.RU

(таблица-диаграмма - Ii предпринимательство в сфере физической культуры и спорта и особенности его развития в субъектах...


(таблица-диаграмма 7).

Таблица-диаграмма 7 Основные показатели спортивного рынка европейских стран



12000

10000

Продажа Телеправ

8000

Спонсорство

Оказание услуг

Производство спорттоваров

1

Ч

х ц

ш

6000

4000

2000

Большая часть средств, расходуемых населением на спорт, тратится на приобретение спорттоваров и оплату спортивно-оздоровительных услуг. При этом средства от реализации услуг непосредственно поступают в распоряжение спортивных организаций, а средства от реализации спорттоваров остаются у фирм-производителей. Однако фирмы, производящие спортивный инвентарь, в свою очередь расходуют до 10% прибыли на спонсорскую помощь спортсменам, клубам и спортивным организациям.

Собственная коммерческая деятельность спортивных организаций, связанная с продажей билетов, рекламой и продажей прав на телевизионную трансляцию, позволяет клубам по игровым видам спорта получать до 50% необходимых средств. Например, французские футбольные клубы получают за счет этого источника 56% доходов бюджета.

72

Анализ программ развития в области спорта зарубежных стран показывает, что для разработки и выполнения необходимо наличие, по крайней мере, трех крайне важных условий: (1) высокого жизненного уровня населения и восприятия им спорта как развлечения; (2) участие в этой программе телевидения, с точки зрения приобретения прав на трансляцию спортивных соревнований. Кроме того, сегодня практически очень трудно найти спонсора, если данный вид спорта или спортивное мероприятие не транслируется по телевидению. И этот поиск, практически невозможен, если (3) государство не создает условий для спонсоров, которые хотели бы вкладывать деньги в спорт. Тенденция усиления значимости маркетинга в современном спорте набирает темпы. Поэтому чрезвычайно важно своевременно выработать рациональную политику управления маркетинговыми процессами, в первую очередь правовыми.

Среди источников финансирования спорта, прежде всего спорта высших достижений, особое место во многих странах (Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии и др.) занимают отчисления от доходов по проведению различных спортивных лотерей и тотализаторов. Причем наибольшие отчисления спорту наблюдаются в Германии (50%), Греции (40%) и т.д. Так, отчисления от доходов футбольного тотализатора в Великобритании приносят британскому футболу до 40 млн. фунтов стерлингов в год. В 90-х гг. доходы КОНИ от футбольного «Тотокальчо» и спортивной лотереи (Италия) составляли свыше 930 млрд. лир (около 750 млн. долл.). Из этой суммы НСФ получили около 30%. Аналогичная картина наблюдается и в некоторых других странах.

Подготовка спортсменов высокого класса осуществляется, как правило, в спортивных клубах и созданных в некоторых странах учебно-тренировочных центрах и опорных пунктах. Так, в США ЮСОК имеет несколько учебно-тренировочных центров в гг. Колорадо Спрингс, Лейк-Плэсид, Скво-Велли, Мичиган. В Германии были созданы опорные пункты национального уровня (их 18), которые содержатся на средства федерального правительства, и опорные пункты земельного уровня (их 52), финансируемые из земельных бюджетов. Кроме того, имеется более 200 различных федеральных баз.

Многие страны в целях более качественной подготовки спортсменов высокого класса содержат специальные научно-исследовательские институты (Германия, Италия, Финляндия, Франция и др.).

Особое место в коммерческой деятельности в сфере физической культуры и спорта занимает профессиональный спорт.

Профессиональный спорт, история которого, скажем, в США насчитывает уже

73

более 130 лет, до 1970-х гг. развивался в отдельных зарубежных странах обособленно и не входил в общую систему международного спортивного и олимпийского движения. Многие лидеры МОК, МСФ, НСО и НОК целенаправленно критиковали его, противопоставляя олимпийскому спорту.

С конца 1960-х тт. начались дискуссии о спортсменах-любителях и профессионалах, а с середины 1970-х гг. — о допуске последних в отдельных видах спорта к Олимпийским играм. С 1980-х гг. грань между профессиональным и олимпийским спортом начала постепенно стираться. И это различие состоит не только в размере получаемой спортсменами зарплаты. Их основное различие состоит даже не в том, что олимпийский спорт, несмотря на трансформацию многих его идеалов, в целом служит государству и обществу, а профессиональный спорт - прежде всего личности и зрителям, коммерческая направленность профессионального спорта преобладает над всеми его остальными функциями, включая даже спортивную.

Профессиональный спорт рассматривается, прежде всего, как спортивно-развлекательный бизнес, главная задача которого состоит в продаже спортивного зрелища и извлечении прибыли.

Спортивные специалисты различают американскую и европейскую модели развития профессионального спорта. Профессиональный спорт в Европе гораздо ближе к олимпийскому, чем американский. Если в США государство практически не принимает прямого участия в формировании и развитии профессионального спорта, то в отдельных европейских странах государство наряду с разработкой спортивного законодательства принимает непосредственное участие в финансировании некоторых профессиональных видов спорта. Кроме того, в США организацией и управлением профессионального спорта занимаются самостоятельные лиги, ассоциации, а в Европе такие лиги входят в состав НСФ.

Особенно широко распространен профессиональный спорт в таких странах как США, Канада, Германия, Великобритания, Испания, Италия, Франция, Япония. В некоторы х видах спорта в ряде стран даже превалирует полупрофессиональный спорт (футбол - скандинавские страны; хоккей - Австрия, Швейцария, скандинавские страны; волейбол, баскетбол - Испания, Италия и т.д.).

Наиболее показательно развитие профессионального спорта в США, где создана специфическая сфера спортивно-развлекательной индустрии, объем и размеры которой поражают:

свыше 400 млн. зрителей (или в 10 раз больше, чем в России) ежегодно посещают соревнования, в том числе 250 млн. по профессиональным видам спорта; население

74

расходует на приобретение билетов свыше 5 млрд. долл.;

около 2700 профессиональных спортсменов в игровых видах спорта (американский футбол, бейсбол, баскетбол, хоккей) в 2000 г. получали среднюю зарплату от 1,5 до 2,6 млн. долл. в год в зависимости от вида спорта;

общий доход всех профессиональных видов спорта в 2000 г. составил примерно 20 млрд. долл., в том числе по четырем вышеназванным видам спорта- 10,5 млрд. долл.

Только от продажи прав на трансляцию соревнований лиги команды получают около 6 млрд. долл.

Одно из непреложных правил американского профессионального спорта: собственные доходы должны покрывать все расходы, связанные с его развитием без участия государства.

Основная особенность развития профессионального спорта в отдельных странах Европы - участие государства и особенно муниципальных и местных органов власти в его развитии, что, несомненно, отражается на источниках его финансирования и правовом обеспечении.

Опыт зарубежных стран и России выявил, что для развития профессионального спорта необходимо наличие определенных социально-экономических и правовых условий: высокий уровень жизни населения, восприятие спорта как развлечения, популярность его в стране, наличие современных спортивных сооружений с хорошими условиями для зрителей, правовой и социальной защищенности спортсменов, определенной налоговой политики и т.д.

Данный вывод не означает, что сегодня в России еще не время заниматься развитием отдельных видов профессионального спорта. Заниматься надо, но постепенно, исходя, прежде всего, из здравого смысла. США, например, шли к современному уровню развития профессионального спорта более 60 лет. Постепенное развитие отдельных видов предусматривает не директивное представление (скажем, футбольным или хоккейным командам) профессионального статуса, а эффективное использование складывающихся рыночных отношений в их развитии.

Кроме того, для развития профессионального спорта необходимо, прежде всего, понимание и знание профессионального спорта, который ни в коем случае не следует путать с олимпийским спортом. В основе профессионального спорта лежит не подготовка членов сборных команд страны и не поддержание имиджа государства, а экономические факторы и формы взаимоотношений. Это спортивно-развлекательный бизнес.

Анализ развития спорта в зарубежных странах позволяет сделать некоторые выводы, которые могут быть полезны для руководителей различных государственных

75

органов и использованы в практической деятельности российских спортивных организаций:

1. Вовлечение государства в спорт в 1970—1980-х гг. стало реальностью, а в 1990-х
гг. и в начале XXI века - необходимостью. Однако государство во многих странах не в
состоянии самостоятельно обеспечить нормальное развитие спорта. Союз между спортом
и экономикой крайне необходим. Но это совершенно не значит, что государство может
совсем отстраниться от участия в развитии спорта, ценности которого благотворно
сказываются на развитии всего общества. Причем речь идет не только и не столько о
финансовом участии, сколько о государственном влиянии на эту сферу деятельности и
правильном понимании роли спорта в жизни современного общества.

Сегодня уже нельзя отрицать значение денег для развития спорта. Но нельзя допустить, чтобы меркантилизм стал основной ценностью спорта. Необходимо, чтобы деньги были средством, а не целью спорта высших достижений. Деньги должны помочь усилить позитивные стороны спорта, если мы хотим сохранить его как культурную ценность, а без помощи государства это сделать просто невозможно.

  1. В конце 1970-х гг. во многих странах активизировалась тенденция усиления роли
    государства и его органов в развитии спорта. Для каждой отдельной страны характерны
    свои формы вовлечения государства в спорт. Но среди них выделяются две основные: (1)
    участие государства, региональных, муниципальных и местных органов власти в
    финансировании спорта и (2) принятие законодательных актов в области спорта.

  2. В развитых зарубежных странах сфера спорта четко разделена на спорт для всех,
    спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. Этими видами
    спортивной деятельности занимаются различные спортивные организации. Причем
    развитие спорта высших достижений - это прерогатива государства и национальных
    государственных (там, где они есть) и общественных спортивных организаций. Развитие
    спорта для всех - прерогатива государства через муниципальные и местные органы
    власти, спортивные организации и учреждения на этом уровне и, конечно, само
    население. Развитие профессионального спорта осуществляют частные коммерческие
    структуры с небольшой долей помощи со стороны муниципалитетов и местных органов
    власти.

4. На развитие спорта высших достижений выделяются средства из
государственного бюджета (за исключением США) в размерах, которые зависят от целей
и задач, поставленных государствам и обществам. В то же время в бюджетах
национальных спортивных федераций во многих странах государственные дотации
составляют от 50 до 80% в зависимости от вида спорта.

76

На развитие спорта для всех муниципальные и местные бюджеты расходуют от 1 до 3% от общих бюджетов. Причем в странах с высоким уровнем жизни большое количество средств на свое оздоровление расходует население.

В некоторых европейских странах муниципальные органы власти поддерживают отдельные профессиональные виды спорта, команды. Но доля этих субсидий, например в бюджетах европейских футбольных команд, не превышает 10—20%.

  1. Практически во всех зарубежных странах, особенно в США, права на
    трансляцию соревнований по многим видам спорта продаются телекомпаниям. И эти
    средства являются одним из основных источников финансирования спорта высших
    достижений и профессионального спорта.

  2. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция повышения роли
    государства и местных органов власти в развитии спорта для всех и его оздоровительных
    видов с целью преодоления демографического кризиса.

7. Основой спортивного движения являются местные спортивные организации и
клубы, которые активно взаимодействуют с местными органами власти, объединенные
спортивными федерациями.

Активное вовлечение государства в спортивную сферу общественной жизни является характерным для большинства зарубежных стран. Интерес государства к развитию спорта обусловлен той важной политической и социальной ролью, которую спорт играет в современном мире. Основными формами влияния государства на спортивную сферу являются законодательная деятельность государства в спортивной области и финансовая поддержка развития спорта. Такая поддержка осуществляется как в виде прямого финансирования, так и путем предоставления различных налоговых льгот спортивным организациям, а также получения средств из других источников.

Представление о структуре финансирования развития физической культуры и спорта в целом по России дают данные Госкомспорта РФ за 2001 г. (тыс. руб.):



Общая сумма средств, направленных на

Фактически

Получено из

Всего

развитие физической культуры и спорта,

выделено

других

израсходовано

утвержденных в бюджетах




источников

на развитие

администрации субъектов Российской







физической

Федерации всех уровней







культуры и










спорта

13082118,0

12880959,0

2493598,8

1537457,8

Динамика финансирования спорта представлена в приложении 11.

77

2.2. Социально-экономические проблемы и причины, сдерживающие развитие

предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта

(по материалам анкетных опросов)

К сожалению, в действующей официальной статистике отсутствует социально-экономическая информация, характеризующая наличие социальных проблем не только в самой сфере физической культуры и спорта, но и среди людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Нами методом контент-анализа проведено обобщение на основе опросов экспертов различного уровня, начиная с опросов руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом, а также любителей спорта. Количество опрошенных экспертов, как правило, находилось в пределах от 100 до 150 человек.

В исследовании в основном использованы материалы, подготовленные ВНИИФК и Госкомспорта России.

Экспертам был задан вопрос: «На Ваш взгляд, увеличивается или уменьшается за последние годы количество людей в Вашем регионе, регулярно занимающихся физической культурой и спортом?» (табл. 8).

Таблица 8

Оценка руководящими работниками сферы физической культуры и спорта в России изменений в количестве людей, регулярно занимающихся физической

культурой и спортом, % к числу опрошенных






1997 г.

1999 г.

2001 г.

Увеличивается

12

27

41

Остается на прежнем месте

13

29

25

Уменьшается

72

38

28

Затрудняюсь ответить

3

6

6

Если в 1997 г. 72% опрошенных говорили о том, что в регионах их проживания количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом уменьшается, в 1999 г. - 38%, то в 2001 г. таковых оказалось лишь 28%; в то же время считающих, что идет увеличение количества приобщенных к физической культуре и спорту возросло с 12% в 1997 г. до 27% - в 1999 г. и, наконец, до 41% - в 2001 г. Подобные утверждения

78

были получены и при опросах лиц, непосредственно занимающихся развитием физической культуры и спорта по месту жительства, где 65% сегодня говорят об увеличении и только 12% — об уменьшении за 1991—2001 гг. количества людей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом по месту жительства.

Рассмотренные положительные тенденции подтверждаются и продолжающимся улучшением условий для развития физической культуры и массового спорта в стране.

Ответы на вопрос: «Изменяются ли и как, на Ваш взгляд, в Вашем регионе условия для развития физической культуры, массового спорта?» даны в таблице 9.

^ Таблица 9

Оценка условий для развития физической культуры и спорта

(по опросам руководящих работников

физической культуры и спорта субъектов РФ),

% к числу опрошенных






1999 г.

2001 г.

^ Изменения (+, минус)

Улучшаются

30

44

+14

Ухудшаются

34

28

+6

Не изменяются

27

24

минус 3

Затрудняюсь ответить

9

4

минус 5

В 1999 г. (ранее такой вопрос не задавался) 30% респондентов отмечали в своих регионах улучшение рассматриваемых условий, в 2001 г. - 44%, а количество указавших ухудшение условий снизилось с 34% в 1999 г. до 28% в опросе 2001 г.

Улучшение условий для развития физической культуры и спорта прямо взаимосвязано с увеличением количества занимающихся физической культурой и спортом.

Ответы на вопрос: «Изменяется ли и как, на Ваш взгляд, в Вашем регионе количество занимающихся физической культурой, массовым спортом?» приведены в таблице 10.

79

Таблица 10

^ Изменение численности занимающихся физической

культурой и спортом в регионах

(по материалам опроса руководящих работников

сферы физической культуры и спорта в России),

% к числу опрошенных



^ Изменение количества занимающихся физической культурой и спортом

Изменение условий для занятий физической культурой и спортом

улучшаются

не изменяются

ухудшаются

Увеличивается

65,0

20,0

15,0

Не изменяется

23,8

52,4

23,8

Уменьшается

14,3

17,9

60,7

Примечение: Проценты даны по горизонтали.

Основное увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом (привлечение), как видно из таблицы, происходит там, где улучшаются условия для занятий физической культурой и спортом, и, наоборот, уменьшение числа занимающихся спортивной деятельностью наблюдается, главным образом, при ухудшении условий для этого вида деятельности.

Таким образом, при рассмотрении одного из основных показателей — количества регулярно занимающихся физической культурой и спортом — можно считать, что если в 1997 г. было отмечено снижение темпов уменьшения занимающихся физической культурой и спортом, в 1999 г. — его динамическое равновесие (когда количество ответов об увеличении и уменьшении занимающихся примерно были равны), то в 2001 г. впервые за все время наблюдений ответов об увеличении числа занимающихся физической культурой и спортом стало больше (41%), чем ответов об уменьшении (28%), а значит, впервые можно констатировать, по мнению экспертов высшего уровня, абсолютное увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом в стране.

В наибольшей мере положительные тенденции в развитии физической культуры и спорта в стране проявляются, как это было в основном и ранее, в отношении учащихся всех учебных заведений, прежде всего школьников, а также в отношении интеллигенции, предпринимателей и инвалидов. Именно в этих группах населения, по оценкам опрошенных, в последнее время в относительно большей мере увеличилось количество

80

занимающихся физической культурой и спортом.

Вместе с тем практически нулевой прирост, как и в 1999 г., отмечается среди большой армии пенсионеров.

Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, среди каких групп населения Вашего региона за последний год увеличилось количество занимающихся физической культурой и спортом?» даны в т аблице 11.

^ Таблица 11

Оценка изменений количества занимающихся физической

культурой и спортом в регионе

(по материалам опросов руководящих работников сферы ФКС),

% к числу опрошенных



№/п




1999 г.

2001 г.

1

Школьники

51

42

2

Учащиеся средних учебных заведений

26

21

3

Студенты

22

24

4

Интеллигенция

10

24

5

Руководители разных уровней

19

11

6

ИТР

3

9

7

Рабочие и труженики села

12

11

8

Предприниматели

32

17

9

Инвалиды

21

17

10

Пенсионеры по возрасту

4

1

11

Другие

0

4

Наиболее активное, по оценкам экспертов, внедрение физкультуры и спорта, осуществляемое в системе образования, в первую очередь среди школьников и учащейся молодежи в целом, несомненно, следует признать верным по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте наблюдается более сильно выраженная потребность в занятиях спортивной деятельностью, и государство создает, даже в форме обязательных занятий физической культурой и спортом, условия для реализации и усиления этих потребностей.

81

Во-вторых, по мнению различных групп специалистов-экспертов по физической культуре и спорту, именно на учащуюся молодежь сегодня должны быть в первую очередь направлены внимание и имеющиеся возможности для улучшения положения дел в целом в сфере физической культуры и спорта страны.

Положительные тенденции в развитии физической культуры и спорта сохраняются благодаря проявлению реальной заботы об улучшении оздоровительной работы, развитии массового спорта в основном со стороны (не считая государственных органов управления физической культурой и спортом) федераций по видам спорта (сегодня так считает 51% опрошенных), но оценки здесь, как видно из приведенных данных, на протяжении наблюдаемого периода неравномерны, что, вероятно, связано с перестройкой взаимоотношений федераций с Госкомспортом России, спортивных клубов, значение которых постоянно возрастает (сегодня об этом заявляют 40% опрошенных), и исполнительных органов, прежде всего региональных, поддержку которых за последние годы отмечает треть респондентов.

Ответы на вопрос: «Скажите, кто сегодня кроме государственных органов управления физической культурой проявляет реальную заботу об улучшении оздоровительной работы, развитии массового спорта в Вашем регионе?» даны в табл. 12.

На протяжении всего периода с 1995 г. не наблюдается заметной помощи в развитии массового спорта со стороны профсоюзов, женских организаций, политических организаций, медицинских учреждений, различных фондов (практически на нулевом уровне), а также депутатского корпуса и средств массовой информации (менее 7% ответов). Несколько увеличивается поддержка в развитии спортивно-оздоровительной деятельности со стороны молодежных организаций и сегодня об этом говорят уже 16% опрошенных.

Аналогичные данные были получены нами при опросах других экспертов (активистов «рабочего» спорта, специалистов и практиков по формированию и внедрению здорового образа жизни, любителей бега и др.).

Но даже там, где сегодня в относительно большей мере внедряются физическая культура и спорт, т.е. среди учащейся молодежи, фактическая эффективность использования возможностей физической культуры и спорта для укрепления здоровья и воспитания, что весьма актуально для данных групп населения, находится далеко не на должном уровне.

82

^ Таблица 12

Кто обеспечивает и проявляет реальную заботу

о развитии физической культуры и спорта в Вашем регионе

(по материалам опроса руководящих работников сферы ФКС России),

% к числу опрошенных






1995 г.

1997 г.

1999 г.

2001 г.

Никто не заботится

29

25

21

12

Федерации по видам спорта

33

49

29

51

Спортклубы

24

33

34

40

Исполнительные органы

26

13

33

33

Молодежные организации

10

5

14

16

Добровольные спортобщества

7

15

14

14

Предприниматели

7

9

12

12

Руководство предприятия

12

1

8

11

Средства массовой информации

19

7

11

6

Депутатский корпус

2

2

7

6

Профсоюзы

5

3

1

3

Различные фонды

5

3

4

3

Политические организации

0

1

0

1

Женские организации

5

0

3

0

Медицинские учреждения

10

4

1

0

Другие

2

4

0

3

Опрос учащейся молодежи (старшеклассников и студентов), а также представителей (в основном руководителей) всех звеньев образовательной системы показал, что сложная, напряженная, а порой и нервная атмосфера как внутри, так и вне сферы образования актуализирует проблему здоровья обучающихся.

Ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы в целом государственной политикой в области физической культуры и спорта?» (в 2001 и в 1999 гг. проводился опрос руководящих работников сферы физической культуры и спорта в России, в 1998 г. — ведущих российских ученых, педагогов, тренеров и практиков национальной системы физической культуры и спорта) приведены в таблице 13.

83

Таблица 13

^ Оценка экспертов удовлетворенностью государственной

политикой в области физической культуры и спорта,

% к числу опрошенных






1998 г.

1999 г.

2001 г.

Да

2

3

3

Скорее да

4

6

14

Скорее нет

17

26

36

Нет

40

48

33

Считаю, что такой политики нет

30

14

11

Трудно сказать

7

4

3

Сегодня подавляющее большинство различных экспертов в той или иной мере не удовлетворено состоянием дел в целом в сфере ФКС нашей страны.

Подавляющее большинство различных экспертов по-прежнему высказывает свое негативное отношение к проводимой государственной политике в области физической культуры и спорта, хотя здесь и намечаются положительные тенденции.

Сохраняется острокритическое отношение опрошенных к существующей системе управления физкультурно-спортивной сферой.

Ответы на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас сложившаяся в России система управления физкультурно-спортивной сферой?» (в 2001 и 1999 гг. проводился опрос руководящих работников сферы физической культуры и спорта в России, в 1998 г. — ведущих российских ученых, педагогов, тренеров и практиков системы физической культуры и спорта) приведены в таблице 14.

^ Таблица 14

Оценки экспертами сложившейся в России системы управления

сферой физической культуры и спорта,

% к числу опрошенных




1998 г.

1999 г.

2001 г.

Нет, ее следует кардинально реформировать

36

38

37

Нет, требуются значительные реформы, но в существующих рамках

38

34

33

Нет, но реформы требуются, по-моему, незначительные

11

11

10

В целом удовлетворяет и каких-либо реформ лучше не проводить

2

12

11

Другой ответ

2

4

5

Затрудняюсь ответить

11

1

3

84

Подавляющее большинство экспертов (80%) и сегодня высказывают свою неудовлетворенность существующей системой управления, причем 70% и приблизительно в равных долях выступают за кардинальное или значительное реформирование имеющейся управленческой системы сферы физической культуры и спорта.

И здесь уместно отметить, что большинство экспертов считает необходимым усилить регулирующую роль государства в сфере физической культуры и спорта — 91% респондентов (2001 г.), в 1999 г. их было 81%. В этой связи несомненный интерес представляет мнение экспертов, по поводу уровня, на котором следует сосредоточить внимание на улучшении развития физической культуры и спорта:

При этом почти все опрошенные эксперты убеждены, что следует и далее усиливать регулирующую роль государства в сфере ФКС. Ответы на вопрос: «От кого, как правило, зависит развитие ФКС в России?» распределились следующим образом (таблица 15).

^ Таблица 15

От кого, по мнению экспертов, зависит развитие физической культуры и спорта

(по материалам опросов руководящих работников

физической культуры и спорта в России),

% к числу опрошенных






1997 г.

1999 г.

2001 г.

Правительство Российской Федерации

67

69

73

Госкомспорт России

57

66

62

Региональная исполнительная власть

30

55

54

Региональные комитеты по физической культуре и спорту

35

38

36

Государственная Дума

17

15

33

Аппарат Президента Российской Федерации

21

14

22

Российские общественные спорт организации

14

7

17

Олимпийский комитет России

28

19

17

Региональная представительная власть

9

10

16

Другие структуры

2

1

1

85

Основными управленческими структурами, от действий которых в наибольшей степени зависит развитие ФКС, массового спорта в стране, опрошенные эксперты считают Правительство Российской Федерации, Госкомспорт России, региональную исполнительную власть. На относительно среднем уровне влияния находятся Государственная Дума, региональные и местные комитеты ФКС, местная исполнительная власть. В наименьшей степени развитие ФКС, по мнению опрошенных, зависит от аппарата Президента Российской Федерации, Олимпийского комитета России и федеральных общественных спортивных организаций.

Но, высказывая высокую степень неудовлетворенности имеющейся системой управления сферой ФКС, эксперты вместе с тем считают, что за последнее время в этой системе наметились определенные положительные изменения.

Вопреки высоким ожиданиям, почти не влияет на развитие физической культуры и спорта «Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятый в 1999 г.

Ответы на вопрос: «Принят новый «Закон о физической культуре и спорте». Как сказывается, по Вашему мнению, на развитии физической культуры и спорта введение этого Закона в действие?» приведены в таблице 16.

^ Таблица 16

Как, по мнению экспертов, сказывается влияние нового

«Закона о физической культуре и спорте РФ»

на развитие ФКС России,

% от числа опрошенных






1999 г.

2001 г.

Положительно

60

12

Отрицательно

3

0

Никак не сказывается

30

75

Затрудняюсь ответить

7

13

Только 12% опрошенных считают, что введение нового Закона сказывается на развитии физической культуры и спорта, хотя в 1999 г. положительного влияния нового Закона накануне его принятия ожидали 60% опрошенных. Подавляющее же большинство (75%) отмечает, что введение нового Закона никак не сказывается на развитии физкультурно-спортивной сферы.

86

Слабо отражен новый федеральный закон о физической культуре и спорте в региональном законодательстве. В большинстве регионов уже приняты в соответствии с новым федеральным законом свои законы о физической культуре и спорте, но только 4% опрошенных отмечают, что региональные законы не только приняты, но и хорошо «работают», и еще 24% отмечают, что эти законы кое в чем помогают.

И в перспективе потенциальные возможности федерального Закона «О физической культуре и спорте в РФ» оцениваются респондентами невысоко. Только 28% опрошенных назвали его в числе наиболее важных факторов развития физической культуры и спорта в России, в то время как создание в целом нормативно-правовой базы физической культуры и спорта называют важнейшим фактором 63% респондентов.

В заключение необходимо привести сводные данные (ВНИИФКОМ) о наиболее важных мероприятиях по развитию физической культуры и спорту в России.

Ответы на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, сегодня является наиболее важным для улучшения развития физической культуры и спорта в России?» (опрос руководящих работников сферы физической культуры и спорта в России) даны в таблице 17.

^ Таблица 17

Сводные материалы опросов экспертов,

отметивших наиболее важные мероприятия,

обеспечивающие улучшение развития ФКС России,

% от числа опрошенных




1995 г.

1997 г.

1999 г.

2001 г.

Улучшение финансирования физической культуры и спорта

76

81

70

79

Разработка и реализация федеральных программ

19

48

38

63

Создание нормативно-правовой базы физической культуры

55

58

63

63

Предоставление финансовых льгот в сфере физической культуры и спорта

45

58

59

54

Разработка и реализация региональных программ

26

43

38

53

Увеличение количества спортсооружений, улучшение их работы

38

24

38

51

Усиление пропаганды физической культуры и спорта

26

27

38

47

Улучшение научно-методического обеспечения физической культуры и спорта

7

19

8

33

Улучшение организации физической культуры по месту жительства и отдыха

33

27

26

33

Улучшение организации физической культуры и спорта по месту работы

12

22

23

31

Улучшение подготовки и переподготовки кадров по физической культуре и спорту

19

23

16

30

87

Продолжение таблицы 17

Координация работы федеральных и региональных органов физической культуры и спорта

21

19

26

28

Эффективное использование Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

14

15

19

28

Усиление работы системы госорганов по физической культуре и спорту

19

21

48

26

Улучшение подготовки спортсменов высокого класса

7

14

15

25

Увеличение выпуска товаров для занятий физкультурой и спортом

19

15

18

21

Разработка и реализация календаря спортивных массовых мероприятий

5

8

12

19

Улучшение работы общественных организаций по физической культуре и спорту

5

11

14

16

Улучшение Единой всероссийской спортивной классификации

2

3

6

16

Коммерциализация физической культуры и спорта

2

4

10

3

Другое

минус

8

7

9

Полученные результаты показывают, что общее положение дел с развитием физической культуры и спорта в стране было и продолжает оставаться сложным и неоднозначным, но при сохранении уже на протяжении нескольких лет преимущественно положительный тенденции.

Среди наиболее важных, по мнению экспертов, факторов развития физической <•.-.■ культуры и спорта в стране сегодня можно выделить:

К сожалению, в опросе ВНИИФК не нашло отражение развитие предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. В этой связи нами проведено выборочное социологическое обследование среди школьников (№ 126) общеобразовательной школы и студентов вузов (ЛГ = 118). Обследование было проведено в 2001 г., респондентами служили лица, занимающиеся регулярно спортом и желающие им заниматься (табл. 18).

88

^ Таблица 18

Оценка отношения учащихся школ и студентов к коммерциализации занятий спортом*



№/п




^ Производите ли Вы доплаты, занимаясь спортом в Ваших учебных заведениях?

Хотели бы Вы пользоваться услугами коммерческих спортклубов, секций и т.п.?

да

нет

да

нет

1

Школьники (человек) 9—11 классов

в том числе:







1.1

Занимающиеся регулярно физической культурой и спортом

57

13

20

6

1.2

Не занимающиеся регулярно спортом

16

14

18

12

2

Студенты вузов в том числе:







2.1

Занимающиеся регулярно физической культурой и спортом

20

15

25

7

2.2

Не занимающиеся регулярно спортом

15

10

16

10

* Занятия спортом вне учебных программ.

Из приведенных материалов видно, что даже старшеклассники общеобразовательных школ частично оплачивают занятия спортом (70%), среди студентов вузов эта величина составляет 60%. Настораживает другое, что из 56 школьников 38 человек, или 65%, изъявили желание заниматься в коммерческих секциях и спортклубах; у студентов из 58 опрошенных 41 человек желает заниматься коммерческим спортом (70%). Естественно, эти данные отражают только часть мнений обучающихся, но и они свидетельствуют о проблеме коммерциализации сферы физической культуры и спорта даже в государственных учебных заведениях.

В таблице 19 обобщены и ранжированы основные причины, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности в сфере сервиса, включая и сферу физической культуры и спорта.

89

^ Таблица 19

Основные причины, сдерживающие развитие

предпринимательских структур в сфере сервиса,

в том числе и в системе физической культуры и спорта, 2000 г/



^ Основные проблемы

Количество ответов

Порядок значимости (ранг)

Высокие налоги

153

1

Отсутствие достаточного законодательства и нормативно-правовой базы

79

5

Трудности получения и высокая ставка за кредит

25

9

Неплатежеспособность клиентов, потребителей

115

2

Неэффективные действия правительства и местных властей, коррупция, взятки

21

7

Недостатки развития материальной базы (спортзалов, бассейнов, стадионов и т.д., высокая стоимость спортивного оборудования и инвентаря)

108

3

Трудности с арендой спортивных помещений

34

6

Недостаток информации о работе спортивных клубов, секций и недостаток опыта по организации спортивных секций, отсутствие спортивного маркетинга

31

8

Необязательность партнеров

12

11

Кадровые проблемы, нехватка квалифицированных тренеров

96

4

Конкуренция среди спортклубов

23

10

Итого:

692

минус

* По данным социологического опроса среди руководящих работников и специалистов ФКС, проведенного МГУ С и МО «КиП», октябрь-ноябрь 2000 г., N = \1Ъ, количество ответов равно 692 (4 ответ1" на одного респондента).

При всей субъективности оценки причин, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности в сфере оказания социальных услуг, включая и ФКС, можно сделать три важных вывода.

Во-первых, что ряд причин не зависит от деятельности структур ФКС (налоги, высокие ставки за кредит, дорогое оборудование и т.д.).

90

Во-вторых, отсутствует какая-либо концептуальная позиция Госкомспорта России о развитии предпринимательской и коммерческой деятельности в системе ФКС.

В-третьих, на четвертом месте стоит причина, связанная с решением кадровой проблемы, в том числе отсутствием квалифицированных тренеров.

К числу малоисследованных и значимых проблем, тормозящих развитие предпринимательства в сфере ФКС, относится отсутствие опыта работы в этом направлении, а также недопонимание роли спортивного маркетинга в решении вопросов повышения эффективности спортивных структур. Поэтому в третьей главе основное внимание будет уделено трем вопросам:

91


trevoga-pri-rasstavanii-klaflin-edvard-domashnij-doktor-dlya-detej-soveti-amerikanskih-vrachej-vstuplenie-kak-pomoch.html
trevozhnost-i-ee-korrekciya-v-muzikalno-ispolnitelskoj-deyatelnosti-uchashihsya-muzikalnoj-shkoli-19-00-07-pedagogicheskaya-psihologiya-psihologicheskie-nauki.html
trezubov-vnortop-stomat-propedevtika-i-spisok-na-01-07-11-g-uchebnoj-literaturi-dlya-studentov-2001g-2011g.html
tri-a-b-v-propedevticheskij-kurs-obshej-psihologii-uchebnoe-posobie-spb-izd-vo-s-peterb-un-ta-1997-annotaciya.html
tri-carstva-skolotov-obryadi-verovaniya-kniga-prodolzhenie-monografii-b-a-ribakova-yazichestvo-drevnih-slavyan.html
tri-cheloveka-ugoreli-na-pozhare-dvoe-poluchili-ozhogi-internet-resurs-vsluhru-31012011.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-ocenka-effektivnosti-proizvodstva-produkcii-rastenievodstva-v-oao-alyans.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogovij-kodeks-rf-chast-1.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xviii-cherez-parizh-volonter-devyanosto-vtorogo-goda.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleks-orlov-brosok-salamandri-stranica-60.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorshkova-l-l-bibliograficheskij-ukazatel-statej-opublikovannih-za-yanvar-mart-2011.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upotreblenie-deeprichastnih-oborotov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-russkomu-yaziku-i-kulture-rechi-dlya-studentov.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-la-tihomirova-monarhicheskaya-gosudarstvennost-chast-7.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zakon-koldovskogo-vozmezdiya-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/realizaciya-strategij-firmi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-razrabotal-prepodavatel-stazher-kafedri-ekonomika-i-organizaciya-proizvodstva-klimuk-vladimir-vladimirovich-baranovichi-2010.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-podgotovka-nauchno-pedagogicheskih-i-nauchnih-kadrov-i-povishenie-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otravlyayushie-veshestva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opdf05-osnovi-marketinga-1-obshaya-harakteristika-specialnosti-071401-053100-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obmen-uglevodov-i-ego-vzaimosvyazi-klinicheskaya-himiya-v-diagnostike-i-lechenii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/410opredelenie-pobeditelya-konkursa-otkritij-odnoetapnij-konkurs-bez-predvaritelnogo-kvalifikacionnogo-otbora.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-1-chleni-predlozheniya-uchebnika-klassicheskogo-tibetskogo-pismennogo-yazika.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-mou-bolshesosnovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bd-biniti-elektrotehnika-2004-07-obuchayushie-programmi-uchebno-metodicheskie-kompleksi-kompyuternie-tehnologii-v-laboratornom.html
  • student.bystrickaya.ru/3programma-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-finansi-organizacij-predpriyatij-dlya-studentov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-elektroprovodnost-rastvorov-elektrolitov-praktikum-po-fizicheskoj-himii-ekaterinburg-2003-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-v-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru-i-a-krilov-volk-na-psarne.html
  • education.bystrickaya.ru/-rassuzhdal-petya-dalshe-sofiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhtektura-rus-v-15-16-st-chast-5.html
  • student.bystrickaya.ru/4-izmerenie-stoimosti-zhizni-tema-makroekonomicheskaya-nauka-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekspertnoe-zaklyucheniek-proektu-zakona-respubliki-kazahstano-vnesenii-dopolnenij-v-nekotorie-zakonodatelnie-akti-respubliki-kazahstan-po-voprosu-obespecheniya-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvecheru-oblaka-kuda-to-devalis-s-neba-i-k-tomu-vremeni-kogda-svetilo-pokinulo-nebosvod-nichto-ne-meshalo-zvezdochkam-vspihnut-yarkimi-tochkami-gde-to-tam-visok-stranica-22.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-studentam-specialnosti-marketing-po.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-obshestvoznaniyu-obrazovatelnij-standart-srednego-polnogo-obshego.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-pyataya-ladimirova.html
  • znanie.bystrickaya.ru/areglament-mne-mozhno-osvezhit-chtobi-ya-ponimal-kak-u-nas-vremya-raspredelyaetsya-segodnya-skolko-u-menya-est-na-izlozhenie-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/20-23-maya-2009-g-samarskaya-oblast-fgu-sanatorij-volzhskij-utyos-upravleniya-delami-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-nacionalnoj-protivopolozhnosti-v-filosofii-shelling-f-v-j-sh44-sochineniya-v-2-t-per-s-nem-t-2sost-red.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-v-osnovi-teorii-argumentacii-1-dokazatelstvo-obshaya-harakteristika-ponyatiya-6-vidi-ponyatii-9.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xi-pervaya-emigraciya-predislovie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.