.RU

Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе


Cтруктура
проекта федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации"


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон, являясь основополагающим законодательным актом в сфере образования, устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании в Российской Федерации; структуру и общие правила функционирования и развития системы образования в Российской Федерации, общие правила осуществления образовательной деятельности; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.


Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и термины:

автономия образовательной организации - самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом;

академические свободы - свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении научно-педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

аттестация обучающихся (выпускников) - процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), образовательной программы;

воспитание - систематический процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами;

документ об образовании и (или) квалификации - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации;

зачетная единица (кредит) - унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по основным профессиональным программам;

качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;

квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

направленность (профиль) образования - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося;

образование - общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности;

образовательная деятельность - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг;

образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами - образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

образовательные услуги - услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением;

образовательный процесс - целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу;

образовательный ценз - уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности;

обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее особенности физического и (или) психического развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий;

обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей;

общедоступность образования - возможность получения образования без каких-либо юридических ограничений (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом);

общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

общероссийский классификатор специальностей по образованию - технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы;

организации, осуществляющие образовательную деятельность - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации, организации, осуществляющие обучение);

платные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;

практика - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

профессиональная ориентация - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

профессиональная подготовка (обучение) - целенаправленный процесс обучения, направленный на освоение лицами умений и навыков, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций в сфере технического и обслуживающего труда;

профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

профильное обучение - форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;    

средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;

трудоёмкость - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;

уровень образования - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом;

учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся определенного возраста и образовательную программу соответствующего уровня и (или) направленности;

учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

федеральный государственный образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.

Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона.


Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования


1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

2. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся, воспитанников;

2) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия; уважения к правам и свободам человека, к закону; любви к окружающей природе, Родине, семье;

3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

5) запрещение дискриминации в сфере образования;

6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), образовательной организации, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;

7) автономия образовательных организаций, академические права и свободы, предоставляемые в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;

10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;

11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования и самообразования;

12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее - законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.

4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в государственных, муниципальных образовательных учреждениях или частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких учреждений и организаций.

Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.


Статья 4. Запрещение дискриминации в сфере образования


1. Никто не может быть ограничен в праве на образование или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия судимости, а также от других обстоятельств

Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ, ограничений права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

2. Права на получение образования могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере образования, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

tema-i-obshaya-harakteristika-grazhdanskih-pravootnoshenij-elektivnie-kursi.html
tema-i-ponyatie-i-tipologiya-socialnih-tehnologij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-socialnie-tehnologii-gse-f-09.html
tema-i-predmet-sociologii-i-eyo-rol-v-professionalnoj-deyatelnosti.html
tema-i-teoreticheskie-osnovi-strahovaniya-voprosi-neobhodimost-ekonomicheskaya-sushnost-i-rol-strahovaniya-v-sovremennih-usloviyah.html
tema-idealnij-obraz-svyatogo-v-zhitii-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html
tema-igrovaya-deyatelnost-doshkolnika-uchebnoe-posobie-po-doshkolnoj-pedagogike-dlya-slushatelej-kursov-povisheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/007-brillianti-navsegda-diamonds-are-forever-triller-ssha-1971-stranica-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/podsekciya-visshej-matematiki-yu-k-fetisova-v-v-vinogradova.html
  • college.bystrickaya.ru/2010-godsvedeniya-familiya-imya-otchestvo.html
  • control.bystrickaya.ru/dom-bez-hozyaina-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-dnya-otkritih-dverej-gou-mdebc-ul-odesskaya-d-12a-19-maya-2011-goda-s-14-chasov-prihod-i-registraciya-gostej-15-chasov.html
  • studies.bystrickaya.ru/evropejskij-soyuz-es-i-zapadnoevropejskij-soyuz-zes.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-uroka-posvyashennogo-dnyu-prav-cheloveka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnovanii-normativno-pravovogo-i-instruktivno-metodicheskogo-obespecheniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-anketirovaniya-vipusknikov-za20082009uchebnij-god-publichnij-doklad.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-sovremennim-koncepciyam-estestvoznaniya-nazvanie-po-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2001-vip-2-s-30-dolgachev-g-i-zakatov-l-p-oreshko-a-g-pikalov-v-v-skoryupin-v-a-rekonstrukciya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-inostrannomu-yaziku.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-ch-u-ledbiter-po-tu-storonu-smerti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-osnovi-21-registri-a-yu-kargashina-i-a-s-mirkotan-pod-redakciej-yu-m-bayakovskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-specialnih-poznanij-v-deyatelnosti-pravoohranitelnih-organov-pri-rassledovanii-p.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-po-podgotovke-specialista-v-potoke-cg-cgu-po-napravleniyu.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-imushestva-nahodyashegosya-v-obshej-sovmestnoj-sobstvennosti-ili-videlenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-po-predmetu-osnovi-ekskursionnoj-deyatelnosti-znachenie-i-rol-ekskursij-v-zhizni-cheloveka.html
  • bystrickaya.ru/vistupleniya-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologii-perepletnih-processov-chast-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-soderzhanie-disciplini-praktikum-po-resheniyu-zadach-na-evm-programmirovanie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raspredelennie-baz-dannih-i-raspredelennih-subd.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchyot-o-vipolnenii-osnovnih-pokazatelej-razvitiya-arhivnogo-dela-v-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-za-9-mesyacev-2010-goda.html
  • education.bystrickaya.ru/2-osnovi-audita-uchebnoj-literaturi-dlya-studentov-1-go-goda-obucheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-znakomtes-vashudivitelnij-mozg-kniga-kotoruyu-vi-derzhite-v-rukah-mozhet-sigrat-v-toj-ili-inoj-mere.html
  • report.bystrickaya.ru/i-kazhdij-raz-mechtaya-o-svobode-mi-stroim-novuyu-tyurmu-a-m-voloshin-.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-osnovnoj-chasti-metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-oformleniyu-i-zashite-kursovih-preddiplomnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/podobnie-slagaemie-p41-tematicheskoe-planirovanie-po-matematike-klassi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ploskie-chervi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/81-obshie-trebovaniya-oborudovanie-i-truboprovodi-atomnih-energeticheskih-ustanovok-svarnie-soedineniya-i-naplavki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nflyacya-seredini-80-h-rr-v-zralskj-ekonomc.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-zadacha-predmet-i-tema-borbi-ershov-p-m-rezhissura-kak-prakticheskaya-psihologiya-gl-1-5.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yavlyayushiesya-rezultatom-organizacii-zvukovogo-materiala-v-edinoe-celoe-mogut-klassificirovatsya-raznimi-sposobami-samaya-obshaya-klassifikaciya-osnovana-na-preobla.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-psihologicheskoj-podderzhki-postupayushih-v-situacii-vibora-professii-v-period-raboti-priemnoj-komissii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sborniku-nauchnih-trudov-budet-prisvoen-mezhdunarodnij-indeks-isbn-kodov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.