.RU

Справочник информационного работника / науч ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. Спб.: Профессия, 2005. С. 522 527


Гендина Н.И.,

доктор пед. наук, профессор кафедры

ТАОИ КемГУКИ


Аналитико-синтетическая переработка информации в структуре информационного анализа и синтеза

План

1. Информационный взрыв и информационный кризис, как основные факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг

2. Назначение и сущность аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ).

3. Виды АСПИ

4. Критерии различения рефератов и аннотаций

5. Многоаспектная классификация рефератов и аннотаций

6. Материал для контроля и самопроверки знаний и умений по изученной теме

Список литературы

1. ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. – Введен 01.07.2000. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2000. – 15 с. (Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу)

2. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Введ. 2004-07-01. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М.: Издательство стандартов, 2004. – 95 с. (Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу)

3. ОСТ 29.130-97. Стандарт отрасли: Издания. Термины и определения. Введ. 08.01.97 // Издательские стандарты. – М., 1998. – С. 507 – 548.

4. ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация: Общие требования - Взамен ГОСТ 7.9-77; Введен 26.04.95. – Минск : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996. – 11 с. (Система стандартов по информации библиотечному и издательскому делу)

5. Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С. Гиляревский, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 522 – 527

6. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., Профессия, 2003. – 560 с. – (Серия «Библиотека»).

7. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/ синтез для формирования вторичного потока документов / Д. И. Блюменау. – СПб: Изд-во «Профессия», 2002. – 240 с.

7. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, И. Л. Скипор. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.


1. Информационный взрыв и информационный кризис, как основные факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг

Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины XX века эта категория не была предметом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство.

Принципиально новый уровень отношения человечества к информации проявился после Второй мировой войны, когда экономическое лидерство стало осознано отождествляться с наукоемкой продукцией, глубокими знаниями, умением быстро наращивать профессиональный потенциал за счет умелой обработки информации. Если ранее в производственно-практической деятельности людей решающая роль отводилась вещественным и энергетическим ресурсам, которые, как представлялось, полностью определяли перспективы развития человечества, то в настоящее время информация и знания все больше становятся третьим – в дополнение к материи и энергии – главным ресурсом общества.

Таким образом, коренное изменение отношения к информации связано с тем, что информацию стали осознавать как стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами развития общества и государства.

^ Информационные ресурсы – это продукт интеллектуальной деятельности общества; имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы - это единственный вид ресурсов, который в отличие от всех других видов ресурсов (сырьевых, финансовых и др.) по мере потребления не исчезает, а лишь увеличивается.

Приоритет информации по сравнению с другими благами и ценностями, обретение информационными ресурсами статуса стратегических, определяется также и тем, что в любой сфере деятельности, включая экономическую, политическую, социальную, преимуществами владеют те, кто обладает полнотой доступа к информации и соответствующими средствами ее получения, обработки, распространения и хранения.

Именно за счет информации и знаний, высокого образовательного уровня аналитиков и умения перерабатывать огромные потоки информации, связанные с деятельностью человечества на Земле, делается попытка решения глобальных проблем человечества (восполнения уменьшающихся запасов сырья и энергии, поиск компромиссов между человеком и природой и тем самым выживания).

Владение информацией всегда рассматривалось как важнейший фактор власти военной, политической, управленческой, личной. Но сегодня эта связь становится еще более прямолинейной. Глобализация и сжатие информационного пространства, насыщение сведениями без какого-либо контроля, быстрота передачи превращают информацию в силу власти, в силу, позволяющую без видимых физических потрясений осуществлять такие воздействия на сознание и иные объекты реальности, которые подобны воздействию сильнейшего оружия. Сознание, поведение, институты общества и его отдельные структуры испытывают потрясения, которые мир до сих пор не знал. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается ведущимися в последние годы информационными войнами.

Обобщенное представление о причинах актуализации роли информации в общественном развитии дает получившая широкую известность концепция американского ученого А. Тоффлера. Он выделил три основных типа цивилизации, возникшие в ходе глобальных социотехнологических революций: аграрно-ремесленную, индустриальную и информационно-компьютерную. Основу каждой из трех цивилизаций составляет своя особая технологическая система, связанная, соответственно, с материей, энергией и информацией.

Все это диктует необходимость отношения к информации – оружию в экономической и политической борьбе, средству управления личностью и обществом, инструменту власти, стратегическому ресурсу – как к важнейшему фактору, определяющему развитие современного общества, источнику выживания и устойчивого роста. Действие этого фактора в особой мере усиливается ростом количественных показателей информационных потоков в современном обществе.

Высокие темпы научно-технического прогресса, расширение масштабов познавательной деятельности людей, появление новых наук, стремительная смена не только производственных, но и социальных технологий, динамизм жизни современного общества – все это явилось основой для значительного роста информационных ресурсов. Их примечательной особенностью является то, что в отличие от всех других ресурсов с течением времени они не убывают, а наоборот, характеризуются ростом и накоплением объемов.

По утверждению специалистов, сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. – каждые 10 лет, а к 1970 г. – каждые 5 лет. Особенно растет объем научных знаний. В последние десятилетия он удваивается уже за 2–3 года, а по последним данным,– ежегодно.

По данным ЮНЕСКО, в начале ХIХ в. во всем мире выходило около 100 научных журналов, в 1850 г. – 1000, в 1900 – более 10 тыс., в настоящее время – свыше 100 тыс. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.

Лавинообразный рост объемов информации во второй половине XX в. породил явление, получившее название «информационный взрыв». ^ Информационный взрыв – резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности. Этому способствовали:

- научно-техническая революция, превратившая науку в производительную силу общества (где продукция – информация о мире) и поставившая получение и распространение научной и технической информации на промышленную основу;

- новые технологии в полиграфии (ротационные машины), сделавшие возможными миллионные тиражи ежедневных газет и других видов периодической печати, а также радио, многоканальное телевидение, Интернет, средства массовой информации, создающие и формирующие ежедневную информационную картину мира;

- массовое образование, поставляющее грамотных людей – производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации.

Следствием информационного взрыва явился информационный кризис. ^ Информационный кризис – противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека: скорость восприятия информации человеком (например, скорость чтения) сегодня такая же, как и тысячи лет назад и увеличить ее кардинально невозможно. Лавинооб­разный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность до 50 % своего рабочего времени, в состоянии ознакомиться не более чем с 10–12 % публикаций, вышедших за год даже по самой узкой специальности. В результате существенно снижается эффективность использования информации как важнейшего ресурса. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становится все труднее. Подчас выгоднее создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Конечно, человечество вовсе времена жаловалось на информационный кризис, жалобы на обилие информации можно найти и тысячелетие назад: «Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу» – гласит надпись на глиняной шумерской табличке, созданной еще в 4 тысячелетии до н.э. «Нет конца появлению новых книг» – печалился один из авторов Ветхого завета.

Однако на стыке ХХ-ХХI веков возрастание объема информации стало особенно заметно.

Информационный кризис привел общество к необходимости поиска путей выхода из создавшегося положения. Стало очевидно, что традиционные технологии сбора, обработки, поиска, хранения и передачи информации не способны обеспечить использование в полном объеме накопленного обществом громадного информационного потенциала. Кардинальное решение проблемы информационного кризиса в конце ХХ в. связывалось с созданием принципиально новых технической и технологической платформ, базирующихся на персональных компьютерах и средствах телекоммуникации. Однако появление глобальных сетей, в частности Интернета, аккумулирующих сверхбольшие объемы информации, породило целый ряд других проблем, давших основание говорить о новом этапе информационного кризиса или даже о новом информационном кризисе. Например, количество новостных сообщений, публикуемых в сети Internet во всем мире, превышает 1000 000 в сутки. Крупнейшие сетевые интеграторы новостей обрабатывают ежесуточно десятки тысяч сообщений. Каждая интересующая пользователя тематика, например, «инвестиционная сфера», «банковская сфера» или «экология», в сутки может охватывать тысячи документов, которые доставляются пользователю всеми доступными средствами (электронной почтой, доступом к авторизированной Web-странице, Web-cайту или в виде SMS-сообщений). Даже эксперту порой не хватает времени на просмотр одних лишь заголовков.

Отрицательные следствия резкого роста объемов информации усугубляются такими типичными для коммуникаций начала ХХI в. явлениями, как: непропорциональный рост «информационного шума» ввиду слабой структурированности информации; появление «паразитной» информации (спам); несоответствие формально релевантной (уместной, относящейся к делу) информации действительным потребностям; многократное дублирование информации.

Работа со сверхбольшими массивами выявила целый ряд сопутствующих эффектов, удивляющих самих разработчиков этих систем. Например, такой традиционно важный параметр поиска, как полнота, в условиях поиска в сверхбольших массивах информации перестает быть актуальным. Например, по результатам исследования, проведенного сотрудниками поисковой системы Altavista, 98% потребителей просматривают только первые 10 выданных документов. Следует подчеркнуть, что большинство пользователей не подозревает об опасности такого подхода к оценке результатов поиска информации, когда наиболее ценная и полезная информация остается за пределами ограниченной таким образом выдачи.

Итак, главное противоречие, отражающее суть современного этапа информационного кризиса: наличие сверхбольших массивов информации и невозможность их реального освоения, т.к. скорость восприятия информации человеком сегодня такая же, как и тысячи лет назад и увеличить ее невозможно.

Один из путей решения этой проблемы – информационный анализ и синтез, свертывание информации, ее аналитико-синтетическая переработка и предоставление на этой основе пользователю информационных продуктов, позволяющих в краткой форме получить представление об имеющихся достижениях в области науки, культуры и др. областей человеческого знания. В основе производства таких информационных продуктов лежит то, что является объектом нашего изучения в данном курсе – аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ).


^ 2. Назначение и сущность аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ)

Информация – это абстрактное понятие, однако в профессиональной деятельности информатиков-аналитиков информация воплощается и существует в виде конкретных документов. Документ – это материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и пространстве.

^ Аналитико-синтетическая переработка (АСП) – преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде, соответствующем запросу (1). Результатом АСП является вторичный документ.

Объектом АСП являются первичные документы. ^ Первичный документ (ПД)- документ, являющийся непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов и т.д. Например, книга (монография), статья, патент, диссертация и т.д.

Результатом АСП является создание вторичных документов (ВД).

^ Вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки содержания первичных документов. Например, библиографическое описание документа, аннотация, реферат, обзор.

Осуществление процессов АСП всегда сопровождается свертыванием информации.

^ Свертывание информации – процедура физического сокращения объема текста первичного документа при сохранении его смыслового содержания. При свертывании достигается более экономичная форма выражения исходной информации, содержащейся в первичном документе. Результатом свертывания, как и результатом АСП, является вторичный документ.

Назначение и АСП, и свертывания, – сокращение затрат (временных, интеллектуальных) пользователя при работе с информацией. Конечный результат в обоих случаях - вторичный документ.

Единая природа АСП и свертывания объясняется единством процессов, лежащих в их основе - анализа и синтеза.

Анализ (греческое analysis - разложение, расчленение, разбор) - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения) каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого приема - синтеза.

Форма анализа зависит от анализируемого объекта и от тех целей, которые ставит человек при исследовании этого объекта. Соответственно, в зависимости от вида объекта меняется и вид анализа: грамматический, химический, математический, семантический или анализ текста.

Для настоящего курса важное значение имеет семантический анализ - совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. Семантический анализ моделирует процесс понимания текста человеком.

Анализ тесно связан с другими логическими приемами и не может осуществляться вне связи с ними. Анализ не может сводиться к одному лишь расчленению предмета или явления на составные элементы, от которых затем сразу осуществляется переход к познанию предмета или явления в целом. Очень часто этому предшествует объединение простейших составляющих в сходные группы, подклассы, и лишь только после этого наша мысль добирается до познания предмета или явления.

Анализ - только начало изучения предмета. Знание частей целого еще не есть знание о предмете. Предмет не является простой суммой частей. Необходимо также знание характера взаимосвязи составных частей. Восстановление расчлененного в ходе анализа достигается в синтезе.

Синтез (греческое synthesis - соединение, составление, сочетание) – логический прием, метод исследования, представляющий собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Синтез всегда связан с анализом. Если в процессе анализа предмет мысленно расчленяется на составные элементы, то в процессе синтеза элементы предмета мысленно объединяются в одно целое. Но синтез не является простым суммированием частей. Расчлененный на части механизм (мотор, самолет, компьютер) можно вновь восстановить, но если при этом нарушить связи и отношение частей, то вместо механизма получится просто груда металла. В процессе синтезирования мы познаем нечто новое: взаимодействие частей как целого.

Информационный анализ – выявление в документах и фиксация в виде данных информации, относящейся к определенной предметной области (1).


^ 3. Виды АСПИ

Обобщенное представление об основных видах АСПИ дает приведенная ниже таблица.

Виды АСПИ (свертывания информации)



^ Вид АСПИ и свертывания информации

(процесс)

Результат АСПИ и свертывания информации (результат)

1.

Составление библиографического описания

Библиографическое описание

2.

Индексирование


ПОД в виде индексов, предметных рубрик, КС, дескрипторов

3.

Аннотирование

Аннотация

4.

Реферирование

Реферат

5.

Составление обзоров

Обзор


Дадим краткую характеристику основных видов АСПИ и вторичных документов, получаемых в результате соответствующего преобразования информации.

^ Составление библиографического описания – вид аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение лаконичной информативной характеристики первичного документа, позволяющей его находить и идентифицировать, т.е. отличать из ряда подобных, в документальном потоке,. Правила составления библиографического описания зафиксированы в ГОСТ 7. 1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание Общие требования и правила составления.

^ Библиографическое описание документа – это вторичный документ, представляющий собой совокупность самых важных сведений о первичном документе (автор, заглавие, место и год издания и др.), расположенных в строго определенном, унифицированном порядке, который задан специальным нормативным документом – государственным стандартом (ГОСТом).

Библиографическое описание часто сравнивают с паспортом документа, по которому мы, не видя самого документа, можем составить о нем общее представление. Важнейшими функциями библиографического описания являются:

1) информационная: информирование о наличии определенно­го документа и сообщение различных сведений о документе;

2) идентификационная, состоящая в обеспечении тождествен­ности между библиографическим описанием и документом;

3) поисковая, состоящая в том, что не только библиографическое описание в целом, но и его элементы являются средством поиска в любой информационно-поисковой системе.

Библиографическое описание широко используется в библиотечно-библиографической, научно-информационной и издательской деятельности, книжной торговле: в виде библиотечных каталогов и картотек, библиографических указателей, информационных изданий различных. На базе библиографического описания основано построение различных вспомогательных указателей (авторских, предметных, пермутационных, формульных, нумерационных, хронологических, указателей цитированной литературы и т.п.).

Важнейшими элементами библиографического описания являются заголовок и заглавие документа, место опубликования, издательство, год, количество страниц и др. сведения. Именно они содержат необходимый и достаточный минимум сведений о документе, которые позволяют идентифицировать его в документальном потоке, т.е. отличить его от др. документов.


Индексирование – вид аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в переводе содержания документов и запросов с естественного на информационно-поисковый язык (ИПЯ). Цель индексирования – обеспечить поиск необходимых сведений в больших массивах информации за счет формализованного представления смысла документов и запросов. Результатом индексирования являются поисковые образы документов (ПОД) и поисковые образы запросов (ПОЗ). Поисковый образ документа (запроса) – это сжатое и лаконичное представление смысла документа (запроса) в форме индекса (кода), или ключевых слов, или дескрипторов, или предметных рубрик, т.е. терминов индексирования, которым располагает тот или иной ИПЯ. Классификационный индекс показывает, к какой отрасли знания можно отнести содержание документа. Это делается с помощью цифровых или буквенных знаков (например, индекс ББК 32.81я73 означает «Учебник для вузов по информатике»). С ПОД в виде классификационных индексов УДК или ББК сталкивается любой читатель библиотеки при работе с систематическим каталогом и заполнении листка требования на нужный документ; классификационные индексы УДК и ББК проставляются на обороте титульного листа книжных изданий. ПОД любого документа или запроса можно представить в виде набора ключевых слов.

^ Ключевое слова – это наиболее информативные слова, т.е. слова, несущие максимальную смысловую нагрузку в тексте. В отличие от неинформативных слов (союзы, предлоги, междометия) ключевые слова, выраженные терминами в форме существительных и прилагательных, передают основной смысл текста, позволяют определить, о чем говорится в том или ином документе. Например: «информатика, программирование, персональный компьютер», или «мануальная рефлексотерапия, акупунктура, точечный массаж».

Индексирование – массовый технологический процесс, выполняемый в издательствах, библиотеках, информационных центрах в конечном итоге для поиска информации.

Аннотирование – вид аналитико-синтетической переработки информации, цель которого состоит в получении обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Результатом аннотирования является аннотация. Аннотация – это вторичный документ, представляющий собой краткую характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Реферирование – вид аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: основных положений, фактических данных, результатов, выводов. Результатом реферирования является реферат. Реферат – вторичный документ, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы.

Следует отличать реферат, как разновидность вторичного документа, от исследовательских учебных рефератов, выполняемых учащимися и студентами. Объем реферата как вторичного документа равен 1 тысяче знаков (примерно 1 страница формата А4). Учебный исследовательский реферат – это результат самостоятельной работы учащихся, связный развернутый текст, раскрывающий какую-либо тему, проблему, объемом 10-15 страниц и более.

^ Составление обзоров – вид аналитико-синтетической переработки информации, цель которого состоит в получении обобщенной характеристики какой-либо темы, проблемы, получившей отражение в некотором множестве документов за определенный период времени. Обзор – это вторичный документ, представляющий собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенному вопросу, за определенный период времени, содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения.

Основное внимание в 1-ой части курса мы будем уделять таким двум видам АСПИ как аннотирование и реферирование. Следовательно, надо уточнить их определения и ввести критерии различения, показать их связь с другими родственными понятиями.


^ 4. Критерии различения аннотаций и рефератов

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования дает следующие определения: «Аннотация – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата».

^ Сходство рефератов и аннотаций состоит в следующем:

  1. они являются вторичными документами, кратко характеризующими содержание первичного документа;

2) дают возможность определить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

3) используются в автоматизированных информационных системах для поиска информации.

^ Различие рефератов и аннотаций проявляется в их ведущих свойствах. Так, ведущим свойством реферата является информативность – способность кратко передать (изложить) смысл первичного документа. Ведущим свойством аннотации является индикативность (указательность), т.е. способность обобщенно представить информацию, содержащуюся в первичном документе, выделяя при этом самое главное, актуальное, особенное.

Существует два подхода к различению аннотации и рефератов:

1. Формальный, с точки зрения объема этих ВД: реферат больше, аннотация – меньше. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования определяет объем реферата в среднем в 850 печатных знаков, аннотации – 500 печатных знаков.

2. Интуитивный: аннотация отвечает на вопрос «О чем сообщается в ПД?», а реферат – «Что именно сообщается в ПД». Таким образом, реферат выполняет информативную, а аннотация – индикативную (указательную) функцию.

Понятия, родственные понятиям «реферат» и «аннотация»

^ Реферативная аннотация – аннотация, которая включает элементы справочной аннотации (перечень рассматриваемых в первичном документе проблем с указанием степени подробности их освещения, сведений о структуре и жанре этого документа, его целевом назначении), а также элементы реферата: основные фактические сведения, изложение отдельных аспектов содержания первоисточника. Иными словами, реферативная аннотация, это вторичный документ, отвечающий как на вопрос «О чем сообщается в первичном документе», так и на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?».

Резюме (от франц. Resume – «краткий вывод»)- краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; заключительный итог чего-либо. Резюмировать – делать резюме чего-либо, кратко обобщать.

Рецензия (от. лат. «лат. Recensio- рассмотрение, осмотр»)- произведение, содержащее анализ и критическую оценку документа. Например, рецензия на монографию, статью, учебник, роман, сборник стихов и т.п. Обладает чертами сходства с рекомендательной аннотацией.

Дайджест (от лат.digest - краткое изложение) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты) подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Например, американский журнал «Риддерз дайджест», издаваемый миллионными тиражами на 20 языках, в т.ч. на русском, содержит информацию для семейного чтения, проблемные статьи, краткие заметки.


^ 5. Многоаспектная классификация аннотаций и рефератов

Классификация – многозначный термин, имеющий, как минимум, 2 значения:

1) классификация как процесс распределения каких-либо объектов по классам в соответствии с их наиболее существенными признаками. Признак, по которому проводится классификация, называется основанием деления;

2) классификация как результат распределения каких-либо объектов по классам.

И рефераты, и аннотации, как сложные объекты, обладают различными признаками. Поэтому их классификацию будем производить по различным основаниям деления, в результате чего получим многоаспектную классификацию.

^ Классификация аннотаций и рефератов по различным основаниям деления

Аннотации
Рефераты

^ 1.По целевому назначению

    1. Справочные аннотации – аннотации, которых приводятся сведения справочного характера без оценки аннотируемого документа и без рекомендаций по его использованию. Они в краткой форме уточняют неясное заглавие. Сообщают общие сведения о содержании и назначении ПД, приводят иные важные сведения, отсутствующие в библиографическом описании ПД;

Рекомендательные аннотации - аннотации, которые помимо сведений справочного характера дают оценку аннотируемого ПД и рекомендации по его использованию. Кроме краткой информации о ПД главная цель рекомендательной аннотации - заинтересовать читателя, показать значение и отличительные черты, особенности данного ПД. Рекомендательные аннотации используются для характеристики художественной, научно-популярной, детской литературы. Отличаются от справочной аннотации живым, эмоциональным стилем изложения. По объему превышают справочные аннотации.

^ 1.По функциональному назначению

1.1.Общие рефераты или рефераты-конспекты, последовательно излагающие в общем виде содержание всего первичного документа;

1.2. Специализированные или проблемно-ориентированные рефераты, акцентирующие внимание читателя на отдельных темах или проблемах первичного документа.


^ 2. По количеству источников аннотирования

2.1.Индивидуальные, т.е. составленные на один первичный документ;

2.2. Аналитические, составленные на отдельную часть первичного документа, его главу, раздел, параграф;

2.3. Групповые или сводные аннотации.

^ 2. По количеству источников реферирования

2.1.Монографические, т.е. составленные на один первичный документ;

2.2. Рефераты-фрагменты, составленные на отдельную часть первичного документа, его главу, раздел, параграф

2.3. Обзорные (сводные, групповые) рефераты), составленные на несколько ПД по одной теме или проблеме; на документы одного автора; за определенный хронологический период и т.п.


^ 3. По объему или глубине свертывания

3.1. Краткие аннотации, объем которых –1 -2 предложения.

3.2. Расширенные аннотации, превышающие рекомендованный ГОСТ 7.9-95. «Реферат и аннотация. Общие требования» средний объем в 500 п.з.


^ 3. По объему или глубине свертывания

3.1. Краткие, объем которых ограничен ГОСТом 7.9-95 и не должен превышать 850 печатных знаков;

3.2. Расширенные рефераты, объем которых не лимитируется ГОСТом и может составлять 10-15% от объема первичного документа, в зависимости от его ценности, новизны, и доступности.

^ 4. По исполнителю или составителю аннотации

4.1. Авторские

4.2. Неавторские аннотации, составленные работником реферативной или иной информационно-библиографической службы;


^ 4. По исполнителю или составителю реферата

41. Авторские или авторефераты, т.е. составленные автором ПД;

4.2. Неавторские, составленные работником реферативной или иной информационно-библиографической службы, т.е. референтом;

4.3. Машинные (автоматические), составленные с помощью компьютера. Их называют «квази-рефераты» («как бы рефераты»).

^ 5. По степени формализации аннотирования

5.1. Интеллектуальные аннотации, составленные человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации

5.2. Формализованные аннотации, составленные на основе формализованных методик свертывания информации.


^ 5. По степени формализации реферирования и структуры реферата

5.1. Интеллектуальные рефераты с неформализованной структурой, составленные человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации;

5.2. Формализованные рефераты, составленные на базе формализованных методик

5.2.1. Рефераты-экстракты, полученные путем извлечения (экстрагирования) наиболее важной информации из ПД. Это извлечение ведется с помощью специальной анкеты или перечня аспектов содержания, которые определяют, что именно в ПД следует считать наиболее важным. Эти рефераты называются также анкетные, аспектные рефераты.

5.2.2. Табличные рефераты

^ 6. По способу подготовки

6.1.Интеллектуальные или ручные аннотации

6.2. Аннотации, полученные автоматизированным способом.

^ 6. По способу подготовки

6.1. Интеллектуальный или ручной реферат

6.2. Машинный или автоматизированный реферат





^ 7. По форме изложения

7.1.Текстовые;

7.2. Табличные;

7.3.Иллюстративные, включающие схемы, чертежи, фото и т.п.;

7.4.Смешанные рефераты, сочетающие текст, схемы, фото и т.п.



^ 6. Материал для контроля и самопроверки знаний и умений

В результате изучения темы «Аналитико-синтетическая переработка информации в структуре информационного анализа и синтеза» студент должен:

№№

^ Знать (давать определения понятиям)

Уметь

1.

Информационные ресурсы

Приводить примеры различных видов информационных ресурсов

2.

Документ

Приводить примеры документов на различных носителях информации

3.

Анализ и синтез

Приводить примеры анализа и синтеза

4.

Первичный документ - вторичный документ

Отличать первичный документ от вторичного документа

5

Информационный анализ и синтез

Приводить примеры информационного анализа и синтеза

6.

Информационный взрыв и информационный кризис

Аргументировать наличие информационного взрыва и проявления информационного кризиса

7.

АСПИ и свертывание информации

Объяснять сходство и различие между АСПИ и свертыванием информации

8.

Библиографическое описание- составление библиографического описания

Атрибутировать и выделять из других вторичных документов библиографическое описание

9.

Ключевое слово

Выделять из текста ключевые слова

10.

Поисковый образ документа (запроса)- индексирование

Атрибутировать и выделять из других вторичных документов поисковый образ документа: ключевые слова, индексы

11.

Аннотация - Аннотирование

Атрибутировать и выделять из других вторичных документов аннотацию

12.

Реферат - Реферирование

Атрибутировать и выделять из других вторичных документов реферат

13.

Обзор - Составление обзоров

Атрибутировать и выделять из других вторичных документов обзор

14.

Знать принцип построения многоаспектной классификации рефератов и аннотаций

Приводить примеры видов рефератов и аннотаций по заданному основанию деления классификации.

Отличать реферат от аннотации

srednevekovaya-koncepciya-istoricheskogo-vremeni-marina-yurevna-istoriya-istoricheskogo-znaniya-repina-lorina-petrovna.html
srednevekovaya-teodiceya.html
srednevekove-poryaz.html
srednevekovie-istoricheskie-istochniki-vostoka-i-zapada-istoriya-shirvana-i-al-baba-ot-otvetstvennogo-redaktora.html
srednevekovij-lyubek-stranica-22.html
srednevekovya-18-voprosi-psihologicheskogo-razvitiya-detej-v-epohu-vozrozhdeniya-22-stranica-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-sostoyanie-zakonnosti-v-sfere-ugolovnogo-presledovaniya-o-sostoyanii-zakonnosti-i-pravoporyadka-v-rossijskoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-raboti-shkoli-internata-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-osnovi-gosudarstvennogo-upravleniya-o-sostoyanii-zakonodatelstva-novgorodskoj-oblasti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-mihelson-v-a-grebennikov-stranica-33.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnie-meri-borbi-s-virusami-3-programmnie-sredstva-realizacii-informacionnih-processov-klassifikaciya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-pravleniya-obshestva-godovoj-chlenskij-vznos.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strugackij-trudno-bit-bogom-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ostraya-sosudistaya-nedostatochnost-obmorok-pervaya-medicinskaya-pomosh-pri-obmoroke.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/koncepciya-chelovekoznaniya-bgananev.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursnoe-proizvodstvo-pri-bankrotstve-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metod-snovideniya-prakticheskaya-rabota.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-10-chas-52-min-26-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschet-zarabotnoj-plati-plavsostava.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predsedatel-soveta-direktorov-lukojla-i-ritek-valerij-grajfer-gazovayalent-a-monitoring-rossijskoj-i-tatarstanskoj-pressi-13-17.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-soboj-rukovodstvo-po-hirurgii-grizh-perednej-bryushnoj-stenki-rasschitannoe-na-shirokij-krug-prakticheskih-vrachej-glavnim-obrazom-molodih-hirurgov-pristupayushih-k-samostoyatelnoj-deyatelnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-5-fakti-glava-6-razrabotka-ekspertnih-sistem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-praktikuyushih-yuristov-pontifik-2011.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obshie-principi-i-osobennosti-buhgalterskogo-ucheta-za-rubezhom-barhatov-a-p-mezhdunarodnij-uchet-uchebnoe-posobie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/z-a-r-u-b-e-zh-n-a-ya-d-e-t-s-k-a-ya-nazvanie-knigi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-razvitiya-mezhdunarodnogo-i-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-krasnodarskogo-kraya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlyaet-soboj-annotirovannij-otchyot-sotrudnika-ili-gruppi-sotrudnikov-za-god-stati.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vktor-nekrasov-povertatsya-vbudinok-turbnih-anatolij-konchakovskij-direktor-muzeya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tendencii-razvitiya-mirohozyajstvennih-svyazej-i-mesto-rossii-v-etom-processe.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispitanie-combus-rukovodstvo-po-sisteme-pc4020.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompyuternaya-i-matematicheskaya-model-yadernogo-spinovogo-eha.html
  • testyi.bystrickaya.ru/associaciya-malogo-i-srednego-biznesa-peterburga-napomnit-valentine-matvienko-ee-obeshaniya-zaksru-01122006.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-zhirmunskij-nazivaet-stilem-opredelennuyu-sistemu-priemov-v-kotoroj-raskrivaetsya-to-chto-mozhno-nazvat-uslovno-duhom-epohi-ili-duhom-kakogo-nibud-literaturnogo-napravleniya-t-e-ego-mirooshusheniem-cit-po-ta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-kadrah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-programma-razvitiya-2008-2013g-g-mou-sosh.html
  • essay.bystrickaya.ru/eleckaya-nastupatelnaya-operaciya-lipeckaya-oblast-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hrustalev-yu-m-kratkij-kurs-filosofii-ucheb-posobie-dlya-vuzov-stranica-10.html
  • bystrickaya.ru/zapravochnij-raschyot-tkani.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobiea-i-vladimirov-v-ya-kershenbaum-m-np-nacionalnij-institut-nefti-i-gaza-2004-640-s.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-zanyatij-tehnika-bistrogo-chteniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prodolzhaet-rabotu-proseminar-po-geometrii-i-topologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.