.RU

Справка об истории тлинкитских коллекций маэ (Кунсткамера) ран приложение к пресс-релизу Презентация


Справка об истории тлинкитских коллекций МАЭ (Кунсткамера) РАН

Приложение к пресс-релизу

Презентация 10.12.2007 г. в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН иллюстрированного издания
«Тлинкиты: Каталог коллекций»

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (далее МАЭ) – первый музей России, основанный в 1714 г. Петром Великим. Для организации музея Петр не только передал свои коллекции по анатомии, зоологии и ботанике и собрание курьезов и раритетов, но и выделил свою резиденцию – Летний дворец на Фонтанке. В 1719 г. музей был переведен в так называемые Кикины палаты и открыт для всеобщего обозрения. По примеру европейских музеев он стал называться Кунсткамерой. В 1727 г. коллекции музея были открыты для посетителей в специально построенном здании на набережной Невы.

Тлинкиты – один из народов северо-западного побережья Северной Америки. В 1741 г. этот район был открыт участниками Второй Камчатской экспедиции В.И. Беринга – А.И. Чирикова. Тогда же произошла первая встреча русских с индейцами – экипаж одного из судов издалека видел лодку с тлинкитами. Следующее упоминание о тлинкитах в отечественных источниках относится к 1783 г., когда несколько купеческих судов посетили залив Принс Уильям, побережье которого населяли эскимосы чугачи. От них русские узнали, что их соседями в южном направлении являются колюжи: Этим этнонимом русские впоследствии стали называть тлинкитов. Слово колюж (или колош) на языке чугачей означает «пришелец» .

Настоящее знакомство русских с тлинкитами произошло в 1788 г., когда северо-западное побережье Аляски посетила торгово-промышленная экспедиция на судне «Три Святителя» под командованием мореходов Г.Г. Измайлова и Д.И. Бочарова. В июне участники плавания сделали остановку в заливе Якутат, населенном индейцами эяк и тлинкитами, от которых было получено несколько предметов. В ходе дальнейшего плавания судно останавливалось в заливе Льтуа. Здесь русские щедро одарили индейского вождя, который ответно преподнес в дар «одного нового бобра и шесть бобровых ковров». Предметы культуры и быта тлинкитов Г.Г. Измайлов и Д.И. Бочаров передали Г.И. Шелихову. Он отправил эти вещи Сибирскому генерал-губернатору И.А. Пилю, а последний – в Петербург, в дар Екатерине II. В 1790 г. эти вещи поступили в Кунсткамеру и стали первой коллекцией музея по этнографии тлинкитов.

В 1803–1806 гг. состоялась первая российская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, которые командовали судами «Надежда» и «Нева». Последнее судно посетило Русскую Америку. В июле 1804 г. «Нева» стала на якорь в Павловской гавани острова Кадьяк. После месячной стоянки судно отправилось к острову Ситка. Зиму 1804–1805 гг. экипаж судна провел на Кадьяке, а в июне 1805 г. «Нева» покинула берега Русской Америки. Во время пребывания в Русской Америке Ю.Ф. Лисянский собрал интересную этнографическую коллекцию, которую по возвращению в Петербург, он передал в Кунсткамеру. В дальнейшем музей получал коллекции и от многих других мореплавателей: В.М. Головнина, Л.А. Гагемейстера, С.П. Хрущева, М.П. Лазарева. В 1840 г. несколько предметов поступило от И.А. Купреянова, который в 1835–1840 гг. был главным правителем русских владений в Америке.

Поступление целого ряда более поздних коллекций связано с именем И.Г. Вознесенского. В 1836 г. произошло разделение Кунсткамеры на семь самостоятельных музеев, в том числе Азиатский и Этнографический. Так как ни один из российских академиков в эти годы не занимался этнографией, то «куратором» Этнографического музея был назначен хранитель Зоологического музея Е.И. Шрадер.

После разделения Кунсткамеры выяснилось, что американские собрания специализированных музеев крайне малочисленны. Для их пополнения Академией наук было принято решение отправить в Русскую Америку одного из сотрудников. Выбор пал на помощника Е.И. Шрадера по Зоологическому музею И.Г. Вознесенского. Он провел в Русской Америке около пяти лет с 1840–1845 гг. и за это время собрал более тысячи экспонатов по этнографии народов Русской Америки.

Поступление в музей очередного интересного собрания связано с именем горного инженера П.П. Дорошина, который в 1845 г. в звании поручика окончил Институт корпуса горных инженеров, и после прохождения практики поступил на службу в Российско-Американскую компанию. В Русской Америке П.П. Дорошин находился с 1848 по 1853 гг.

В мае 1891 г. МАЭ получил коллекцию по культуре тлинкитов от православного миссионера с Аляски Георгия Чудновского. Первоначально коллекция состояла из 39 номеров и 96 предметов. В настоящее время несколько предметов этого собрания находятся на хранении в Музее истории религии.

Всего в МАЭ находится на хранении 313 предметов по культуре тлинкитов, 10 фотографий и рисунков экспонатов, отсутствующих в настоящее время. Некоторые из них были переданы по обмену в музеи Европы и Америки в начале ХХ в., часть передана в 1930–1932 гг. для организации Музея истории религии и атеизма в Ленинграде, некоторые вещи были утрачены во время Великой Отечественной войны. В настоящем каталоге представлено не только собрание по тлинкитам, но и рисунки и фотографии вещей, когда-то хранившихся в музее. К ряду предметов приведены старые иллюстрации, позволяющие восстановить их первоначальный вид.

Особое значение имеет то, что в МАЭ находятся на хранении не только отдельные предметы: одежды, вооружения, шаманских атрибутов и т.д., но и их комплекты. В некоторых случаях сравнение однотипных предметов разного времени позволяет проследить изменение отдельных элементов тлинкитской культуры и выявить влияние на нее других народов - как индейских, так и европейских. В каталоге помещены несколько экспонатов спорной этнической принадлежности, а также предметы, приобретенные у тлинкитов, но сделанные их соседями.

Во вступительных статьях к разделам и в аннотациях к предметам приведены выдержки из письменных источников XVIII–XIX веков. Таким образом, в каталоге представлены две группы источников: этнографические предметы МАЭ (Кунсткамера) РАН и их описания из сочинений собирателей и других очевидцев, непосредственно наблюдавших жизнь тлинкитов.

spravka-po-itogam-celevoj-programmi-razvitie-sistemi-municipalnih-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-otdela-obrazovaniya-municipalnogo-rajona-burzyanskij-rajon-na-2008-2011-godi.html
spravka-po-itogam-ocenki-deyatelnosti-stranica-4.html
spravka-po-itogam-proverki-primeneniya-zdorovesbeoegayushih-tehnologij-v-uchebnom-processe-mou-sosh9-za-1-polugodie-2010-2011-uchebnij-god.html
spravka-po-itogam-shkolnogo-etapa-konkursa-klassov-nashe-zdorove-v-nashih-rukah.html
spravka-po-proverke-sostoyaniya-prepodavaniya-i-kachestva-znanij-uchashihsya-po-istorii-i-kursu-chelovek-obshestvo-gosudarstvo.html
spravka-po-samoobsledovaniyu-fno-kafedra-russkogo-yazika-i-metodiki-ego-prepodavaniya-v-nachalnih-klassah.html
  • desk.bystrickaya.ru/part-i-byzantine-art-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-2009.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-vampire-from-linkin-park-stranica-21.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-psihologicheskoj-sluzhbi-shkoli-internata-9-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-s-otkloneniyami-v-razvitii-na-2006-2011-uch-goda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azirt-audani-bolasha-mektep-gimnaziyasini-aza-tl-men-debiet-pnn-malm-zhet-modul-ideyasi-krktrlgen-erteg-kejpkerlerne-taldau.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-4-resursnoe-obespechenie-oblastnoj-celevoj-programmi-pravitelstvo-sverdlovskoj-oblasti-postanovlenie-ot.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-chitatelskoj-konferencii-zvuchit-muzika-myagkij-blyuz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-kompleksnogo-strategicheskogo-upravleniya-predpriyatiyami-restorannogo-biznesa-na-primere-sankt-peterburga.html
  • university.bystrickaya.ru/gendernie-predubezhdeniya-v-strukture-lichnosti-sbornik-statej-predstavlyaet-obzor-teoreticheskih-i-eksperimentalnih.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-01-10-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00-00-15-00-00-kokorekina-olga-novosti-12-00-00-9-00-00-agoshkov-evgenij-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uslovnie-oboznacheniya-i-edinici-izmereniya-pravila-rasprostranyayutsya-na-a-parovie-kotli-v-tom-chisle-kotli-bojleri.html
  • college.bystrickaya.ru/290300-270102-65-promishlennoe-i-grazhdanskoe-stroitelstvo-stranica-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/metafizika-kreativnosti-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulturnij-proekt-triedinstvo-yazikov-v-respublike-kazahstan.html
  • testyi.bystrickaya.ru/71-bazovaya-model-organizacii-raboti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativi-rashoda-etilovogo-spirta-marki-a-po-gost-17299-78-na-remont-elektrotehnicheskogo-oborudovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-rossiya-i-vto.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soc-obrabotan-istorichesk-izmenchiv-znakov-sist-sluzhash-osnovn-sredstv-obshen-i-predstavlen-ya-razn-form-sushestvovan-kazhd-iz-kot-imeet-po-krajnej-mere-odnu-iz.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhukov-georgij-konstantinovich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-tendryakov-vesennie-perevertishi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-yaziku-dlya-5-9-klassov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekstremum-funkcij-mnogih-peremennih.html
  • crib.bystrickaya.ru/gracheva-elena-yurevna-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-po-zayavlennim.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-12-povrezhdeniya-chelyustno-licevoj-oblasti-organizaciya-stomatologicheskoj-pomoshi-detyam.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-v-prosodika-predislovie.html
  • literature.bystrickaya.ru/departament-obrazovaniya-ivanovskoj-oblasti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-svyaz-s-drugimi-metodikami-diplomnaya-rabota-studenta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-10-religioznie-ideali-v-osnovanii-kulturi-struktura-kursa-lekcij-34-chasa-lekciya-vvedenie-2-ch-lekciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/respublikanskaya-programma-razvitiya-konkurencii-v-chuvashskoj-respublike-na-2010-2012-godi-pasport-programmi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-otechestvennaya-istoriya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10-obyazatelstva-iz-prichineniya-vreda-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-ufa-2008.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rezervi-kak-instrument-nalogovogo-planirovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/14-kakimi-dolzhni-bit-gosudarstvennie-rashodi-vladimir-kucherenko-maksim-kalashnikov-i-drugie.html
  • student.bystrickaya.ru/13-ergaticheskie-sistemi-osobennosti-urovni-organizacii-01-disciplina-bzhd-cel-zadachi-kompleksnij-harakter.html
  • esse.bystrickaya.ru/reestr-specialistov-agent-specialisti-proshedshie-attestaciyu-v-ramkah-sistemi-dobrovolnoj-sertifikacii-uslug-na-rinke-nedvizhimosti-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-finansovoj-sistemi-mestnogo-upravleniya-kievskoj-rusi-i-rossijskogo-gosudarstva-s-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.