.RU

Тема 2. Экономический рост и конъюнктура - Учебно-практическое пособие для дистанционного обучения студентов всех...


^ Тема 2. Экономический рост и конъюнктура.

2.1

Понятие и концепция стадий экономического роста.

2.2

Эффективность и качества экономического роста.

2.3

Прямые и косвенные факторы экономического роста.

2.4

Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

2.5

НТП как ресурс экономического роста. Современные тенденции экономического роста.


Цели:

После изучения предложенного материала студент должен:


Литература: Л 7 (гл. 14); Л 8 (гл. 18); Л 11 (гл. 19); Л 15 (гл. 4); Л 19 (гл. 35); Л 21 (гл. 11); Л 22 (гл. 4); Л 23 (гл. 11).
^ 2.1 Понятие и концепция стадий экономического роста
Экономическое развитие есть многогранный, противо­речивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Этот процесс включает периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции, поскольку этот процесс призван обеспечить повышение уровня жизни населения при по­стоянном его численном росте. Именно за счет экономиче­ского роста смягчается противоречие между безгранич­ными потребностями общества и ограниченными ресур­сами.

Экономический рост уменьшает разрыв в доходах раз­ных групп населения, решает проблемы защиты окружаю­щей среды, бедности, здоровья, образования и многие дру­гие проблемы без снижения уже достигнутого уровня жизни. Реальный экономический рост означает, что обще­ство снижает издержки производства и повышает произво­дительность труда.

При определении уровня экономического роста страны требуется установление точки отсчета, т.е. какая проблема анализируется или с какой целью анализируется. С учетом разнообразных факторов производства и условия развития различных стран, для такого измерения исполь­зуются такие показатели как:

  1. Внутренний валовый продукт (ВВП) или нацио­нальный доход (НД) на душу населения;

  2. Отраслевая структура национальной экономики;

  3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных от­раслей);

  4. Качество экономической эффективности производ­ства.

Современная экономическая теория под экономиче­ским ростом обычно понимает не кратковременные взлеты и падения реального объема производства, а долговремен­ные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил. При таком подходе предметом изучения является рост потенциального объема производства, который трактуется как движение от одного долгосрочного состояния равнове­сия к другому, т.е. темпы экономического роста и факторы предложения. При анализе реального экономического роста исследуются не только факторы, определяющие эко­номическую динамику, но и такие изменения отраслевых и воспроизводственных пропорций, как трансформация ин­ституциональной структуры в процессе экономического роста; государственная политика по стимулированию или сдерживанию темпов роста; причины отставания реального объема производства.

Сущность реального экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении (на новом уровне) основ­ного противоречия экономики: противоречия между огра­ниченностью производственных ресурсов и безгранично­стью общественных потребностей.

Это противоречие разрешается двумя способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможно­стей; во-вторых, за счет наиболее эффективного использо­вания имеющихся производственных возможностей и раз­вития общественных потребностей. Общественные по­требности всегда первичны по отношению к производст­венным ресурсам, хотя возникают они только тогда, когда производители продуктов уже освоили его производство, либо поставщики – импортеры наладили их поставку, что ведет к непрерывному развитию производства.

Каждая страна, в том числе и Казахстан, в современ­ный период решает следующие проблемы экономического роста:

  1. Определение тенденций и источников (факторов) роста.

  2. Обеспечение устойчивости экономического роста в долгосрочной перспективе.

  3. Определение последствий, которые может иметь страна, выбирая ту или иную модель технологи­ческого развития.

  4. Каких типов роста добиваться для установления но­вой структуры народного хозяйства и в какие сроки.

  5. Как измерить конкретные действия факторов эко­номического роста и их результативности.

Основными факторами экономического роста явля­ются:

      • наличие природных ресурсов в количественном и качест­венном составе;

      • количество трудовых ресурсов и их качественное состоя­ние (образовательный и квалификационный ас­пекты);

      • объем основных производственных фондов (капитала) и их техническое состояние (изношенность, производи­тельность, надежность);

      • технология (ее новизна, внедряемость, быстрота ее смены, результативность, окупаемость).

В целом, упрощенно, экономический рост можно представить как результат воздействия двух обобщенных факторов вместе и каждого в отдельности. Это, во-первых, вовлечение большого количества ресурсов и, во-вторых, более эффективное их использование. И тогда экономиче­ский рост выступает как результат умножения затрат труда на его производительность.

Из схемы 2.1. видно, что повышение производитель­ности труда как синтетического показателя является самым важным, самым главным для экономического роста. Если рассмотреть влияние каждого фактора в отдельности, то затраты капитала обеспечивают в среднем 15 20 % при­роста национального дохода, а образовательный и профес­сиональный уровень – 12 15 % прироста. Следовательно,

Схема 2.1.

Факторы, определяющие динамику производства
реального продукта




страна, не заботившаяся об образовании и о науке, рискует распрощаться с экономическим ростом. По мнению эконо­мистов, если страна расходует на образование и науку ме­нее 3 % НД, она не имеет роста и, значит, не заботится о самой себе. Для сравнения, США на эти цели расходует более 6 % НД, а Россия и Казахстан – 0,75 %.

В решении всех этих проблем важную роль играют показатели экономического роста, среди которых во все времена решающим был показатель производительности общественного труда, притом, труда живого. Измеряется он отношением выпуска продукции к затратам живого труда: Y/L. Производительность труда наиболее концен­трированно, комплексно, характеризует экономический рост. О чем бы мы в дальнейшем не говорили, как бы не рассуждали о маркетинге, менеджменте, НТП – все они в конечном итоге отразятся и отражаются на экономическом росте.

Так, формула L/Y – трудоемкость продукции – пока­зывает затраты труда на производство единицы продукции. Показатель Y/K характеризует производительность капи­тала или фондоотдачу, а показатель K/Y – капиталоемкость продукции.

Показатель Y/N – отношение произведенного про­дукта к затратам природных ресурсов – характеризует от­ношение человека к природе, т.е., насколько производи­тельно, рационально используются ограниченные ресурсы. Можно, для размышления, привести такой пример, что при современной передовой технологии, перерабатывая 100 т природных ресурсов, производят только 1 т готовой про­дукции, а остальные 99 т возвращаются природе в искале­ченном виде. Поэтому, обеспечивая экономический рост, люди обязаны совершенствовать экономические процессы, бережно относится к производственным ресурсам и окру­жающей среде.

Сокращенные обозначения:

Y – объем продукции; L – труд; K – капитал; N – земля.


Таким образом, под экономическим ростом подразу­мевается такое развитие национальной экономики, при ко­тором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения. Это позволяет рас­сматривать проблемы роста с позиции жителей страны.

tma-ted-dekker-stranica-8.html
tmeng-bolip-tabilmajtin-b-korpusini-bos-nemese-uaitsha-bos-memlekettk-kmshlk-lauazimdarina-ornalasua-zhalpi-konkurs-tkzu-turali-habarlandiru.html
tn-mokovaya-gi-borulya-programma-podderzhki-i-razvitiya-chteniya-studenchestva-v-nauchnoj-biblioteke-chgaki.html
tnk-kak-osnovnoj-subekt-mezhdunarodnogo-marketinga.html
tns--biznes-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-18-yanvarya-2010god.html
tns--centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-maya-2010-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-100201-65-turizm.html
  • books.bystrickaya.ru/chitaem-dumaem-tvorim-nedelya-detskoj-i-yunosheskoj-knigi-2005-metodicheskie-rekomendacii.html
  • school.bystrickaya.ru/kompleksnoe-issledovanie-prirodnih-resursov-respubliki-buryatiya-na-osnove-dannih-distancionnogo-zondirovaniya-chast-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-pokazateli-dlya-ocenki-deyatelnosti-avtonomnogo-uchrezhdeniya-rekomendacii-dlya-municipalnih-obrazovanij-po-sovershenstvovaniyu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-15-a-ajris-press.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-prakticheskih-rekomendacij-vladelcam-zhivotnih-i-specialistam-rabotayushim-v-zhivotnovodstve.html
  • abstract.bystrickaya.ru/181-podprogramma-obespechenie-zhilyom-molodih-semej-federalnoj-celevoj-programmi-zhilishe.html
  • diploma.bystrickaya.ru/visokovoltnie-shuntiruyushie-soprotivleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lajfspring-ilipyat-dnej-kotorie-potryasli-vseh-nikolaj-kozlov-istinnaya-pravda-ili-uchebnik-dlya-psihologa-po-zhizni.html
  • bukva.bystrickaya.ru/matematicheskie-metodi-v-ekonomike-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-ugodu-izbiratelyu-oleg-moroz-krasnie-bolshe-ne-vernutsya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/novoobrazovaniya-v-yazike-sovremennih-smi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-primeneniya-svarochn-ogo-oborudovaniya-pri-izgotovlenii-montazhe-remonte-i-rekonstrukcii-tehnicheskih-ustrojstv-dlya-opasnih-proizvodstvennih-obektov.html
  • grade.bystrickaya.ru/obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-kontrakta-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-po-podgotovke-zayavok.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov-na-urokah-fizicheskoj-kulturi.html
  • klass.bystrickaya.ru/alfavitno-predmetnij-ukazatel-k-razdelu-662-prikladnie-nauki-tehnika-inzhenernoe-delo-stranica-19.html
  • credit.bystrickaya.ru/pokazateli-faktic-1-1-cel-razrabotki-biznes-plana.html
  • bukva.bystrickaya.ru/strugackij-vozvrashenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostav-pishi-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhvuzovskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-elektronnie-resursi-dlya-nauki-i-obrazovaniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-konovalov-sovsem-drugaya-medicina-stranica-15.html
  • klass.bystrickaya.ru/7112-sooruzheniya-sanitarno-tehnicheskie-transportnoj-infrastrukturi-obekti-kommunalnogo-naznacheniya-sporta-torgovli-i-okazaniya-uslug.html
  • turn.bystrickaya.ru/paragraf-22-zakonodatelnaya-vlast-kursovaya-rabota.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizacionno-pravovie-formi-chast-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-dialog-gosudarstva-i-religioznih-obedinenij-v-prostranstve-sovremennoj-kulturi-20-23-oktyabrya-2009-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vipolneniya-laboratornih-rabot-po-fizike-chast-iv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/artisticheskij-gedonizm-samocennost-esteticheskogo-preobrazheniya-artistizm-kak-soblazn-sopernichestva-iskusstva-i-zhizni.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-vechnost-okazalas-sovsem-ne-strashnoj-i-gorazdo-bolee-dostupnoj-ponimaniyu-chem-mi-predpolagali-prezhde.html
  • university.bystrickaya.ru/frejd-z-stranica-28.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-referatov-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-istoricheskih-specialnostej-pavlodar.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xi-obekti-transporta-prikaz-ministerstva-rossijskoj-federacii-po-delam-grazhdanskoj-oboroni-chrezvichajnim-situaciyam.html
  • testyi.bystrickaya.ru/43-dominikanskaya-respublika-dokladi-podlezhashije-rassmotreniyu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rostov-na-donu-2004-udk-chuvikov-s-v-metrologiya-i-sertifikaciya-programmnogo-obespecheniya-ucheb-posobie-rgeu-rostov-nd-2004-s-88.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-26imya-sushestvitelnoe-v-tekste-1-povtorit-svedeniya-ob-osobennostyah-strukturi-uchebnika-i-osnovnih-tipah-uprazhnenij.html
  • control.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-inzhenera-pto-po-stroitelstvu-obshie-polozheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.