.RU

Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе


Cтруктура
проекта федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации"


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон, являясь основополагающим законодательным актом в сфере образования, устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании в Российской Федерации; структуру и общие правила функционирования и развития системы образования в Российской Федерации, общие правила осуществления образовательной деятельности; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.


Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и термины:

автономия образовательной организации - самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом;

академические свободы - свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении научно-педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

аттестация обучающихся (выпускников) - процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), образовательной программы;

воспитание - систематический процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами;

документ об образовании и (или) квалификации - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации;

зачетная единица (кредит) - унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по основным профессиональным программам;

качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;

квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

направленность (профиль) образования - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося;

образование - общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности;

образовательная деятельность - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг;

образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами - образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

образовательные услуги - услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением;

образовательный процесс - целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу;

образовательный ценз - уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности;

обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее особенности физического и (или) психического развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий;

обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей;

общедоступность образования - возможность получения образования без каких-либо юридических ограничений (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом);

общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

общероссийский классификатор специальностей по образованию - технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы;

организации, осуществляющие образовательную деятельность - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации, организации, осуществляющие обучение);

платные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;

практика - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

профессиональная ориентация - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

профессиональная подготовка (обучение) - целенаправленный процесс обучения, направленный на освоение лицами умений и навыков, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций в сфере технического и обслуживающего труда;

профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

профильное обучение - форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;    

средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;

трудоёмкость - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;

уровень образования - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом;

учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся определенного возраста и образовательную программу соответствующего уровня и (или) направленности;

учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

федеральный государственный образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.

Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона.


Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования


1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

2. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся, воспитанников;

2) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия; уважения к правам и свободам человека, к закону; любви к окружающей природе, Родине, семье;

3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

5) запрещение дискриминации в сфере образования;

6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), образовательной организации, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;

7) автономия образовательных организаций, академические права и свободы, предоставляемые в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;

9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;

10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;

11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования и самообразования;

12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее - законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.

4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в государственных, муниципальных образовательных учреждениях или частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких учреждений и организаций.

Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.


Статья 4. Запрещение дискриминации в сфере образования


1. Никто не может быть ограничен в праве на образование или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия судимости, а также от других обстоятельств

Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ, ограничений права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

2. Права на получение образования могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере образования, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

tema-i-obshaya-harakteristika-grazhdanskih-pravootnoshenij-elektivnie-kursi.html
tema-i-ponyatie-i-tipologiya-socialnih-tehnologij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-socialnie-tehnologii-gse-f-09.html
tema-i-predmet-sociologii-i-eyo-rol-v-professionalnoj-deyatelnosti.html
tema-i-teoreticheskie-osnovi-strahovaniya-voprosi-neobhodimost-ekonomicheskaya-sushnost-i-rol-strahovaniya-v-sovremennih-usloviyah.html
tema-idealnij-obraz-svyatogo-v-zhitii-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html
tema-igrovaya-deyatelnost-doshkolnika-uchebnoe-posobie-po-doshkolnoj-pedagogike-dlya-slushatelej-kursov-povisheniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhola-arnalan-tehnikalardi-pajdalanu-zhne-zhndeu-ksbi-standarti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspredelenie-dokumentov-posvyashennih-primeneniyu-ceolitov-v-kachestve-napolnitelej-vyazhushih-materialov-po-godam.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-7-uchebnoe-posobie-kohtla-yarve-2007-udk-66-52-66075-chekrizhov-s-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-a-davidov-aktualnie-problemi-modernizacii-matematicheskogo-i-estestvenno-nauchnogo-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filologiya-pred-soboj-sodruzhestvo-guman-disciplin-yazikoz-lingvistika-literaturoved-e-tekstologiya-istochnikoved-e-i-dr-izuchayushee-duh-kulturu-chela-ch-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-po-sleduyushim-nominaciyam.html
  • tasks.bystrickaya.ru/35-gosudarstvennie-zakupki-stambulskij-plan-dejstvij-po-borbe-s-korrupciej-vtoroj-raund-monitoringa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14-ekonomicheskij-mehanizm-ekologizacii-ekonomiki-ustojchivoe-razvitie-vo-vremeni-v-obshem-vide.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4kontrol-i-monitoring-v-sisteme-zakonodatelnogo-regulirovaniya-o-sostoyanii-zakonodatelstva-v-rossijskoj-federacii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shmo-uchitelej-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-karamushko-i-v-zamestitel-direktora-po-nmr-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • education.bystrickaya.ru/128transportnaya-i-kommunikacionnaya-infrastruktura-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-imidzhelogiya-sostavitel-programmi-marchenko-g-i-k-f-n-docent-moskva-2009.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-gubernii-proshel-blagotvoritelnij-avtoprobeg-bolshaya-peremena-tak-nazivaetsya-mezhdunarodnij-festival-teatra.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-17.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-kniga-pervaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/dekabristi-tajnie-obshestva-zhurnali-osobennosti-mirovozzreniya-i-povedeniya-chast-9.html
  • tasks.bystrickaya.ru/120blasti-primeneniya-i-dejstviya-suggestii-testi-telepaticheskoj-perceptivnosti-103.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhivopis-bibliograficheskij-ukazatel-5-korpus-komnata-221.html
  • exam.bystrickaya.ru/zadachi-i-priroda-kassacii-v-sovetskom-ugolovnoj-processe-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-12-nekotorie-voprosi-makroekonomike-sobrano-sraznih-sajtov-zhelayu-uspehov.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalinauskas-igop-duhovnoe-soobshestvo-stranica-20.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zabolevaemost-uchashihsya-za-20072008-uchebnij-god-publichnij-doklad-direktora-mou-akatevskoj-sosh-fedulovoj-o-s.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskva-9-8-1953-119607-moskva-udalcova-ul40-tel-432-39-01-himiya-i-znachenie-hlorofilla-v-prirode.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yazikovie-simvoli-i-obrazi-ontologiya-i-funkcionirovanie-na-materiale-francuzskogo-yazika-10-02-19-teoriya-yazika-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-marketingovogo-upravleniya-kommercheskoj-deyatelnostyu-torgovoj-organizacii-teoriya-metodologiya-praktika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-modeli-korpusnoj-lingvistiki-dlya-napravleniya-010400-68-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • tests.bystrickaya.ru/kruglij-stol-sibirskij-gosudarstvennij-aerokosmicheskij.html
  • turn.bystrickaya.ru/otladchikpervaya-programma4-goryachie-klavishi-vvod-programma-14-otladchik-pervaya-programma-vvod-programmi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yugra-inform-25052012-sergej-kokoulin-krizis-yugre-ne-grozit-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-28-maya-2012-goda.html
  • control.bystrickaya.ru/dissertaciya-2-ekz-1-ekz-rasshitij.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-4-avgusta-2011-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/biohimicheskie-pokazateli-krovi-beremennih-zhenshin.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-tehnologicheskij-podhod-v-obrazovanii-ekskurs-v-istoriyu-stanovleniya-ponyatiya-tehnologiya-v-obrazovanii.html
  • school.bystrickaya.ru/kreditovanie-promishlennih-predpriyatij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-proizvodstvo-po-delam-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konkursnoe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.