.RU

Тема № 1. Предмет, методы и задачи курса - Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 03 Экономическая география...


Тема № 1. Предмет, методы и задачи курса

"Экономическая география и региональная экономика" изучает экономический механизм размещения производства, определение экономической эффективности регионального развития. Предметом изучения являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем и управления ими. Рассматриваются социально-экономические системы по составу и охвату территории, методы исследования: балансовый, картографический, статистический, сравнительно- географический, системного анализа, программно-целевого моделирования. Главные задачи курса: совершенствование территориальной организации общества, наиболее рациональное размещение хозяйства, повышение эффективности развития отдельного региона и страны в целом.

^ Тема № 2. Теории размещения хозяйства

Рассматриваются основные положения теорий зарубежных экономистов: а) классическая школа (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш); б) современная школа (У. Иэард, В. Леонтьев, Ф. Перру, У.Алонсо).

Основные положения теорий российских ученых (Н.Н. Колосовский, Н.Д. Кондратьев).


^ Тема № 3. Территориальная организация народного хозяйства (ТОНХ)

Дается понятие ТОНХ. Рассматриваются закономерности, принципы и факторы. ТОНХ представляет собой совокупность двух взаимосвязанных структур; отраслевой и территориальной. Отраслевая структура: материальное производство и непроизводственная сфера, состав сфер, соотношение сфер в экономике России по сравнению с зарубежными странами. Территориальная структура (теория опорного каркаса, Г. М. Лаппо). Основные элементы (населенные пункты и линии транспортных путей), типы (радиально-кольцевой, полурадиально-кольцевой, линейный, решетчатый, приморский, многоядерный). Экономическая оценка отраслевой структуры: показатель специализации района (Су) коэффициент локализации (Кд), показатель общего уровня специализации района (С); территориальной структуры - коэффициент территориальной концентрации (Ктк).

^ Тема № 4. Природно-ресурсный потенциал России.

Даются понятия "природных ресурсов", "природных условий", "природно-ресурсного потенциала (ПРП)". Рассматриваются основные классификации природных ресурсов (экономическая, природная, экологическая). Ресурсообеспеченность территории России. Экономическая оценка природных ресурсов по основным направлениям: количественная, технологическая, экономическая. Дается оценка запасов полезных ископаемых по категориям (А., Б, С1, С2, Д1, Д2), структура общего использования России.

^ Тема № 5. Население. География урбанизации России.

Рассматривается современная демографическая ситуация в России. Этнический и конфессиональный (религиозный) состав населения, плотность и особенности расселения населения России ("главная полоса расселения"). Миграции, виды миграционных потоков (безвозвратные, временные, сезонные, маятниковые). Этнонациональные и демографические проблемы государства. Город, структурно-функциональная классификация городов, городские агломерации: структурные элементы, функции, типы (моноцентрические и полицентрические). Крупные городские агломерации (КГА) России. Урбанизация: понятие, основные этапы урбанизации России. Уровень урбанизации и региональные различия современной России..


^ Тема № 6. Промышленный комплекс России.

Отраслевая и территориальная структуры

Промышленный комплекс на современном этапе развития экономики
государства. Классификации отраслей промышленности (по группам добывающие
и обрабатывающие, "А" и "Б", по степени рыночной устойчивости;
инфляционные, депрессионные, кризисные, стабильные; по межотраслевым
комплексам). Отраслевая структура промышленности. Условия и факторы
размещения промышленности (природные условия и ресурсы, социально-
экономические, материально-технические и рыночные инфраструктурные,
технико-экономические, организационно-экономические, экономико- географическое положение, особенности общественно-исторического развития). Территориальная структура промышленности (промышленное районирование): пункт, центр, узел, агломерация, район. Методы экономического обоснования производства: коэффициент локализации производства (Кл), коэффициент душевого производства (Кд), коэффициент межрайонной товарности (Кмт), показатель отраслей рыночной специализации (Су), показатель экономической эффективности размещения отраслей (Э).

^ Тема № 7. Современные формы промышленной интеграции.

Формирование рыночных отношений в России привело к разнообразию форм собственности (федеральной, региональной, муниципальной, частной, смешанной) и новым формам промышленной интеграции: холдингам и финансово-промышленным группам (ФПГ). Рассматриваются пути образования, экономическая деятельность, итоги функционирования и география размещения холдингов и финансово промышленных групп.

^ Тема № 8. География основных межотраслевых комплексов (М.О.К.).

Понятие М.О.К. Принципы и пути формирования, выполняемые функции.

  1. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК): топливная промышленность и электроэнергетика. Их роль в экономике, современный уровень развития, территориальная организация основных месторождений нефти, газа, угля и электростанций. Перспективы развития ТЭКа России.

  2. Машиностроительный комплекс. Факторы производства (производственная специализация и кооперирование), классификация отраслей, территориальная специализация машиностроения по федеральным округам РФ. Военно-промышленный комплекс (ВПК): отраслевая структура, основные районы и центры концентрации России.

  3. Комплекс конструкционных материалов. Отраслевая структура: черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, лесопромышленный комплекс. Факторы размещения и уровень развития отраслей и производств. География металлургических баз России и основных промышленных предприятий комплекса.


^ Тема № 9. Агропромышленный комплекс России.

География сельскохозяйственных районов.

Структурно-отраслевой состав звеньев агропромышленного комплекса (АПК): отрасли промышленности собственное сельское хозяйство, отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, переработку и транспортировку сельскохозяйственной продукции, отрасли производственной и социальной инфраструктуры. Отличительные черты сельскохозяйственного производства от отраслей промышленности, факторы размещения сельского хозяйства (агроклиматические, социально-демографические, технико-экономические). Классификации отраслей сельского хозяйства: растениеводства и животноводства. Растениеводство России: география основных сельскохозяйственных структур. Животноводство: отраслевая структура и география животноводческих баз. Тенденции изменения отраслевой и территориальной структуры сельского хозяйства России.

^ Тема № 10. Транспортная система России.

География транспортной инфраструктуры.

Единая транспортная система России. Классификация видов транспорта (по геосферам, видам сообщения, принадлежности транспортных средств). Влияние природных и социально-экономических условий на формирование транспортного комплекса. Основные виды транспорта и их роль в грузо-пассажироперевозках России. Понятие транспортного баланса, транспортной сети и их экономических показателей (коэффициент транспортной слагающей, густота транспортной сети). Характеристика ведущих видов транспорта России: железнодорожного и трубопроводного, география грузоперевозок.

^ Тема № 11. Экономическое районирование. Региональная политика России.

Дается понятие экономического района: принципов выделения и признаков обоснования. Рассматриваются структурные элементы района: отраслевые и территориальные, механизм образования экономического района (по Б.Н. Зимину). Таксономические единицы экономического районирования (макрорайоны мезорайоны, микрорайоны). Современные типы экономических районов (по времени образования, по объему произведенной продукции, по использованию трудовых ресурсов и др. показателей в условиях рынка). Проблемы районирования России. Понятие региональной политики и основные направления региональной политики государства. Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах. Региональные программы экономического и социального развития регионов России.

^ Тема № 12. Характеристика федеральных округов.

Рассматриваются федеральные округа Российской Федерации (Центральный, Северный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) по плану - характеристике:

- отрасли хозяйственной специализации: промышленности и сельского
хозяйства;

Тема № 13. Сибирский федеральный округ.

Территория - 5115 тыс. кв. км, население - 20,8 млн. чел., федеральный центр - Новосибирск. Территориальный состав: республики Алтай, Бурятия, Тува, Хакасия; Алтайский и Красноярский края; административные области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская. Рассматриваются условия и факторы развития хозяйства, население (этнический состав, плотность, урбанизация, территории), отрасли хозяйственной специализации: угледобывающая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, энергоемкие отрасли химической промышленности, отрасли лесного комплекса, зерновое хозяйство и овцеводство. Транспортная сеть региона, внутрирегиональные различия. Проблемы и перспективы развития округа в условиях рыночной экономики.


1.4.2.2 Требования к уровню усвоения дисциплины и формы контроля

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

Уметь:

Иметь представление :

Виды и формы контроля знаний и умений студентов

Виды контроля

Формы контроля для очной формы обучения

Текущий

Выполнение заданий по «практикуму»; устные ответы; выполнение проблемно-тематических заданий

Промежуточный

3 тестовых опроса по блокам тем; выполнение ПТЗ

Итоговый

Выполнение курсовой работы, экзамен


Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовле­творительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведе­ния, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Форма итогового контроля – зачет, оценивается преподавателем на основе работы студента на семинарских занятиях: полнота, глубина, аргументированность ответов, выполнение практических заданий.

Условием допуска к экзамену считается выполнение и защита курсовой работы (для специальности «Мировая экономика»)

^ Критерии оценки знаний студентов по дисциплине:

«отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины, умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование приня­тых решений;

«хорошо» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по суще­ству излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в отве­те или в решении задач некоторые неточности;

«удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разроз­ненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, на­рушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальней­шего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуа­ции;

«неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части ос­новного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в фор­мулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.


^ 1.4.2.3 Тематический план специальности 080102 «Мировая экономика»

(очная форма обучения)





Наименование темы

Объем часов

Самостоятельная работа

Примечание: материалы, технические средства, необходимые для учебной работы

Общий

Аудиторная работа

Лекции

практика




семинар

1

Предмет, методы и задачи курса

 5

 2

1

 2

Методические указания к семинарским занятиям, практикум

2

Теории размещения хозяйства

 6

 2

1

 3

3

Территориальная организация народного хозяйства(ТОНХ)

 9

 4

2

 3

4

Природно-ресурсный потенциал России

 6

 2

 2

 2

5

Население. География урбанизации России

 12

 2

 2

 8

Практикум

6

Промышленный комплекс России. Отраслевая и территориальная структура

 8

 2

 2

 4

Практикум

7

Современные формы промышленной интеграции

 7

 2

2

 3




8


8.1

8.2

83.


География основных межотраслевых комплексов (М.О.К.)

 8

 2

3

 3

Методические указания к семинарским занятиям.

Топливно-энергетический комплекс(ТЭК)

 7

 2

2

 3

Машиностроительный комплекс

 6

 2

2

 3

Комплекс конструкционных материалов

 6

 1

2

 3

9

Агропромышленный комплекс России. География сельскохозяйственных районов

 7

 1

 2

 3

Практикум

10

Транспортная система России. География транспортной инфраструктуры

 12

 2

 2

 8

11

Экономическое районирование. Региональная политика России

 8

 2

3

 3

Методические указания к семинарским занятиям

12

Характеристика федеральных округов

 6

 2

2

 2

13

Сибирский федеральный округ

 7

 2

2

 3




ВСЕГО:

 120

 32

32

 56

 



Формы контроля:

Формы промежуточного контроля: тестирование( темы 1-5, 6-10, 11-13); ПТЗ- темы: 8.1, 8.2, 8.3, 10.

Форма итогового контроля - защита курсовой работы, экзамен.


^ 1.4.2.4 Графики организации самостоятельной работы.

График организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» специальности «Мировая экономика»

Общее количество –120 ч.


Аудиторная нагрузка –64 ч.


Внеаудиторная самостоятельная работа – 56 ч.

Формы занятий


Формы работы

Тема

Лекции

Практика

Семинары

Изучение теоретического материала

Подготовка к тестированию

Выполнение проблемно-тематических заданий

Выполнение курсовой работы

1. Предмет, методы и задачи курса

2

1




1







-

2. Теории размещения хозяйства

2


1




2







2

3. Территориальная организация народного хозяйства (ТОНХ)

4

2




1







3

4. Природно – ресурсный потенциал России

2

2













2

5. Население. География урбанизации России

2

2







3 (темы 1-5)




2

6. Промышленный комплекс России. Отраслевая и территориальная структура

2

2




1







3

7. Современные формы промышленной интеграции

2

2




1







2

8. География основных межотраслевых комплексов (М.О.К.)

2

3




2







2

8.1. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

2

2




1




1

2

8.2. Машиностроительный комплекс

1

2










1

1

8.3. Комплекс конструкционных материалов

1

2










1

1

9. Агропромышленный комплекс России. География сельскохозяйственных районов

2

2




2







3

10. Транспортная система России. География транспортной инфраструктуры

2

2




1

2 (темы 6-10)

1

2

11. Экономическое районирование. Региональная политика России

2

3




1







3

12. Характеристика федеральных кругов

2

2













2

13. Сибирский федеральный округ

2


2







3(темы 11-13)




2

Всего часов

32


32




14

8

4

30


Организация самостоятельной работы студентов:

Изучение теоретического материала – по разделам дисциплины в соответствии с вопросами к зачету по базовым учебникам и дополнительной литературе

Выполнение проблемно-тематических заданий – проводиться по «Практикуму» представленному в разделе 1.4.2.6. в «Учебно-методическом комплексе» по данной дисциплине

Выполнение контрольной работы – проводиться письменно по основным темам курса. Методические указания и тематика контрольных работ представлена в разделе 1.4.2.11. в УМК по данной дисциплине

Зачет – проводиться по вопросам к зачету и успешной защиты контрольной работы.


^ 1.4.2.5 Материалы семинарских занятий


tema-lekcii-upravlenie-pamyatyu-i-programmami-v-windows.html
tema-lekcionnogo-zanyatiya-7-ekologo-pravovoj-rezhim-vod-v-respublike-kazahstan-erofeev-b-v-ekologicheskoe-pravo-rossii.html
tema-leksika.html
tema-lichnaya-gigiena-voennosluzhashih.html
tema-lingvisticheskie-osnovi-sovershenstvovaniya-rechevoj-deyatelnosti-uchashihsya-stranica-2.html
tema-lirikain-zhanryas-da-formayas-rabochaya-programma-disciplini-istoriya-komi-literaturi-1960-1980-e-godi-blok-disciplin-opd.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ob-izuchenii-redkih-inostrannih-yazikov-v-sisteme-obshego-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kombinirovannie-gipertonicheskie-rastvori-v-intensivnoj-terapii-kriticheskih-sostoyanij.html
  • books.bystrickaya.ru/detskaya-seksualnost-i-psihoanaliz-detskih-nevrozov-stranica-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voda-nahoditsya-v-postoyannom-dvizhenii-isparyayas-s-poverhnosti-vodoemov-pochvi-rastenij-voda-nakaplivaetsya-v-atmosfere-i-rano-ili-pozdno-vipadaet-v-vide-osad.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-fopel-k-kak-nauchit-detej-sotrudnichat-psihologicheskie-igri-i-uprazhneniya-prakticheskoe-posobie-per.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-6-malenkoe-tornado-protivnik-na-gorizonte-glava-1-goj-i-dzhoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-uchitelya-anglijskogo-yazika-mou-sosh-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-kamchatke-zavershilsya-mezhdunarodnij-chempionat-spasatelej-informacionnoe-agentstvo-vostok-media-04082011.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-metodicheskih-materialov-v-pomosh-organizatoram-turistsko-kraevedcheskoj-i-ekskursionnoj-raboti-s-obuchayushimisya-vospitannikami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-gorode-moskve.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-k-itogovoj-attestacii-po-russkomu-yaziku-dlya-uch-sya-9-klassov-sostavitel-ashenkova-i-a.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-peregruzkami-pri-gruppovoj-peredache-predposilki-vozniknoveniya-setej-kratkaya-istoriya-razvitiya-evm-i.html
  • crib.bystrickaya.ru/httpyandex-ruyandsearchtextd0bad0b0d0bdd0b0d180d191d0b220d184d0bclr10748-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-sostavu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-2010-g-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malahov-gennadij-celitelnie-sili-tom1.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-o-kutuminoj-oformlenie-v-osipyana-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sushnost-pozicionirovaniya-tovara-na-rinke-sbita.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-makroekonomicheskaya-nestabilnost-bezrabotica-i-inflyaciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primer-2-model-osvesheniya-opengl-grafiki-i-multimedia.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-marketing-specialnost-080801-65-prikladnaya-informatika-po-oblastyam.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovoditel-diplomnogo-proekta-io-familiya-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-sluzhbi-zdravoohraneniya-ssha-i-amerikanskogo-obshestva-infekcionistov-1999g-sluzhba-zdravoohraneniya-ssha-i-amerikanskoe-obshestvo-infekcionistov-stranica-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svoj-hiddink-nuzhen-kazhdomu-iz-nas-rabiner-i-r-12-euro-2008-bronzovaya-skazka-rossii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/redakcionno-izdatelskim-sovetom-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-2011-681-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ee-veshej-togda-blavatskaya-obratila-svoj-vzor-na-yuzhnuyu-ameriku-ona-sto-velikih-prorokov-i-verouchitelej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-literatura-krasnoyarskogo-kraya.html
  • education.bystrickaya.ru/194-zaklyuchenie-konspekt-lekcij-po-kursu-bazi-dannih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabota-s-excel-priyomi-oformleniya-dokumenta-otchyota.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-ekvivalentnoj-sootnositelnosti-ekonomicheskih-terminov-anglijskogo-i-russkogo-yazikov-na-materiale-terminologii-upravlenie-personalom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raskritie-haraktera-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisatelej-i-ne-tolko.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-razvitie-vodohozyajstvennogo-kompleksa-rossijskoj-federacii-v-2012-2020-godah-pasport.html
  • bystrickaya.ru/zayavka-sovmestnogo-evropejskogo-proekta-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-m-shadonova-rabochaya-tetrad-po-regionalnoj-ekonomike.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-10-biznes-planirovanie-turistskoj-deyatelnosti-cel-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-predprinimatelstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-postroeniyu-modelej-portfolio-vipusknikov-osnovnoj-shkoli-metodicheskie-rekomendacii-po-vvedeniyu-predprofilnoj-podgotovki-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-tambovskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.