Справочный материал
.RU

Справочный материал

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

57. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены; Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.

58. Если подлежащее выражено так называемым счетным о б о р о т о м, то есть сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим — собирательным существительным (см. п. 57). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).

59. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс; Позади их щелкнули два выстрела, просвистели две пули (Л. Т.); Тридцать два человека дышали одним духом (Шол.).

60. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

61. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка; Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев (А. Н. Т.).

62. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели (П.); Пробило десять часов (Т.); Пятнадцать лет так прошло (А. Остр.).

63. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое (П.).

64. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось (Ч.). Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.

65. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходило целая бездна (Дост.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).

66. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях (Гонч.); Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится...(Пришв.).

67. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе пионервожатую (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию.

68. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.), среди которых имеется ведущее слово или слово в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене колхозного театра. Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны А. С. Пушкиным, поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласуется сказуемое. Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана Л. Н. Толстым.

69. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована, автомат-закусочная открыта, водевиль-обозрение показано, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машина-фургон, плащ-палатка лежала в свернутом виде, концерт-загадка прошел с большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат висела на стене, раскладное кресло-кровать стояло в углу к 1. п.

70. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

71. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: колхоз закончил уборку урожая, вуз объявил набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет), гороно разослал инструкцию (городской отдел народного образования).

72. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования:

а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в СССР неуклонно развиваются;

б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).

Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).

73. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в амбулаторию.

При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 345. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. (Ссылки указывают на соответствующий пункт в справочном материале).

1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комнаты57.

2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаменационному столу 58.

3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежало — лежали) на столе. 59

4. На совещание (прибыл — прибыли) двадцать один делегат.60

5. Тысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку. 61

6. (Прошло — прошли) два месяца.62

7. На экскурсию (пошло — пошли) всего десять учеников класса63.

8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло — прошли) незаметно 64.

9. Пятерка истребителей (бросилась — бросились) на вражеские бомбардировщики 65.

10. Много выпускников нашей школы (пошло — пошли) работать на завод 66.

Упражнение 346. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справки [речь идет о лице женского пола]67.

2. «Война и мир». (написана — написано — написаны) Л. Н. Толстым68.

3. Недавно у нас (открыта — открыто) кафе-столовая с самообслуживанием 69.

4. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог — могли) решить эту трудную задачу 70.

5. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много (сделало — сделали) для развертывания культурно-массовой работы 70.

6. Народ Франции, как и народы России, не (может — могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй мировой войны 70.

7. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно (помогала — помогали) колхозникам в уборке картофеля 70.

8. Администрация школы, особенно директории завуч, много (сделала — сделали) для организации летнего отдыха детей70.

9. Гороно (подтвердил — подтвердило) свое указание 71.

10. В продаже (имеется — имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия 72.

11. Брат или сестра (поможет — помогут) мне устроиться на работу 73.

12. Мать с детьми (уехала — уехали) в деревню.

Упражнение 347. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... .6. Много детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил...о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.

sravnitelnaya-harakteristika-metodik-ucheta-osnovnih-sredstv-i-nematerialnih-aktivov-v-mezhdunarodnoj-i-rossijskoj-praktike.html
sravnitelnaya-harakteristika-osnovnih-tipov-pamyati-1-teoreticheskie-voprosi-na-znanie-bazovih-ponyatij-i-principov.html
sravnitelnaya-harakteristika-tamozhennogo-regulirovaniya-v-rossii-i-zarubezhom.html
sravnitelnaya-harakteristika-zhenskogo-i-korovego-moloka-detskogo-pitaniya.html
sravnitelnaya-kliniko-funkcionalnaya-ocenka-metodov-pryamoj-restavracii-zubov-14-00-21-stomatologiya.html
sravnitelnaya-ocenka-potrebitelskih-svojstv-ledencovoj-karameli-razlichnih-proizvoditelej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-zavershayushij-etap-obedinitelnogo-processa-uchebnoe-posobie-ivanovo-2003-udk.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-znachenie-ekologicheskih-problem-referat-.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sochinenie-rassuzhdenie-po-tekstu-a-popova-osennie-lyudi-ege-chast-s.html
  • studies.bystrickaya.ru/kakuyu-otvetstvennost-dolzhni-ponesti-uchastniki-draki-i-kakuyu-kompensaciyu-poluchat-postradavshie-po-normam-zakonnika-hammmurapi.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-1-sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-18-kompleksnij-ekonomicheskij-analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-eu-04-1-nauchnij-docent-k-e-n-mitrova-t-a-raschet-alternativ-realizacii-shtokmanovskogo-proeta-i-swot-analiz.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-o-psihike-cheloveka-osnovnie-formi-psihicheskoj-deyatelnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/geografiya-rastenievodstva-rossijskoj-federacii-chast-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnaya-sbornik-tipovih-uchebnih-programm-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam-informatiki-i-radioelektroniki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ukazaniya-k-sostavleniyu-vvedeniya-i-zaklyucheniya-metodicheskie-ukazaniya-po-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline.html
  • school.bystrickaya.ru/bolshakov-ka.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-ob-izbranii-meri-presecheniya-v-vide-zaklyuchenie-pod-strazhu-ostavleno-bez-izmeneniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-marketingovie-kommunikacii-dlya-specialnosti-080101-65-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-pererabotano-utverzhdeno.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimir-suzdal-bogolyubovo.html
  • grade.bystrickaya.ru/nastoyashij-kurs-posvyashen-izucheniyu-turizma-kak-osnovnogo-vida-rekreacionnoj-deyatelnosti-zadachi-kursa.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/profilaktika-akusherskoj-patologii-u-visokoproduktivnih-korov-v-suhostojnij-period-sinteticheskim-karotinom-06-02-06-veterinarnoe-akusherstvo-i-biotehnika-reprodukcii-zhivotnih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-primenenii-filosofskih-ponyatij-ipostas-priroda-i-sushnost-v-hristianskoj-dogmatike.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-na-nauchnih-konferenciyah-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/1-promishlennost-vsego-2-analiz-situacii-i-dinamiki-razvitiya-uvatskogo-municipalnogo-rajona.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-s-7882166266300440465-stranica-28.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-nyagani.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otvette-na-voprosi-n-n-roshina-osnovipedagogik-i.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-kursovih-rabot-po-discipline-bankovskoe-delo-moskva-2006.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-osnovaniya-otmeni-i-izmeneniya-prigovora-sushnost-i-znachenie-peresmotra-prigovorov-v-sovetskom-ugolovnom-processe.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-stoimost-turov-vhodit-turi-dlya-shkolnih-grupp-na-osennie-kanikuli-2011.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-uroku-posvyashennomu-50-letiyu-poleta-v-kosmos-yu-a-gagarina-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-poryadok-opredeleniya-bazovoj-ceni-proektnih-rabot-spravochnik-bazovih-cen-na-proektnie-raboti-dlya-stroitelstva.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-rajonnogo-konkursa-detskih-teatralnih-kollektivov-v-ramkah-xviii-gorodskogo-konkursa-festivalya-hudozhestvennogo-tvorchestva-uspeh-2012.html
  • books.bystrickaya.ru/e-g-yasin-uchenij-sekretar.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-v-02-reklama-v-kommunikativnom-processe-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/040000-socialnie-nauki-perechen-uchebnih-izdanij-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-realizuyushih-obrazovatelnie-programmi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-pervij-kanal-12032012-1200-teleprogramma-novosti-pervij-kanal-12032012.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2--proizvodstvo-v-kassacionnoj-instancii-sushnost-i-znachenie-peresmotra-prigovorov-v-sovetskom-ugolovnom-processe.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-ocenka-kachestva-internet-resursa-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.