.RU

Тема 1 Культурная революция. «Никто не хочет знать своей истории». Тема 2


^ Тема 1
Культурная революция. «Никто не хочет знать своей истории».
Тема 2
Жили-были славяне. «Стремились ли наши предки
к разъединению славян?»

Д/ф «Храм» (к 1000-летию крещения Руси).
^ Тема 3
«Реформы по-русски». «Андрей Боголюбский».

«Реформы по-русски». А. Невский.

Куликовская битва.
Тема 4
Власть на Руси. Иван III.

«Реформы по-русски». Иван III.
Тема 5
«Жили-были славяне». (Запорожская Сечь).

Хроника смутного времени. Ч. 1.

Хроника смутного времени. Ч. 2.

Хроника смутного времени. Ч. 3.

Хроника смутного времени. Ч. 4.

Хроника смутного времени. Ч. 7: Б. Годунов.

Жизнь и житие протопопа Аввакума (основные факты жизни, фрагменты).

История власти (опричнина).

Власть в России (XVII в.).

Смута.

«Реформы по-русски». Иван IV.

«Реформы по-русски». Алексей Михайлович.

«Реформы по-русски». Патриарх Никон.

«Реформы по-русски». Реформы Федора и Софьи.
Тема 6
Российская Империя. Ч. I: Петр I.

Российская Империя. Ч. II: Петр I.

Российская Империя. Временщики.

Парадоксы истории. 10 лет петровской перестройки (1708–1718), создание Российской Империи.

Жили-были славяне (Мазепа).

«Реформы по-русски». Петр I.
Тема 7
Российская Империя. Ч. I: Екатерина II.

Российская Империя. Ч. II: Екатерина II.

«Реформы по-русски». Екатерина II.

Российская Империя. Павел I.

Д/ф «Павел I».

Кто мы? (Радищев).

Д. Гранин. Наедине с Петром I. Ч. I, II.
^ Тема 8
«Власть факта». Внешняя политика Екатерины II.

«Власть факта». Разделы Польши.
Тема 9
Российская империя. Ч. I, II: Александр I.

Панченко А. Николай I.

Мятеж реформаторов. «История декабризма в России».

Кто мы?»

Интеллигенция первой и второй половины XIX в.

Парадоксы истории. «Русская Америка».

Парадоксы истории. «Убийство Александра II».

Парадоксы истории. С. Ю. Витте.

Парадоксы истории. А. Штирлиц. Опыт формирования русской банковской системы в XIX в.

«Кто мы?». Россия на Кавказе в XIX в.

«Реформы по-русски». Александр I.

«Реформы по-русски». Александр II.

«Реформы по-русски». Александр III – Витте.
Тема 10
«Власть факта». Внешняя политика Александра I.

А. Панченко об Александре III-Миротворце.

«Власть факта». Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в XIX в.
^ Тема 11
Парадоксы истории. Террористы и охранка в революции 1905–1907 гг.

«Реформы по-русски». П. А. Столыпин.
Темы 11—16
Д/ф Фуга (ХХ в. в кинокадрах).
Тема 12
«Жили-были славяне». Украина в 1918 г.

Философский пароход.

Изъятие церковных ценностей в 1921 г. в Петрограде.
^ Темы 12—13
Россия ХХ в. Взгляд на власть. Ч. 1, 2.
Тема 13
«Власть факта» (Власть и культура – 1-й съезд Союза писателей).

Разгром советской генетики.
Тема 14
«Жили-были славяне». XIX в.

«Власть факта». Война с Финляндией.

Красная армия накануне ВОВ.

«Реформы по-русски». Н. С. Хрущев.
^ Темы 14–15
Россия ХХ в. Взгляд на власть. Ч. 3, 4.
Тема 15
«Реформы по-русски». М. С. Горбачев.


Словарь-справочник
АЛЬТЕРНАТИВА (лат. один из двух) – одна из нескольких взаимоисключающих возможностей; необходимость выбора единственного решения из ряда возможных.

АРХЕТИП (греч. начало + образ) – образец, прообраз, первичная форма. В античности под А. понимался наиболее древний текст, к которому восходят тексты более поздних сочинений и который практически невозможно адекватно реконструировать.

АРХЕОЛОГИЯ (греч. древний + слово, учение) – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам. Исследует отдельные древние предметы и целые комплексы, открываемые археологическими раскопками.

^ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – понятие, обозначающее общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями.

ДУХОВЕНСТВО – служители культа, обычно организованные в иерархические корпорации. В русской православной церкви Д. делится на белое и черное.

^ ДУХОВЕНСТВО БЕЛОЕ – в православии общее название низших (не монашествующих) священнослужителей (священники, дьяконы).

ДУХОВЕНСТВО ЧЕРНОЕ (монашествующее) (от греч. одинокий, отшельник) ведет уединенную жизнь ревнителей той или иной религии, связавших себя обетами. На Руси появилось в XI в., воспринималось верующими как идеал христианской жизни. Из черного духовенства формируется высшее руководство Русской православной церкви – епископат.

^ БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ (греч. книга + пишу) – одна из вспомогательных исторических дисциплин, сложившихся в процессе учета, выявления, описания и систематизации исторической литературы и опубликованных источников, а также издания обобщающих библиографических трудов и пособий. В России зародилась в XIX в.

^ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (специальные исторические дисциплины) изучают определенные виды или отдельные стороны форм и содержания исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология и т. д.).

^ ГЕОПОЛИТИКА (греч. земля + политика) – 1) стратегия и тактика политических сил и правящих режимов, направленная на максимальное осуществление определенных национально-государственных интересов в сложившейся системе региональных, континентальных и глобальных международных связей; 2) развивающийся раздел современной политологии, синтезирующий данные об экономическом, социальном и политическом устройстве отдельных стран с данными об особенностях их географического положения (численность и состав народонаселения, территория, климат, наличие естественных ресурсов и др.).

^ ГЛОБАЛИЗМ, ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (всеохватность) – проблемы, имеющие мировой характер, приводящие к планетарным последствиям и требующие для своего решения усилий всего человечества. Не все мировые проблемы являются глобальными (например, первая и вторая мировые войны), но некоторые локальные проблемы могут приобретать глобальный характер (авария на ядерном реакторе). Г. п. связаны с деятельностью человека по преобразованию природы, естественной среды обитания, а также
с состоянием самого человеческого потенциала.

ДЖАДИДИЗМ (араб. новый) – культурно-реформа-торское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX – начале
XX в. Выступали за введение в мусульманских школах ряда советских предметов, развитие национальной культуры, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальных языках.

ЕВРАЗИЙСТВО – оригинальное социально-философ-ское направление, культурно-историческое течение, рассматривающее Евразию не просто как географическое понятие, материк, а как особый, средний мир, который объединяет Европу и Азию и вместе с тем отличается от них особыми геополитическими, этнокультурными, духовными и иными свойствами, предопределяющими исторический путь и миссию составляющих его народов. Основоположники Е. – экономист и географ П. Н. Савицкий, лингвист и этнограф Н. С. Трубецкой, философ Л. П. Карсавин, философ и богослов Г. В. Флоровский, искусствовед П. П. Сувчинский.

^ ДЕКРЕТ (лат. постановление) – нормативный акт высших органов государства.

ИМАМАТ – военно-теократическое государство в Дагестане и Чечне, существовало в 20–50-х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики российского правительства. Имамы: Гази-Магомет (1828–1832), Гамзат-бек (1832–1834), Шамиль (1834–1859).

ИСТОРИЗМ – один из подходов к изучению действительности как изменяющегося, развивающегося во времени процесса взаимообусловливающихся, взаимозависимых явлений и событий в их причинно-следственных связях.

^ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА – определенная система взглядов на исторический процесс, сложившаяся под влиянием исследований и идей крупных ученых (В. О. Ключевский, Н. М. Карамзин и др). и получившая развитие в учениках-последователях.

ИСТОРИОГРАФИЯ – способ описания истории, наука о накоплении знаний, истолкование исторических явлений и событий.

^ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – сложное духовно-смысловое образование, формируемое знаниями истории прошлого и настоящего. И. с.: 1) выражает историческую изменчивость общественного сознания, его конкретно-исто-рическую определенность; 2) представляет собой пласты сознания более раннего происхождения, сохранившиеся
в духовной жизни современного этапа; 3) употребляется
в качестве синонима «общественное сознание», «национальное сознание»; 4) рассматривается как совокупность различных форм сознания обществом своего прошлого.

КОНЦЕПЦИЯ (лат. восприятие) – система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо; общий замысел (ученого, художника и т. д.).

МОДЕРНИЗАЦИЯ (фр. новый, современный) – обновление, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, переход от традиционного к современному, открытому обществу как в общемировом, так
и в региональном масштабе.

МЕТОДОЛОГИЯ – учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

ПАССИОНАРНОСТЬ (лат. страсть) – страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов. Термин введен в науку русским историком Л. Н. Гумилевым.

ПАНСЛАВИЗМ – течение в российской общественной мысли второй половины XIX в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг. В основе П. – идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости славянского союза во главе с Россией. Идеи развивали Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, А. И. Кошелев.

^ ПЕРИОД – промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ – деление исторических процессов, явлений на основные периоды.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО – тип исторического сознания
и идеологическое направление, возникающее как ответ на противоречия так называемой догоняющей модернизации и проявляющее себя в политической и религиозной мысли, философии, литературе и других сферах духовной жизни. П. идейно связано со славянофильством. Идея возникла в XIX в. Термин употреблялся историками в ХХ в.

^ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ – резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, а также быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (обмирщение) (лат. светский) – обращение церковной собственности в светскую.

СЕПАРАТИЗМ (лат. отдельный) – стремление национальных меньшинств к отделению от государственного целого и к образованию самостоятельного государства. Существует как в политической, так и в этнических формах.

СТАГНАЦИЯ (лат. останавливать) – прекращение развития.

ЭКСТРЕМИЗМ (лат. крайний) – приверженность
к крайним мерам и формам. Проявляется в насильственных попытках навязать ту или иную систему взглядов. Для Э. характерна крайняя нетерпимость.

ЭВОЛЮЦИЯ (лат. развертывание) – изменения в природе и обществе, их направленность, порядок, закономерности, определенное состояние чего-либо за длительный период накопления постепенных изменений.

ЭТНОКРАТИЯ ( греч. народ + власть) – форма власти, при которой управление осуществляется с позиции национальных интересов доминирующей этнической группы.





Подписано в печать 16.09.04. Формат 60х84/16.

Бумага писчая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 3,41.

Тираж 2000 экз. Заказ № 589

Уральская государственная юридическая академия.

620066 г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21.

Кафедра отечественной истории
и культуры. Тел. 375-59-55.





Тел. 375-58-31, 374-32-35




Отдел оперативной полиграфии
Издательского дома «УрГЮА»
620066, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Рекомендовано учебно-методическим советом
Уральской государственной юридической академии


Авторы-составители
доктор исторических наук профессор М. И. Кондрашёва,
кандидаты исторических наук
доценты Л. Ф. Богер (отв. ред.), А. П. Иванов, А. А. Коробов,
старший преподаватель О. Н. Сорокина


 Уральская государственная
юридическая академия, 2004

1 С данными видематериалами вы можете ознакомиться на кафедре отечественной истории и культуры.




tema-7-priznanie-braka-nedejstvitelnim-uchebno-metodicheskij-kompleks-omsk-2010-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
tema-7-proektirovanie-sistem-elektronnogo-dokumentooborota-uchebnoe-posobie-po-kursu-proektirovanie-sistem-elektronnogo.html
tema-7-proizvodstvennij-process-i-tipi-proizvodstv-konspekt-lekcij-soderzhanie-tema-predmet-i-zadachi-kursa.html
tema-7-psihologiya-peregovornogo-processa-po-razresheniyu-konfliktov-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe.html
tema-7-razlichie-v-stroenii-kletok-eukariot-i-prokariot-rabota-s-uchebnikom.html
tema-7-refleksivno-mislitelnaya-kultura-v-upravlenii-organizaciej-programma-kursa-vvedenie-v-obshuyu-teoriyu-deyatelnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novgorode-fond-obshestvennoe-mnenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-kontrolnaya-rabota-2-utverzhdayu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prosto-vmeste-freefly-moskva-2005-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-predprofilnoj-podgotovki-kak-komponenta-profilnogo-obrazovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-v-ryabova-oprimenenii-koncepcii-upravleniya-usvoeniem-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku-psiholingvistika-i-obuchenie-inostrancev-russkomu-yaziku-pod-red-a-a-leonteva-i-t-v-ryabovoj-izd-mgu-1972-c-3-11.html
  • books.bystrickaya.ru/elektrondi-portfolioni-teoriyali-negzdemes-elektrondi-portfolioni-teoriyali-negzdemes.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-vistupayushaya-v-kachestve-soveshaniya-storon-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti-chetvertoe-soveshanie-stranica-24.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080109-vseh-form-obucheniya-sostavitel-z-d-morozova-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/derzhavne-regulyuvannya-komercjno-dyalnost-chast-19.html
  • college.bystrickaya.ru/27-viselenie-lic-samoupravno-zanyavshih-zhiloe-pomeshenie-viselenie-vremennih-zhilcov-i-podnanimatelej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prizyor-vserossijskoj-olimpiadi-obuchayushihsya-po-fizike-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/329-razvitie-izbiratelnogo-prava-i-izbiratelnoj-sistemi-udmurtskoj-respubliki.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-fakulteta-matematiki-i-informatiki-na-2010-god-rekomendovan-k-utverzhdeniyu-na-sovete-fakulteta-matematiki-i-informatiki-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/12-celesoobraznost-i-biologicheskoe-prednaznachenie-nalichiya-v-prirode-dvuh-polov.html
  • literature.bystrickaya.ru/chtenie-prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-8-iyulya-2009-goda-333-ob-utverzhdenii-tipovih.html
  • studies.bystrickaya.ru/iskusstvo-kak-yavlenie-kulturi-religiya-kak-yavlenie-kulturi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shancev-vistupaet-zaalternativnie-vidi-topliva-otchet-po-presse-seliger-2008-9-iyulya-pozitiv.html
  • grade.bystrickaya.ru/nalog-na-igornij-biznes-v-rossii-i-zarubezhom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-denezhnie-dohodi-naseleniya-25-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/41-tihvinsko-bogorodickaya-cerkov-dvuhprestolnij-kamennij-hram-postroen-v-1761-g-pridel-osvyashen-v-chest-nerukotvornogo-obraza-spasa.html
  • urok.bystrickaya.ru/posoh-i-shlyapa-terri-pratchett-stranica-6.html
  • abstract.bystrickaya.ru/117303-g-moskva-ul-odesskaya-d-2129-t-310-51-66-316-85-25-nounika-school-ru.html
  • crib.bystrickaya.ru/imitator-psihofiziologicheskih-vozdejstvij-klassifikaciya-tematicheskoe-napravlenie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-specialnosti-43-01-02-elektroenergeticheskie-sistemi-i-seti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnogennoj-civilizacii-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-s-p-19-razdela-iii-tipovogo-polozheniya-o-suvorovskih-voennih-nahimovskih-voenno-morskih-voenno-muzikalnom-uchilishe-i-kadetskih-morskih-kadetskih.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipi-uglevodov-perevod-sdelan-silami-polzovatelej-foruma.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-mezhdunarodnaya-migraciya-rabochej-sili-mmrs.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-kandidatskomu-ekzamenu-nauka-kak-poznavatelnaya-deyatelnost-sistema-znanij-socialnij-institut-i-osobaya-sfera-kulturi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-2-7-balansova-stojnost-na-prodadeni-aktivi-bez-produkciya-godishen-doklad-za-dejnostta.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovoe-zadanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-060101.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r-retrospekciya-prognoznaya-45-ryad-dinamicheskij-57-s-kurs-lekcij-pedagogicheskoe-obshestvo-rossii-moskva-2001.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-populyarizaciya-geologicheskih-ekologicheskih-kraevedcheskih-znanij-sredi-shkolnikov-pobudit-interes-k-problemam-geologii-ekologii-kraevedeniya-formirovanie-kulturi-obsheniya-s-okruzhayushim-mirom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.