.RU

Сущность ученичества - Руководство по медитации москва 1999


^ Сущность ученичества
Более тридцати лет назад, когда я впервые пришел в мона­стырь, мне дали небольшую книжку, озаглавленную «Сущность ученичества», написан­ную буддийским монахом Док Тье из монастыря Бао Шон, и просили запомнить ее содержание. Это была тоненькая книжка. Возможно, там было около сорока страниц, но туда вошли все те строки, которые использовал Док Тье для пробужде­ния своего ума во время любой работы. Пробудившись утром, он думал: «Я пробудился и надеюсь, что каждый достигнет великой осознанности и увидит совершенную ясность». Когда он мыл руки, он направлял свой ум: «Я вымою руки и надеюсь, что каждый войдет в реальность с чистыми руками». Книга целиком состояла из подобных строф. Их целью было помочь последователям кон­тролировать свое сознание. Дзэнский наставник Док Тье помогал новичкам сравнительно простым способом, опираясь на то, чему учит Сутра осознанности. Всякий раз, когда вы надеваете платье, моете посуду, идете в ванную комнату, расстилаете коврик, несете ведро воды, либо чистите зубы, вы можете применить подходящее строфы, чтобы вернуться к осознан­ности.

^ Сутра осознанности1 гласит: «Когда последователь идет, он должен осознавать, что он идет. Когда последователь сидит, он должен осознавать, что он сидит. Когда последователь лежит, он должен осознавать, что он лежит... В каком бы положении ни было тело, последователь должен осознавать это положение. Упражняясь подоб­ным образом, последователь живет в полной и постоянной осо­знанности тела...» Однако осознавать положение тела недо­статочно. Мы должны осознавать каждое дыхание, каждое движе­ние, каждую мысль и чувство, все, что имеет отношение к нам.

Но в чем заключается цель наставлений этой сутры? Где нам взять время для подобных упражнений? Если потратить весь день на упражнения осознанности, хватит ли нам времени для выполнения работы по изменению и преобразованию общества?

Как Аллену справиться с работой, занимаясь уроками Джоуи, отда­вая в прачечную пеленки для Анны и одновременно упражняясь в осознанности?
^ Чудесные шаги по земле
Аллен сказал, что с тех пор, как он стал считать время, проведенное с Джоуи и Сью своим, у него появилось неограниченное количество време­ни. Но вполне возможно, что все это справедливо лишь в принципе. Ведь слу­чается что Аллен забывает, что, помогая учиться Джоуи, он работает на себя, и тогда он теряет время. Он мо­жет начать подгонять время или суетиться, уже не считая его своим. Чтобы в действительности иметь неограниченное время, ему при­дется постоянно думать: «Это мое собственное время», когда он помогает Джоуи. Но в таком случае посторонние мысли все рав­но могут смутиь ум, и поэтому, чтобы сохранить живость со­знания (далее я буду использовать слово «осознанность», обозначая живость сознания по отношению к настоящему моменту реальности), надо начинать упражняться прямо сейчас и делать это по­вседневно, а не только во время медитации.

Когда вы идете по дороге в деревню, вы можете упражнять­ся в осознанности. Пусть вы идете по грязной дороге, пролегающей среди клочков зеленой травы, но, упражняясь в осо­знанности, вы поймете главное — эта дорога ведет в деревню. Упражняйтесь, сохраняя в сознании мысль: «Я иду по дороге, веду­щей в деревню». И в дождливую и в солнечную погоду со­храняйте эту мысль, но не повторяйте ее снова и снова подобно автомату. Это не будет внимательностью. Если, шагая по дороге в де­ревню, вы действительно прониклись внимательностью, то всякий ваш шаг станет невообразимо чудесен, радость раскроет цветок вашего сердца и вы сможете вступить в мир реальности.

Мне нравится ходить одному по проселочным дорогам. По обеим сторонам раскинулись рисовые поля и растут дикие травы. Я делаю каждый шаг осознанно, помня о том, что я иду по удивительной земле. В подобные мгновения существование чудесно и таинственно. Принято считать, что ходить по воде либо по воздуху — это чудо. Но я думаю, еще большее чудо — ходить по земле. Каж­дый день мы соприкасаемся с чудом, которого даже не замечаем: лазурное небо, белые облака, зеленая листва, черные пытливые глаза ребенка, оба наших глаза — все это чудесно.
^ Как надо сидеть
Дзэнский наставник Док Тье говорил, что во время созер­цания надо сидеть прямо, сохраняя мысль: «Место, где я си­жу, подобно месту обретения Бодхи». Место обретения Бодхи — это место, где Будда достиг просветления. Если любой может стать Буддой, а будды — это все те бесчисленные люди, кото­рые достигли просветления, то я сижу там, где сидели они. Си­деть на месте Будды—счастье, а сидеть, сохраняя осознанность озна­чает стать Буддой. Поэт Нгуен Конг Чу почувствовал это. Он вдруг увидел всех людей, что приходили на то место, где он сидел, в далеком прошлом и всех, кто придет на это место в будущем:

^ Сегодня я сижу на том же самом месте,

Куда в прошедшие века сидеть другие приходили.

Пройдут тысячелетия и будут здесь сидеть иные.

Так кто же песнь поет и кто внимает?

Время, проведенное на этом месте, помогло открыть двери в бесконечность бытия. Но у деятельных, занятых людей нет времени ходить по дорогам, поросшим травой, или сидеть у подножья деревьев. Им необходимо обдумывать свои планы, советоваться с соседями, пытаться решать миллионы проблем — все это предполагает упорную деятельность. Им приходится сталки­ваться со всякими трудностями, каждую минуту думать о ра­боте, быть настороже, поступать умело и разумно.

Вы вправе спросить о том, как же нам упражняться в осознан­ности? Мой ответ таков: направьте внимание на свои действия, будьте бдительными, поступай­те умело и разумно при любых условиях, тогда это станет осознанностью. Нет причины отделять осознанность от сохранения внимания во время работы, от бдительности и ис­пользования здравого мышления. Для принятия лучшего ре­шения необходимо спокойное сердце и самообладание. Вся­кий знает об этом. Если мы будем раздражаться и начнем сер­диться, теряя контроль над собой, то мы можем испортим любую работу.

Благодаря чудесной внимательности мы заново создаем и улучшаем себя. Возьмем пример: волшебник разрезал свое тело на части и поместил их в различных местах—кисти на юге, руки на востоке, ноги на севере; затем, используя чудесную силу, он читает заклинание и собирает их снова вместе. Осознанность действует подобным образом — это чудо, с помощью которого можно мгновенно собрать в единое целое наше рассеянное сознание так, что мы можем полноценно прожить каждую минуту жизни.

tablica-162-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-teoreticheskoj-elektrotehnike-chast.html
tablica-17-indeksi-osnovnih-socialno-ekonomicheskih-pokazatelej-rf-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informacionnie.html
tablica-17-shtatnoe-raspisanie-rukovoditel-predpriyatiya--2011-g-pechat-tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie.html
tablica-17-varianti-gemoliza-anemiya-u-beremennih.html
tablica-178-v-a-suhomlinskij-sostavlyayushie-obrazovatelnoj-sistemi-v-tom-chisle-i-psihologicheskaya-sluzhba-kak.html
tablica-18-harakteristika-sterilnih-analogov-sorta-virdzhiniya-pulavskaya-po-morfologicheskim-priznakam-g-krasnodar-1980-1982-gg.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-turistskij-potencial-religioznogo-turizma-vposlednie-godi-v-rossii-nablyudaetsya-dinamichnoe-razvitie-turizma.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kompyuternie-tehnologii-v-nauke-i-obrazovanii-naimenovanie-disciplini-po-napravleniyu-specialnostyam-510400-fizika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-proektirovanie-tehnologicheskih-sistem-dlya-obrabotki-materialov-dlya-specialnosti-050120-professionalnoe-obuchenie-forma-obucheniya-ochnaya-vsego-2-kreditov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-saratovskoj-oblasti-ot-29-iyulya-2008-goda-181-zso-ob-izmenenii-razmera-denezhnogo-voznagrazhdeniya-lic-zameshayushih-gosudarstvennie-dolzhnosti-saratovskoj-oblasti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-zamislu-gitlerovskogo-voenno-politicheskogo-rukovodstva-nemecko-fashistskie-vojska-v-letnej-kampanii-1942-goda-dolzhni-bili-dostich-voennih-i-politicheskih-cele-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf-6-vremya-novostej-moskva-226-12-2008-v-iyune-iyule-mi-planiruem-zazhech-fakel-v-chinvale-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-i-ochno-zaochnoj-form-obucheniya-stranica-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vdpovdalnst-platnikv-podatkv-zborv-za-porushennya-podatkovogo-zakonodavstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/majya-ieroglifi-i-piramidi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-zadachi-nekotorie-rekomendacii-imejte-shemu-otveta-na-zvonki-zhalobi-zaprosi-informacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/restituciya-kulturnih-cennostej-i-mezhdunarodnie-konferencii-10-30-h-gg-xx-v-chast-7.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-pragmatika-i-stilistika-razgovornoj-rechi-usloviya-uspeshnogo-obsheniya-uchebnoj-i-nauchnoj-literaturi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testi-po-dermatovenerologii-moskva-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrumentarij-protivodejstviya-g-g-pochepcov-informacionnie-vojni.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ds-15-ekonomika-obrazovaniya-cel-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-rekomendovan-upolnomochennoj-organizaciej-ooo-gazprom-razvitie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yanvar-konferenciya-nauchnaya-konferenciya-problemi-sovremennoj-nevrologii-lekciya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-razrabotan-na-osnove-gosudarstvennogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-v-osin-2010-g-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatie-algoritma-svojstva-algoritma-sposobi-zapisi-algoritma.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-56.html
  • education.bystrickaya.ru/133-osobennosti-ocenki-metapredmetnih-rezultatov-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovn.html
  • bystrickaya.ru/zagaln-uyavlennya-pro-nduktivn-fltri.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predostavleniya-svedenij-o-nachislennih-i-uplachennih-strahovih-vznosah-na-obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-i-strahovom-stazhe-zastrahovannogo-lica-i-raschetov-po-stranica-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-plan-uroka-vozmozhnaya-lichnostno-znachimaya-problema.html
  • reading.bystrickaya.ru/mandelshtam-n-ya-vospominaniya-m-soglasie-1999-ss-i-xx-7-231-stranica-10.html
  • composition.bystrickaya.ru/pb-10-574-03-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-vzamen-pravil-g-rd-10-304-99-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ierihonskie-trubi-biblejskie-holmi.html
  • report.bystrickaya.ru/kfofanov-dari-mudrecov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-3-lichnie-plani-vipusknikov-raznih-uchebnih-zavedenij-diplomnaya-rabota.html
  • education.bystrickaya.ru/183-sistema-ozdorovleniya-naseleniya-postradavshego-vsledstvie-chernobilskoj-katastrofi.html
  • studies.bystrickaya.ru/bistroupak-v-dejstvii-nezavisimaya-gazeta-alekseeva-elizaveta-14042006-76-77-str-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-rezhissura-temarazbor-scenariev-diplomnih-filmov-vnimanie.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-processa-socializacii-uchashihsya-srednej-shkoli-osobennosti-i-osnovnie-tendencii-razvitiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-po-gistologii-citologii-i-embriologii-dlya-studentov-2-go-kursa-lechebnogo-i-pediatricheskogo-fakultetov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.