.RU

Справочный материал

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

57. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены; Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.

58. Если подлежащее выражено так называемым счетным о б о р о т о м, то есть сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим — собирательным существительным (см. п. 57). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).

59. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс; Позади их щелкнули два выстрела, просвистели две пули (Л. Т.); Тридцать два человека дышали одним духом (Шол.).

60. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

61. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка; Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев (А. Н. Т.).

62. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели (П.); Пробило десять часов (Т.); Пятнадцать лет так прошло (А. Остр.).

63. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое (П.).

64. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось (Ч.). Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.

65. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходило целая бездна (Дост.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).

66. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях (Гонч.); Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится...(Пришв.).

67. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе пионервожатую (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию.

68. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.), среди которых имеется ведущее слово или слово в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене колхозного театра. Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны А. С. Пушкиным, поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласуется сказуемое. Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана Л. Н. Толстым.

69. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована, автомат-закусочная открыта, водевиль-обозрение показано, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машина-фургон, плащ-палатка лежала в свернутом виде, концерт-загадка прошел с большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат висела на стене, раскладное кресло-кровать стояло в углу к 1. п.

70. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

71. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: колхоз закончил уборку урожая, вуз объявил набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет), гороно разослал инструкцию (городской отдел народного образования).

72. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования:

а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в СССР неуклонно развиваются;

б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).

Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).

73. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в амбулаторию.

При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 345. Выберите один из заключенных в скобки вариантов. (Ссылки указывают на соответствующий пункт в справочном материале).

1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комнаты57.

2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаменационному столу 58.

3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежало — лежали) на столе. 59

4. На совещание (прибыл — прибыли) двадцать один делегат.60

5. Тысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку. 61

6. (Прошло — прошли) два месяца.62

7. На экскурсию (пошло — пошли) всего десять учеников класса63.

8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло — прошли) незаметно 64.

9. Пятерка истребителей (бросилась — бросились) на вражеские бомбардировщики 65.

10. Много выпускников нашей школы (пошло — пошли) работать на завод 66.

Упражнение 346. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справки [речь идет о лице женского пола]67.

2. «Война и мир». (написана — написано — написаны) Л. Н. Толстым68.

3. Недавно у нас (открыта — открыто) кафе-столовая с самообслуживанием 69.

4. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог — могли) решить эту трудную задачу 70.

5. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много (сделало — сделали) для развертывания культурно-массовой работы 70.

6. Народ Франции, как и народы России, не (может — могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй мировой войны 70.

7. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно (помогала — помогали) колхозникам в уборке картофеля 70.

8. Администрация школы, особенно директории завуч, много (сделала — сделали) для организации летнего отдыха детей70.

9. Гороно (подтвердил — подтвердило) свое указание 71.

10. В продаже (имеется — имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия 72.

11. Брат или сестра (поможет — помогут) мне устроиться на работу 73.

12. Мать с детьми (уехала — уехали) в деревню.

Упражнение 347. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... .6. Много детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил...о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.

sravnitelnaya-harakteristika-metodik-ucheta-osnovnih-sredstv-i-nematerialnih-aktivov-v-mezhdunarodnoj-i-rossijskoj-praktike.html
sravnitelnaya-harakteristika-osnovnih-tipov-pamyati-1-teoreticheskie-voprosi-na-znanie-bazovih-ponyatij-i-principov.html
sravnitelnaya-harakteristika-tamozhennogo-regulirovaniya-v-rossii-i-zarubezhom.html
sravnitelnaya-harakteristika-zhenskogo-i-korovego-moloka-detskogo-pitaniya.html
sravnitelnaya-kliniko-funkcionalnaya-ocenka-metodov-pryamoj-restavracii-zubov-14-00-21-stomatologiya.html
sravnitelnaya-ocenka-potrebitelskih-svojstv-ledencovoj-karameli-razlichnih-proizvoditelej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-prazdnika-svet-materinskogo-tepla.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-otkritogo-aukciona-po-priobreteniyu-prava-na-zaklyuchenie-dogovora-vodopolzovaniya-v-chasti-ispolzovaniya-uchastka-akvatorii-reki-volga.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-pedagogicheskie-kadri-cevd-iveriya-aktualnost-programmi-ekskurs-v-istoriyu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozniknovenie-i-evolyuciya-vselennoj-chast-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-krasota-sozdavaemaya-chelovekom-kniga-ne-tolko-nauchit-rebenka-razmishlyat-o-raznih-storonah-zhizni.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specifikaciya-organizacii-detskih-massovih-meropriyatij-v-socialno-kulturnoj-sfere.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-aza-tl-tairibi-resmi-s-aazdar-stil-zhalpi-masati.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-nadsituativnaya-aktivnost-v-usloviyah-potencialnogo-riska-kniga-adresovana-ne-tolko-filosofam-psihologam.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-gou-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-902-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • control.bystrickaya.ru/duhovnaya-i-hudozhestvennaya-kultura-drevnej-grecii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tehnologicheskie-processi-v-stroitelstve.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-13-data-26-11-tema-likvidaciya-hanskoj-vlasti-v-kazahstane.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tenevaya-ekonomika-mira.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-razmernostej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-yurisprudenciya-moskva-2004.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/snezhnaya-koroleva-rasskaz-pervij-zerkalo-i-ego-oskolki-rusalochka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihohimicheskie-otravlyayushie-veshestva-ih-harakteristika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proishozhdenie-solnechnoj-sistemi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yan-dobrachinskij-pisma-nikodima-stranica-19.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080507-menedzhment-organizacii-080505-upravlenie-personalom.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-napravlenie-podgotovki-050716-65-specialnaya-psihologiya.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-biobibliograficheskij-ukazatel-elista.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomiko-matematicheskoe.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-obobsheniya-povtoreniya-i-zakrepleniya-po-teme-pervonachalnie-svedeniya-o-stroenii-veshestva-7-j-klass.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-odnokolejnosti-nashego-soznaniya-unikalnaya-programma-pitaniya-pri-kotoroj-ni-odin-produkt-ne-zapreshen-ni-na.html
  • desk.bystrickaya.ru/otdel-xxi-tajnaya-doktrina.html
  • university.bystrickaya.ru/evgenij-helimskij-gamburg.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-podzemnih-flyuidov-bolshogo-kavkaza-i-ego-obramleniya-v-svyazi-s-processami-litogeneza-i-magmatizma-25-00-09-geohimiya-geohimicheskie-metodi-poiska-poleznih-iskopaemih-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervij-vestnik-starenie-neizbezhno-l-rosenberg-with-d-guy-living-in-the-light-of-death-on-the-art-of-being-truly-alive.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematicheskoe-modelirovanie-v-ekonomikeatematicheskoe-modelirovanie-v-ekonomike-cikl.html
  • lesson.bystrickaya.ru/norvezhskaya-literatura-1871-1918-godov-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-v-bakalavriate-po-specialnosti.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-ekonomicheskij-rost-kapital-kak-osnova-ekonomicheskogo-rosta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-primeneniyu-gosta-71-2003-na-bibliograficheskoe-opisanie-obshie-trebovaniya-i-pravila-sostavleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminalnaya-harakteristika-moshennichestva.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-2008-2009-gg-specialnost-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-3-semestr-4-semestr-stranica-20.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.