.RU

Сто великих мифов и легенд - страница 15



разорвал ее без труда. Сковали другую цепь, вдвое крепче прежней - волк разорвал

и ее.

Тогда подумали асы, что нужна цепь не простая, а волшебная. Приказали они

подземным мастерам -цвергам -сковать такую цепь. Принялись цверги за работу.

Сковали цепь не из железа, а из шума кошачьих шагов, женских бород, корней гор,

рыбьих голосов и птичьей слюны. В "Младшей Эдде" говорится: "Ты можешь и сам,

рассудив, убедиться, что тут нет обману: верно, примечал ты, что у жен бороды не

бывает, что неслышно бегают кошки и нету корней у гор".

Порвать эту цепь волку оказалось не под силу, и асы приковали его к скале. С тех

пор и сидит Фенрир на цепи.

Женой Одина была Фригг - богиня красоты, любви и деторождения. Имя ее означает

"возлюбленная".

У Одина было много детей. Тор, его сын от богини земли Йорд - один из самых

почитаемых в Скандинавии богов. Тор -значит "громовержец". Егоатрибуты - боевой

молот по имени Мьелльнир, который без промаха разит противника и сам

возвращается к хозяину. Слово "мьелльнир" того же корня, что и русское "молния".

Тора представляли в виде рыжебородого богатыря, разъезжающего на колеснице,

запряженной двумя козлами. Козел -один изсимволов плодородия,так что, вероятно,

первоначально Тор был божеством производительных сил природы.

Большинство сказаний о Торе повествуюто его борьбе с великанами, от которых он

защищает богов и людей. В Норвегии - прародине исландцев - до сих пор бытует

поговорка: "Если бы не было Тора, великаны Торсмолотом. уничтожили бы

мир".

Бронзовая статуэтка. Некоторые исследователи считают Тора богом про-

ОколоЮООг. стогонарода, в противоположность Одину -богу воен-

^ СКАЗАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

207

ной аристократии. Действительно, Тор напоминает героя народных сказок,

простодушного богатыря, прямотой и честностью одерживающего победу над хитрым и

изворотливым противником.

Жена Тора - богиня плодородия Сив. Однажды, когда она спала, бог огня Локи,

склонный к злым проделкам, остриг ее волосы. Разгневанный Тор хотел убить Локи,

но тот пообещал, что добудет для Сив другие волосы - из чистого золота.

Он отправился под землю к цвергам, и они выковали для Сив золотые волосы,

которые могли расти как настоящие.

Кроме того, цверги сделали в подарок богам еще несколько чудесных вещей. Для

Одина-копье Гунгаир, которое пробивает любую броню, и золотое кольцо Драупнир,

которое каждый девятый день приносит восемь таких же колец. Для Тора - молот

Мьелльнир, для бога Фрейра - корабль Скидбландир, которому всякий ветер

становится попутным. Был этот корабль очень велик, но в случае надобности его

можно было свернуть как платок и убрать за пазуху.

Так, благодаря проделке Локи, боги стали обладателями волшебных сокровищ.

Еще одним сыном Одина был Бальдр. В "Младшей Эдде" он описывается так: "О нем

можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он

прекрасен лицом, так светел, что от него исходитсияние".

Вероятно, Бальдр является одним из олицетворений солнца. Некоторые исследователи

считают, что мифы о Бальдре появились достаточно поздно, и в них нашли отражение

известные язычникам предания о Христе.

Однажды Бальдру начали сниться зловещие сны, предвещавшие ему скорую гибель.

Мать Бальдра богиня Фригг обошла всю землю и взяла клятву с огня и воды, камней

и металлов, земли и растений, болезней и ядов, что никто из них не причинит

вреда Бальдру. Лишь один молодой побег омелы был так мал, что Фригг не стала

брать с него клятвы.

Обрадовались асы, что не грозит больше Бальдру беда, собрались в поле и стали

забавляться тем, что стреляли в Бальдра из луков, бросали в него камнями, рубили

его мечами, но Бальдр оставался невредим.

ПозавидовалЛокиБальдру.ХитростьювыведалуФригт,чтоневзялаонаклят-вы с побега

омелы, отыскал этот побег, который уже достаточно вырос, вырвал его с корнем и

пошел на поле, где забавлялись асы. Локи подсунул омелу слепому богу Хёду, и тот

метнул ее в Бальдра. Словно стрела, омела пронзила Бальдра насквозь - и он упал

мертвым.

Велико было отчаяние асов. В "Младшей Эдде" говорится: "Сначала был слышен

только плач, ибо никто не мог поведать другому словами о своей скорби".

С почестями перенесли тело Бальдра на корабль, сложили там погребальный костер и

пустили пылающий корабль в море.

Но все так горевали по Бальдру, что Один решился на небывалое: послал гонца

кХель с предложением выкупа и просьбой отпустить Бальдра из царства мертвых.

Девять дней и ночей скакал гонец, пока не достиг реки Гьёлль, что отделяет мир

мертвых от мира живых. Через реку был перекинут мост из чистого золота. Въехал

гонец на мост, зазвенело золото под копытами его коня. Мост охраняла цева по

имени Модгут. Она сказала: "Мертвые проходят по мосту

;

4

208

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

неслышно, а под тобой он грохочет, как гром. И лицом не похож ты на мертвого.

Кто ты и чего тебе надо?"

Ответил гонец: "Меня послали асы к самой Хель, чтобы просить ее отпустить

Бальдра из царства мертвых, потому что великий плач стоит по нему на земле и на

небе".

Привели посланца к Хель. Выслушала она его и сказала, что согласна отпустить

Бальдра, если действительно плачет о нем все живое.

Узнал об этом злобныйЛоки.превратилсяввеликаншу по имени Тёккисказал:

"Сухими слезами Тёкк оплачет кончину Бальдра Ни живой, ни мертвый Он мне не

нужен, пусть хранит его Хель".

И Бальдр навсегда остался в царстве мертвых.

В давние времена ни боги, ни люди не знали алчности, а золото ценили не больше

других металлов и делали из него домашнюю утварь.

Но однажды к асам пришла колдунья Гулльвейг, что значит "сила золота". Асы

испугались злой колдуньи и попытались ее уничтожить. Трижды пронзали ее копьями

и трижды сжигали, но она возвращалась вновь. В "Старшей Эдде" говорится: "Умы

покорилисьее чародейству".

Чары Гулльвейг пробудили в асах алчность, и они начали войну со своими соседями

- ванами, чтобы захватить их богатства.

Ваны - боги плодородия. Откуда они появились - об этом в мифах ничего не

говорится.

Война асов и валов стала первой войной ради богатства. С ее началом окончился

золотой век.

Ваны победили асов. Асам пришлось заплатить богатый выкуп, после чего был

заключен мир. В знак мира ваны выдали замуж за аса по имени Од (иногда его

считают воплощением Одина) свою богиню красоты и любви Фрейю. Атрибут Фрейи -

кошка. В "Младшей Эдде" говорится, что богиня разъезжает в колеснице,

запряженной кошками, а в стенной росписи XII века сохранилось изображение Фрейи

верхом на поло-Фрейя верхом на коте. Роспись в церкви XIIв. сатой кошке.

^ СКАЗАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

209

Асы обладали вечной молодостью. Богиня Идунн, что значит "обновляющая", жена

бога поэзии Браги, оделяла асов чудесными яблоками, которые не давали им

стареть.

Однажды Один, Локи и бог Хенир странствовали по земле. Они остановились

отдохнуть в долине и стали жарить мясо на костре. Но мясо никак не жарилось,

поскольку неподалеку оказался великан Тьяцци, повелитель зимних бурь. Он

превратился в большого орла и своим ледяным дыханием остужал пламя костра.

Локи взял палку и ударил орла. Но тот ухватил палку когтями и взмыл вверх,

увлекая за собой Локи, руки которого примерзли к дереву.

Стал Локи просить орла вернуть его на землю. Тьяцци взамен потребовал, чтобы

Локи помог ему похитить Идунн с ее волшебными яблоками. Локи пообещал, и Тьяцци

опустился на землю.

Пошел Локи к Идунн и сказал, что видел в дальнем лесу яблоки лучше, чему нее.

Идунн захотела пойти посмотреть, взяла свои яблоки для сравнения и попросила

Локи проводить ее в дальний лес.

Когда они отошли от Асгарда, Тьяцци в образе орла подхватил Идунн вместе с

корзиной яблок и унес в страну великанов.

Узнали об этом асы, стали грозить Локи смертью, если не вернет он богиню и ее

чудесные яблоки.

Локи обернулся соколом и полетел в страну великанов.

Тьяцци в то время уплыл на лодке в море, Идунн была дома одна. Локи превратил ее

в орех, положил в корзину с яблоками и, подхватив корзину, полетел обратно в

Асгард.

Вернулся домой Тьяцци, не нашел Идунн - и пустился в погоню. Летит орел за

соколом -вот-вот настигнет. Подлетели они к самому Асгарду. Асы разожгли на

стене высокий костер. Локи - бог огня - пролетел невредимым, а Тьяцци сгорел.

В другой раз один из великанов захотел взять в жены Фрейю.

Он явился к асам и сказал, что за три полугодия построит вокруг Асгарда такую

стену, что ее не одолеют никакие враги. За работу он попросил Фрейю, а в

приданое ей - солнце и луну.

Асы хотели прогнать дерзкого великана, но Локи посоветовал согласиться на его

условия, поскольку построить стену в оговоренный срок великан наверняка не

успеет и можно будет отказать ему в плате, а стену потом достроить самим.

Послушались асы хитрого Локи, и с первым зимним днем великан взялся за

строительство. Он работал один, но ему помогал его конь по имени Свадильфа-ри.

Конь возил на себе такие огромные глыбы камня, что работа подвигалась быстро.

Когда до срока оставалось только три дня, стена была почти готова, оставалось

только поставить ворота.

Испугались асы, что придется им отдать Фрейю и снять с неба луну и солнце, стали

бранить Локи за плохой совет

Тогда Локи пошел на хитрость: превратился в кобылу и с громким ржанием пробежал

мимо коня великана. Конь устремился за кобылой - и они скрылись в лесу. Пошел

великан ловить своего коня, да не поймал.

210

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Великан увидел, что без коня ему не закончить работу в срок, понял, что его

обманули, и впал в великую ярость.

Но тут появился Тор - и сразил великана.

Асы достроили стену и забыли про великана, однако им было пророчество, что

когда-нибудь понесут они за нарушенную клятву суровую кару.

А Л оки целый год проходил в образе кобылы и родил жеребенка серой масти о

восьми ногах. Один взял жеребенка себе и назвал Слейпнир, что значит

"скользящий". И не было на свете коня резвее и лучше.

Локи - загадочный и противоречивый персонаж скандинавской мифологии. Он - один

из асов, но в то же время противостоит им. Иногда его козни напоминают проделки

сказочного героя-плута и в конце концов оказываются на пользу асам, но часто он

выступает как абсолютное воплощение зла. Некоторые исследователи считают его не

богом, а демоном и даже сопоставляют с самим Люцифером.

В одной из песен "Старшей Эдды", которая носит название "Перебранка Локи",

рассказывается об окончательной ссоре Локи с асами.

Однажды морской великан Эгир сварил большой котел пива и пригласил к себе на пир

асов. Весело было на пиру, пиво само лилось в кубки. Прислуживал асам слуга

Эгира по имени Фимафенг. Был он так ловок и расторопен, что все асы хвалили его.

Завистливому Локи это не понравилось,и он убил Фимафенга. Боги разгневались и

прогнали Локи. Тогда он решил:

"Раздор и вражду я им принесу, разбавлю мед злобой".

Локи вернулся в пиршественный зал и напомнил Одину, что когда-то они совершили

обряд побратимства:

"Помнишьли? -кровь мы смешали с тобою, - сказал ты, что пива пить не начнешь,

если мне не нальют".

Один велел усадить его за стол, "чтоб Локи не начал бранить нечестиво гостей в

доме Эгира".

Но Локи все же затеял ссору. Он назвал трусом бога поэзии Браги, а когда жена

Браги Идунн вступилась за мужа, обвинил ее в распутстве.

В перепалку вступили остальные асы. Локи всех их попрекнул какими-нибудь

неблаговидными поступками или напомнил о смешных и нелепых положениях, в которые

они когда-то попадали.

Боги и богини также отвечали Локи оскорблениями, потом начали угрожать

расправой.

Тор сказал:

["¦>¦>

^ СКАЗАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

211

"Мерзостный, смолкни! Принудит к молчанью тебя молот Мьёлльнир!"

Локи предпочел не вступать в схватку с могучим Тором и покинул пир, сказав на

прощанье хозяину дома:

"Пива ты, Эгир, немало припас, но напрасно старался: пусть все, чем владеешь, в

пламени сгинет!"

"Перебранка Л оки" до сих пор вызывает споры между исследователями. Одни

считают, что ее обличительный пафос направлен против богохульника-Локи, другие

полагают, что песня написана с христианских позиций и разоблачает языческих

богов, третьи утверждают, что она не содержит никакого пафоса и цель ее - просто

позабавить слушателей энергичностью бранных выражений.

Ссора на пиру у Эгира истощила терпение богов, и они сурово наказали Локи. Его

приковали к скале, а над ним подвесили змею, из пасти которой капал яд.

ЖенаЛокиСигун не покинула мужа. Онасидитрядом, подставив чашу под ядовитые

капли. Когда чаша наполняется и Сигун отходит выплеснуть ее, яд капает налицо

Локи. Он корчится так, что содрогается скала - и тогда на земле происходят

землетрясения.

Однажды боги решили узнать, что ожидает их в будущем, и призвали к себе

прорицательницу-вёльву.

"Прорицание вёльвы" - самая знаменитая песня "Старшей Эдды" и одно из величайших

произведений средневековой литературы.

Скорее всего, эта песня возникла уже в христианскую эпоху. Разные исследователи

датируют ее кто IX, кто X или XI веками. Возможно, в ней отразилось ожидание

конца света, который предполагался в 1000 году.

Хотя содержание песни чисто языческое, в ней присутствует христианская идея вины

и наказания, осуждение алчности и нарушения клятв.

Вельва начинает свое прорицание с рассказа о прошлом, которое она "помнит",

рассказывает о первобытном хаосе, о сотворении мира, о создании первых людей.

Затем она говорит о том, что со временем боги и люди забыли древние законы,

стали нарушать свои клятвы, погрязли в алчности.

Боги просят ее продолжать: они хотят знать грядущее.

И вельва разворачивает перед ними грандиозную и мрачную картину гибели мира.

Рассказ вёльвы о грядущем называют "Рагнарек" "сумерки богов".

Пророчица описывает то, что она видит, проникая взором сквозь время:

"Солнце померкло, земля тонет в морю, срываются с неба светлые звезды".

fl

212

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

Наступает хаос, подобный первобытному. Вырываются на волю все злые силы:

срывается с цепи волк Фенрир, поднимается из океана змей Ермунганд, оживают

убитые великаны. Из царства Хель на призрачном корабле плывут мертвецы. Злые

силы ополчаются против асов, и во главе страшного войска встает разбивший свои

оковы Локи.

Асы пытаются противостоять врагам. Они выводят из ворот Вальгаллы павших воинов

и ведут их в бой. Начинается последняя битва:

"Змей бьет о волны, клекочет орел, павших терзает".

Один сражается с Фенриром, Тор - с Ермунгандом. Но вот Фенрир пожирает Одина,

Ермунганд убивает своим ядом Тора.

Гибнут и другие асы.

Два свирепых волка проглатывают солнце и луну - и мир погружается во мрак. Все

исчезает в темной бездне.

Но видение вёльвы продолжается, она видит возрождение мира:

"Вздымается снова из моря земля, зеленея, как прежде, падают воды, орел

пролетает, рыбу из волн хочет он выловить..."

На небе, там, где был Асгард, поселятся новые боги: сыновья Одина - Видар и

Вали, сыновья Тора - Магаи и Моди. И вместе с ними - светлый Бальдр, восставший

из мертвых.

А на земле живут двое - муж и жена, Ливтрасир и Лив, что означает "живущий" и

"жизнь". От них вновь возрождается человеческий род.

Вельва, закончив пророчество, покидает Асгард.

^ СКАЗАНИЕ О СИГМУНДЕ

Сигмунд - один из героев древнеисландской "Саги о Вёльсунгах".

Слово "сага" образовано от глагола, который означает "рассказывать". По-

древнеисландски сагой называлось всякое прозаическое произведение.

Древнеисландские саги создавались в XIII-XTV веках. Среди них есть исторические,

повествующие о прошлом Исландии и Норвегии - прародины исландцев, есть родовые

саги, посвященные семейным преданиям, есть саги, описывающие путешествия

исландцев в чужие страны.

И есть легендарные саги, которые обычно называют "саги о древних временах". Они

основаны на эпических сказаниях, возникших задолго до того, как

^ СКАЗАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

213

выходцы из Норвегии заселили Исландию, то есть до конца IX века. По своему

происхождению легендарные саги являются общескандинавскими, а зачастую и

общегерманскими.

Самая знаменитая из легендарных саг - "Сага о Вёльсунгах". Она повествует о

трагической судьбе потомков конунга Вёльсунга - правнука бога Одина.

В "Саге о Вёльсунгах" упоминаются реально существовавшие в период раннего

Средневековья народы и страны: франки, готы, гунны, но почти все персо-

нажиисобытия -легендарны. В саге отразились лишь общие процессы эпохи великого

переселения народов, когда в IV-VII веках на территории Европы формировались

основные нации и складывались государства.

Великий бог Один вступил в любовную связь с земной женщиной, и она родила ему

сына по имени Сиги.

Однажды Сиги убил по неосторожности любимого слугу своего соседа и за это был

изгнан из Скандинавии.

Он отправился на юг, в страну франков, и Один помог ему захватить там престол и

стать конунгом. У Сиги родился сын по имени Рерир, а у Рерира - сын Вёльсунг.

Унаследовавший престол отца и деда конунг Вёльсунг был храбрым воином и мудрым

правителем. У него было десять сыновей и одна дочь. Старшего сына звали Сигмунд,

а дочь - Сигни. Они были близнецами.

Дом конунга, по древнему обычаю, был выстроен вокруг могучего дуба. Крона дуба

шумела над крышей, ствол рос посреди пиршественного зала.

Однажды в этом зале шел пир - Вёльсунг выдавал свою дочь Сигни замуж за

гаутландского конунга Сиггейра.

Вдруг среди пирующих появился сам Один. В руках он держал блестящий меч. Один

подошел к дубовому стволу и вонзил меч в дерево. А потом сказал: "Этот меч

зовется Грам, и нет ему равных. Кто вынет его из дубовых ножен, тому им и

владеть".

Один исчез, и все, кто был в зале, стали пытать счастья.

Первым взялся за рукоять меча жених - конунг Сиггейр, но клинок словно врос в

дерево. Со стыдом вернулся Сиггейр на свое место.

Потом стали тянуть меч остальные гости, потом хозяева - Вёльсунг и его сыновья.

Сигмунд подошел к мечу последним и вытащил клинок из дубового ствола, словно из

обычных ножен.

Все стали славить и поздравлять Сигмунда, и лишь Сиггейр позавидовал шурину и

затаил против него злобу.

Закончился свадебный пир. Сиггейр с молодой женой стал собираться домой, в

Гаутланд. Прощаясь с новой родней, он сказал, что через две недели ждет тестя и

шурьев ксебе в гости. Те поблагодарили и обещали приехать.

Вот прошли две недели. Старый Вёльсунг с сыновьями и дружиной сел на корабль и

отправился в Гаутланд.

Сигни ждала их на берегу. Увидев отцовский корабль, она прыгнула в воду и

поплыла навстречу. Отец и братья подняли Сигни на борт, морская вода текла с ее

волос и одежды.

214

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

СКАЗАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

215

Сигни сказала: "Мой муж - предатель. Он позвал вас к себе, чтобы убить и

захватить меч Грам. Поднимайте паруса, поворачивайте корабль и плывите назад. И

меня возьмите с собой".

Но старый Вёльсунг сказал: "Негоже жене покидать мужа, каков бы он ни был. Также

негоже воинам бежать от врага, не приняв боя. Ты вернешься к Сиг-гейру и по-

прежнему будешь ему женой, а мы явимся к нему как гости, и если он нападет на

нас, сразимся с ним".

Мало было дружинников у старого Вёльсунга, велико было войско коварного

Сиггейра. Недолгим был бой, и вот убит старый Вёльсунг, а десять его сыновей

стоят пленниками перед своим зятем.

Захватил Сиггейр меч Грам, а сыновей Вёльсунга осудил на жестокую смерть.

Приказал отвести их в лес, приковать к поваленному дереву, чтобы умерли они от

голода, чтобы растерзали их дикие звери.

Ночью к прикованным братьям вышло из лесу чудовище. С виду оно было подобно

лосихе, но глаза его горели огнем, а ноздри раздувались, какухищного зверя.

Словно волчица, набросилась лосиха на младшего брата, загрызла его насмерть и

сожрала.

Девять ночей подряд приходила свирепая лосиха и сжирала одного из братьев. На

десятую ночь оставался в живых один Сигмунд.

Подошла к нему лосиха, оскалив клыки, но Сигмунд схватил ее за горло и сжал что

есть силы. Сталалосихазадыхаться. В предсмертных судорогах ударила она копытами

дерево, к которому бьи прикован Сигмунд, и разбила его в щепки. Лосиха издохла,

а Сигмунд оказался свободен.

Наутро пришла в лес Сигни, чтобы оплакать своих братьев и похоронить их останки.

Увидела она Сигмунда, живого и невредимого. Мертвое чудовище лежало у его ног.

Сигмунд поклялся, что не покинет Гаутланда, пока не отомстит за отца и братьев.

Он построил себевлеснойчаще дом и стал там жить. Мясо он добывал охотой, а хлеб

ему приносила Сигни.

Так прошло много лет. У Сигни былотрое сыновей. Старшие, трусливые и злые, пошли

в своего отца Сиггейра, а младший Синфьётли был похож на Си-гурда -отважен и

великодушен.

Когда Синфьётли исполнилось де-сятьлет, Сигни привела его в лес и сказала брату:

"Вот мой сын. Воспитай из него воина, он поможет тебе свершить твою месть".

Прошли еще годы. Синфьётли воз-Корабль с воинами. Древнескандинавское мужал,

и Сигмунд решил, что наступи-изображение на камне. VIIIв. ло время

мести.

Ночью вышли Сигмунд и Синфьётли из леса, проникли в дом Сиггейра и спрятались в

погребе среди бочек с пивом.

На беду старший сын Сиггейра захотел ночью пить, спустился в погреб, увидел

Сигмунда и Синфьётли - и поднял тревогу.

Сигмунда и Синфьётли схватили. Сиггейр приказал бросить их живыми в глубокую

яму, закрыть ее наглухо дубовыми бревнами, засыпать сверху тяжелыми камнями.

Вот сидят Сигмунд и Синфьётли в яме, а над ними строят дубовый помост. Подошла к

яме Сигни, со слезами стала просить сторожей: "Дозвольте мне бросить в яму

соломы, чтобы сын мой и брат умерли не на голой земле".

Сторожа подумали, что не будет в этом беды - и разрешили. Бросила Сигни в яму

охапку соломы, а в ней был спрятан меч Грам.

Услышал Сигмунд, как упал в темноте рядом с ним его меч. Разрубил чудесным

клинком дубовые бревна, разметал тяжелые камни.

Вышли Сигмунд и Синфьётли на волю.

Была ночь, и в доме Сиггейра все спали. Сигмунд и Синфьётли набрали в лесу

хвороста, обложили им дом и подожгли. Запылал дом, словно костер.

Сигмунд спас из огня одну Сигни. Он сказал ей: "Теперьты вдова, и мы можем

вернуться домой". Но Сигни ответила: "Отец говорил мне, что негоже жене покидать

мужа, каков бы он ни был". Она бросилась в огонь и погибла вместе с мужем и

старшими сыновьями.

Сигмунд и Синфьётли отправились в страну франков. Франки признали Сигмунда своим

законным конунгом, он занял отцовский престол и женился на дочери соседнего

конунга. Звали ее Боргхильд.

А Синфьётли захотел постранствовать по свету, чтобы подвигами прославить свое

имя.

Однажды в стране варнов он поссорился с человеком по имени Роар - и убил его. А

был тот Роар родным братом Боргхильд, жены Сигмунда.

Боргхильд решила отомстить за брата, и когда Синфьётли вернулся в страну

франков, поднесла емунапирурогсотравленным медом. Выпил Синфьётли мед - и умер.

Сигмунд догадался, что племянник умер от яда. Но месть в те времена была

священна, поэтому Сигмунд никак не покарал жену, а лишь отослал ее от себя.

Был Сигмунд в ту пору уже стар, но не было у него наследника. Поэтому задумал он

снова жениться и посватался к юной Хьёрдис, дочери конунга Гилми. К Хьёрдис

сватался еще один жених по имени Люнгви. Был он тоже богат и знатен, и отец

невесты не знал, кому отдать предпочтение.

Он сказал дочери: "Выбирай сама. Люнгви молод и красив, Сигмундхрабри славен".

Хьёрдис сказала: "Храбрость и слава дороже молодости и красоты" - и вышла замуж

за Сигмунда.

Отвергнутый Люнгви затаил злобу. Он напал на Сигмунда, чтобы захватить его

королевство и Хьёрдис.

С полудня до вечера продолжалась битва. Франки теснили врагов, и победа была

близка. Сигмунд занес меч над головой Люнгви, но вдруг перед ним появился Один.

Он сказал: "Настал твой час, Сигмунд!" - и протянул вперед свое

1/1

216

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

сверкающее копье. Сигмунд, не удержав занесенной руки, ударил мечом по копью, и

Грам чудесный клинок, не знавший поражений и разрубавший камень, сломался

пополам.

Тут же Люнгви поразил Сигмунда в грудь - и тот упал на землю.

Вскоре войско франков было разбито.

Люнгви устремился в дом Сигмунда, чтобы захватить Хьердис, но она со своей

служанкой успела укрыться в лесу.

Когда стемнело, Хьёрдис пробралась на поле боя, склонилась над поверженным

мужем.

В последний раз открыл Сигмунд глаза и сказал жене: "Возьми мой меч Грам и

сохрани его для сына, которого ты носишь под сердцем. Придет время - искусный

мастер починит клинок, что сломал я в этом бою, - и мой сын отомстит за меня".

Так сказал Сигмунд - и умер.

^ СКАЗАНИЕ О СИГУРДЕ

Конунг франков Сигмунд, правнук самого бога Одина, был славным воином. Но пришел

его час, и он погиб в бою. Враги захватили его страну, чужой конунг Люнгви занял

его престол.

Вдова Сигмунда Хьёрдис нашла приют у конунга Дании Хиальпрека. Хьердис бьша

беременна и вскоре родила сына, которого назвала Сигурд, что значит

"победитель". Хьёрдис верила, что сын, возмужав, отомстит за отца.

Сигурд рос в семье датского конунга. Его воспитателем стал мудрый карлик Регин -

колдун и искуснейший мастер-кузнец.

Однажды, когда Сигурд был уже юношей, Регин выковал для него меч. Взял Сигурд

меч и сказал: "Надобно его испытать!" Ударил мечом по наковальне - и клинок

разлетелся на мелкие осколки.

Выковал Регин другой меч, сказав: "Вот этот будет получше!" Ударил Сигурд новым

мечом по наковальне - и сломал его тоже.

Тогда Регин сказал: "Обычный меч для тебя не годится. Поди к своей матери

Хьёрдис, пустьона даст тебе меч, который твой отец получил от самого Одина.

Зовется тот меч Грам, и нет ему равных. Твой отец в своем последнем бою сломал

его пополам, но если меч починить, то будет он тебе как раз по руке".

Пошел Сигурд к Хьёрдис, дала она ему сломанный отцовский меч.

Сигурд принес мечкРегину. Тот развел огонь, починил клинок. Когда работа была

закончена, из клинка вырвалось пламя.

Взял Сигурд меч Грам, ударил им по железной наковальне - разрубил ее пополам, до

самого подножья. Похвалил Сигурд меч, сказал Регину: "Спасибо".

БылтеперьуСигурдамеч, но небыло коня. Пошел он просить коня у конунга

Хиальпрека. Хиальпрек сказал: "На берегу реки пасется мой табун. Выбери себе

коня по сердцу, да не ошибись, выбери лучшего".

Вот пришел Сигурд на берегреки. Паслось там больше сотни коней. Смотрит на них

Сигурд - и не знает, который из них лучший.

^ СКАЗАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

217

Вдруг появился сам бог Один и указал Сигурду, какого коня ему взять. Звали того

коня Грани, и он приходился сыном коню самого Одина, восьминогому Слей-пниру.

Теперь были у Сигурда и славный меч, и добрый конь. Пришла пора отправляться в

путь, чтобы отомстить за отца.

Заехал Сигурд к Регину, чтобы проститься. Но Регин сказал: "Подожди. Есть для

тебя другое дело, которое принесет нам с тобой большое богатство".

И он рассказал Сигурду о том, что случилось в давние времена.

Был тогда Регин молод и жил с отцом и двумя братьями на берегу реки, возле

водопада. Отцаегозвали Хрейдмар, старшего брата - Фафнир, младшего - Отр. А

Регин был средним. Братья и их отец умели колдовать, могли превращаться в разных

зверей и птиц.

Однажды Отр, превратившись в выдру, поймал в реке жирного лосося и ел его на

берегу, зажмурившись от удовольствия.

В это время мимо проходили три бога: Один, Хенир и Локи. Боги странствовали по

земле, желая всю ее осмотреть. Подстрелили боги выдру себе на ужин, а заодно

забрали и лосося, которого она не успела доесть.

На ночлег боги попросились к Хрейдмару. Тот увидел убитую выдру, узнал в ней

младшего сына, но не подал виду и принял богов в своем доме как дорогих гостей.

Ночью, когда боги уснули, Хрейдмар сказал сыновьям: "Ваш брат убит, и вот его

убийцы". Отец и сыновья втроем напали на спящих богов, связали их кожаными

ремнями.

tendencii-vozniknoveniya-i-razresheniya-ekonomicheskih-krizisov-29.html
tender-tkzu-turali-aparatti-habarlama-batis-azastan-oblisini-arzhi-basarmasi.html
tenderi-po-priboram-ucheta-elektroenergii-pribori-i-sistemi-ucheta-poluchatel.html
tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-oborudovaniya-dslam-stranica-5.html
tendzin-vangyal-rinpoche-tibetskaya-joga-sna-i-snovidenij.html
tenevaya-ekonomika-7.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-pokazatelej-effektivnosti-tormozheniya-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-uchebnij-plan-rezhim-obucheniya-publichnij-doklad-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-10-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-30-avgusta-2010-g-8902-13-ozachislenii-na-osnovanii-resheniya-priemnoj-komissii-ot-29-avgusta-2010-g-protokol-4-prikazivayu.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-vracha-interna-primernij-plan-podgotovki-soderzhanie-programmi-obshie-razdeli-po-specialnosti-razdeli-po-smezhnim.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dogovor-arendi-transportnih-sredstv.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-laboratornij-praktikum-po-tehnologii-pe-i-um-napravlenie-podgotovki.html
  • grade.bystrickaya.ru/obem-kreditov-programmi-sostavlyaet-129-kreditov-6-kreditov-praktika-8-kreditov-fizvospitaniya-3-kredita-gosudarstvennaya-attestaciya-ects-249-kreditov-kod-disciplini-shifr-stranica-13.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-15-tema-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seleznevo-d-m-b-olenev.html
  • tasks.bystrickaya.ru/124-sebestoimost-tovarnoj-produkcii-kursovoj-proekt-po-kursu-predmetno-orientirovannie-eis-na-temu-sostavlenie.html
  • education.bystrickaya.ru/26-12-08-01-novogodnyaya-tur-bez-nochnih-pereezdov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sudebnij-poryadok-razresheniya-individualnih-trudovih-sporov-chast-11.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-obshaya-harakteristika-aminokislot-opredelenie-klassifikaciya-nomenklatura-izomeriya-sposobi-polucheniya-fizicheskie-i-himicheskie-svojstva-oblasti-primeneniya-aminokislot.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dieta-i-racionalnoe-pitanie-stoit-li-stavit-znak-ravenstva-pisha-mozhet-sluzhit-ne-tolko-istochnikom-neobhodimih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tehnicheskie-sredstva-avtomatizacii-napravlenie-oop.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-psihologiya-i-psihologi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-gosudarstvennie-trebovaniya-k-minimumu-soderzhaniya-i-urovnyu-podgotovki-vipusknika-po-specialnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-16-kontrol-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-kontrolnie-voprosi-i-zadaniya-37.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-organizacionnie-i-massovie-meropriyatiya-utverdit-plan-raboti-otdela-po-voprosam-obrazovaniya-na-2010-2011.html
  • student.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-territorii-stroitelstva-zdanij-i-pomeshenij-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-zdanij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-ii-go-mezhdunarodnogo-socialno-ekonomicheskogo-foruma-finno-ugorskoj-molodezhi-meropriyatie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-rabotarabota-zashishena.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologii-izgotovleniya-i-obrabotki-hudozhestvennih-izdelij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vneshnie-funkcii-gosudarstva.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-nevdomij-prikladnaya-yuridicheskaya-psihologiya-stranica-38.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-15-visshaya-attestacionnaya-komissiya-respubliki-belarus-postanovlenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-informacionnij-menedzhment-specialnost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-upravlenie-personalom-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-ej-080801-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-230202-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalog-na-dohodi-fizicheskih-lic-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-voprosi-dlya-podgotovki-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-specialnosti-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • desk.bystrickaya.ru/oilim-dadisi-mtnmen-zhmis.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/richard-devis-bah-stranica-10.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1041-avtorskoe-pravo-gosudarstvennij-rubrikator-nauchno-tehnicheskoj-informacii-grnti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-uchebnogo-predmeta-rabochaya-programma-po-matematike-os-shkola-2100.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.