.RU

Тема 3. Педагогика высшей школы - Высшей школы


Тема 3. Педагогика высшей школы:

цель, объект, предмет


3.1. Предмет и функции педагогической науки


Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Это наука об обучении и воспитании студентов, о формировании личности специалиста высшей квалификации.

Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. По большому счету, объектом педагогики является воспитание в широком смысле.

Таким образом, объект педагогики высшей школы – система высшего образования и педагогические процессы в ней.

Педагогические системы различаются между собой педагогической целью, содержанием обучения, контингентом воспитанников, квалификацией педагогов, формами, способами руководства процессами деятельности воспитанников, результатами. Однако все системы реализуют единую цель, которая определена государством, обществом.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

^ В предмет педагогики высшей школы обязательно включаются следующие компоненты:

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика – наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом.

Предмет педагогики обусловливает функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

♦ Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

♦ Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

В соответствии с функциями, основными задачами педагогики как науки являются следующие:

– анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

– разработка теоретико-методологических основ образования;

– выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

– определение содержания образования в конкретных условиях;

– разработка образовательных стандартов;

– разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

– изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

– внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

– изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Педагогика высшей школы представляет собой науку о воспитании, образовании и обучении студенчества. Кроме этих трех категорий к  педагогической науке относятся также категории «учение» и «педагогический процесс».

Категория «образование» включает три составляющих:

1) приобретение знаний, умений и навыков;

2) формирование на этой основе мировоззрения;

3) развитие познавательных способностей личности.

Чтобы содержание образования стало «достоянием» учащихся, необходима система специально подобранных педагогических влияний – обучение, предусматривающее совместную деятельность учителя и ученика.

Учение же как категория педагогики рассматривает лишь деятельность самого ученика, его личный труд, направленный на овладение содержанием образования, хотя это вовсе не означает, что самостоятельная работа учащихся не должна организовываться педагогом.

Как категория педагогики «педагогический процесс» включает всю систему средств обучения и воспитания, которые используются в том или ином учебном заведении и организовываются в соответствии с требованиями педагогики.

Воспитание в широком понимании означает руководство развитием. Это руководство приобретением знаний, усвоением определенных взглядов, выработкой правильных привычек, формированием потребностей, интересов, мотивов, чувств. Процесс руководства развитием может осуществляться специально, как целенаправленная деятельность выделенных для этой цели лиц – воспитателей, педагогов, кураторов, тьюторов. Это воспитание в узком смысле. С другой стороны, на человека влияет вся совокупность жизненных условий, вся социокультурная среда, его «воспитывает жизнь». Это – широкое содержание понятия «воспитание».

Педагогическую деятельность определяют постановка цели и решение педагогических задач.

Цели педагогического процесса – идеальное предвидение результата деятельности. Они состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждой лекции, семинаре, на уровне предмета, на уровне системы образования.

В систему целей педагогического процесса включаются формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т. д.).

Педагогика высшей школы нацелена на выполнение следующих задач:


^ 3.2. Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука


Как наука педагогика высшей школы представляет собой совокупность знаний, на основе которых возможно анализировать, организовывать педагогический процесс и проектировать поиск эффективных педагогических систем.

Педагогика высшей школы, с одной стороны, является наукой, а с другой, представляет собой искусство.

♦ Как наука педагогика высшей школы имеет свой объект, предмет, методы исследования и перспективы развития. Она раскрывает:

▪ сущность воспитания студентов как педагогического процесса;

▪ законы и закономерности воспитательного процесса;

▪ условия, при которых эти законы проявляются полнее;

▪ условия и способы прогнозирования педагогического процесса;

▪ структуру и механизм взаимодействия элементов педагогической системы.

Наукой она является в силу того, что имеет следующие составляющие:

Педагогика — это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).

♦ Педагогика — это искусство, рассматриваемое как высокая степень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях. Ядром таких убеждений являются педагогические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные, вызывающие уверенность в правильности принятых решений и готовность действовать в соответствии с ними.

^ Педагогическое искусство — это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства. Зная возможные варианты разрешения проблемных ситуаций, педагог стремится «пропустить их через себя», «примерить» к личностным особенностям, специальным умениям, индивидуальным способностям собственной личности, а затем вырабатывает свой стиль, свои приемы, свои способы взаимодействия с детьми в педагогическом процессе. При этом он совершенствует их во времени, приумножает новыми современными находками педагогической теории и практики, доводя постепенно свое мастерство до уровня искусства. Именно искусство обогащает науку: приводит к новым обобщениям, к новой, более совершенной теории.

Как искусство педагогика высшей школы требует творческого вдохновения и увлечённости этой наукой от каждого преподавателя и творческого использования теории на практике.

Педагогика высшей школы – теоретическая и прикладная наука.

♦ Как теоретическая наука она выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов.

Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

♦ Как прикладная наука педагогика высшей школы указывает на использование теоретических положений, путей реализации законов и закономерностей, принципов в практической деятельности педагогических работников.

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

1) Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако, такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

2) Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако, в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение». Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

3) Продуктивной для науки и практики является третья концепция, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Таким образом, как теоретическая наука педагогика высшей школы выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов. Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

Как прикладная наука педагогика высшей школы указывает на использование теоретических положений, путей реализации законов и закономерностей, принципов в практической деятельности педагогических работников.


^ 3.3. Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании


Необходимым условием эффективного изучения проблем образования является интеграция научного знания, тесное взаимодействие социально-гуманитарных наук. При этом очень важно использовать как весь арсенал методов на входе процесса познания, так и верификацию (подтверждение) и сравнение достигнутых ими результатов на выходе, то есть сопоставлять намеченные цели и поставленные задачи с положением дел в действительности, учитывать особенности социокультурной среды.

Ведущая роль в интеграции научного знания принадлежит философии, исследовательские подходы которой должны быть дополнены педагогикой или психологией, экономической теорией или социологией. Поэтому необходимо обеспечить интеграцию наук на базе междисциплинарного подхода, когда лидером станет та или иная специальная научная дисциплина или ее новое направление.

Если философия сосредоточена на исследовании общего духовного процесса формирования человека, образования как культурно-исторического явления, то социологию интересует, как благодаря образованию человек включается в социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет социальные роли.

В последнее десятилетие «права гражданства» завоевывает социология образования. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования и пытаются выяснить:

Обеспечивая взаимодействие на прикладном уровне различных наук, с позиций которых изучаются проблемы обучения, воспитания и становления личности, социология сама обогащается, развивается и дифференцируется как теоретическая и практическая наука, что проявляется во все более четком выделении социологии образования в качестве особой и самостоятельной дисциплины.

Социология образования представляет собой отрасль социологической науки, рассматривающую образование как социальный институт и социокультурный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому.

Предметом социологии образования выступает изучение закономерностей функционирования и развития образования, его взаимодействие и взаимовлияние на развитие общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.

Социология образования выполняет следующие функции:

Науки о человеке, в данном случае те, которые стоят достаточно близко друг к другу (психология и педагогика), развивались в основном как изучающие отдельные стороны, функции, процессы человека как объекта без отражения связей вхождения частного в целое (здесь важно помнить об особом механизме главенствующего влияния целого на входящие в него части).

Объектом изучения психологии и педагогики является человек, соответственно, имеется множество сходных и отличных элементов, которые потенциально и реально способны к объединению и созданию новой системы. Но даже педагогика и психология, не говоря уже о других человековедческих дисциплинах, специализируясь, изучая частные стороны форм совмещения, упускают из виду общность изучаемых явлений, которая заключается в отражении одного и того же принципа совмещения (гармонизации). Общность, скорее, выражается в едином объекте исследования – человеке, а специфика – в предмете каждой науки. В этих науках, как известно из истории их развития, на определенных этапах – этапах неустойчивого развития системы – наблюдается активное «отпочковывание» различных направлений, т. е. идет процесс дифференциации.

Психология изучает влияние образования на формирование личности, зависимость эффективности образования от развития психики обучаемых.

Предметом социальной психологии является поведение в структуре организационно опосредованных норм, ценностей и целей.

Педагогика исследует процесс и результат овладения системой знаний, формирования мировоззрения и нравственных качеств.

Традиционно в системе педагогических наук выделяют несколько самостоятельных отраслей:

Таким образом, педагогика высшей школы является подразделом возрастной педагогики. В то же время она относится и к профессиональной педагогике, поскольку высшее образование является специальным, то есть готовит специалистов определенного профиля, определенной профессии.

В перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом.


^ Таблица

Система современного педагогического знания

Возрастная классификация

Профессиональная отраслевая

классификация

Вспомогательные педагогические дисциплины

Специальная педагогика

1

2

3

4

Преддошколь-ная и дошкольная

Производственная

История педагогики

Олигофрено-педагогика

Педагогика школы

Военная

Сравнительная педагогика

Сурдопедагогика

Педагогика среднего специального образования

Инженерная

Философия воспитания

Тифлопедагогика

Педагогика высшей школы




Социология образования

Логопедия

Педагогика третьего возраста




Педагогическая психология










Социальная педагогика










Этнопедагогика





Как научная дисциплина «Педагогика и психология высшей школы» состоит из двух частей:

1. ^ Педагогика высшей школы – это наука о закономерностях обучения и воспитания студентов, а также их научной и профессиональной подготовке как специалистов соответственно требованиям государства.

2. ^ Психология высшей школы исследует психологические закономерности обучения и воспитания (развитие познавательных процессов, критерии умственного развития).

В структуру педагогики высшей школы входят следующие разделы:

– общие основы педагогики;

– теория воспитания;

– дидактика;

– теория управления (менеджмент).


^ 3.4. Основные принципы педагогического исследования


Методология педагогики представляет собой общие принципиальные исходные положения, выступающие основой исследования любой педагогической проблемы.

^ Эмпирический уровень научного исследования в педагогике – это чаще всего получение конкретных, отдельных фактов, примеров, описание определенных педагогических ситуаций, конкретного опыта работы учреждений образования, субъектов учебно-воспитательного процесса.

^ Теоретический уровень исследования характеризуется такими признаками:

– явление изучается преимущественно во взаимосвязи его элементов и сторон;

– любое теоретической знание по своей сути излагают системно, поскольку при этом демонстрируется движение от одностороннего знания ко все более многоаспектному знанию;

– на основе первичных обобщений строят абстракции высшего порядка (модели и концептуальные идеи).

В методологии педагогических исследований важное место занимает исходный элемент, своеобразная «клеточка» учебно-воспитательного процесса. В педагогических исследованиях таким элементом выступает педагогическая ситуация как структурная единица учебно-воспитательного процесса, отражающая все его компоненты.

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и условий реального учебно-воспитательного процесса, в которых взаимодействуют его основные субъекты. В педагогической ситуации можно выделить два звена: педагогическое влияние и реакцию на него. В результате возникают педагогические отношения – основной объект изучения явлений педагогической действительности.

Педагогическое явление – это часть объективно существующей педагогической действительности в виде единства основных субъектов учебно-воспитательного процесса, его средств и соответствующей среды.

В педагогическом исследовании выявить сущность воспитательных явлений, понять их движущие силы, динамику развития и т. п. означает, прежде всего, изучить педагогические отношений, которые и являются ядром педагогической ситуации. Понять педагогическое явление можно только в том случае, если фиксировать конкретных участников учебно-воспитательного процесса, по ним определять сущность педагогических отношений, потом описать сами отношения и выделить в них главное, и в результате – дать описание сущности педагогической ситуации, описав условия ее разворачивания.

В ходе решения педагогических проблем исследователи обращаются к реализации стратегии системного подхода как комплексного метода изучения объекта на основе избранного принципа. Системный подход в педагогическом исследовании предполагает соблюдение следующих условий:

Основные правила педагогических исследований отражаются в совокупности принципов, то есть в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения эмпирических и научных фактов, и их анализ.

К принципам педагогического исследования относятся следующие:

Все принципы педагогического исследования выдвигают определенные требования к деятельности исследователя, они тесно связаны друг с другом и с личностью самого педагога.


^ 3.5. Основные категории педагогики высшей школы


І. Методологические категории: педагогическая теория, педагогическая концепция, педагогическая идея, педагогическая закономерность, педагогические принципы и др.

Педагогическая теория – система научно-педагогических знаний, которая описывает и объясняет элементы реальной педагогической деятельности в высшем учебном заведении. Составляющими элементами педагогической теории выступают педагогические идеи, педагогические понятия, педагогические концепции, педагогические закономерности и педагогические принципы.

Педагогическая концепция – система критических взглядов на реальную вузовскую действительность и соответствующего поиска и предложения новых конструкторских идей. Педагогическая концепция всегда должна подкрепляться исследованиями и эмпирическими данными. Так, концепция гуманизации и гуманитаризации опирается на социологические исследования среди студентов и эмпирические рассуждения и предложения преподавателей.

Педагогическая идея – это новое направление мысли, утверждение или развёрнутая модель, отражающая те или иные отношения или связи в вузовской действительности. Приобретая самостоятельный характер, идеи могут объединяться в концепции, частично дополняя теории. Например, идея усиления самостоятельности в учебной деятельности студентов, объединяясь с другими законами вузовской действительности с использованием самостоятельности студентов, приобрела концептуальный характер.

Педагогическая закономерность – объективно повторяемая последовательность явлений. Закономерности подразделяют на биологические, психологические, социальные и собственно педагогические. По другой классификации, они могут быть фундаментальными и конкретными.

Принципы – это система требований и положений педагогики, выполнение которых обеспечивает продуктивность учебно-воспитательного процесса. К педагогическим принципам относятся следующие: гуманизация воспитания – приоритет задач самореализации личности студента, создание условий для выявления одарённости и талантов, формирования гуманной личности, искренней, человечной, доброжелательной); научный, светский характер обучения; единство национального и общечеловеческого; демократизация воспитания; приоритет умственной и моральной направленности содержания обучения и воспитания; соединение активности, самодеятельности и творческой инициативы студентов с требовательным руководством преподавателя; учёт индивидуальных, возрастных особенностей студентов в учебно-воспитательном процессе.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. Каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения. При этом одни из них переносят принципы общей, или школьной, дидактики в вузовские условия, несколько уточняя и расширяя формулировки. Так, С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность, связь теории с практикой, практического опыта с наукой, системность и последовательность в подготовке специалистов, сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе, соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе, сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании, доступность научных знаний, прочность усвоения знаний.

При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например, в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтезировали все существующие принципы:

ІІ. Процессуальные категории: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности; учебно-воспитательный процесс и др.

Образование – в узком смысле – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебном заведении или путем самообразования. В более широком социальном контексте под образованием понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире, творческой и моральной личности.

Образование представляет собой процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Это синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития, взросления и социализации. Образование выступает как последовательный, систематический и целенаправленный процесс усвоения содержания обучения. Это содержание составляют обусловленные целями и потребностями общества знания, умения и навыки, профессиональные, мировоззренческие и гражданские качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства.

Образование является одним из наиболее важных показателей социального статуса индивида. В то же время это один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества. Образование представляет собой социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение его к культуре данной общественной системы. При этом образование предопределяет не только знания, умения и навыки человека, но и его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты.

Воспитание – процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Воспитание реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: «знания» – «убеждения» – «практическая деятельность».

Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение научно-познавательной, художественной и непременно нравственной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты.

Выделяются следующие исторические типы воспитания:

    1. своецентристское воспитание (мерило становления человека заключено в нём самом);

    2. межсубъектное воспитание (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения);

    3. гуманистическое воспитание – практические социальные (институализированные, массовые и индивидуальные) действия во всех сферах жизни с ориентацией на благо человека как конечную цель.

Гуманистическое воспитание представляет собой ориентацию на следующие цели:

Учебно-воспитательный процесс – это образовательная деятельность в высшем учебном заведении, которая обеспечивает возможность получения личностью знаний, умений и навыков в гуманитарной, социальной, научно-исследовательской и технической сферах; интеллектуального, морального, духовного, эстетического и физического развития личности, что содействует формированию образованной, умелой и воспитанной личности.

ІІІ. Сущностные категории: цель, задачи и содержание воспитания, профессиограмма специалиста (учителя), деятельность (преподавателя и студента), дифференцированный и индивидуальный подходы, прогнозирование последствий педагогического влияния, планирование учебной работы, формы, методы и средства воспитания и обучения, педагогические технологии обучения и воспитания, управление учебно-воспитательным процессом, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская деятельность студентов; гуманизация и гуманитаризация высшего учебного заведения.

Гуманизация обучения – парадигма, в основе которой лежит человекоцентристский подход, признание человека высшей социальной ценностью, уважение к личности, ее достоинству, потребностям и интересам, учет личных целей и устремлений каждого человека, создание максимальных условий для полного раскрытия его способностей, для его постоянного самоусовершенствования и самоутверждения, принципиальные изменения в содержании обучения, отказ от технократизма и экологического вероломства, признание приоритета гуманитарной культуры в широком понимании слова, формирование системы идей, обосновывающих воззрения на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами, стремящееся к добру и истине, чуткому к красоте, всегда готовому прийти на помощь.

Гуманизация образования – направленность всего образовательного процесса на человека, его блага, развитие его задатков, формирование его свободы и ответственности, удовлетворение его потребностей в знаниях, замена предметноцентрической системы обучения системой антропоцентрической; смена стратегических целей образования и полное подчинение его интересам человека. Гуманизация образования – формирование гуманистического мировоззрения в процессе обучения, то есть провозглашение блага человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Для этого содержание образования, формы и методы обучения должны обеспечивать свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества.

Гуманизация образовательно-воспитательной системы – кардинальное изменение целенаправленности высшей школы вообще: не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание всесторонних условий для удовлетворения потребностей человека в самоусовершенствовании, в постоянном повышении уровня своих знаний и культуры. Это – воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира; развитие современного мировоззрения, творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности; подготовка квалифицированных кадров, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий, конкурентоспособных на рынке труда.

Гуманизация предполагает осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса и предостерегает от узкоутилитарной концепции образования. Это – направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор. Под гуманизацией понимается диверсификация высшего образования, его гибкость, способность предвидеть, а также расширение границ образования с целью органического вхождения в систему непрерывного образования для всех. В концепции гуманизации акцентируется миссия высшего образования, демократизация доступа к нему, автономия и демократические свободы, научно-исследовательские, образовательные и воспитательные задания, этическая, культурная и критическая функции, связи и взаимодействия с обществом и его основными институтами, управление образованием и его финансирование. В ходе гуманизации для граждан создаются равные возможности в получении образования, условия для развития системы непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни, обеспечения образовательных потребностей национальных меньшинств, интеграции отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство. Гуманизация предполагает разнообразие типов учебных заведений, вариативность учебных программ, индивидуализацию обучения и воспитания, улучшение качества образовательных услуг.

Гуманитаризация образования – введение в образовательный процесс набора классических гуманитарных наук, которые несут в себе и сохраняют прогрессивные человеческие ценности. Это поворот образования к целостной картине жизни и прежде всего – к миру культуры, миру человека, к очеловечиванию знания и формировния гуманитарного системного мышления; система мер, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых путем развития общекультурных компонентов в содержании образования, что потребовало прежде всего пересмотра образовательных программ в сторону увеличения объема гуманитарных и естественнонаучных дисциплин с целью предоставления учащимся возможности осмысления культурного наследия, ориентации в науках, изучающих человека и общество.

Гуманитаризация образования создает возможность путем обновления гуманитарных наук и системы их преподавания заполнить духовный вакуум, образовавшийся в условиях кризиса ценностей. В соответствии с гуманитаризацией образования в высшей школе изучаются такие дисциплины как история, социология, философия, психология, культурология, политология, экология, валеология и др. Гуманитаризация образования – главное направление обновления образования на этапе перехода человечества от индустриальной к технотронной цивилизации, главный смысл которого – подготовка человека к гуманным, человеческим отношениям с природой, осознание им своего места и роли в дальнейшем развитии цивилизации.

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования – характеристика высшего образования по критериям степени сформированности знаний, умений и навыков личности, которые обеспечивают способность выполнять задания и обязанности (работы) определённого уровня профессиональной деятельности. Выделяются следующие образовательно-квалификационные уровни: неполное высшее образование (младший специалист), базовое высшее образование (бакалавр), полное высшее образование (специалист или магистр).

Формы организации учебного процесса – формы, в которых осуществляется учебный процесс в вузах, а именно: учебные занятия, самостоятельная работа, практическая подготовка, контрольные мероприятия. Основными видами учебных занятий в высших учебных заведениях являются: лекция, лабораторное, практическое, семинарское, индивидуальное занятие, консультация. Высшим учебным заведением могут быть установлены и другие виды учебных занятий.

Педагогические технологии – способы реализации преподавателями конкретного сложного педагогического процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности обучения и воспитания.

Формами обучения в высших учебных заведениях выступают формы, в которых обеспечивается обучение в высших учебных заведениях, а именно: дневная (очная), вечерняя, заочная, дистанционная, экстернат. Формы обучения могут быть объединены. Период обучения по конкретной форме определяется возможностями выполнения образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов определённого образовательно-квалификационного уровня. Экстернатная форма обучения – это особенная форма, которая предусматривает самостоятельное изучение учебных дисциплин, сдачу экзаменов и зачётов в вузе и прохождение других форм итогового контроля, предусмотренных учебным планом.

Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы»

План

1. Предмет и функции педагогической науки.

2. Педагогика – это наука или искусство?

3. Педагогика как теоретическая и прикладная наука.

4. Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании

5. Основные категории педагогики высшей школы.


Темы рефератов

  1. Педагогика как наука об образовании человека.

  2. Методология педагогики и методика педагогических исследований.

  3. Целостный педагогический процесс.

  4. Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе.

  5. Образование, воспитание, самовоспитание, обучение.

  6. Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога.

  7. Законы, закономерности и принципы обучения в высшей школе.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что является объектом и предметом педагогики?

  2. Что называют предметом педагогики высшей школы? Какое место занимает педагогика высшей школы в системе педагогических наук?

  3. В чем различие категорий «обучение» и «учение»? Должна ли самостоятельная работа учащихся организовываться педагогом?

  4. Раскройте суть теоретической функции педагогики. Покажите, как она реализуется на объяснительном, диагностическом и прогностическом уровнях.

  5. Что является целью педагогического процесса? Включается ли в систему целей создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы личности?

  6. Является ли педагогика искусством? Обоснуйте свой ответ.

  7. Что такое «педагогическая ситуация» и «педагогическое явление»? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы понять педагогическое явление?

  8. Назовите исторические типы воспитания. Приведите примеры.

  9. Дайте классификацию основных категорий педагогики.

  10. В чем суть гуманизации образования? Чем гуманизация отличается от гуманитаризации?

  11. Охарактеризуйте основные формы учебных занятий в вузе.

  12. Опишите возможности, которые предоставляет обучаемым каждая из существующих форм обучения в высшей школе.


Проблемные задания

1. Приведите примеры, как педагогика выполняет свою теоретическую функцию на описательном уровне, диагностическом и прогностическом. Оцените эффективность выполнения этих функций в современной Украине.

2. Раскройте суть технологической функции педагогики. Приведите примеры ее выполнения на проективном, преобразовательном и рефлексивном уровнях. Используя свой студенческий опыт, оцените уровень реализации этой функции в Вашем вузе.

3. Что такое «педагогическая задача»? На выполнение каких задач нацелена педагогика высшей школы? Какие из этих задач помогут повысить качество высшего образования в кризисном обществе?

4. Продолжите список самостоятельных отраслей, которые традиционно выделяются в системе педагогических наук:

а) история педагогики;

б) сравнительная педагогика;

в) управление образованием;

г) …

5. Продолжите перечень проблем, которыми занимается социология образования:

а) насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер жизни;

б) устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования;

в)…

6. Соблюдение каких условий предполагает системный подход в педагогическом исследовании? Продолжите перечень условий. Приведите примеры:

а) изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех других;

б) построение модели, которая характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

в)…

7. В силу каких причин педагогика является наукой? Назовите ее основные составляющие. Обоснуйте свой ответ. Можно ли педагогику считать искусством? Приведите примеры.

8. Объясните, почему категории педагогики высшей школы разделяются на три группы: методологические, процессуальные и сущностные. Какой в этом смысл? Какие связи и закономерности они отражают? Приведите примеры категорий каждой группы.


^ Задания для самостоятельной работы

1. Составьте терминологический словарь по теме «Основные категории педагогики высшей школы» (30 терминов).

2. Напишите эссе на тему «Педагогика высшей школы: наука или искусство?». Учитывая свой жизненный опыт, приведите примеры, подтверждающие Вашу позицию (3–4 стр. текста).



uchebnaya-programma-kursa-osnovi-socializacii-lichnosti-poyasnitelnaya-zapiska.html
uchebnaya-programma-kursa-perepodgotovki-soglasovano-direktor-gu-respublikanskij-metodicheskij-centr-po-visshemu-i-srednemu-medicinskomu-i-farmacevticheskomu-obrazovaniyu-s-v-zhavoronok-2009-g.html
uchebnaya-programma-kursa-perepodgotovki-soglasovano-direktor-gu-respublikanskij-metodicheskij-centr-po-visshemu-i-srednemu-medicinskomu-i-farmacevticheskomu-obrazovaniyu-s-v-zhavoronok.html
uchebnaya-programma-kursa-po-spec-kursu-processualnie-problemi-predvaritelnogo-rassledovaniya-novoe-i-spornoe-v-zakonodatelstve-i-praktike.html
uchebnaya-programma-kursa-po-specialnosti-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-vladivostok.html
uchebnaya-programma-kursa-povishenie-kvalifikacii-glavnih-inzhenerov-i-ih-rezerva-telekommunikacionnih-predpriyatij-obem-kursa-72-36-aud-chasov.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-podgotovila-rabochaya-gruppa-v-sostave.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-kerenskogo-dlya-carskoj-semi-rezhim-glava-iii-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/-naznachen-glava-administracii-goroda-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-vi-ocenivaete-kachestvo-municipalnih-uslug-po-porucheniyu-gubernatora-sergeya-morozova-obespechenie-zhitelej-ulyanovskoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-obshie-svedeniya-o-toplivah-toplivo-i-smazochnie-materiali.html
  • report.bystrickaya.ru/iyu-ostapovich-t-a-andreeva-uchastie-nesovershennoletnih.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-rabochaya-programma-po-chteniyu-i-razvitiyu-rechi-sostavitel-uchitel-1-kategorii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slushateli-proshedshie-kursi-povisheniya-kvalifikacii-na-potoke-prepodavateli-selskohozyajstvennih-vuzov.html
  • student.bystrickaya.ru/131-problemi-obekt-i-predmet-celi-i-zadachi-metodi-i-gipotezi-issledovaniya-132.html
  • books.bystrickaya.ru/effektivnost-realizacii-himikobiologicheskogo-profilya-na-primere-mou-gimnaziya-83.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakoni-organizacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tematiko-ekspozicionnij-plan-rossijskoj-nacionalnoj-vistavki-v-respublike-uzbekistan-28-noyabrya-2-dekabrya-2007-g-stranica-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-tajnie-aviabazi-lyuftvaffe-v-sovetskom-tilu-kniga-rasskazivaet-o-samih-maloizvestnih-stranicah-istorii.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-avtomatizaciya-proizvodstvennih-processov-ugolnaya-promishlennost-yavlyaetsya-odnoj-iz-vedushih-otraslej-promishlenno.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutpibankovskij-kontrol-i-audit-k-g-parfenov-uchet-i-operacionnaya-tehnika-v-kommercheskih-bankah.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-lekcij-i-seminarskih-i-zanyatij-4-soderzhanie-lekcionnogo-kursa-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rol-skladirovaniya-v-logisticheskoj-sisteme.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-rentabelnosti-s-pomoshyu-programmi-olimp-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-218-ot-1-sentyabrya-2010-g-rabochaya-programma-po-literature-v-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52-intervyu-gazete-komsomolskaya-pravda-nikolaj-viktorovich-starikov-spasenie-dollara-vojna.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-61-parametri-szhizhennih-odnorodnih-gazov-in-the-book-of-known-member-of-russian-academy-of-cosmonautics.html
  • letter.bystrickaya.ru/neravenstvo-i-bednost-problemi-socialnoj-zashiti-naseleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/12-problema-cheloveka-v-otechestvennoj-filosofii-volgogradskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • urok.bystrickaya.ru/privatizaciya-organizacij-vdoklade-prinyati-uslovnie-oboznacheniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-virtualnie-funkcii-druzhestvennie-funkcii.html
  • school.bystrickaya.ru/7-kniga-chetire-frensis-king.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-bakalavrov-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-magistrov-ekonomicheskih-specialnostej-tambov-2009.html
  • desk.bystrickaya.ru/permskij-kraj-respublika-dagestan.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernoe-sootvetstvie-oficerskih-i-admiralskih-zvanij-v-flotah-ssha-velikobritanii-sssr-i-yaponii.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-upravleniya-impulsnimi-nevzrivnimi-istochnikami-enisej-pri-sejsmorazvedochnih-rabotah.html
  • report.bystrickaya.ru/i-uvlekatelno-pered-chitatelem-v-istoricheskoj-perspektive-predstaet-celaya-portretnaya-galereya-vizantijskih-imperatorov-i-imperatric-ot-vasiliya-i-prostogo-kre-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ricarskij-roman-spravochnik-adresovan-shirokomu-krugu-chitatelej.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-vodoprovodnie-seti-spravochnik-izdanie-3-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • grade.bystrickaya.ru/netradicionnie-istochniki-pitaniya-spisok-literaturi.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-rannij-zheleznij-vek-kratkij-kurs-lekcij-dlya-studentov-kafedri-istorii-otechestva-2-kursa-ulyanovsk-2006.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.