Тема 7. Нормативно-правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг - Контрольные вопросы 26
.RU

Тема 7. Нормативно-правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг - Контрольные вопросы 26


^ Тема 7. Нормативно-правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг
7.1. Определение ценной бумаги и виды ценных бумаг

7.2. Законодательство РФ по регулированию выпуска и обращения ценных бумаг

^ 7.3. Нормативное регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

7.4. Процедура эмиссии ценных бумаг

7.5. Ежегодная отчетность по ценным бумагам

^ 7.1 Определение ценной бумаги и виды ценных бумаг
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдение установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).



Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных соответствующим Федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги, является эмиссионной ценной бумагой.

При этом, акция это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

^ 7.2 Законодательство РФ по регулированию выпуска и обращения ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

- установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.


^ 7.3 Нормативное регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, за исключением отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг право на осуществление которых может быть предоставлено государственной корпорации федеральным законом, на основании которого она создана.

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.

Статьей 333.33 части второй Налогового кодекса РФ установлены размеры государственной пошлины за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Кредитные организации и государственные корпорации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При этом следует учитывать, что дополнительным основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ее приостановления или аннулирования является аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.

Контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

^ 7.4 Процедура эмиссии ценных бумаг
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, включает следующие этапы:

- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 333.33 части второй Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.

От уплаты государственной пошлины при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг освобождены федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ст. 333.35 части второй Налогового кодекса РФ)

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.

Регистрирующий орган определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, - также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений. Исключение составляют государственные, муниципальные ценные бумаги и облигации Банка России.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

При необходимости регистрирующему органу провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг процедура регистрации может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

По истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется.

Порядок присвоения государственных регистрационных номеров выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям федерального законодательства и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Проспект ценных бумаг должен содержать:

- краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

- краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

- подробную информацию об эмитенте;

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

- подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

- сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

- бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

- подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

- дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах.

Данный состав сведений определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Информация, содержащаяся в проспекте ценных бумаг, указывается на дату его утверждения уполномоченным органом управления эмитента.

Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами.

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Проспект ценных бумаг также должен быть подписан аудитором, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, независимым оценщиком, подтверждающими достоверность информации в указанной ими части проспекта ценных бумаг. Проспект ценных бумаг по усмотрению эмитента может быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Финансовым консультантом на рынке ценных бумаг не может являться аффилированное лицо эмитента.

В случае выпуска облигаций с обеспечением лицо, предоставившее обеспечение, обязано подписать проспект ценных бумаг, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении.

Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими. При этом срок исковой давности для возмещения ущерба составляет три года со дня начала размещения ценных бумаг, а в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, со дня начала публичного обращения эмиссионных ценных бумаг.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров.

Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.



Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Если в соответствии с федеральным законодательством эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), то фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

Запрещается размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее чем через две недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения эмиссионных ценных бумаг.

Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Настоящее положение не применяется в следующих случаях:

1) при эмиссии государственных ценных бумаг;

2) при предоставлении акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

3) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.




Эмитент вправе представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, в том числе при размещении дополнительного выпуска ценных бумаг, если листинг ценных бумаг соответствующего выпуска был осуществлен ранее. В случае невключения фондовой биржей размещенных эмиссионных ценных бумаг в котировальный список эмитент обязан в срок, не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг, представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Исключение составляет эмиссия акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемая эмитентами, являющимися кредитными организациями.

В отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна быть указана следующая информация:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг;

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска;

5) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:

- объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;

- объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения;

- объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации;

6) о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг.

Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев пакетов эмиссионных ценных бумаг, размер которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должно содержать наряду с информацией содержащейся в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, следующую информацию:

1) наименование и место нахождения фондовой биржи, на которой осуществлен листинг размещенных эмиссионных ценных бумаг;

2) дату листинга размещенных эмиссионных ценных бумаг.

Отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), а уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) - также брокером, оказывавшим услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Лица, подписавшие отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете (уведомлении) недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими.

Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

Действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг, признаются недобросовестной эмиссией.

В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональное отделение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг).

Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение сверх объявленного в проспекте ценных бумаг, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску.

Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску, то федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом.

Срок исковой давности для признания недействительными принятых эмитентом и регистрирующим органом решений, связанных с эмиссией ценных бумаг, признания недействительными выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, или отчета об итогах их выпуска составляет три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а в случаях, когда государственная регистрация отчета (представление в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не осуществляется, - с момента государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Особенность эмиссии акций кредитными организациями заключается в том, что аккумулирование средств кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета. Режим накопительного счета устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Особенности эмиссии опционов эмитента заключаются в следующем:

1. Эмитент не вправе размещать опционы эмитента, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие опционы.

2. Количество акций определенной категории (типа), право на приобретение которых предоставляют опционы эмитента, не может превышать 5 процентов акций этой категории (типа), размещенных на дату представления документов для государственной регистрации выпуска опционов эмитента.

3. Решение о выпуске опционов эмитента может предусматривать ограничения на их обращение.

4. Размещение опционов эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества.







^ 7.5 Ежегодная отчетность по ценным бумагам
Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:

- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);

- сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют предъявляемым к ней требованиям федерального законодательства, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за первый квартал.

В случае составления сводной бухгалтерской отчетности эмитента такая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал.

Годовая бухгалтерская отчетность эмитента, а также сводная бухгалтерская отчетность эмитента за два завершенных финансовых года, предшествующих последнему завершенному финансовому году, в состав ежеквартального отчета не включается.

В состав ежеквартального отчета за четвертый квартал бухгалтерская отчетность не включается.

Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала, и должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Ежеквартальный отчет должен предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую затрат на изготовление брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.

Сообщениями о существенных фактах признаются сведения о:

- реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

- фактах, повлекших за собой разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10 процентов;

- фактах, повлекших за собой разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10 процентов;

- фактах разовых сделок эмитента, размер которых или стоимость имущества по которым составляет 10 и более процентов активов эмитента по состоянию на дату сделки;

- об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о приостановлении и возобновлении эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;

- включении в реестр акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента, а также любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций;

- дате закрытия реестра акционеров эмитента, сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами, решениях общих собраний;

- начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента;

- поступившем эмитенту - открытому акционерному обществу в соответствии с главой XI.I Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» добровольном или обязательном предложении (в том числе конкурирующем предложении), уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг или требовании о выкупе ценных бумаг, направленных лицом, которое приобрело более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона «Об акционерных обществах», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.



Владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций. В случае, если приобретение или изменение указанной доли произошло в результате размещения дополнительных обыкновенных акций, раскрытие соответствующей информации осуществляется не позднее чем через пять дней со дня, когда он узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций.

Владелец обыкновенных акций раскрывает соответствующую информацию с указанием имени или наименования владельца, наименования эмитента, государственного регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) акций, количества принадлежащих владельцу акций путем направления уведомления эмитенту указанных акций и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Лицо, приобретающее в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупный пакет акций акционерного общества, ценные бумаги которого обращаются на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, на основании добровольного или обязательного предложения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, обязано раскрыть:

- информацию о направлении добровольного или обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанная информация раскрывается не позднее дня, следующего за днем направления соответствующего предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- содержание добровольного или обязательного предложения. Соответствующее предложение раскрывается не позднее дня, следующего за днем истечения срока, предусмотренного для его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если в течение указанного срока федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не было вынесено предписание о приведении добровольного или обязательного предложения в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах».

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях, если:

- он произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которым количество ценных бумаг составило не менее чем 100 процентов общего количества указанных ценных бумаг;

- он произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которой количество ценных бумаг составило не менее чем 15 процентов общего количества указанных ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг раскрывает соответствующую информацию с указанием наименования профессионального участника рынка ценных бумаг, вида и государственного регистрационного кода ценных бумаг, наименования эмитента, цены одной ценной бумаги, количества ценных бумаг по соответствующим сделкам не позднее чем через пять дней со дня окончания соответствующего квартала или со дня проведения соответствующей разовой операции путем направления уведомления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченный им орган.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг при предложении и (или) объявлении цены покупки и (или) продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него и предоставляемую ему эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг общедоступную информацию или сообщить об отсутствии у него такой информации.

Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам определяется Положением «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

^ Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой ценная бумага?

  2. Каковы основные виды ценных бумаг?

  3. Какими нормативными актами в РФ регулируется выпуск и обращение ценных бумаг?

  4. По средствам чего осуществляется государственное регулирование рынка ценных бума?

  5. Какими нормативно-правовыми актами регулируется деятельности на рынке ценных бумаг?

  6. Какие этапы включает процедура эмиссии ценных бумаг?

  7. Какая информация раскрывается в ежегодная отчетности по ценным бумагам? Каковы сроки предоставления отчетности?



^ Практические задания
Задача 1

Профессиональный участник рынка ценных бумаг в отчетном периоде имел следующие обороты по произведенным операциям (без НДС):

1) доходы от реализации ценных бумаг (акций) - 20 тыс. руб.

2) доходы от продажи бланков векселей - 4 тыс. руб. (учетная стоимость 3,5 тыс. руб.);

  1. доходы от оказания услуг инвестиционного консультанта -7 тыс. руб.

  2. плата за авалирование векселей -12 тыс. руб.

  3. плата за выдачу выписок по счету «депо» - 3 тыс. руб.

  4. плата за установку клиентам системы информационного обеспечения в режиме реального времени по биржевым торгам - 15тыс. руб.

  5. дивиденды по акциям - 7 тыс. руб.

  6. доходы от реализации дисконтных векселей - 4 тыс. руб.

  1. доходы от оказания услуг инвестиционного консультанта - 5 тыс. руб.

  2. проценты по векселям - 6 тыс. руб.

  3. комиссия за ведение реестра акционеров - 9 тыс. руб.

  4. плата за хранение ценных бумаг - 3 тыс. руб.

  5. проценты по ОГСЗ - 8 тыс. руб.

  6. штрафы по договорам аренды - 2 тыс. руб.

Определить сумму НДС по операциям.


Задача 2

Банк в отчетном периоде имел следующие обороты по произведенным операциям (без НДС):

  1. доходы от реализации ценных бумаг, приобретенных ранее - 10 тыс. руб.

  2. доходы от продажи бланков векселей - 4 тыс. руб. (учетная стоимость - 3,5 тыс. руб.)

  3. плата за авалирование векселей - 12 тыс. руб.

  4. комиссия за ведение реестра акционеров - 9 тыс. руб.

  1. возмещение расходов, связанных с участием в биржевых торгах за счет и по поручению клиента - 8 тыс. руб.(при тех же суммах расходов)

  2. передача имущества по договору заклада по своевременно непогашенному кредиту - при рыночной стоимости в 20 тыс. руб., оценочной стоимости- 19 тыс. руб., сумме кредита-15 тыс. руб. и начисленных процентах - 4тыс. руб.

  3. доход дилера за размещение государственных ценных бумаг - 13 тыс. руб.

  4. получена вариационная маржа по расчетам с финансовыми инструментами срочного рынка на бирже - 11 тыс. руб.

  5. штрафы по договорам хранения ценных бумаг - 2 тыс. руб. 10.получено по опциону на приобретение долларов - 12 тыс. руб.

Определить сумму НДС по перечисленным операциям.


Задача 3

Организация приобрела 88 акций АО «АВТОВАЗ» по цене 70 рублей 40 копеек и 880 облигаций федерального займа по цене 7 рублей 92 копеек. Приобретенные акции были реализованы на следующих условиях: 75 штук - по цене 74 рубля 80 копеек, 9 штук - по цене 61 рубль 60 копеек и 4 штуки - по цене 52 рубля 80 копеек. Приобретенные облигации были реализованы на следующих условиях: 748 штук - по цене 8 рублей 36 копеек, 88 штук - по цене 7 рублей 04 копейки и 44 штуки - по цене 5 рублей 28 копеек. На день реализации рыночная цена акций составила 70 рублей 40 копеек, а рыночная цена облигаций - 7 рублей 48 копеек. При осуществлении каждой операции уплачивается комиссия брокеру в размере 2% от суммы сделки.

Определить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате по итогам указанных операций.


Задача 4

Банком был приобретен опцион на покупку 100 тыс. долларов по курсу 31,7 руб. Официальный курс доллара на 10.04 составлял 31,5 руб. Опцион на 5 дней. Курс доллара, установленный ЦБ РФ на 11.04., составил 31,55 руб., на 12.04 - 31,65 руб., на 15.04 - 31,6 руб.

Определить налог на прибыль.


Задача 5

Организация 10.04 приобрела фьючерсы (месячные) на 10 тыс. долларов 5 штук на организованном рынке по курсу 31,81 руб. На площадке максимальный курс на аналогичные инструменты составил 31,8 руб., а минимальный -31,78 руб. Курс ЦБ РФ - 31,55 руб.

Определить налог на прибыль по операции с финансовым инструментом срочного рынка.


svoi-tvorcheskie-raboti-podgotovili-deti-logopedicheskoj-gruppi-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya-mbdou-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-28-g-chistopol-r.html
svoj-doklad-mne-hotelos-bi-nachat-so-statistiki.html
svoj-podhod-k-delu-yukosa-izvestiya-moskva-monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-yanvar-fevral-2011-goda.html
svoj-sredi-svoih-profil-bzhezinskij-dmitrij-15122008-047-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-10.html
svojstva-cellyuloznih-volokon-poluchennih-pri-natronnih-varkah-s-antrahinonom-obrabotannim-vultrazvukovom-pole.html
svojstva-gaubichnosti-kniga-na-sajte.html
  • shkola.bystrickaya.ru/premer-vologda-13122011-stalfond-15-let-na-pensionnom-rinke-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-14-dekabrya-2011-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-polemiki-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-rashodi-ne-uchitivaemie-dlya-celej-nalogooblozheniya-nalogovij-uchet-dlya-buhgaltera-2007-n-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-elektroustanovok.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetskij-narod-rukovodimij-kommunisticheskoj-partiej-dobilsya-v-proshedshem-1952-godu-novih-uspehov-strana-pobedivshego-socializma-v-glazah-vsego-peredovogo-ch-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-fevralya-2012-g-v-izhgtu-projdut-sostyazaniya-po-programmirovaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturnoe-chtenie-tema-urokaetap-proektnoj-ili-issledovatelskoj-deyatelnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-inzhenernoj-grafiki-61-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-posvyashennaya-50-letiyu-pervogo-polyota-cheloveka-v-kosmos-programma.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-za-dejnostta-na-albena-ad-km-31-03-2011-godina-sglasno-iziskvaniyata-na-chl-100o-al-4-t-2-ot-zppck-albena.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashena-avantyuristam-odni-iz-nih-ispitivali-sudbu-stanovyas-piratami-drugie-poyavlyalis-pod-chuzhimi-imenami-odni-stroili-finansovie-piramidi-i-pl-stranica-21.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-i-optimizaciya-nalogooblagaemoj-bazi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-pomosh-organizatoru-delovoj-igri-programma-organizacii-letnego-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-i-podrostkov-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-dobrie-ruki-sensornij-sad-budet-postroen-na-territorii-odnogo-iz-vladivostokskih.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-kreativnie-industrii-pravitelstvo-orenburgskoj-oblasti-postanovleni-e.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-institut-rinka-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/1318-nasosnaya-stanciya-32-instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-6-podacha-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-9.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zashita-denezhnih-znakov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-d-amusin-nahodki-u-mertvogo-morya-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kazhdogo-voprosa-3-slovar-osnovnih-ponyatii-i-terminov-dopolnitelnij-material-dlya-uglublennogo-izucheniya-kazhdogo-voprosa.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primenenie-antracita-kak-napolnitelya-uglerodnoj-produkcii.html
  • education.bystrickaya.ru/2-sistema-rinkov-ih-klassifikaciya-po-opredelennim-priznakam-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-doktora-ekonomicheskih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnogo-processa-v-isemestre-20102011-uchebnogo-goda-dlya-studentov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-utverzhdena-kompleksnaya-programma-modernizacii-i-reformirovaniya-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-regiona-na-2012-2015-godi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-denezhnoe-obrashenie-1-dengi-i-ih-rol-v-ekonomike-dengi-eto-istoricheskaya-kategoriya-poyavilis-na-opredelennoj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diskussiya-kachestvo-shkolnogo-obrazovaniya-rezultati-pisa-i-obshestvennie-ocenki-kachestva-obrazovaniya-esli-mozhno-davajte-podnimem-stulya-vot-i-ya-obyavlyu-pe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-realizaciya.html
  • credit.bystrickaya.ru/politicheskaya-kultura-i-socializaciya.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-4-organizaciya-sluzhbi-marketinga-na-promishlennom-predpriyatii-oao-cheboksarskij-priborostroitelnij-zavod-elara.html
  • literature.bystrickaya.ru/dene-shinitiru-zhne-sport-salasindai-memlekettik-krsetiletin-izmetter-reglamentterin-bekitu-turali-izilorda-oblisi.html
  • school.bystrickaya.ru/civilizaciya-bogov-prognoz-razvitiya-nauki-i-tehniki-v-21-m-stoletii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsego-po-krayu-monitoring-pechatnih-i-elektronnih-smi-iyun-2007.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zoni-zhiloj-zastrojki-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-palkinskoe-selskoe-poselenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2011-goda.html
  • report.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-poziciya-molodih-izbiratelej-avtoreferat-sherstnevoj-n-s-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-yuridicheskih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.