.RU

Стратегическое планирование Практическое пособие Том Как оценить качество стратегического планирования Санкт-Петербург - страница 2



Если эксперт по оценке или мониторингу за ходом реализации программы выявит, что ее фактические результаты очень близки к запланированным, то можно с уверенностью сделать вывод, что она успешно развивается в направлении решения поставленных задач.

Однако, если эксперт выявит, что фактические результаты программы превышают запланированные или не достигают их, то потребуется выявление причин. В этом случае вопрос звучит так: «что нужно проанализировать для определения причин, по которым программа развивается не так, как ожидалось?»

Существуют две области, которые нужно анализировать во всех случаях несовпадения фактических результатов с планируемыми:



^ 2. Описание методики оценки качества стратегического
планирования

Оценка качества стратегического планирования – это набор процедур, выполнение которых позволяет получить формализованную оценку – в виде набора баллов и неформальную оценку – заключение эксперта, который проводил оценку. Формализованная оценка позволяет сопоставлять результаты и делать общие заключения. Неформальная оценка – это субъективный взгляд эксперта, обеспечивающий учет конкретной ситуации в городе. Это может быть важная информация, которую невозможно учесть формально, но имеющая существенное значение для принятия решений в целях которых и проводится оценка.

Описание набора процедур по которым проводится оценка, включая постановку задачи (что определяется на каждом этапе оценки?), перечень индикаторов (какие измеримые параметры критичны для оценки?), инструментарий (каким образом формируется оценка?), подготовку отчета об оценке и требования к оценщикам, представляет собой методику проведения оценки качества стратегического планирования.
^ Цель и задачи оценки результативности стратегического планирования в городах
Глобальная цель оценки – содействовать распространению на муниципальном уровне эффективного стратегического планирования, как средства достижения существенных положительных изменений в жизни населения городов.

Применение настоящей методики может позволить городам решить их локальные задачи, связанные с организацией стратегического планирования. Эти задачи оценки можно объединить в две группы – задачи актуальные для отдельных городов и задачи, характерные для групп городов.

В отдельных городах оценка позволяет:

Методика оценки является инструментом, позволяющим оценить качество стратегического планирования в конкретном городе и указать на направления, по которым оно может быть улучшено. Для этого задается некоторый набор признаков (индикаторов), которым должны удовлетворять процесс стратегического планирования и стратегический план, и формулируются критерии, позволяющие эксперту оценить степень выраженности данных признаков.

Настоящая методика позволяет оценить:

  1. процесс стратегического планирования и систему стратегического партнерства;

  2. непосредственный результат стратегического планирования – стратегический план (содержание и форма);

  3. конечные результаты стратегического планирования – улучшения в экономике и качестве жизни населения города, происходящие вследствие реализации стратегического плана.

Использование данной методики для проведения оценки в нескольких городах, позволяет решить две задачи:

В тех городах, где оценку проводят эксперты-консультанты, они смогут сразу выдавать и, по возможности, реализовывать рекомендации по улучшению стратегического планирования.

Процесс оценки ориентирован не на соревнование и выстраивание городов в ряд «лучше – хуже», а на обучение и обмен опытом. Содержащееся в оценочных листах описание требований к качеству процесса или результата позволяет внешнему эксперту-консультанту или местному специалисту, проводящему оценку (самооценку) объяснить (понять) каким должен был бы быть тот или иной компонент процесса или результата и что, может быть, нужно улучшить при корректировке стратегического плана.
^ Инструментарий оценки
В настоящей методике оценка результативности стратегического планирования определяется как вектор из четырех оценок следующих составляющих:

  1. процесс стратегического планирования и система стратегического партнерства;

  2. содержание стратегического плана;

  3. оформление и продвижение стратегического плана;

  4. результаты процесса стратегического планирования и реализации стратегического плана.

Оценка основывается на сопоставлении с модельным представлением о процессе стратегического планирования и стратегическом плане, отраженном в перечне критериев и показателей, включенном в оценочный лист (см. приложение 1).

Процесс стратегического планирования оценивается по совокупности таких компонент как: методичность работы, профессионализм участников процесса, вовлеченность местного сообщества, устойчивость сформированной системы стратегического планирования, а также нацеленность на реализацию.

Оценка полноты стратегического плана, как документа, определяется по тому, насколько он включен в систему муниципального управления, как глубоко учтены внутренние и внешние условия и факторы развития города, по четкости формулировки цели и задач развития, подкреплены ли стратегические направления развития конкретными программами действий или проектами, определен ли механизм реализации стратегического плана и система управления и каковы потенциальные результаты осуществления избранной стратегии.

Оформление и продвижение стратегического плана оценивается по ясности и наглядности изложения, четкости ориентации на заданную аудиторию, качеству издания, наличию специальных PR-акций, в частности с использованием интернет технологий.

Оценка результатов стратегического планирования в настоящей методике производится по наиболее общим для городов социально-экономическим параметрам. Этот компонент оценки не предусматривает детального определения того насколько реализация стратегического плана соответствовала заявленной цели и задачам. Предполагается, что это осуществляется в соответствии с системой оценки (системой индикаторов), определенной в конкретном стратегическом плане.

По каждой составляющей фиксируются оцениваемые компоненты (стороны) стратегического планирования. Каждому компоненту приписывается «вес», отражающий относительную значимость данного компонента для оценки составляющей результативности. Сумма весов равна единице. Максимальная оценка каждого компонента – 5 баллов. Взвешенная сумма балльных оценок компонентов дает оценку составляющей.

В свою очередь, оценка компонента определяется как взвешенная сумма оценок отдельных элементов, для каждого из которых также указан «вес» (сумма весов элементов по каждому компоненту равна единице). Максимальная оценка элемента – 5 баллов. При оценке элементов эксперт принимает во внимание конкретные факты или значения количественных параметров, характеризующих качество данного элемента.

Таким образом, от эксперта требуется на основе изучения параметров проставить оценки каждому элементу по пятибалльной шкале. Определение критериев, по которым выставляется то или иное количество баллов, т.е. интерпретация балльной оценки, осуществляется экспертом самостоятельно по согласованию с заказчиком оценки (подробнее см. раздел «Рекомендации по применению методики»). Оценки компонентов и составляющих рассчитываются автоматически.

Оценки выставляются на основе

При сопоставлении результатов оценки по городам учет идет по группам:
^ Процедура оценки
Применение настоящей методики для оценки качества стратегического планирования в конкретном городе проводится, как правило, при поддержке методического центра в одном из трех вариантов:

  1. оценка внешним для города экспертом-консультантом с посещением города;

  2. оценка внешним для города экспертом-консультантом без посещения при поддержке местного независимого эксперта;

  3. оценка местными специалистами, участвующими в стратегическом планировании (самооценка).

При внешней оценке с посещением города процедура включает следующие этапы деятельности экспертов методического центра:

При внешней оценке без посещения города процедура включает следующие этапы деятельности экспертов методического центра:

При самооценке процедура включает следующие этапы деятельности экспертов методического центра:

Дополнительно, по запросу местных властей, может быть организовано проведение обучающего семинара для местных консультантов.

Одним из ключевых моментов оценки является групповое интервью, на которое приглашаются 15-20 человек – участников стратегического планирования. Эксперт инициирует дискуссию о проблемах реализации стратегического плана и выявляет необходимую для оценки информацию. При наличии времени организуется работа в двух-четырех группах по 20-30 минут. Группы получают задание подготовить доказательный доклад о влиянии стратегического планирования на те или иные аспекты жизни города, затем проводится обсуждение докладов групп.

В конце совещания заполняется анкета (см. приложение 3).

При наличии ресурсов может быть проведено анкетирование по такой же анкете среди различных групп населения. Такое анкетирование особенно важно, если оценка проводится дистанционно или как самооценка.

Результаты обработки анкет используются при определении экспертом оценок по компонентам раздела «Оценка результатов процесса стратегического планирования».
^ Отчет о результатах оценки
По итогам оценки эксперт представляет отчет, который содержит следующие сведения:

Выводы эксперта должны включать следующую информацию:

К отчету прикладываются проанализированные документы, интервью, опросные листы и т.п.
^ Требования к экспертам
Для оценки могут привлекаться квалифицированные специалисты, имеющие опыт консультирования местных властей по проблемам социально-экономического развития и управления. Если оценка проводится несколькими экспертами в различных городах, то для обеспечения единства подходов и критериев оценки необходим инструктаж в форме однодневного семинара.

Проведение оценки требует 2-3 полных рабочих дней для подготовки к визиту в город и предварительного изучения документов, 2-3 дней работы эксперта в городе, включая проведение интервью и изучение документов на месте и 1-2 дня для подготовки отчета и итоговых рекомендаций.
^ Рекомендации по результатам оценки
Рекомендации по результатам проведения оценки качества стратегического планирования в городе формируются экспертом исходя из задач, в связи с которыми проводится оценка. Эти рекомендации должны быть основаны на анализе сильных и слабых сторон системы стратегического планирования, которые были выявлены с использованием формальных оценок в рамках настоящей методики, а также на базе неформальных экспертных заключений.
^ Способы распространения и обсуждения результатов оценки
Отчеты о результатах оценки по каждому городу с рекомендациями, а также сводный отчет об итогах оценки могут быть опубликованы в интернет на сайте «Стратегическое планирование в городах и регионах России».

Результаты исследований, с применением настоящей методики, рекомендуется представлять на ежегодной общероссийской конференции «Стратегическое планирование в городах России», где могут быть обсуждены итоги оценки и проведен обмен опытом по обеспечению реализации стратегических планов.
^ Сервис и поддержка
Информационное и методическое сопровождение применения настоящей методики (включая изменения и дополнения) обеспечивается МЦСЭИ «Леонтьевский центр» посредством специализированного интернет сервера «Стратегическое планирование в городах и регионах России» (www.citystrategy.leontief.ru ).

Оценочный лист для желающих провести самооценку размещен на сервере для удаленного заполнения и автоматической обработки с предоставлением итоговых оценок.
^ 3. Рекомендации по применению методики

Описанная в предыдущем разделе методика оценки является гибким инструментом, который можно использовать для решения достаточно широкого круга задач. При этом, в каждом конкретном случае, требуется определенная «настройка» организационной схемы выполнения исследования. В настоящем разделе приведены некоторые рекомендации по применению методики, основанные на опыте ее апробации в ходе проекта Леонтьевского центра «Оценка качества и обмен опытом стратегического планирования на муниципальном уровне».
^ Техническое задание эксперта
Перед началом проведения оценки должны быть четко определены ее цели и задачи. Характер целей и задач определяется тем, кто является заказчиком оценки. Поэтому для лучшей организации работы эксперта между ним и заказчиком должно быть согласовано техническое задание (ТЗ) на выполнение работы по оценке качества стратегического планирования с использованием настоящей методики.

В техническом задании необходимо четко определить этапы работ, последовательность их выполнения, результаты, которые планируется получить. Кроме этого важно указать, кто из участников оценки проводит ту или иную работу: каковы обязанности местного консультанта, каким образом эксперт знакомится с ситуацией в городе (очно, заочно), на каких этапах заказчик оказывает помощь и т.д. Если существуют какие-либо специфические задачи оценки, то они обязательно должны быть определены в ТЗ.

Техническое задание должно также определять график выполнения работы и отчетности эксперта. Примерная структура технического задания приведена в приложении 4.
^ Система баллов при проведении оценки
Перед проведением оценки должна быть согласована с заказчиком система баллов, которые будут выставляться экспертом при заполнении оценочного листа. Это необходимо для того, чтобы получаемая оценка обладала свойством надежности. То есть чтобы разные эксперты, получив одни и те же данные, используя единую систему баллов и методы для их анализа, приходили к близким или одинаковым выводам (оценке, выраженной в баллах).

В настоящей методике рекомендуется использовать следующую 6-балльную («0», «1», «2», «3», «4», «5») систему:

«0» – отсутствие работы или результата по данному направлению.

«1» – низкий результат; работа по данному направлению не велась, но есть отдельные, косвенные признаки того, что эта работа будет в будущем или результаты по этому направлению получаются косвенно, в результате деятельности по другим направлениям.

«2» – слабый результат; работа проводилась бессистемно, нет целостного представления о том, как она должна вестись; либо же она велась лишь формально без достижения хорошего результата; либо же низкое качество исполнения принятых решений.

«3» – хороший результат; работа выполнена в рамках единого подхода (методики), получены хорошие результаты (в целом эти результаты не являются чем-то выдающимся).

«4», «5» – высший результат; работа или результаты могут быть использованы как «показательные», имеется опыт, который может быть рекомендован для изучения другим городам. Между баллом «4» и «5» должно быть различие, характеризующее, например, степень новизны подходов в стратегическом планировании или получение незапланированных результатов.

Ряд показателей, используемых в методике, носят индикативный характер. Например: утверждение/не утверждение стратегического плана городской Думой, создание или отсутствие новых рабочих мест и т.д. В таких случаях бывает сложно оценить степень выполнения тех или иных критериев. Поэтому рекомендуется, исходя из целей и задач оценки, согласовать с заказчиком, то каким образом будут оцениваться эти параметры.
^ Организация работы с местным консультантом
Для выполнения оценки качества стратегического планирования в соответствии с методикой предполагается посещение экспертом города или организация дистанционной работы при помощи местного консультанта. В обоих случаях местный консультант или помощник является ключевой фигурой, от которой во многом зависит качество оценки.

При выборе местного консультанта необходимо учитывать следующее. Он должен хорошо разбираться в предмете оценки, т.е. знать, как был организован процесс стратегического планирования и каково его сегодняшнее состояние. Консультант должен знать ключевых лиц, мнения которых могут быть важны для оценки. Не обязательно чтобы он был лично с ними знаком, главное, чтобы он смог организовать встречи эксперта в ходе визита.

Желательно, чтобы местный консультант мог дать представление об общей социально-экономической и политической обстановке в городе. Необходимо также, чтобы он имел доступ к документам, которые могут понадобиться эксперту.

Рекомендуется подготовить для консультанта инструкцию или техническое задание, в соответствии с которым он будет работать. Пример такого письма-инструкции приведен в приложении 5.

Важным моментом является заинтересованность местного консультанта в результатах оценки. Следует избегать конфликтов интересов, которые могут повлиять на объективность результатов исследования.
^ Проведение формализованных интервью
Заполнение оценочного листа в соответствии с методикой производится в результате изучения имеющихся документов, регламентирующих или фиксирующих процесс стратегического планирования в городе, а также в результате серии интервью с лицами, принимавшими или принимающими участие в разработке стратегического плана.

Количество необходимых интервью эксперт определяет самостоятельно, основываясь на своем представлении о ситуации в городе и исходя из специфических целей оценки. Обычно требуется от 3 до 8 встреч с ключевыми фигурами из числа представителей местной власти (исполнительной и законодательной), бизнеса, некоммерческих организаций, работников бюджетной сферы, градообразующих предприятий (если такие есть), СМИ.

Не существует единых подходов к выбору конкретных людей для проведения интервью. Желательно, чтобы встречи с этими людьми помогли эксперту сформировать общее представление о том, как организован процесс стратегического планирования, услышав разные точки зрения. Не следует избегать встреч с представителями групп или сообществ, чьи взгляды не совпадают с проводимой местными властями политикой, иными словами с представителями местной оппозиции. Хорошим источником информации об общем социально-политическом климате в городе могут являться журналисты местных СМИ.

Если по каким-то причинам эксперту рекомендуется не встречаться с теми или иными деятелями, то эти причины должны носить объективный характер и должны быть сообщены эксперту заранее.

После подготовки программы визита необходимо, чтобы местных консультант передал всем лицам, с которыми запланированы встречи, копию программы. В ней также должны быть указаны цель интервью и имя эксперта. Это необходимо, чтобы люди, которых будут интервьюировать, могли подготовиться к разговору и знали с кем до них будет встречаться эксперт.

Обычно интервью, проводимое в рамках настоящей методики, занимает от 1 до 2 часов. Это зависит главным образом от степени заинтересованности и участия респондента в процессе стратегического планирования. Важно, чтобы опрашиваемый человек располагал этим временем и не спешил на очередную встречу. Подобная ситуация может привести к тому, что отдельные ключевые вопросы могут остаться без ответа или же будет сформировано неверное понимание экспертом взглядов респондента.

По мере формирования у эксперта понимания ситуации в городе продолжительность встреч может сокращаться. То есть интервью, которые запланированы в конце визита, скорее всего займут меньше времени чем первые.

При подготовке плана формализованного интервью эксперт должен составить перечень вопросов, ответы на которые позволили бы вынести взвешенные суждения при заполнении оценочного листа. Кроме этого, важно не забывать о специфических задачах, которые могут быть сформулированы заказчиком оценки. Например, в ходе исследования необходимо будет выяснить, существуют ли в городе условия, которые позволят реализовать стратегический план, есть ли для этого институциональная база. В этом случае эксперт должен определить несколько ключевых вопросов, которые позволили бы прояснить эту ситуацию.
^ Проведение анкетирования
Для получения обобщенных мнений по различным вопросам стратегического планирования методикой рекомендуется проведение опроса с использованием анкеты. Вопросы приведенной в приложении 3 анкеты могут быть адаптированы для той аудитории, где предполагается проводить опрос.

Существует несколько вариантов проведения анкетирования.

Первый – это опрос участников встреч и итогового семинара. В этом случае в ходе оценки будет собрано от 20 до 50 анкет. Эти данные можно будет использовать как обобщенные экспертные мнения.

Второй вариант – это опрос горожан (или определенной целевой аудитории) с целью выяснить их отношение к стратегии развития города. В этом случае, скорее всего, потребуется существенная переработка вопросов и ответов анкеты, чтобы сделать ее понятной простому горожанину. Такой опрос имеет смысл проводить среди 100-200 человек – для получения качественных результатов и от 700 до 1000 человек с целью получения статистически достоверных данных.

В анкету могут быть включены дополнительные вопросы, связанные со спецификой города или интересующие заказчика оценки. Тем не менее, следует избегать излишней перегрузки анкеты дополнительными вопросами, а также оформлять анкету более чем на 2 листах.

Второй вариант проведения анкетирования предпочтительнее в случае, когда оценка проводится дистанционно.
^ Автоматизированное рабочее место эксперта
Для автоматизации работы эксперта рекомендуется использовать разработанное АРМ, созданное как файл в формате Excel’98. Этот файл подготовлен на основе оценочного листа и позволяет эксперту произвести его заполнение сразу в электронной форме. После его заполнения автоматически рассчитываются значения интегральных оценок, как по компонентам, так и по отдельным составляющим.

Кроме этого программа позволяет автоматически сгенерировать список параметров, по которым были получены низкие оценки (ниже 3 баллов) и высокие баллы (выше 4 баллов).

Программой предусмотрена возможность автоматизации обработки результатов анкетирования.

Файл с программой АРМ эксперта можно загрузить с интернет сервера «Стратегическое планирование в городах и регионах России» (www.citystrategy.leontief.ru ).
^ Подготовка фактографической справки
Фактографическая справка содержит информацию об основных фактах, характеризующих организацию процесса стратегического планирования: этапах планирования, проведенных мероприятиях, утвержденных или разработанных документах, достигнутых результатах.

Заполнение фактографической справки производится на основе информации и документов, предоставляемых эксперту местным помощником.

Пример заполнения фактографической справки приведен в приложении 6.
^ Отчет о проведении оценки
Отчет о проведении оценки должен быть подготовлен экспертом в сроки, оговоренные заказчиком, и в соответствии с согласованной структурой. В отчете должны быть приведены результаты, которые отвечают целям и задачам оценки, а также факты, имеющее важное значение для понимания ситуации со стратегическим планированием в городе.

Отчет также должен содержать описание выполненных экспертом работ и его выводы (экспертное заключение) по результатам оценки.

В приложении 7 приведена структура и краткие комментарии по отдельным разделам отчета об оценке.
Рекомендации
Рекомендации, которые готовит эксперт по результатам оценки, должны быть ориентированы на тех людей, которые ответственны за принятие решений и способны выполнить эти рекомендации. Следует избегать общих рекомендаций таких, например, как: «усилить законодательную базу для реализации стратегического плана», «сформировать специализированные комиссии» и т.д. Желательно, чтобы предложения эксперта носили максимально конкретный характер и содержали, в том числе, механизмы реализации этих предложений. Например, если эксперт рекомендует разработать механизмы финансового обеспечения стратегического плана, то необходимо предложить каким образом, по мнению эксперта, это можно было бы сделать – за счет средств городского бюджета, используя перераспределение средств от регулирующих налогов, путем введения специального сбора и т.д.

Примеры рекомендаций:
^ Организация итогового семинара
В соответствии с методикой, итоги проведения исследования рекомендуется обсудить с наиболее активными участниками процесса стратегического планирования на специализированном семинаре. Этот семинар можно использовать как для презентации и обсуждения результатов оценки, так и для обучения участников семинара методам планирования и реализации стратегий.

Желательно, чтобы программа семинара была составлена с учетом пожеланий участников семинара, которые необходимо заранее собрать с помощью местного консультанта. Важно чтобы участники в ходе семинара смогли увидеть экспертный взгляд «со стороны» на то, как организован процесс стратегического планирования в их городе и одновременно услышали рекомендации как его можно усовершенствовать.

В некоторых случаях возможно использование семинара для определения общего видения процесса стратегического планирования представителями различных городских сообществ. Такой семинар можно считать шагом в построении консенсуса среди заинтересованных лиц, от которых зависит успешность реализации стратегического плана.

Пример программы семинара приведен в приложении 8.
^ Приложения Приложение 1. Оценочный лист


Город_________________________________ Дата_________ Эксперт___________________



Показатели

Комментарий

Балл

Вес

^ 1. ОЦЕНКА ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

1.1. Методичность







0,1




1.1.1. Подготовленность - разработке Стратегического плана предшествовал этап сбора и обобщения опыта разработки СП в других городах России и за рубежом.

Параметры, которые могут использоваться при определении оценки:

  • Количество источников методической информации использовавшихся при работе над СП;

  • Количество городов, опыт которых учитывался при разработке Стратегического плана.







0,20




1.1.2. Определенность – наличие сформулированной, зафиксированной и одобренной методики работы над СП.







0,30




1.1.3. Четкость и последовательность этапов разработки Стратегического плана.

  • Наличие графика выполнения работ по разработке СП;

  • Соблюдение графика выполнения работ по разработке СП;

  • Продолжительность разработки СП (не менее 8-10 мес.).







0,30




1.1.4. Нацеленность и мотивация процесса СП

  • Для чего разрабатывается СП (определенность целей разработки - экономических и/или политических);

  • Определенность целевых групп, на которые ориентирован СП.







0,20




1.2. Профессионализм







0,1




1.2.1. Участие профессиональных консультантов по стратегическому планированию.

  • Консультанты, привлеченные к работе над СП для данного города имеют успешный опыт аналогичных разработок в других городах;

  • Консультанты обеспечивали методическое руководство по разработке СП;

  • Консультанты участвовали на всех этапах разработки СП.







0,40





1.2.2. Представительность состава тематических комиссий и рабочих групп, способность принимать обоснованные решения и реализовывать их на практике.

  • Количество учебных семинаров проводившихся с участниками разработки СП;

  • Соответствие профессиональных навыков членов тематических комиссий и их должностного статуса задачам, поставленным перед тематической комиссией.







0,40





1.2.3. Использование современных технологий групповой работы, привлечение профессиональных модераторов.







0,20




1.3. Вовлеченность стейкхолдеров







0,15




1.3.1. Представленность городских стейкхолдеров в организационных структурах стратегического планирования.







0,20




1.3.2. Активность участия стейкхолдеров в работе тематических комиссий (количество посещенных заседаний, поданных замечаний и предложений).







0,30




1.3.3. Включенность стейкхолдеров в процесс стратегического планирования и реализации стратегического плана.

  • Количество стейкхолдеров, подписавших Декларацию о стратегическом плане или иным образом подтвердивших согласие считаться со стратегическим планом.







0,20





1.3.4. Соучастие городских стейкхолдеров в обеспечении работы над стратегическим планом.

  • Наличие софинансирования работ по стратегическому планированию со стороны влиятельных городских организаций.







0,30




1.4. Вовлеченность местного сообщества







0,2




1.4.1. Информированность общественности.

  • число промежуточных публикаций Стратегического плана в СМИ;

  • число серийных передач на местном радио или ТВ по проблемам Стратегического плана;

  • время работы горячей телефонной линии;

  • наличие Интернет сайта и его посещаемость;

  • количество плакатов и листовок;

  • наличие выставки и график ее экспозиции.







0,25




1.4.2. Учет и изучение общественного мнения о стратегическом планировании в городе.

  • количество проведенных опросов;

  • репрезентативность результатов.







0,15




1.4.3. Участие общественности в разработке стратегического плана.

  • количество проведенных общественных слушаний и обсуждений;

  • количество поданных со стороны НКО замечаний и предложений;

  • количество НКО, представленных в тематических группах;

  • количество замечаний, поступивших от неорганизованного населения;

  • наличие специальной рубрики в прессе, специального места (например, почтового ящика) для сбора мнений и предложений населения.







0,35




1.4.4. Участие молодежи.

  • привлечение системы образования, например, межшкольные диспуты – соревнования старшеклассников по защите выдвинутых стратегических проектов;

  • проведение открытых конкурсов на лучшую идею для развития города;

  • проведение конкурсов школьных или студенческих работ.







0,25




1.5. Устойчивость







0,15




1.5.1. Законность – наличие местного нормативно-правового акта «О стратегическом планировании».







0,25




1.5.2. Оформленность - закрепление организационных структур стратегического планирования (наличие списков членов генерального совета, тематических комиссий, фокус групп и т.п.).







0,25




1.5.3. Статусность - участие первых лиц города (мэра и его заместителей) в составе организационных структур стратегического планирования и их работе.







0,30




1.5.4. Регулярность заседаний организационных структур стратегического планирования.







0,20




1.6. Воспроизводимость и нацеленность на реализацию







0,3




1.6.1. Институциональная база - наличие организационных структур, ответственных за реализацию отдельных мер, программ, проектов стратегического плана.







0,25




1.6.2. Наличие механизма персональной ответственности за реализацию мер и мероприятий предусмотренных в СП.







0,15




1.6.3. Наличие методики мониторинга

реализации мероприятий и проектов СП.

  • определена система показателей и индикаторов по которым оценивается ход реализации СП;

  • определена система критериев оценки реализации мероприятий и проектов СП.







0,25




1.6.4. Наличие органа, осуществляющего мониторинг реализации СП.







0,15




1.6.5. Наличие процедур, обеспечивающих регулярность работы над обновлением и реализацией плана.







0,20




^ 2. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

2.1. Статус, включенность в систему управления







0,1

2.1.1. Стратегический план одобрен специальным органом по стратегическому планированию.







0,30

2.1.2. Стратегический план одобрен администрацией (муниципалитетом) города.







0,35

2.1.3. Стратегический план одобрен городским органом представительной власти.







0,35

2.2. Комплектность







0,1

2.2.1. Широта учета внешних и внутренних тенденций и процессов.

  • учет мировых тенденций и процессов;

  • учет российских тенденций и процессов;

  • учет региональных тенденций и процессов;

  • широкий анализ контекста развития города.







0,15

2.2.2. Конкретность и обоснованность стратегического плана.

  • привязанность к специфике города;

  • детальность и адресность проектов и программ;

  • убедительность обоснований и расчетов.







0,20

2.2.3. Оригинальность стратегического плана.

  • оригинальность структуры;

  • оригинальность методических приемов;

  • оригинальность формулировок.







0,15

2.2.4. Полнота (представленность основных типовых разделов стратегического плана).

  • стратегический анализ;

  • миссия, главная цель, стратегические направления;

  • программы, проекты, меры;

  • механизм финансирования;

  • механизм реализации и обновления стратегического плана.







0,20

2.2.5. Взаимоувязанность целей, задач и основных направлений стратегического плана.

  • обоснованность SWOT-анализа результатами анализа внешних условий и внутренних факторов развития города;

  • обоснованность разработанных сценариев развития результатами анализа внешних условий и внутренних факторов развития города;

  • наличие в разделе стратегического анализа четких выводов, формулировок проблем, используемых при целеполагании;

  • взаимосвязь главной цели и приоритетных направлений с результатами стратегического анализа;

  • взаимосвязь отдельных программ, проектов, мер со стратегическими направлениями, целями и задачами в рамках стратегических направлений.







0,30

2.3. Аналитичность







0,15

2.3.1. Полнота анализа внешних условий развития города.

  • мировые тенденции;

  • общероссийские тенденции;

  • региональные тенденции.







0,15

2.3.2. Полнота анализа внутренних факторов развития города.

  • демографическая ситуация;

  • рынок труда;

  • уровень жизни;

  • хозяйственный климат;

  • экономика;

  • социальная сфера;

  • инфраструктура;

  • финансы и инвестиции.







0,15

2.3.3. Использование статистических данных (выявление тенденций за последние 3-5 лет).







0,10

2.3.4. Использование результатов специальных обследований (интервью, опросы, консультации).







0,15

2.3.5. Конкурентность анализа.

  • наличие и качество сравнительных оценок с потенциальными конкурентами;

  • наличие и качество анализа конкурентных возможностей города (SWOT-анализа).







0,20

2.3.6. Сценарность прогнозов.

  • наличие сценариев развития;

  • проработанность сценариев развития;

  • возможности, существующие для реализации сценария;

  • ограничения, существующие для реализации сценария;

  • риски;

  • последствия: позитивные и негативные;

  • действия по реализации;

  • общая оценка;

  • ранжирование сценариев.







0,15

2.3.7. Завершенность анализа.

  • отсутствие излишней детализации;

  • наличие выводов, обобщений, формулировок проблем.







0,10

2.4. Нацеленность







0,15

2.4.1. Наличие и качество формулировки миссии города.







0,15

2.4.2. Наличие и качество формулировки главной цели стратегического плана.

  • конкретна и актуальна для жителей города в данный период времени;

  • измерима по определенным критериям и показателям, свойственным данной цели;

  • достижима в течение планируемого периода;

  • снабжена соответствующим сроком достижения.







0,20

2.4.3. Наличие и качество формулировки приоритетных направлений стратегического плана.







0,30

2.4.4. Наличие и качество формулировки системы целей стратегического плана.

  • достаточность системы целей (цели нижнего уровня, будучи достигнутыми, в совокупности обеспечивают достижение цели верхнего уровня);

  • полнота системы целей (должна охватывать все важные для реализации главной цели аспекты функционирования и развития города);

  • последовательность системы целей (строится сверху вниз от главной цели к целям низшего уровня);

  • измеримость (наличие индикаторов достижения).







0,35

2.5. Программность и проектность







0,20

2.5.1. Обоснованность программ, проектов и мер стратегического плана (описание процедур и критериев, использованных для отбора и включения в стратегический план программ, проектов, мер).







0,25

2.5.2. Целевая направленность программ, проектов и мер (влияние включенных в стратегический план программ, проектов, мер на достижение главной цели и целей стратегического плана).







0,20

2.5.3. Стратегичность программ, проектов и мер (масштабность, значимость воздействия включенных в Стратегический план программ, проектов, мер для будущего города).







0,25

2.5.4. Проработанность проектов и программ.

  • наличие специальной единой формы для описания программ, проектов, мер;

  • определение этапов и сроков реализации программ, проектов, мер;

  • определение необходимых затрат и источников финансирования программ, проектов, мер;

  • определение участников и руководителей рабочих групп по реализации программ, проектов, мер.







0,30

2.6. Реализуемость







0,15

2.6.1. Фиксирован механизм реализации Стратегического плана, определены планы действий по его реализации.

  • план действий администрации по реализации Стратегического плана;

  • план действий городской думы по реализации Стратегического плана;

  • планы действий рабочих групп по реализации Стратегического плана.







0,30

2.6.2. Фиксирован порядок привлечение городских ресурсов для реализации стратегического плана.

  • порядок учета Стратегического плана в бюджетном процессе;

  • порядок учета Стратегического плана при формировании городской инвестиционной программы.







0,20

2.6.3. Определены пути привлечения внешних ресурсов для реализации стратегического плана (областные ресурсы, федеральные ресурсы, средства международной технической помощи, частные средства).







0,30

2.6.4. Определены ожидаемые результаты реализации стратегического плана (определены индикаторы конечных и промежуточных результатов реализации и их количественные значения).







0,20

2.7. Потенциальная результативность







0,15

2.7.1. Планируемые темпы прироста (изменения) основных показателей развития города в сравнении с существующими темпами развития.

Ожидаемый прирост за 5 лет реализации стратегического плана, в % относительно года начала реализации (определяется либо из текста стратегического плана либо оценивается экспертом):

  • объема произведенной предприятиями города продукции, работ, услуг;

  • доли объема произведенной предприятиями города продукции, работ услуг) в общем объеме произведенной предприятиями региона продукции, работ услуг;

  • занятости населения;

  • реальных денежных доходов населения;

  • доли небедного населения (доли населения с доходами выше прожиточного минимума);

  • средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

  • численности населения с высшим образованием.







1,00

^ 3. ОЦЕНКА ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

3.1. Ясность и наглядность







0,30

3.1.1. Ясность изложения стратегического плана (краткость, четкость структуры, отраженной в оглавлении и оформлении, грамотность, количество опечаток и ошибок на одну страницу).







0,40

3.1.2. Наглядность стратегического плана (наличие символа, лого, понятных схем, иллюстраций, наличие краткой презентационной версии).







0,40

3.1.3. Адекватность целевой аудитории (соответствие языка и стиля целевой аудитории СП).







0,2

3.2. Качество издания







0,15

3.2.1. Оригинальность и новизна дизайнерских решений







0,30

3.2.2. Качество полиграфии (цветность, бумага, переплет, гарнитура, формат).







0,70

3.3. Продвижение стратегического плана и его проектов







0,35

3.3.1. Нацеленность на продвижение стратегического плана (наличие плана продвижения Стратегического плана и PR компании, определенность целевых групп).







0,20

3.3.2. Презентации стратегического плана.

  • количество презентаций Стратегического плана и его проектов на городском, региональном, международном уровнях, презентации во время зарубежных миссий и выставок.







0,15

3.3.3. Рассылка стратегического плана (масштабы рассылки, нацеленность рассылки).







0,15

3.3.4. Использование презентационных технологий.

  • наличие и экспозиция выставки о стратегическом планировании;

  • наличие плакатов, постеров;

  • наличие подарочной продукции с символикой Стратегического плана.







0,15

3.3.5. Включенность стратегического плана в образовательный процесс.

  • включение Стратегического плана в школьные и студенческие образовательные программы.







0,15

3.3.6. Инвестиционный имидж (масштабы и качество работы по использованию Стратегического плана для улучшения инвестиционного имиджа и привлечения инвесторов к проектам Стратегического плана).







0,20

3.4. Продвижение в Интернет







0,20

3.4.1. Наличие и качество сайта в Интернет, посвященного стратегическому плану (дизайн, посещаемость, частота обновлений, полнота отражения процесса и текста, наличие англоязычной версии).







0,60

3.4.2. Использование интернет-маркетинга для продвижения Стратегического (прописка на поисковых серверах, целевая рассылка по электронной почте, новостная рассылка).







0,40

^ 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА6

4.1. Развитие общества







0,15

4.1.1. Формирование гражданского общества (прирост числа НКО и НГО, прирост числа активно работающих НКО и НГО).







0,50

4.1.2. Консолидация местного сообщества вокруг Стратегического плана.

  • Количество упоминаний СП и его проектов в местных СМИ в среднем в месяц;

  • Количество положительных оценок роли СП в развитии города.







0,50

4.2. Развитие экономического потенциала







0,20

4.2.1. Развитие малого бизнеса.

  • Прирост числа предприятий малого бизнеса;

  • Число вновь зарегистрированных предприятий малого бизнеса;

  • Прирост доли продукции, производимой предприятиями малого бизнеса.







0,40


4.2.2. Развитие экономики.

  • Прирост объема произведенной продукции, работ услуг;

  • Прирост доли ВРП города (объема произведенной предприятиями города, продукции, работ услуг) в ВРП области (общем объеме произведенной предприятиями региона продукции, работ услуг);

  • Прирост объема продукции производимой на экспорт;

  • Прирост объема инвестиций;

  • Прирост налоговых поступлений в бюджет;

  • Снижение безработицы.







0,60

4.3. Улучшение качества жизни







0,25

4.3.1. Доходы населения.

  • Прирост реальных денежных доходов населения;

  • Динамика индекса материального благосостояния населения (соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума);

  • Динамика доли бедного населения (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума).







0,30

4.3.2. Здоровье населения.

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

  • уровень общей заболеваемости;

  • обеспеченность населения врачами (врачей на 10 тыс. жителей).







0,20

4.3.3. Развитие жилищно-коммунальной сферы.

  • Обеспеченность жильем (в расчете на одного жителя);

  • Обеспеченность жилищного фонда коммунальными услугами, в %% по видам ЖКУ.







0,20

4.3.4. Образование население (рост удельного веса населения с высшим образованием).







0,15

4.3.5. Общественная безопасность (снижение уровня преступности (количество зарегистрированных преступлений на 10 тыс. жителей).







0,15

4.4. Достижение заявленных целей (оценивается в соответствии с индикаторами, предусмотренными стратегическим планом).







0,30

4.5. Выполнение запланированных мероприятий (оценивается в соответствии с индикаторами, предусмотренными стратегическим планом).







0,10

tri-vzglyada-v-beskonechnost.html
tri-zhizni-chajki-po-imeni-dzhonatan-livingston-richard-bah-chajka-po-imeni-dzhonatan-livingston.html
triada-lesoupravlenie-lesoustrojstvo-i-lesnaya-ekonomika-v-trudah-prof-m-m-orlova-stranica-6.html
triadi-bardov.html
trianon-aleksandr-viktorovich-filatov.html
tridcat-chetire-richard-bah-most-cherez-vechnost.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-organizacii-vidov-uchebnoj-deyatelnosti-studentov-usvoenie-znanij.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-23.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yugri-ot-01.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-istoriya-otechestvennoj-zhurnalistiki-xviii-veka.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-i-upravlenie-finansovih-aktivov-kommercheskih-bankov-ra-chast-26.html
  • teacher.bystrickaya.ru/faktori-riska-v-socialnom-razvitii-molodezhi-polozhenie-molodezhi-i-realizaciya-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-anglijskij-yazik-na-temu-sravnenie-norm-i-pravil-etiketa-v-anglii-i-rossii.html
  • control.bystrickaya.ru/elektromagnitnoe-pole-adres-v-internete.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhitie-svyatogo-efrema-pecherskogo-episkopa-pereyaslavskogo-zhitiya-svyatih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-ii-filosofiya-istorii-a-tojnbi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-filosofii-i-metodologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/realizaciya-mai-v-mathcad-strategicheskoe-adaptivnoe-planirovanie-26-realizaciya-mai-v-excel-32-realizaciya-mai-v-mathcad-38.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-sosh-1-g-kotovo-za-2013-2014-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ritmika-programmi-specialnih-korrekcionnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-viii-vida-podgotovitelnij-1-4-klassi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-literaturoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oblast-znanij-9-informacionno-telekommunikacionnie-sistemi-i-tehnologii-spisok-pobeditelej-konkurs.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-ekonomicheskih-i-yuridicheskih-specialnostej-stranica-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/zashita-naseleniya-v-chrezvichajnih-situaciyah-i-ochagah-porazheniya-chast-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-ocenivanii-i-attestacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-patologii-rabochaya-programma-po-patologii-ochnoe-obuchenie-po-specialnosti-farmaciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mifologicheskie-i-biblejskie-motivi-v-romane-turgeneva-otci-i-deti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-medicinskoj-entomologii-amerikanskij-tripanosomoz.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kosin-anton-kniga-o-komande-i-ob-igre.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshestvennaya-deyatelnost-pedagogov-uchrezhdeniya-obrazovatelnaya-programma-mou-ustreckaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perun-verhovnij-slavyanskij-bog-pokrovitel-voinov-oruzhiya-vojn-aht.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-domashnej-kontrolnoj-raboti-po-discipline-hozyajstvennoe-pravo-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/17092010-gs-20-21-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-letnemu-ekologicheskomu-trening-lageryu-zapovednaya-smena-2007.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov-ponyatie-pedagogiki-i-etapi-ee-razvitiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-dlya-uchastnikov-finala-sedmoj-vserossijskoj-olimpiadi-po-finansovomu-rinku-dlya-starsheklassnikov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pushkin-a-s-obraz-samsona-virina.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris-35-shema-zashitnogo-ustrojstva-ot-perenapryazhenij-tiristornie-ustrojstva-kublanovskij.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-v-kunicin-nachalnik-otdela-informacionno-analiticheskoj-raboti-mezhregionalnoj-inspekcii-mns-rossii-po-sibirskomu-federalnomu-okrugu.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-8-po-specialnosti-globalizaciya-ekonomiki-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-ob-ispolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska-na-2008-god-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-deveta-uchebnikt-vklyuchva-temi-otnasyashi-se-do-predmeta-metodologiyata-i-sistemata-na-uchebnata.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.