеза», с видами гипотез;2) познакомить с методикой их решения; 3) познакомить с конкурирующими гипотезами в науке.

Тип: ознакомительный.

Вид: семинар.

Ход занятия:

^ 1. Организационный момент

2. Беседа.

Гипотеза - положение, выступающее в качестве предварительного, условного суждения и, одновременно, определяющее план решения или исследования. Как не доказанное логически знание гипотеза не истинна и не ложна. Гипотеза требует обоснования, в ходе которого она либо отвергается (признается ложной), либо превращается в достоверное (истинное) положение. Можно определить и так: гипотезой называется предположение, которое мы считаем истинным, для того, чтобы вывести из него следствия, согласующиеся с имеющимися фактами или доказанными положениями. Если согласие с фактами имеет место, то это служит доказательством гипотезы. Можно обосновывать гипотезу путем проведения эксперимента (медь хорошо проводит тепло, алюминий хорошо проводит тепло, сталь хорошо проводит тепло... Все это подтверждает гипотезу, что все металлы хорошо проводят тепло). Однако существуют и теоретические методы обоснования гипотезы: исследование на непротиворечивость, проверяемость, приложимость к широкому классу явлений. Кратко охарактеризуем эти три условия:

- приложимость к широкому классу объектов означает, что гипотеза может быть использована не только для объяснения тех фактов, для которых
она специально создана, но и возможно 'для более широкого крута
родственных явлений. Хороший пример - проявление закона всемирного
тяготения, когда из факта притяжении.

^ 3. Подведение итогов.


Занятие 19

Тема: ЯЗЫК И ЛОГИКА.

Цель: показать применение логики в естественном языке.

Задачи 1) показать применение игр для совершенствования естественного языка; 2) научить применять правила вывода.

Тип: применения знаний и умений.

Вид: групповой.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

2 Игра на внимание «Числа и слова».

Правила игры: учитель в произвольном порядке называет различ­ные числа и слова. Если произносится слово, дети его хором должны повторить, если число — нужно хлопнуть в ладони.

По окончании игры учитель предлагает сравнить числа и слова меж­ду собой. При нахождении различия нужно подчеркнуть, что они име­ют отношения к разным наукам: математике и языку.

2. Упражнение «Перестановки».

— В математике есть правило: «От перемены мест слагаемых значе­ние суммы не меняется». Сохраняется ли в языке такое же правило:
«От перемены места слова смысл высказывания не меняется»?

Вывод: во многих случаях это правило сохраняется. Например: «Вчера мы ходили в кино», «Мы вчера ходили в кино», «В кино вчера ходили мы» и т. д. — смысл всех этих предложений одинаковый.

Далее учитель предлагает сравнить еще несколько предложений и определить, изменяется ли в них смысл при перестановке слов.

Примеры предложений: В коробке спали только котята. Котята спали только в коробке. Котята в коробке только спали.

Подарки вручали именно девочкам. Девочкам вручали именно подарки. Подарки девочкам именно вручали.

Шум не мешал отцу.

Не шум мешал отцу.

Шум мешал не отцу.

Вывод: смысл предложения может зависеть от последовательности слов. (Можно проанализировать, какие именно слова делают данные предложения «исключениями из правила».)

— В математике, если дается равенство, правую и левую часть можно менять местами. Например: «2+3=5» — то же самое, что
и «5=2+3». А в языке всегда ли можно поменять части высказывания
местами?

«Алиса в Стране Чудес» [51, с. 51]: «— Нужно всегда говорить то, что думаешь, — заметил Мартовский Заяц.

Учитель предлагает детям привести свои примеры подобных выска­зываний и сделать вывод, в каких случаях части предложения можно менять местами, а в каких - нет.

Вывод: если части предложения находятся в подчинительных отно­шениях, т. е. есть главная и зависимая части, то их перестановка изменя­ет смысл предложения («Я пою, пока иду» не то же самое, что «Я иду, по­ка пою»). Если отношения сочинительные, части равноправны, то пере­мена частей на смысл не влияет («Я иду и пою» равно «Я пою и иду»).

^ 3. Упражнение «Кто кого?».

— Может ли быть такая ситуация, когда слова в предложении места
ми не меняются, но все равно оно может иметь несколько смыслов?
Ответьте на вопросы:

Солдат увидел партизан. Кто кого увидел? Мать любит дочь. Кто кого любит? Леса охраняют реки. Что охраняет что?

В конце вывод: бывает такое построение предложений, когда от могут по-разному истолковываться, возникает двойной смысл.

Дополнительно можно предложить решение «да - нет»:

— Человек вышел из леса, и его не стало. Что произошло?

(Не стало леса: кончился.)

— Профессор Квиббл прославился демонстрацией удивительного опыта он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в нее. Как ему это
удавалось?

Ответ: (Он вползал в комнату.)

^ 4. Упражнение «Двойной смысл».

— Иногда бывает, что предложение неправильно построено и из-за
этого возникают ошибки в понимании. Попробуйте определить
какой смысл возникает и какой смысл хотел выразить автор в следующих предложениях.

Алгоритм сочинения сказки.

Шаг 1. Сделать краткую запись сюжета сказки в «буквенном» виде.

Шаг 2. Придумать других героев и действия сказки (на эти буквы).

Шаг 3. Внести в сказку соответствующие изменения.

На доске совместно с детьми составляется краткая схема сказки «Колобок».

Пример выполнения задания:

Шаг1.

«Жили-были А и Б, у них был В, который от них ушел. Потом В встретил Г, который хотел с ним сделать Ж, но В ушел от Г. Потом В встречает Д, который тоже хочет сделать Ж, но тоже уходит от него. В конце В встре­чает Е, но уйти ему не удается, и Е делает с ним Ж».

Шаг 2.

В - главный герой сказки - Алиса Селезнева.

А, Б, Г, Д, Е - другие герои - пираты, космическая полиция...

Ж — действие — «доставить на Землю».

Шаг 3. См. выше вариант сказки.

Можно предложить придумать несколько разных сказок по этой схеме, вставляя в сюжет других героев и действия.

^ 5 Упражнение «Продолжи стихотворение».

Учитель читает фрагменты стихотворений, построенных по опреде­ленной закономерности.

Дети должны увидеть эту закономерность и продолжить стихотво­рение по аналогии (желательно продолжение зарифмовать).

^ 6. Работа в группах.

На доске записаны две загадки. Учитель предлагает детям отгадать загадки и найти сходство между ними.

Серый, а не волк, длинная, а не нитка.

Длинноухий, а не заяц, злая, а не ведьма.

С копытами, а не конь, черная, а не ворон.

Кто это?

Далее учитель записывает на доске обобщенную схему загадок:

Алгоритм сочинения загадки по схеме:

Шаг 1. Выбрать объект.

Шаг 2. Записать в левую часть таблицы признаки этого объекта.

признаком.

Шаг 3. Вставить в каждой строчке таблицы связку «а не».

Задание в группах: составить загадки, используя алгоритм (учитель может предложить объекты для загадок).

При подведении итогов группы загадывают свои загадки, класс дол­жен их отгадать и оценить правильность составления.

— ^ Пользуясь только одной этой схемой, можно придумать множест­во загадок про различные объекты, и все они могут быть новыми, интересными, необычными... А можно придумать и много других, схем, вернее, выделить их из похожих загадок. Сочинять загадки по схемам придумала учительница из Петрозаводска Алла Александ­ровна Нестеренко и написала об этом книжку «Страна Загадок».

^ 7. Придумывание вопросов на смекалку.

Учитель загадывает несколько однотипных вопросов, учащиеся должны обнаружить закономерность и придумать по аналогии свои вопросы.

Примеры вопросов:

Столица Франции - Нью-Йорк или Лондон?

У жуков четыре лапки или восемь?

Сколько горошин войдет в стакан? (Ни одной: они не ходят.)

Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не умеет говорить.)

— Подобные вопросы принято называть лжезагадками. Как вы ду­маете, почему?

^ 8. Подведение итогов урока.

При подведении итогов урока желательно проанализировать, что общего было во всех заданиях.

9. Подумай дома.

Придумать про любой объект стихотворение, аналогичное стихотворению «Дом, который построил Джек» (пер. С.Я. Маршака).

Учитель может напомнить детям содержание стихотворения и проанализировать, как оно построено:

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница,

которая в темном чулане хранится

в доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица,

которая часто ворует пшеницу,

которая в темном чулане хранится

в доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

которая часто ворует пшеницу,

которая в темном чулане хранится

в доме, который построил Джек...


Занятие 20

Тема: «Применение логики для развития мышления».

^ Цель: активизировать мышление учащихся с помощью специальных игр и тестов.

Задачи: 1) научить учащихся находить как можно больше областей применения различных предметов; 2) определить уровень количественного мышления учащихся; 3) дать рекомендации для развития такого мышления.

Тип: интегрированный.

Вид: игровой.

Ход занятия:

^ 1. Организационный момент

2. Игра "Где пригодится".

Необходимо приготовить несколько разнообразных предметов (плечики-вешалку, гвоздь, газету, банку и т.д.). Ученикам предлагается найти как можно больше областей применения полного комплекта названных предметов, - т.е. предложить ситуацию, в которой каждый предмет необходим, и обосновать свою гипотезу. Другой вариант: прочитать отрывок из детективного рассказа, где происходят самые важные события, и предложить ученикам придумать возможные продолжения. Возможно, Ваша фантазия и фантазия Ваших учеников подскажут другие варианты.

В комедии Ж.-Б. Мольера «Лекарь поневоле» есть такой диалог:

«Сганарель. Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболеваем заболевание. Невежда, конечно, стал бы в тупик и нагородил бы вам всякого вздору, но я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема.

^ Жеронт. Так-то оно так, но я хотел бы услышать, отчего это случилось?

Сганарель. Сделайте одолжение. Оттого, что она утратила дар речи.

Жеронт. Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила.

Сганарель. Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается.

^ Жеронт. А в чем вы усматриваете причину того, что он не ворочается?

Сганарель. Аристотель сказал по этому поводу… много хорошего.

Жеронт. Охотно верю.

Сганарель.. О, это был великий муж!

Жеронт..Не сомневаюсь.

Сганарель. Подлинно великий! Вот на столько (показыавет рукой) больше меня. Но продолжим рассуждение…»

Найдите ошибки в рассуждении мнимого лекаря.

  1. ^ Игра "Цицерон".

Задание: пересказать какие-либо известные ученикам события по алгоритму Цицерона: Кто? - Что? - Где? - Чем? - С какой целью? - Как? - Когда?

Для упрощения ориентации, каждому ученику можно дать карточку с
названным алгоритмом.

  1. Тест 5. ( Приложение)

^ 5. Подведение итогов.

Занятие 21 и 22

Тема: «Законы мышления».

Цель: дать представление о законах логики.

Задачи: 1 познакомить учащихся с законами правильного мышления, 2) научить составлять схемы правильного мышления.

Тип: ознакомительный, спаренное занятие.

Вид: семинар.

Ход занятия:

^ 1. Организационный момент

2 Беседа.

Мышление подчиняется определенным законам, поскольку мысли человека связаны между собой, а эти связи, в свою очередь, отражают закономерности окружающего мира. Логическое мышление подчиняются как законам диалектики (диалектической логики), так и законам формальной логики. Законы диалектической логики являются всеобщими для природы, общества и мышления – в каждой из этих областей они различаются лишь формой своего проявления. Законы же формальной логики относятся только к мышлению. Законы диалектики отражают содержательную сторону логического мышления, а законы формальной логики – его структуру. Эти законы регулируют правильность протекания нашего мышления, следят за его последовательностью, определенностью, непротиворечивостью, обоснованностью. Кроме того, эти законы связанны с истинностью мышления, с соответствием его содержания объективному миру, реальным фактам. Но правильность мышления совместима как с его истинностью, так и с его ложностью. Из ложных посы­лок, не соблюдая законы логики, можно случайно прийти к истинной мысли. Но из истинных посылок, соблюдая законы и правила логики, нельзя полу­чить ложный вывод, ложное заключение - такой вывод, такое заключение с необходимостью будут истинными. Однако, важно помнить, что требования законов и правил формальной логики определяют необходимые, но еще и не­достаточные условия истинности содержания мышления, так как законы ло­гики лишь косвенно связаны с содержанием мышления.

Основными в формальной логике являются законы:

  1. Тождества

  2. Противоречия

  3. Исключенного третьего

  4. Достаточного основания

Закон тождества

Закон тождества формулируется следующим образом: Всякая мысль тождественна самой себе.

Это означает, что в процессе рассуждения мысль, сколько бы она не повторялась, должна сохранять одно и то же содержание. Отсюда следует, что нельзя различные по содержанию мысли принимать за тождественные и наоборот. Это избавит мышление от туманности, расплывчатости. Позволит до­стичь ясности и определенности, что является существенным свойством правильного мышления.

Например, тождественны следующие понятия:

Байкал = Самое глубокое озеро в мире

Президент США = Глава государства США

Тождественны следующие суждения:

Завтра будет дождь = Завтра будет дождливый день

Только все мальчики = На матч должны прийти все
нашего класса должны ученики нашего класса,
прийти на матч кроме девочек

Закон непротиворечия.

Мышление должно быть не только ясным и определенным, но и последовательным. Это свойство правильного мышления выражается в законе про­тиворечия (непротиворечия), который утверждает:

Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными - по крайней мере, одно из них ложно.

Например, противоречивы следующие понятия: Солнечная ночь. Четырехугольный треугольник. Соленый сахар. Сухопутный окунь. И так далее.
Противоречивы следующие пары суждений:
Это предложение Это предложение,

вопросительное повествовательное

Все книги скучные Не все книги скучные.

Закон исключенного третьего.

Также как и закон противоречия, закон исключенного третьего выражает последовательность мышления. Он утверждает:

Из двух суждений (высказываний), в одном из которых утверждается то, что отрицается в другом, одно непременно истинно, а другое - ложно.

Смысл этого закона в том, что противоречащие мысли не могут быть одновременно ложными или одновременно истинными - одна из них обязательно истинная, а другая - ложная ("третьего не дано").

^ Закон достаточного основания.

Этот закон выражает обоснованность, доказательность нашего мышления. Согласно этому закону, всякая истинная мысль должна быть обоснова­на другими мыслями, истинность которых уже доказана. Закон достаточного основания формулируется так:

Всякая истинная (доказанная) мысль имеет достаточное основание.

3. Тест 6. (приложение).

4. Подведение итогов.


Занятие 23 и 24.

Тема: «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО».

Цель: раскрыть содержание понятия «доказательство», познакомить с видами доказательства.

Задачи: 1) показать структуру доказательства; 2) уметь отличать тезис, аргументы и демонстрацию доказательства.

Тип: практикум, спаренное занятие.

Вид: игровой.

Ход занятия:

^ 1. Организационный момент.

2. Беседа.

Важно понимать, что существует различие между умозаключением и доказательством. Доказательство, вообще говоря, представляет дабой умозаключение, но есть и существенные отличия: в умозаключении мы не всегда акцентируем внимание на истинности посылок (исходных суждений), а в доказательстве истинность посылок - одно из главных требований. В литературе по поводу есть даже стихотворение:

Если мы возьмем носилки

И на них положим дом,

Мы его перевернем

(В силу ложности посылки)

Тривиальным, тривиальным

Тривиальным образом.

Кроме того, доказательство отличается от умозаключения еще и тем, оказываемое суждение известно заранее. В составе любого доказательства различают три части:

  1. доказываемое положение, или тезис- это то, что требуется доказать

  2. основания доказательства, или аргументы - это то, при помощи
    чего тезис доказывается или становится очевидным;

  3. форма доказательства, или с п о с о б, которым тезис выводятся из
    аргументов.

Тезис доказательства соответствует заключению, а аргументы соответствуют посылкам в умозаключении. Форма доказательства представляет собой логическую схему, при помощи которой выводится заключение,

Например: Доказать, что число 318 делится на 2. Это - ТЕЗИС. Для доказательства воспользуемся следующими АРГУМЕНТАМИ: число 318 оканчивается цифрой "8"; 8 - четное число, т.е. делится на 2; все числа, которые оканчиваются четной цифрой или нулем, делятся на 2. Следовательно, ...

СПОСОБ доказательства - последовательность умозаключений.

Таким образом, понятно, что доказательство сводится к раскрытию очевидности данного суждения из очевидности других суждений, которые называются аргументами. Но, если суждения, которые вы используете для доказательства тезиса, окажутся неочевидными, как поступить в таком случае? - необходимо доказать при помощи каких-либо других аргументов. Так может повторяться несколько раз, поэтому доказательство обычно представляет и цепочку умозаключений. Всякое доказательство, в итоге, должно приводить к таким положениям, которые уже бесспорны или очевидны. Такие по­ложения называют аксиомами.

В логике дается обобщенное учение о доказательстве и опровержении, Рассматривая доказательство как логическую операцию по обоснованию истинности суждения с помощью других истинных суждений; логика, кроме того раскрывает структуру доказательства и изучает его виды.

По своей сути опровержение тоже является доказательством. Но доказательство как логический процесс требует обоснования истинности суждения, а опровержение - это процесс обоснования ложности суждения. Опровержение может быть выполнено тремя способами: критикой тезиса; критикой аргументов и критикой способа (формы) доказательства.

Процесс доказательства может быть прямым или косвенным. Прямое доказательство - это вывод истинности тезиса из истинности аргументов при помощи цепочки умозаключений. Косвенное доказательство строится на предположении истинности тезиса, противоречащего данному тезису (антитезиса). Из этого положения выводятся следствия до тех пор, пока они не приведут к противоречию с данными или признанными положениями (доказанными раньше, обоснованными). Появление такого противоречия позволяет опровергнуть истинность антитезиса и признать истинность тезиса.

Такой метод доказательства часто называют доказательством от противного. Этот метод часто используется в математике. Например:

^ В треугольнике не может быть двух прямых углов - тезис. Предполо­жим, что в треугольнике два прямых угла (т.е. два угла по 90°) - антитезис. Мы знаем, что сумма внутренних углов любого треугольника 180°, следова­тельно, величина третьего угла - 0° то есть этого угла не существует. - про­тиворечие с условием. Значит, предположение ошибочно. Антитезис - неверен. Тезис доказан.

Часто анализ самой логической структуры тезиса позволяет увидеть его ошибочность. Так, если в числе следствий встретилось утверждение и от­рицание одного и того же, можно сразу заключить, что антитезис неверен. Ложным будет он и в том случае, если из него можно вывести внутренне про­тиворечивое высказывание о тождестве утверждения и отрицания. Иногда ложность антитезиса можно установить простым сопоставлением выте­кающих из него следствий с фактами или эмпирическими данными.

Опровержение также может быть прямым или косвенным. Прямое опровержение строится путем установления ложности следствий, вытекающих из тезиса ("Приведение к абсурду"). А косвенное строится на основе доказа­тельства антитезиса.

  1. ^ Подведение итогов.



Занятие 25 и 26.

Тема: «Ошибки в доказательстве и опровержении».

Цель: дать понятие ошибок в доказательстве и их классификацию.

Задачи: 1)показать учащимся, что для того, чтобы избежать ошибок в доказательстве и опровержении, необходимо учитывать требования, которые предъявляются к тезису, аргументам и форме (демонстрации) доказательства или опровержения.

Тип: ознакомительный, спаренное занятие.

Вид: семинар.

Ход занятия:

^ 1. Организационный момент

2. Беседа о структуре доказательства.

ТЕЗИС:

  1. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно. Соблюдение этого правила избавит от двусмысленности и неопределенности при доказательстве. Нельзя допускать, чтобы спор возникал лишь из-за того, что спорящие по-разному понимают смысл сформулированного тезиса.

  2. Тезис не должен меняться в ходе доказательства или опровержения. Это – следствие закона тождества. При соблюдении этого правила возникают ошибки, которые называются подменой тезиса.

АРГУМЕНТЫ:

  1. Аргументы должны быть истинными суждениями, т.е. нельзя пользоваться «ложными основаниями».

  2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых можно установить независимо от тезиса. Если это правило нарушено, то появляется ошибка – «круг в доказательстве»; суть этой ошибки в том, что тезис обосновывается аргументами, которые, в свою очередь, обосновываются доказываемым тезисом.

  3. Аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса. Нарушение этого правила ведет к ошибкам типа:

- «основное заблуждение» - принятие за истину ложного аргумента;

- «довод к личности» - в качестве аргумента берется характеристика человека;

- «довод к публике» - вместо обоснования тезиса идет воздейчтвие на чувства людей; аналогично, надо избегать аргументов-доводов к силе, к невежеству, к выгоде, к здравому смыслу и т.д.

ФОРМА:

  1. Любое доказательство или опровержение должно строиться по правилам соответствующего вида умозаключений. Наиболее распространенные ошибки такого рода:

- неоправданный логический переход от более узкой области к более широкой;

- переход от сказанного с условием (оговоркой) к сказанному безусловно;

- переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было. Кроме непреднамеренных логических
ошибок, существуют еще и преднамеренные, так называемые парадоксы, а
также их особо резкая форма - софизмы.

Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

По отношению к тезису:

Правила

Ошибки

1. Тезис должен быть четким и ясным.

1.1 Выдвижение неопределенного, неясного тезиса.

2. Тезис должен оставаться неизменным.

2.1. Потеря тезиса.

2.2. Полная подмена тезиса:

а) доказательство другого тезиса;

б) довод к личности

в) довод к публике.

2.3. Частичная подмена тезиса.



По отношению к аргументам:

Правила

Ошибки

1. Аргументы должны быть истинными.

1.1. «Основное заблуждение» - принятие за истину ложного аргумента.

1.2. «Предвосхищение основания»

2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых установлена независимо от тезиса.

2.1. «Круг в доказательстве».

3. Аргументы не должны противоречить

Друг другу.

3.1. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу.

4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

4.1. «Слишком поспешное доказательство2.

4.2. «Чрезмерное» доказательство.


По отношению к демонстрации:

Правила

Ошибки

1. Любое доказательство или опровержение должно строиться по правилам соответствующего вида умозаключений.

1.1. Нарушение умозаключений соответствующего вида.

2.1. «Мнимое следование»:

а) неоправданный логический переход от более узкой области к более широкой;

б) переход от сказанного безусловно;


^ 3. Подведение итогов.


Занятие 27.


tehnicheskoe-zadanie-8-strukturnaya-shema-generatora-piloobraznogo-napryazheniya-9-vibor-principialnoj-shemi-generatora-linejno-izmenyayushegosya-napryazheniya-10.html
tehnicheskoe-zadanie-cel-diplomnoj-raboti-sozdanie-imitacionnih-modelej-korporativnih-setej-peredachi-dannih-dlya-dostizheniya-postavlennoj-celi-neobhodimo-reshit-sleduyushie-zadachi.html
tehnicheskoe-zadanie-dlya-konkursnogo-otbora-pretendentov-na-servisnie-uslugi-po-zakanchivaniyu-skvazhin-pri-stroitelstve-bokovih-stvolov.html
tehnicheskoe-zadanie-dlya-provedeniya-aukciona-elektronnogo-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-stranica-5.html
tehnicheskoe-zadanie-dlya-provedeniya-aukciona-elektronnogo-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta.html
tehnicheskoe-zadanie-dlya-provedeniya-elektronnogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-stranica-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/centr-programmnih-sredstv-massovogo-primeneniya-v-stroitelstve-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zh-zh-russo-rassuzhdenie-o-proishozhdenii-neravenstva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/staroslavyanskij-yazik-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauka-o-stanovlenii-i-razvitii-proektno-hudozhestvennoj-deyatelnosti-dizajna.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-s-postavshikami-i-podryadchikami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/apparatnaya-infrastruktura-izmeritelnih-i-upravlyayushih-sistem-plazmennih-ustanovok-iyaf-so-ran-01-04-01-pribori-i-metodi-eksperimentalnoj-fiziki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vintovki-gileya.html
  • student.bystrickaya.ru/34-ekologo-organizmennie-zakonomernosti-k-g-yung-eta-kniga-menee-vsego-svodka-davno-izvestnogo-i-vmeste-s-tem.html
  • uchit.bystrickaya.ru/u-k-a-z-prezidenta-rossijskoj-federacii-stranica-35.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-petrgu-razdel-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-vanadij-tatyana-pervushina.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-plan-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/2-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080301-kommerciya-torgovoe.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnoe-ustrojstvo-i-mestnoe-samoupravlenie-referat-2000-znakov-dlya-perevoda-na-angl-yazik.html
  • composition.bystrickaya.ru/otzvuki-velikoj-otechestvennoj--i-ya-prishla-menya-zovut-pobeda-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-kursa-osnovi-socializacii-lichnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tigilskij-municipalnij-rajon-tematicheskaya-programma-dlya-detej-i-podrostkov-k-65-letiyu-pobedi-v-vov-perelistivaya.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultativnij-kurs-publichnij-otchet-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-prezidiuma-visshego-arbitrazhnogo-suda-rf-ot-1-sentyabrya-2009g-n438109.html
  • crib.bystrickaya.ru/haruki-murakami-stranica-49.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-desyataya-muza-kino-kak-fenomen-iskusstva-hh-veka.html
  • education.bystrickaya.ru/15-kak-prevratit-gruppu-v-kollektiv-literatura-informaciya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vidi-grafiki.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-vserossijskogo-bajkalskogo-obrazovatelnogo-foruma.html
  • knigi.bystrickaya.ru/secretara-de-relaciones-exteriores-oficialnij-sajt-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udmurtskoj-respubliki-o-polozhenii-v-respublike.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanimaemie-dolzhnosti-za-poslednie-5-let-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-3-kvartal-2003-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kesteler-men-sizbalar.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokol-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-na-uchastie-v-konkurse-po-gosudarstvennoj-zakupke-uslugi-po-polucheniyu-prava-nedropolzovaniya-po-lotam.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sokolova-n-yu-modeli-urokov-po-kvantovoj-fizike-s-elementami-mediaobrazovaniya-2000-stranica-3.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vii-poryadok-sluzhebnogo-vzaimodejstviya-obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-2-variant-2-vazhnejshie-dokumenti-stolipinskoj-agrarnoj-reformi-bili-izdani-v-1894-i-1901-gg-v-1904-i-1905-gg-v-1906-i-1910-gg-v-1914-i-1917-gg-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-po-tu-storonu-dobra-i-zla-nosyashaya-harakternij-podzagolovok-prelyudiya-k-filosofii-budushego-prelyudirovala-ne-tolko-k-budushemu-voobshe-no-i-budushemu-samogo-stranica-10.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-zanyatiya-obrazovatelnie-rasshirit-znaniya-uchashihsya-o-predstavlenii-formi-i-razmerov-zemli-drevnih-civilizacij-uglubit-znaniya-o-velikih-geograficheskih-otkritiyah-i-pokazat-ih-znachenie-razvivayushie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obraz-literatora-v-russkom-zhivopisnom-portrete-epohi-romantizma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.